24 июля 2022

Образ "идеальной женщины" времени А. С. Пушкина.

О. И. Лисицына в статье "Аскриптивные черты российской дворянки: конструирование идеальной жены и матери (конец XVIII – середина XIX в.)" затрагивает тему воспитания российских девочек-дворянок в конце XVIII – первой половине XIX в.

"Несмотря на «секуляризацию общественного сознания» [1], православие в конце XVIII – середине XIX в. продолжало оставаться значимой частью мировоззрения российского нобилитета. Конечно, в ситуации повсеместного господства православной идеологии набор первых прививаемых дворянской девочке качеств был выдержан в духе христианских добродетелей, определяемых в терминах «благочестия» [2], «совершеннаго исполнения правил евангельских» [3]. Дворянке в первую очередь прививались такие качества как «терпение», «покорность», «смирение». Очевидно, развитие у неё данных качеств осуществлялось с целью последующего сглаживания «острых углов» в отношениях между чуждыми, по большому счёту, друг другу супругами и, соответственно, укрепления семьи. Приводимые в текстах описания «счастливой» семейной жизни наглядно демонстрируют, какие именно свойства женской личности оказывались при этом наиболее значимыми: «Наталия Ивановна и Василий Иванович… любили друг друга и были счастливы, хотя он и разорялся от карт, но жена всё ему прощала» [4]; «одна из этой семьи не делала замечаний мужу из деликатности даже тогда, когда он смелыми оборотами доводил семью до разорения…» [5]. Как видим, женские смирение и терпение, облекаясь в форму сугубо светского, «этикетного» понятия «деликатность», трактуются практически как основной залог семейного счастья.

«Повиновение» и «покорность» также достаточно часто фигурируют в текстах – обычно в контексте описания воспитательных стратегий взрослых в отношении юной дворянки: «Наталья Александровна с заплаканными глазами крестила и целовала Нюту... Что она внушала ей, я не слыхала, но, конечно, не протест и борьбу с деспотизмом родительской власти, а, вероятно, на разные лады давала лишь советы покорности и смирения…», но родительская власть трансформируется для неё после брака во власть супруга – тем более что в рамках подчинения первой она, как правило, и «даёт согласие» на брак. Так, «ты уж не от меня будешь зависеть, а от мужа и от свекрови, которым ты должна беспредельным повиновением и истинною любовью. Уж ты не от меня будешь принимать приказания, а от них» [6] – наставляет 13-летнюю А.Е. Лабзину мать.

Как видим, в отношении дворянской девушки существовала достаточно жёсткая и безальтернативная система социальных ожиданий, формировавшая у неё представления о том, каким должен быть её моральный облик и нормативная модель поведения. Типичность приведённых характеристик свидетельствует о сформированности и устойчивости данного «канона», а сами вменяемые «качества» позволяют охарактеризовать «идеальную женщину» конца XVIII – середины XIX в. как «идеальную» жену и мать: «покорную», «кроткую», «деликатную», «заботливую» и «добрую»".

Представленный здесь образ "идеальной женщины" напоминает мне Ирину Алфёрову (Дарья Дмитриевна) в фильме "Хождение по мукам" (1977).


Такой иконографичный образ имеет терапевтический эффект: душу "греет" и лечит.

--------------------------------------------------------------------

[1] Подробнее об этом см.: Муравьёва О.С. Как воспитывали русского дворянина [Электронный ресурс]. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/mura/vye/va/ (дата обращения: 15.12.2014).

[2] Дурова Н.А. Кавалерист-девица. Происшествие в России [Электронный ресурс]. URL: http:// militera.lib.ru/memo/russian/durova1/index.html (дата обращения: 02.12.2015).

[3] Ржевская Г.И. Памятные записки // Институтки: Воспоминания воспитанниц инститyтoв благородных девиц / сост., подг. текста и коммент. В.М. Боковой и Л.Г. Сахаровой, вступ. статья А.Ф. Белоусова. Изд. 4-е. М., 2008. С. 33–66. С. 36.

[4] Керн (Маркова-Виноградская) А.П. Из воспоминаний о моём детстве // Воспоминания, дневники, переписка [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/k/kern_a_p/text_0050.shtml (дата обращения: 02.05.2015).

[5] Там же.

[6] Лабзина А.Е. Воспоминания [Электронный ресурс]. URL: http://elcocheingles.com/Memories/Texts/
Labzina/Labzina.htm (дата обращения: 17.05.2015).

Комментариев нет:

Отправить комментарий