На этой карте хорошо видно, что Финляндия была самой "грамотной" провинцией во всей Российской империи. Может быть именно поголовная грамотность финнов способствовала тому, что они критически отнеслись к построению коммунистической утопии и не захотели участвовать в этом деле. Без всякого надрыва первых сталинских пятилеток они тихо и спокойно трудились на своих хуторах, и в результате Финляндия превратилась в высокоразвитую европейскую страну. (См.: СССР и Финляндия: путь колхозника и путь фермера и Уроки финского.)
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
23 сентября 2022
Знание — сила.
Есть такое мнение.
![]() |
Источник картинки |
От редакции: такие вещи высказывает не просто юрист — у этого человека длиннейший внушительный послужной список в полиции, во власти и преподавании.
Следы оборотничества в сказках и былинах.
Медведко-богатырь (также Иван Медведко, Медведко-Ивашка, Иван Медвежье ушко) — персонаж восточнославянской мифологии и народных сказок. Описывается богатырь как человек с медвежьим ушком или полумедведем-получеловеком.
Кажется, этот персонаж является сказочным "репликантом" вполне реальных скандинавских берсерков. Тем более, что он выступает вместе с богатырями Горыней, Дубыней и Усыней (в другом варианте — Вернигорой, Вернидубом и Крутоусом).
По сказке, Медведко — сын девушки Репки и медведя.
У него две силы — человеческая и медвежья.
Матриархальное родноверие.
![]() |
Источник картинки |
Родновер Велеслав Черкасов говорит, что это их старый алтарь. Как видим, вполне матриархальный.
22 сентября 2022
"Весёлые лавочки".
В городе Фленсбург, что в Германии, есть необычный памятник, который известен под названием "Весёлые лавочки". Находятся они на рыночной площади. На одной из этих лавочек сидит бабуся с козой и хохочет от души, увидев или услышав что-то смешное.
Хохочет, потому что не смотрит новости по телевизору. А если б посмотрела, ей было бы не до смеху.
Легенды об амазонках и сказка "Маша и медведь".
Интересно, как древние легенды об амазонках соответствуют старинным поверьям о сожительстве медведя с женщиной. Медведь на дух не переносит мальчиков; и амазонки, как гласит легенда, родившихся мальчиков отсылали отцам (по другой версии — убивали), из девочек же воспитывали новых амазонок.
У сибирских народов, по словам А.М. Поповой, половые связи женщины с животным представлялись делом совершенно естественным. Ещё в начале прошлого века вполне этому верила и русская интеллигенция. Примером может послужить воспоминание одного из администраторов Камчатки, рассказывающем как о достоверном факте, что медведь однажды забрёл в Петропавловск, увёл (или утащил) местную обитательницу в тайгу и сделал её своей женой [1].
Согласно поверью, представительницам прекрасного пола не грозит никакая опасность, пока медведь не учует, что женщина беременна мальчиком. В таком случае грозный зверь обязательно её «задерёт», чтобы не появился будущий охотник, продолжатель враждебного рода: «А то вот рассказывали ещё, встретилась женщина с медведем в лесу. Он её нюхал, нюхал и задрал. Верно, собиралась охотника родить».
На всём Русском Севере бытовали такие же поверья о том, что медведь опасен для беременной женщины. Это было одной из причин, почему в этих местах беременных не брали в лес за ягодами или на покос, т. к. они могли привлечь к себе медведей и навлечь на себя беду.
----------------------------------------------------------------------------
[1] Штернберг Л. Я. Избранничество в религии // Этнография, N21, 1927, с. 39.
"Венера" как Bona Dea.
Хо́ра (от греч. χορός — «танец», болг. хоро́, макед. оро, серб. коло, хорв. kolo, молд. хорэ, рум. hora, груз. ხორუმი [khorumi], крымскотат. horan, тур. horon, арм. շուրջպար [shurch par], ивр. הורה [hora]) — народный танец-хоровод у южных славян (болгар, македонцев, сербов, хорватов), гагаузов, молдаван, румын, греков, грузин, крымских татар, турок, армян и евреев (из Википедии).
![]() |
молдавская хора |
Понятно, что отсюда "растут ноги" у русского слова "хоровод". Отсюда же — и "хоромы", "храм". "Первичным смыслом слова "хоромы" представляется круговая постройка. Начало своё слово получило от собраний, "соборов" на праздниках в круговых постройках языческих святилищ.
![]() |
Источник картинки |
21 сентября 2022
"Венеры"-мироносицы (в смысле: мир несущие).
В статье "Круглое значит хорошее" я обратил внимание на "спасительность" округлых форм и "зловредность" ущербных форм.
Верхнепалеолитические "венеры" имеют как раз округлые, шаровидные формы.
Интересно, что в преданиях разных народов часто встречается один сюжет. Стоит герою очертить вокруг себя круг, произнося при этом положенные заклинания, как он становится практически недоступным для враждебных внешних сил. Вспомним, как в повести Н. В. Гоголя «Вий» при наступлении ночи в церкви трясущийся от страха философ Хома очерчивал вокруг себя круг, чтобы его не нашла нечистая сила.
20 сентября 2022
Об опийном маке в Бронзововом веке.
В интересной статье Opium trade and use during the Late Bronze Age: Organic residue analysis of ceramic vessels from the burials of Tel Yehud, Israel описывается обнаружение компонентов опиума в сосудах 14 века до н.э. на территории современного Израиля. По-видимому, опиум был привезён с Кипра. Хотя выращивание мака описывается и раньше [1], это самый ранний случай нахождения в Палестине именно остатков опиума. Древние египтяне выращивали свой собственный опийный мак в Фивах, который назывался опиум тебаикум и тебаин. Этот опиум, как правило, предназначался только для жрецов, магов и воинов и был связан с религиозным культом.
Очевидно, на Крите опиум также использовался в религиозном культе, на что намекает т. наз. "Маковая богиня", которая была обнаружена в святилище позднедворцового периода (LM III, 1400-1100 гг. до н.э.) в Гази, Крит, и сейчас находится в Археологическом музее Ираклиона.
![]() |
"Poppy goddess" figurine |
На вершине головы "богини" покоятся три подвижные капсулы с маком [2]. Археологическое исследование 1967 года, проведённое Критикосом и Папдаки, подтвердило, что эти головки относятся к одному конкретному виду мака, который в древности использовался для изготовления опиума.
----------------------------------------------------------------------------
[1] Первое известное упоминание об опийном маке в древности содержится на шумерских глиняных табличках, написанных клинописью около 3000 лет до н.э. Таблички были найдены в Ниппуре и описывают выращивание опийного мака. Кстати, согласно историческим литературным источникам и новым химическим данным, предполагается, что опиум впервые был культивирован в Малой Азии (ок. 3000 г. до н.э.), а затем оттуда разошёлся по всему Ближнему Востоку и Восточному Средиземноморью.
[2] Почему капсулы с опиумом подвижны? Только потому, что они были изготовлены отдельно?
Памяти В. С. Передольского.
Интересным человеком был Василий Степанович Передольский.
"Сын дьячка, родившийся 26 декабря (8 января) 1833 года в Передольском погосте Лужского уезда, Василий Степанович должен был тоже стать священником, но скандальный случай в духовной семинарии, где он учился, резко изменил его судьбу. После окончания новгородской гимназии в 1855 г. Передольский поступил на юридический факультет Петербургского университета, а по окончании его на государственную службу.
Юрист по образованию, а по призванию и всей деятельности — историк, археолог, антрополог, краевед, он посвятил около 60 лет жизни изучению древностей новгородского края, сбору коллекции древних вещественных памятников и созданию музея на основе этой коллекции. Увлечение древней историей началось ещё в юности. Под руководством преподавателей новгородской гимназии, страстных любителей — краеведов И.К.Куприянова и И.И.Красова он осматривает подцерковья и чердаки, обнаруживает старинные рукописи, грамоты, книги среди завалов хлама, которые должны были разбирать монахи, но из-за своей лености они просто сжигали эти бесценные вещи или бросали на дно Волхова, чтобы не рыться в “хламе” "(Источник).
"Сколько тайн унесли с собой воды Волхова, да и других рек России! Такое отношение к своей истории коснулось не только новгородской земли - это беда всего русского народа", - говорят Леонтьев А. И. и Леонтьева М. В. ("Истоки медвежьей Руси", с. 87). И добавляют:
"Сразу вспомнился недавний телевизионный сюжет о том, как корреспондент местной газеты, находясь в глубинке Архангельской области, абсолютно случайно обнаружил часть уникальной рукописной книги начала XVIII века, которая служила у хозяйки деревенского дома ... подставкой под сковороду или самовар. Низкий поклон ей, что хоть не сожгла".
Не удивительно ли, что история народа держится на таких нищих энтузиастах как В. С. Передольский? А государство, с его несметными богатствами, лишь "мутит" историю, ибо что такое советские учебники истории как не "муть"? Государственная идеология, пропаганда подобна взвеси мути в ведре воды, так что за этой мутью и самой воды не видно.
О культе медведя (2).
В продолжение записи "О культе медведя".
А. И. Леонтьев и М. В. Леонтьева в книге "Истоки медвежьей Руси" (М.: Алгоритм, 2007. С. 83) сообщают следующее о раскопках стоянок фатьяновской культуры:
"Особенно интересна стоянка Сахтыш на Верхней Волге, где во многих погребениях были найдены останки медведей. Мужские захоронения обычно сопровождались украшениями из зубов медведя или волка с клыками и когтями бурого мишки. Все эти находки относились к волосовскому времени, т.е. около 2000-1800 лет до н.э." [1]
И далее самое интересное:
"Самыми массовыми находками из фатьяновских могильников были кремневые клиновидные и боевые каменные топоры, а также медные топоры в футлярах".
"Фатья́новская культу́ра — археологическая культура III тыс. до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров (шнуровой керамики)", - говорит Википедия.
То есть перед нами архимилитаризированное арийское общество, в котором изготавливаются (судя по погребениям) почти исключительно одни орудия убийства. И - вкупе с ними - встречаются когти медведя и волчьи клыки. По-моему, эти находки свидетельствуют о существовании оборотничества у ариев. Там у них были свои берсерки и ульфхеднары.
![]() |
"белокурая бестия" |
----------------------------------------------------------------------------------
[1] Погребения на стоянке Сахтыш IIа / / www.elibrary.ru/books/alekseeva
19 сентября 2022
Памятники матриархальной России (2).
Памятник цветочнице в Ростове-на-Дону.
У входа в парк имени М.Горького в тени деревьев присела девушка с корзинкой цветов.
О культе медведя.
Подобно тому как "империализм есть высшая и последняя стадия капитализма" (Ленин), так и скандинавский берсерк является наиболее зрелой формой культа медведя.
Этот культ уходит корнями в эпоху верхнего палеолита. Где-то там, в неисследимой доисторической глубине, зародились мужские инициации. Одной из форм инициации служилa схватка с тотемным зверем, завершавшаяся поеданием мяса культового животного и питьем его крови. В результате тотемное животное как бы не умирало, а воплощалось в иницианте. После этого человек жил с двумя душами - своей собственной и медвежьей, и также обладал двумя силами - человеческой и медвежьей.
Очевидно, этот "замес" душ и сил происходил во время ритуального поединка, во время которого инициант сильно рапалялся и в этом состоянии у него появлялся т. наз. "магический жар". Насколько нам известно, при достижении этого состояния реальность как бы разогревается и становится "мягкой", "пластичной", сознание буквально плавится и переплавляется в иные формы. Вот здесь-то и возможен не только выход души из тела, но и "подселение" (поту)сторонних душ. Намёк на этот "магический жар" сохранился в северогерманских сагах: по исландскому поверью, родившийся на медвежьей шкуре не будет страдать от холода, - так в «Havardar saga isfiгdiпgs» упоминается молодой исландец, обладающий bjarnylr, т. е. медвежьим теплом.
В культе медведя, как и в аналогичном культе волка, самое главное - феномен оборотничества. По толкованию некоторых исследователей, berserker (берсеркер, берсерк) переводится как "медвежья шкура" или "в медвежьей шкуре". Однако, как отмечают некоторые исследователи, правильней было бы назвать берсерка не просто человек-воин «в медвежьей шкуре», а как «некто в медвежьей шкуре, воплотившийся в медведя». Перевоплощение в медведя было настолько полным, что человек перенимал все медвежьи повадки. Так, Г. Зиверс подметил интересную черту норвежских берсеркеров, - мирное время, промежутки между военными походами, они больше всего проводили во сне, т. е. спали почти круглосуточно (вспомним зимнюю спячку медведей).
По теме: Магический жар, Магический жар (2) и Магический жар (3).
О пещерном медведе.
Учёные пришли к единодушному мнению, что предметом верхнепалеолитического культа был вымерший теперь вид Ursus Spelaeous, так называемый пещерный медведь - могучий зверь с широкой грудью, который был значительно массивнее самого большого сейчас медведя на Земле - гризли - и имел в длину от кончика носа до хвоста почти три метра.
![]() |
Гризли |
Бурый медведь с Аляски высотой до самого потолка в музее Университета Аляски. National Geographic, июнь, 1956 г.
А пещерный медведь был ещё больше.
18 сентября 2022
О близости хеттов-хаттов к этрускам.
"... сообщение [о воле богов] может быть получено в прямой форме из уст
человека, впавшего в экстаз, или из сновидения. Экстаз и сновидение
считались видами божественной одержимости.
Однако более
надёжным, хоть и более трудоёмким способом узнать божью волю было
гадание, осуществлявшееся одним из трёх способов: экстиспиция (изучение
внутренностей жертвенного животного), авгурство (гадание по полёту птиц)
и, наконец, способ, вероятно, представлявший собой своего рода бросание
жребия. Это была специальность некоторых женщин-ворожей, которых
называли попросту «старые женщины». «Старые женщины» (фамильярный термин, несомненно,
заимствованный из деревенского языка) были носителями простейших
магических формул. Лишь в тех случаях, когда магический ритуал сочетался
с религиозными элементами, в дело вступали, жрецы, авгуры и провидцы
(то есть лица, обученные специальным дисциплинам).
Искусство гадания хетты унаследовали от передававшихся из
поколения в поколение учений вавилонских провидцев. Считалось, что боги
слали своим почитателям весть о судьбе, уготованной им, в виде знаков и
предзнаменований (ими могли быть практически любые явления, выходящие
из обыденного ряда). В особенности это относилось к виду внутренностей
жертвенного животного. Определенная конфигурация печени и других
потрохов, некоторые особенности полета птиц и другие явления считались
благоприятными, другие — неблагоприятными (принципа, на которых
зиждились эти суждения, в большинстве случаев остаются малоприятными).
Хетты,
как и другие древние народы, всегда сообразовывались с
предзнаменованиями, собираясь предпринять военный поход или другое
важное дело. Они прибегали к этому традиционному обычаю также и для
того, чтобы выяснить причины божьего гнева. Благоприятное
предзнаменование рассматривалось как эквивалент «да», а неблагоприятное
как «нет»".
Источник: А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. авторы "История Древнего мира. Древний Восток", Минск, Харвест, 1999, с. 519-526.
Из истории бурятского шаманизма.
(Автор - Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по ХУІІІ в.).— Новосибирск: Наука, 1980)
Общественный строй [жителей Прибайкалья эпохи верхнего палеолита] представлял собой матриархальную родовую общину (с. 69).
Полного расцвета неолитическая культура жителей Прибайкалья достигла на серовском этапе — в первой половине III тыс. до и. э. «Серовское время в Прибайкалье является временем расцвета родового строя, основанного на материнском праве» (с. 70).
Учёными установлено, что ещё в начальной стадии развития человеческих коллективов определялась известная избирательность охотничьей деятельности: из всего разнообразия окружающего зверья и дичи люди охотились преимущественно на одних и тех же животных. Поэтому, как утверждает Ю. И. Семёнов, жизнь каждого коллектива и всех его членов была тесно связана с животными определённого вида. Эта объективно существовавшая связь человека и животного не могла не осознаваться людьми. Возникает убеждение, что человеческий коллектив и связанный с ним вид животных образуют общность, члены которой, несмотря на все различия, в сущности тождественны друг другу, представляют единое целое. С закреплением такого убеждения слово, обозначающее вид животных и каждое животное, принадлежащее этому виду, стало одновременно обозначать человеческий коллектив и каждого из его членов, стало чувственным, наглядным воплощением общности человеческого коллектива. Так возникло то верование, которое в этнографической литературе получило название «тотемизм».
По археологическим данным А. П. Окладникова, в производственном культе серовцев, в их верованиях и обрядах центральное место занимал лось. Вкушение мяса лося или оленя совершалось в соответствии с традиционными правилами, оно имело характер ритуального акта. Кости животного после трапезы хоронили по особому ритуалу и тщательно оберегали от осквернения.
О "священной болезни".
"Почему именно эпилептики — лучшие шаманы? Потому что эпилептический припадок с его ритмическими судорогами и выгибаниями древние понимали как половой акт с невидимым партнёром, с духом, божеством, тотемным животным. Эпилептички были первые жрицы. Остальные потом научились или симулировать эпилепсию, или вызывать эпилептоидные кризы искусственными средствами. Мужчина-эпилептик тоже рассматривался как священный объект любви бога-духа, как женоподобный мужчина, как андрогин", - говорит Р. Г. Назиров.
Особый интерес представляет т. наз. катамнестическая эпилепсия, когда приступы у женщин связаны с менструальным циклом.
Вполне понятно, что многочисленные истории о сексуальных связях женщин с быками, козлами, медведями и пр. не такие уж и беспочвенные. С одной стороны, менструальное табу заставляло женщину самоизолироваться на период месячных, с другой стороны, посторонние люди могли слышать крики, похожие на те, которые женщины издают при пароксизмах страсти. Родственники могли быть свидетелями телодвижений, похожих на сексуальные.
При этом, конечно, могло возникнуть подозрение, что женщина одержима (кстати, лат. epilepsia от др.-греч. ἐπιληψία ← ἐπίληπτος «схваченный, пойманный, застигнутый») каким-то богом или духом.
Думмузи (Таммуз) и Персефона.
"[В эпоху раннего матриархата] всякая инициатива, социальная и половая, исходила от женщины; девушки выбирали себе мужей, а молодые люди пассивно ждали выбора; муж в ранней семье занимал подчинённое место.
Вспомним для примера шумерский миф о нисхождении в преисподнюю богини Инанны (Иштар). Она не могла вернуться на землю иначе, как по законам преисподней, т. е. оставив кого-то под землёй вместо себя. Инанна предаёт своего мужа — пастуха Думузи [1], и демоны подземного мира хватают его и разрывают на части. В итоге Думузи проводит половину года на земле, а половину — под землёй, как в греческом (стадиально позднейшем) мифе похищенная Аидом Персефона. «Таким образом, шумерский бог Думузи оказывается убиваемым и воскресающим божеством, хотя, может быть, не столь ярко выраженного характера, как Осирис и малоазийские божества» [2]", - пишет Р. Г. Назиров.
Да, это очень интересная идея — сравнение Думузи с Персефоной.
По всей видимости, Думузи — не собственно шумерское божество, а персонаж из более древней, субарейской мифологии, уходящий корнями в культуру Эль-Убейда и может быть ещё глубже, к Хассуна-Самаррской и Халафской культурам.
Поскольку Думузи — пастушок, это сближает его с быком. Ну а бычок в матриархальных культах — это всегда персонаж, вокруг которого разыгрываются "страсти" (в смысле: страдания).
О кастрации мужчин-насильников.
"Понятие «страх перед кастрацией», созданное З. Фрейдом, имеет реальную основу; только объяснение этого древнего феномена психики у Фрейда абсолютно несостоятельно. Не мифическое любовное соперничество сыновей с патриархом (явление в любом случае позднее и частного характера), а вражда полов в раннем матриархате — вот что явилось истоком «страха перед кастрацией». Ибо в этой борьбе полов обычай убиения взятых женщинами в плен насильников был постепенно заменён кастрацией пленников", - говорит Р. Г. Назиров.
Лично я никогда в жизни не испытывал «страх перед кастрацией», и если б я не прочёл об этом страхе в научно-популярной литературе, я бы вообще не знал, что такой страх реально существует у мужчин. Поэтому, мне кажется, что здесь существует какая-то надуманность. Очевидно, Фрейд свои собственные психические "заморочки" экстраполировал на весь мужской пол.
Что касается "обычая убиения взятых женщинами в плен насильников и постепенного заменения убийства на кастрацию пленников", то мне такой обычай не известен. Я, в принципе, допускаю, что нечто подобное имело место быть в архаических матриархальных обществах, но свидетельств такой практики не имеется. Поэтому, до появления доказательств или хотя бы намёков на существование кастрации мужчин-насильников в матриархальных обществах, будем считать предположение Р. Г. Назирова чисто спекулятивным.
17 сентября 2022
Миф об амазонках.
"Греческий миф об амазонках отражает картину раннего матриархата: независимое существование женского рода, дислокальность проживания супругов, ограниченность брачных встреч и вооружённая борьба против каких бы то ни было попыток навязать женскому роду более тесные контакты с мужчинами" (Р. Г. Назиров).
О происхождении мужского жречества.
"Все дети, ещё не прошедшие инициаций, жили тогда [в раннематриархальную эпоху] с матерями, помогая им, разделяя их общественные и хозяйственные заботы. Девочки оставались в материнском роду; выходя замуж, они только на короткое время (после весеннего сева) сходились с мужьями; в развитом матриархате мужья приходили в род жены. В материнском роду всегда было известное количество мальчиков. Вплоть до середины XX века у папуасов Новой Гвинеи мальчики, ещё не прошедшие инициаций, спали в «женском доме»; переходом служила жизнь в домах для инициаций; пройдя инициации, мальчик превращался в молодого воина, переходил в совершенно иной мир. Но больные, слабые, увечные мальчики, которые заведомо не могли или не умели пройти инициации, оставались в материнском роду, выполняли женские работы и не имели никакой надежды на брак. На них в очень широких пределах распространялось понятие женственности. Мальчики, не прошедшие инициации, рассматривались воинами как женоподобные. К ним и относились в сексуальном плане как к девушкам или женщинам.
Ярким отражением этой культурной стадии является образ юного Ахилла, скрытого его матерью Фетидой на острове Скирос среди дочерей Ликомеда. Ахилл был переодет девочкой. Судя по этому классическому мифу, его нельзя было отличить от скиросских царевен (хотя одну из них он успел сделать матерью). Разумеется, у великого скептика Гомера не осталось ничего от исходного смысла этого мифологического мотива. В палеолите причиной такой травестии мальчика было стремление к тому, чтобы женское божество огня (покровительница материнского рода) приняло мальчика за девочку. В ту эпоху, к которой восходит этот миф, мальчики и девочки носили одинаковую одежду, обычно именно ту, которую продолжали носить девушки и после своих инициаций. Это никого не удивит, если вспомнить, что вплоть до XX века в Европе, преимущественно в буржуазных, мещанских кругах, маленьких мальчиков заставляли носить платья девочек.
![]() |
Императрица Мария Федоровна с сыном, будущим императором Николаем II |