В статье "Круглое значит хорошее" я обратил внимание на "спасительность" округлых форм и "зловредность" ущербных форм.
Верхнепалеолитические "венеры" имеют как раз округлые, шаровидные формы.
Интересно, что в преданиях разных народов часто встречается один сюжет. Стоит герою очертить вокруг себя круг, произнося при этом положенные заклинания, как он становится практически недоступным для враждебных внешних сил. Вспомним, как в повести Н. В. Гоголя «Вий» при наступлении ночи в церкви трясущийся от страха философ Хома очерчивал вокруг себя круг, чтобы его не нашла нечистая сила.
Можно предположить, что на символическом уровне круг и шар тождественны и взаимозаменяемы. Оба они репрезентируют полноту ("плерому").
Пустое ведро в женских руках по древним поверьям предзнаменовало неприятности. Соответственно, баба с полным ведром приносила удачу.
Наверно, где-то на уровне подсознания мы отождествляем округлые, шаровидные формы с беременным животом своей матери. Оттого они и кажутся нам спасительными. Когда маленький ребёнок сильно напуган чем-то, он кричит "мама!" и бежит к маме под юбку, бессознательно пытаясь вернуться в безопасное материнское чрево. Может быть, "венеры" изготавливались с тою же целью, с какою Хома Брут начертил круг вокруг себя? Может быть, при страхе древние люди хватались за "венеру" и шептали: "Свят, свят, свят!"
Между прочим, частенько и православные иконы состоят из одних окружностей.
Собор Архангела Михаила, икона |
Комментариев нет:
Отправить комментарий