"[В эпоху раннего матриархата] всякая инициатива, социальная и половая, исходила от женщины; девушки выбирали себе мужей, а молодые люди пассивно ждали выбора; муж в ранней семье занимал подчинённое место.
Вспомним для примера шумерский миф о нисхождении в преисподнюю богини Инанны (Иштар). Она не могла вернуться на землю иначе, как по законам преисподней, т. е. оставив кого-то под землёй вместо себя. Инанна предаёт своего мужа — пастуха Думузи [1], и демоны подземного мира хватают его и разрывают на части. В итоге Думузи проводит половину года на земле, а половину — под землёй, как в греческом (стадиально позднейшем) мифе похищенная Аидом Персефона. «Таким образом, шумерский бог Думузи оказывается убиваемым и воскресающим божеством, хотя, может быть, не столь ярко выраженного характера, как Осирис и малоазийские божества» [2]", - пишет Р. Г. Назиров.
Да, это очень интересная идея — сравнение Думузи с Персефоной.
По всей видимости, Думузи — не собственно шумерское божество, а персонаж из более древней, субарейской мифологии, уходящий корнями в культуру Эль-Убейда и может быть ещё глубже, к Хассуна-Самаррской и Халафской культурам.
Поскольку Думузи — пастушок, это сближает его с быком. Ну а бычок в матриархальных культах — это всегда персонаж, вокруг которого разыгрываются "страсти" (в смысле: страдания).
Бычок связан с "умирающей" и "нарождающейся" луной, а лунный цикл связан с женским менструальным циклом. Это приводит нас к женским инициациям, которые совершаются как бы естественным образом, при соблюдении менструального табу. У мужчин же нет "регул", и поэтому они как бы самой природой обречены на "страсти". Все мужские инициации, в отличие от женских, имеют крайне болезненный характер. То же можно сказать и о специфически мужской "шаманской болезни". Прорыв в мир сверхъестественного даётся мужчинам с болью, и никак иначе. Вероятно, отсюда и вынужденное путешествие Думузи в ад, - без ада тут никак не обойтись. Инанна здесь выступает как "проводница" на тот свет, типа древнегреческой Ариадны.
А что же случилось у греков? Почему у них вместо мужчины в преисподнюю стала спускаться девушка Персефона? Очевидно, потому, что Тесей убил Минотавра.
Тесей преследует Минотавра в лабиринте. Художник сэр Эдвард Коли Бёрн-Джонс |
Убийство Минотавра, если оно может быть локализовано по времени, близко к Троянской войне. И, я думаю, это вовсе не случайно. Ибо войны являются "инобытием" мужских инициаций. Войны преисполнены "страстей", некоторые из которых под стать голгофским "страстям" Иисуса Христа.
пленные немцы под Сталинградом |
А что касается чисто религиозных мистерий, то в эпоху патриархата они пребывают на женской половине человеческого социума. Если мы обратим внимание на Элевсинские мистерии, то они находились под "патронажем" Деметры, и, я думаю, что в основном в Элевсин ходили женщины, как и ныне в православных храмах большинство прихожан - женщины.
Затронутая тема - архисложная, и я тут писал "по наитию". Поэтому в будущем неизбежны исправления и дополнения.
------------------------------------------------------------------------
[1] Так в рукописи. В современной традиции написания принято: Думмузи.
[2] Афанасьева В. К. Гильгамеш и Энкиду. М., 1979, с. 81.
Комментариев нет:
Отправить комментарий