Следы культов Великой Матери (римской Дианы или Иродиады, Иродясы) мы
встречаем в тайном обществе мужчин, называвшемся «кэлушары» и
сохранявшимся у румын вплоть до XX века. Такие общества состояли из 7, 9
или 11 человек, и вступлению в него предшествовал обряд инициации.
Главной задачей кэлушаров (как и южнославянских русалий) было исцелять
болезни, насланные зыне (феями). Основным обрядом кэлушаров были особые
танцы, имитирующие пляски самих зыне (фей). В ходе кружений и
акробатических трюков группа кэлушаров старалась создать впечатление,
что они движутся по воздуху—точно так же, как описывались хороводы самих
зыне. При этом сами кэлушары одевались в женские платья, то есть
изображали собой зыне.
Дмитрий Кантемир (1673— 1723) в своем
«Описании Молдавии» пишет о кэлушарах. Кроме свадебных танцев, во время
празднеств существуют ещё другие, связанные с суевериями, которые должны
составляться из семи, девяти, одиннадцати и вообще нечётного числа
танцующих. Эти танцоры называются кэлушари. Собираются они один раз в
год, одевшись в женские платья, на головы надевают венки, сплетённые из
листьев полыни и украшенные другими цветами, и, чтобы их нельзя было
узнать, говорят женскими голосами и накрывают лицо белым платком. Держат
в руках обнажённые мечи, которыми могут пронзить любого простого
смертного, если он осмелится снять покрывало с их лица. Это право даёт
им древний обычай, так что никто не может быть обвинён за это в убийстве
человека. Предводитель такой группы танцоров называется старица, его
помощник—примицерий. На обязанности последнего лежит спрашивать у
старицы, какой танец он собирается начать, и незаметно сообщить об этом
остальным танцорам, чтобы народ не узнал названия пляски до того, как
увидит её собственными глазами, так как у них имеется более ста
музыкальных мотивов, по которым составлены танцы. Некоторые из них
настолько мастерски исполняются, что плясуны едва касаются земли и как
будто летают по воздуху.
Танцуя и прыгая так, они обходят города
и сёла в непрерывных плясках в течение десяти дней между Вознесением Господним и Святой Троицей. В продолжение этого времени они ночуют
только под покровом церкви, так как верят, что если остановятся на
ночлег в другом месте, то их сейчас же начнут мучить ведьмы, которых они
называют «фрумосы». Если толпа таких кэлушаров встретится на пути с
другими плясунами, то между ними происходит схватка, и побеждённые
уступают дорогу победителям, а после заключения мира побеждённые открыто
признают, что будут находиться в подчинении победителей в течение
девяти лет. Если в такой схватке кого-нибудь убьют, то не бывает
никакого суда и убийца не привлекается к судебной ответственности, кто
бы он ни был. Всякий, кто однажды был принят в такое сообщество
танцоров, должен являться туда каждый год в течение девяти лет, ибо если
нарушит это обязательство, то убеждён, что его схватят злые духи и
будут мучить фрумосы.
Суеверный простой народ приписывает
кэлушарам способность изгонять застарелые, затяжные болезни. Лечение
болезней происходит следующим образом: положив больного на землю, они
начинают свою пляску и на определённом такте танца топчут лежащего с
головы до пяток и под конец говорят ему шёпотом на ухо определённые
слова, специально для этого составленные, и заклинают болезнь выйти вон.
Если повторяют это три раза в течение трёх дней, то в большинстве
случаев имеет место благоприятный исход, причём таким образом без труда
изгоняются самые тяжёлые болезни, перед которыми отступало искусство
опытнейших врачей. Так могущественна сила веры даже в самих суевериях. В
этих обрядах явно прослеживаются мотивы женского священства, культ
зыне, а также обряды кастрации мужчин, соответствующие кругу Кибелы (что
представлено переодеванием в женскую одежду и женскими именами
предводителей группы кэлушаров — «старица», «примирица»). Также
показателен и характер пляски, цель которой не касаться земли,
считающейся неприкосновенной и сакральной. Для этой цели служат ходули и
посохи. Среди анатолийских жрецов Великой Матери существовал отдельный
разряд— акробатов, которые передвигались в священных процессиях Кибелы
прыжками, переворачиваясь в воздухе и не касаясь земли (особенно
порога). Часто для этого использовались палки и ходули. На культ Великой
Матери указывает и клятва богине Иродясе, считающейся предводительницей
зыне, которую приносят кэлушары при вступлении в братство.
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
01 января 2022
Калушары.
О женском уме.
"Нельзя представить никакого достаточного основания, почему бы и слабый пол (чтобы сказать кое-что отдельно о нём) нужно было бы совершенно устранить от научных занятий (преподаются ли они на латинском языке или на родном). Женщины — также образ Божий. Равно причастны они благодати и царству будущего века. Одинаково они одарены (часто более нашего пола) быстрым и воспринимающим мудрость умом. Одинаково им открыт доступ к самым высоким положениям, так как часто самим Богом они призывались к управлению народами, к тому, чтобы давать самые спасительные советы царям и князьям, к изучению медицины, к другим делам, полезным для человеческого рода, даже к пророческой деятельности и к тому, чтобы обличать священников и епископов. Так почему же допускать их к изучению азбуки и устранять их потом от чтения книг? Боимся ли мы их легкомыслия? Но чем более мы будем занимать их ум, тем менее найдёт себе место у них легкомыслие, которое обыкновенно рождается от пустоты ума".
Ян Амос Коменский, «Великая дидактика» (Didactica Magna), 1657
Минутка для размышления, или Офелия. Пьер Огюст Кот. |
Pietro Rotari (1707-1762). «Девушка с книгой» |
Jules Joseph Lefebvre (1836-1911). Jeanne la Rousse |
Unknown Artist |
Unknown Artist |
Unknown Artist |
Женщина как alma mater.
Что общего у крито-минойских жриц
с римской фреской из Помпей?
И в том, и в другом случае представлена обнажённая женская грудь. Только в первом случае мы видим "теорию", а во втором случае - "практику" применения женской груди.
И. Бахофен цитирует Геродота, пишущего про древних египтян: «Сыновья не обязаны кормить своих родителей, дочерям же приходится это делать, даже если они не хотят». И Бахофен следующим образом комментирует это замечание Геродота: "Поскольку при наследовании всё имущество переходит к дочерям, то и обязанность содержания престарелых родителей (γηροβοσκία [1]) может быть возложена только на них. Обе стороны вопроса: право и обязанность, выгода и тяготы — необходимым образом связаны между собой. Потому я бы без колебаний предположил, что это правило точно так же должно было действовать и в прочих странах материнского права; дочь, кормящая грудью заточённого в темнице отца — вот образ, который в возвышенной форме выражает эту обязанность, этот основополагающий принцип древнего материнского права".
«Отцелю́бие ри́млянки», Caritas Romana (с лат. — «милосердие по-римски», «римское милосердие»), «Цимон и Перо» — сюжет из древнеримской истории. Валерий Максим в сочинении Factorum ac dictorum memorabilium (V, 5.4.7) рассказывает о человеке по имени Цимон (Cimon) — старике, который ожидал казни в тюрьме и поэтому был оставлен умирать от голода. Тюремщик разрешил его дочери Перо (Pero) навестить отца, и из сострадания она накормила его своим молоком. Это так впечатлило официальных лиц, что старика помиловали. В Риме эта история считалась примером дочерней почтительности и римской чести. В храме богини Пиетас находилась фреска с изображением этой сцены. Также она имела параллели с этрусским мифом о кормлении Юноной Геркулеса (из Википедии).
К вопросу о печах культуры Винча.
Похоже на то, что примерно такие же печи имели место быть и в староевропейских земледельческих культурах.
Когда археологи раскапывают какое-нибудь неолитическое поселение, например, культуры Винча, они обнаруживают лишь отложения глины, из которой когда-то строились стены и печи. И по следам этих отложений они пытаются рекоструировать внутреннее пространство жилищ.
Reconstruction of a building from the Vinča culture site of Kormadin, Serbia, c.5000-4500 BC |
Спереди на реконструкции мы видим некое подобие очага у стены. Но такой открытый очаг в доме бесполезен. От него больше дыма и угарных газов, чем тепла. А зимой на территории Сербии могут быть и морозы. Я предполагаю, что носители культуры Винча строили свои печи примерно такими, какими мы видим их на изображении старых черкесских домов. Такие печи безопасны в пожарном отношении; у них хорошая вытяжка газов, а это значит, что отравление окисью углерода (угарным газом) невозможно; стены печи нагреваются и затем ночью отдают тепло; такую печь можно использовать как тандыр для приготовления лепёшек, и её можно использовать для обжига керамической посуды. Кстати, если "винчанцы" строили печи для обжига посуды, то почему, спрашивается, они не могли построить такую печь внутри дома?
31 декабря 2021
Об Исиде и Осирисе
"Яблонский [1] в своем труде «Pantheon Aegyptiorum» небезосновательно отмечает следующее весьма примечательное явление: в том, что касается религиозного культа и народного почитания, Исида решительно превосходит Осириса. Впоследствии это обстоятельство вновь обнаружится при распространении нильской религии по территории Римской империи. Ему отдаст должное и Плутарх, когда, вслед за Геродотом (История, II, 42) и Филаргиром (Комментарий к «Георгикам, III, 153), признавая преимущественное право матери перед сыном, озаглавит своё знаменитое сочинение «Об Исиде и Осирисе», а не наоборот — «Об Осирисе и Исиде» [2]. С этим обстоятельством согласуется и ещё одно явление. Надпись на стеле Исиды, о которой сообщает Диодор (Историческая библиотека, I, 27), гласит: «Я Исида, царица всей страны. — Я сестра и супруга царя Осириса. — Я мать царя Гора». Напротив, Осирис на своей стеле нигде не назван отцом Гора, а на многочисленных произведениях изобразительного искусства мы никогда не увидим сына Исиды вместе с Осирисом, но всегда только рядом с матерью: в образе младенца, приникшего к материнской груди" (Цит. по: Бахофен И. Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира в соответствии с её религиозной и правовой природой. В трёх томах. Т. II. — СПб:. Издательский проект "Quadrivium". 2019. С. 51,52).
-----------------------------------------------------------
[1] Пауль Эрнст Яблонский (1693-1757) — немецкий протестантский богослов и ориенталист.
[2] Бунзен, который в своём труде «Место Египта во всемирной истории» о происхождении и значении имени Осириса (I, 494; VI, 10) высказывается следующим образом: «Прочитанное по иероглифам, имя Осирис значит Hes-Iri, то есть, "око Исиды". Однако такое прочтение означало бы, что верховный бог, сама направляющая идея духа всех египетских божеств, был назван в честь Исиды, то есть, имеет её своей предпосылкой, ибо та не может быть ничем иным, как только женским дополнением его личности — вещь несуразная и неслыханная». Отвечу ему, что не вижу здесь ничего несуразного — напротив, природе религии Нила может соответствовать лишь примат женского материального принципа, о чём свидетельствует уже само заглавие «Περί Ίσιδως και Όσίριδος» [«Об Исиде и Осирисе»], и тот факт, что посвящению в таинства Исиды должно было предшествовать посвящение в мистерии Осириса (Апулей, Метаморфозы, XI, 27).
Интересно.
Египетский закон, - говорит Бахофен, - запрещал казнь беременной женщины. Плутарх (Почему божество медлит с воздаянием, 7) замечает, что это правило было заимствовано и некоторыми греческими полисами.
Да, если зимой мало корма и возникает вопрос, кому в первую очередь отрубить голову, - петуху или курице, - без всякого сомнения выбирают петуха, потому что куры несут яйца. Также поступают и с быками, потому что быки только жрут и срут, а коровы телятся и дают молоко.
Про девушку в царском облачении в могильнике гуннского времени.
Пишут, что "археологи обнаружили погребение девушки в царском облачении в Казахстане". В каньоне Каракабак, где ранее было найдено древнее городище, археологи обнаружили очередное погребение в могильнике гуннского времени. Могила была разграблена, но интересно, что грабителей могилы интересовали не многочисленные золотые украшения, которые остались в погребении, а череп покойницы, которого в могиле не оказалось. Судя по всему, девушка была иноземкой, которая относилась к кочевой элите. Предварительное датирование показало, что она жила в пятом или шестом веке нашей эры.
Интересно, что грабители сделали с черепом покойницы? Известно, что у евразийских кочевников имелся обычай изготовления чаш для винопития из черепов своих врагов.
"Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него".
Археология рисует значительный ареал распространения чаш из черепов. Если говорить о Европе, то он накладывается на всю её территорию, от Британии до Урала. Интересно, что наиболее многочисленные находки происходят с территории совр. Украины, охватывая временной промежуток от энеолита до железного века.
То есть, надо полагать, что гунны и другие кочевники Средневековья "подцепили" этот обычай у скифов [1], а те - от ещё более древних ариев-"ямников".
Миф о Данаидах в контексте патриархального переворота.
"Гинекократия, - пишет И. Бахофен, - включает в себя право женщины самой выбирать супруга. Женщина избирает себе мужа, над которым призвана господствовать в браке. Оба эти права необходимым образом связаны между собой. Господство женщины начинается с её собственного выбора. Инициатива принадлежит ей, а не мужчине. Женщина самостоятельно вступает в брак, сама заключает договор — её не выдают замуж ни отец, ни агнаты. Геродотово правило έκδιδόασι δέ αύται έωυτάς [1] действует везде, где женщины систематически владеют собственным имуществом. А поскольку при любой гинекократии дело всегда обстоит именно так даже и без гетеризма, из этого следует, что во всяком гинекократическом обществе женщина сама избирает себе супруга и сама себя выдаёт замуж.
Право выбора признаётся за девушкой также и в других традициях. Применительно к Галлии, где высокое положение женщины отражено уже в договоре с Ганнибалом, оставляющем решение возможных споров за галльскими матронами, такое право засвидетельствовано в рассказе о Петте, дочери царя сегобригиев Нана. Она сама приходит на собрание сватающихся к ней женихов и, по обычаю, подаёт своему избраннику наполненную водой золотую чашу. Случившийся здесь чужеземный приятель Нана фокеец Эвксен принимает чашу из её рук.
В согласии с отцовским правом порядок таков: родитель, пользуясь своей властью, выдаёт дочь замуж и наделяет её приданым. Спонсалий и приданое принадлежат исключительно отцовскому праву — в системе материнского права они отсутствуют: здесь дочь обладает собственным правом и владеет собственным имуществом. Эта противоположность как нельзя лучше передаёт всё своеобразие гинекократического права, и именно с этим обстоятельством связан миф о Данаидах. Во всех версиях этого сказания, в том числе, в Эсхиловых «Данаидах», отвращение к насильственно навязанному браку является центральным мотивом всего повествования. Сыновья Египта с кощунственным высокомерием попирают священное право девушек распоряжаться собой. Навязанный им брачный союз девушки воспринимают как нарушение своего высшего права, которому они готовы были бы предпочесть смерть, однако, будучи всё же принуждены к вступлению в ненавистный брак, они мстят за это кровавой свадьбой.
Во всех версиях этого сказания сила — дерзкая, ненавистная богам сила — находится на стороне Египта, право же остаётся на стороне Данаид. Более того, правота их столь несомненна, что за девушек вступается само божество: им помогает бежать Афина, в честь которой они возвели храм на Родосе (Аполлодор, Мифологическая библиотека, II, 1, 4; Геродот, История, II, 182; Схолии к Илиаде I, 42).
О "кровавой" гинекократии Иоганна Бахофена.
Иоганн Бахофен, в своём исследовании матриархата, опирается исключительно на древнегреческую мифологию. На патриархальную древнегреческую мифологию. В которой, например, Геракл выступает непримиримым противником женского господства, неустанным борцом с амазонством и потому μισογύνης [1]. В жертвоприношениях ему не участвует и именем его не клянётся ни одна женщина, а сам он, в конце концов, умирает от яда, которым жена пропитала его хитон.
Исследовать древнейший матриархат пеласгов по позднейшей патриархальной мифологии греков — это всё равно, что изучать "старорежимную" царскую Россию по новым советским учебникам. Ничего хорошего при царях не было, люди жили в беспросветной тьме и мёрли, как мухи, от холода и голода, и только при Сталине "жить стало лучше, жить стало веселее".
Поэтому у Бахофена матриархат выглядит отвратительным. Кровавые лемнийские женщины, убившие своих мужей, у него сменяются не менее кровожадными амазонками, после чего он приступает к описанию кровавой свадьбы дочерей Даная... Всё выглядит очень мрачно, прямо как в царской России по сталинским учебникам истории.
Несомненно, кровь там лилась, но кровопролитие имело место быть лишь в переходный период, при вторжении в Элладу греков-ахейцев.
Александр Дейнека. Бой амазонок, 1947, ГТГ |
30 декабря 2021
Всё как у животных.
"Об амазонках говорится, что они άπό μητέρων έγενεαλογοϋντο [1]. У амазонки есть только мать — отец не имеет для неё никакого значения. Он не более чем осеменитель, находящийся с матерью лишь во временной связи. Разделив с ней ложе, он вновь покидает гостеприимный берег, чтобы навсегда кануть в забвение", - пишет Иоганн Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 13).
----------------------------------------------------------
[1] Ведут родословие по материнской линии (др.-греч.)
Чешская легенда о Либуше и Пржемысле.
В VIII веке чешскими землями стал управлять князь Крок. Тоже легендарный
персонаж, но про него в другой раз. У Крока было три дочери
Все дочери были одарёнными. Но младшая, Либуше, была самой мудрой, прозорливой и видела будущее.Либуше заменила отца после его смерти и вышла замуж за обычного пахаря, которого сделала королём и правителем Чехии.
Дело было так.Либуше,
как правительница, была судьёй. Однажды к ней пришли двое братьев,
поссорившихся из-за поля, которое оба считали своим. Либуше послушала их
и решила, что правда на стороне младшего. Старший же рассердился и
сказал: "Позорно, когда нас, мужчин, смеет судить женщина! У них, у
этих, волос длинен, да ум короток".
Либуше ответила ему и всем
старейшинам, не оспорившим дерзкие слова: "Вам, видно, надо, чтобы вами
правил кто-то строже, чем я. Ну, будет так! Возьмите княжеское платье и
ступайте за моим конём. Он вас отведёт в деревню, которую называют
Стадице. И тот человек, перед которым конь остановится и заржёт, будет
Пржемысл, ваш новый князь."Старейшины так и сделали.
И,
конечно же, конь привёл их к работающему в поле Пржемыслу, который
сразу понял, кто перед ним и зачем пришли. Облачился в красивую одежду и
поехал к Либуше. Старейшины подумали, что предсказания прозорливой
княжны сбываются и не смели оспаривать свадьбу.Но,
если честно, мы-то с вами можем догадаться, что умная Либуше на своём
коне не в первый раз ездила этой дорогой на это поле к этому мужчине.
Просто кое-кто решил выйти замуж по любви и заодно укрепить веру в свою
прозорливость :))
Выйдя замуж за Пржемысла, Либуше родила сыновей
Незамысла, Радобыля и Людомира и таким образом положила начало династии
Пржемысловичей - истинных королей Чехии
Легенда о Либуше отражает переход чешских племён от матриархата к патриархату, причём вовсе не окончательный.
Известно,
например, что после смерти Либуше её подруги и соратницы решили обрести
независимость от власти мужчин и основали замок Девин, который был
покорён лишь многие годы спустя…
Пересказала легенду Jsem učitelka češtiny
Египетские редуцированные женские статуэтки.
Три древнеегипетские "редуцированные" (т. е. с укороченными ногами) статуэтки из коллекции В. С. Голенищева, ныне хранящиеся в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (инв. №№ I, 1a 5882, I, 1a 5900, I, 1a 5912).
Статуэтка (ГМИИ, I, 1a 5882) |
Томашевич О. В. и Анохина Е. А. в статье "Египетские редуцированные женские статуэтки в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина" (Восток (Oriens). — 2020. — № 3. — С. 193–210) сообщают:
"На значение редуцированных статуэток может указывать контекст их находок. Их обнаруживают вместе с куклами-вёслами, с фигурками Бесит, Ипи/Таурет, бегемотов, обезьян, львов, карликов, с трещотками, магическими жезлами, зеркалами. Все эти предметы так или иначе связаны с темой рождения, детства и, шире, – с темой плодородия, что, в свою очередь, имеет прямое отношение к богине Хатхор".
Как слепой - на одну стёжку, так и современные религиоведы всех богинь причисляют к богиням плодородия. Хотя уже по бирюзовому цвету статуэтки можно сразу сказать, что она имеет прямое отношение к загробной жизни. Об этом можно почитать в записи "О символике синего цвета". Кстати, и сама богиня Хатхор представляется божеством загробной жизни. В настенных росписях царских гробниц она часто появляется как богиня, приветствующая мёртвых в загробной жизни.
Хатхор в ряду божеств, приветствующих усопшего фараона Тутмоса IV, на стенах его гробницы в Долине царей. |
Неандертальцы не пользовались луком и стрелами.
"Археологи утверждают, что некоторые племена неандертальцев пользовались луком сотни тысяч лет назад: изображение лучников можно видеть на рисунках, найденных в пещере недалеко от селения Альпера в Испании. Выполнены они доисторическими людьми" (Источник).
Жаль только, что в статье нет того самого изображения лучников в пещере, которому сотни тысяч лет. А без него заявление о том, что неандертальцы пользовались луком и стрелами, есть бла-бла-бла пустопорожнее.
Впрочем, такое изображение имеется. Я обнаружил его в статье "В Испании нашли древнейшие наскальные рисунки. Их сделали неандертальцы".
Геометрический рисунок в пещере Ла-Пасьега, по-видимому, был сделан неандертальцами около 65 тысяч лет назад. |
Если эти рисунки - древнейшие, значит, разговор о сотнях тысяч лет подобен бреду сивой кобылы. И такой бред встечается сплошь и рядом в Сети. Всё надо проверять и перепроверять.
Лично я не вижу здесь ни геометрии, ни, тем более, луков и стрел.
"Неандертальцы предпочитали не стрелять из лука или бросать копья, убивая жертв на большом расстоянии, а добывать себе пищу в "рукопашном бою", нападая на животных из засады, заявляют антропологи в статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution", - говорится в статье "Антропологи выяснили, как охотились неандертальцы". - "Они предпочитали вступать в "ближний бой" с жертвой, нападая на неё из засады, несмотря на то, что столкновение с рогами лани могло закончиться для древних людей столь же фатально, как и удар копьём. Это, как отмечают учёные, могло отличать неандертальцев от наших предков – современные племена людей, "застрявших" в каменном веке, используют копья как и в качестве метательных снарядов, так и "рукопашного" колющего оружия".
По всей видимости, никаких луков со стрелами у неандертальцев не было, а то, что называют "копьями", являлось обычной палкой с заострённым концом. В то время Пиренейский полуостров был покрыт столь густым лесом, что белка могла бы перебраться по кронам деревьев от побережья Атлантического океана до побережья Средиземного моря, ни разу при этом не спустившись на землю. В таком лесу найти сухую ветку с обломанным острым концом не составляло никакого труда. Неандерталец подбирал её, а после удачной охоты тут же и выкидывал её. Зачем таскать с собой дубьё, которого лежит навалом подь ногами?!
Очередные параллели.
Богиня (Танит?) и голова быка. Карфаген. 6 век до н.э. Семисвечник. |
A Cycladic kernos used for panspermia offerings, 2,300-2,200 BCE. |
Я не знаю, - может быть, это случайная параллель, но, может быть, карфагенский семисвечник имеет свой прототип в кикладском керносе, который использовался для жертвоприношений панспермии.
Онаригами.
ОНАРИГАМИ
— древнее верование народа островов Рюкю (Япония), что духовная сила —
это прерогатива женщин. Роли женщин в окинавском обществе и ритуальные
традиции религии Рюкю связаны с этим верованием. Женщин с исключительно
высокой духовной силой называют каминчу (神人), и многие из них занимают
высокую позицию в обществе и имеют должности верховных жриц в храмах.
Онаригами
в значительной степени основано на почитании предков и связано с
отношениями со сверхъестественным миром. Эта религия похожа на синтоизм,
но также она находится под влиянием полинезийских религиозных верований
и обычаев.
Это верование отражает изначальную матриархальную
культуру древнего мира. Хотя роль жриц со временем изменилась, они всё
ещё проживают на Окинаве сегодня (Источник).
Изображение жрицы Норо на гравюре |
Взглянув на изображение этой жрицы, я сразу вспомнил о религиоведческой концепции В. Розанова, согласно которой в религии чаще всего занимают выдающееся положение т. наз. урнинги, или "люди лунного света". По мнению Розанова, женственные мужчины равнодушны к женскому полу и поэтому не стремятся к брачным отношениям; они составляют "ядро" монашеского корпуса в христианской Церкви.
29 декабря 2021
Великая Мать или старейшина рода?
В 2016 году на раскопках в Чатал-Хююке была обнаружена статуэтка очень толстой женщины с большим животом и отвисшей грудью.
"Сами по себе статуэтки гипертрофированно пышных женщин — не редкость в Чатал-Хююке. За годы раскопок их нашли около сорока. Однако находка 2016 года — каменная, в отличие от большинства прочих, сделанных из глины. По мнению Ходдера, детально проработанная фигурка, скорее всего, представляет собой изображение пожилой женщины, достигшей высокого социального статуса. Найдена статуэтка в характерном для Чатал-Хююка контексте — под платформой внутри жилого дома: в этом поселении так часто хоронили покойников", - сообщает Юлия Штутина в статье "Хозяйка двойной горы".
Первооткрыватель Чатал-Хююка Джеймс Меллаарт, ведший раскопки на холме в первой половине 1960-х, был убеждён в том, что изображения пышных женщин — это символ продолжения жизни, божество деторождения, Великая мать и т.д. В наше время некоторые археологи полагают, что эти фигурки, вероятно, представляют старейших и уважаемых жителей общины, и статуэтка, найденная в 2016 году, — из их числа.
"Джеймс Меллаарт раскапывал Чатал-Хююк очень быстро: 160 зданий за четыре сезона. Нынешняя экспедиция во главе с Иэном Ходдером работает уже 23 сезона и раскопала вдвое меньше домов. И это всего пять процентов общей площади поселения", - пишет Юлия Штутина.
Мне кажется, такая поразительная медлительность раскопок в Чатал-Хююке объясняется тем, что тамошнее неолитическое поселение не укладывается в привычную патриархальную картину мира. Джеймса Меллаарта ныне называют "аферистом", "мистификатором", "фальсификатором истории". Известно, что турецкие власти запретили Меллаарту вести раскопки и запретили въезд в страну.
К реконструкции общества эпохи неолита.
"Майкл Манн в своём обзоре археологических и антропологических свидетельств (1) не может найти никаких примеров в дописьменных обществах, чтобы вожди (главари, большие люди, старейшины) могли постоянно забирать у других ресурсы или заставлять других работать на них. Вожди разбирали споры среди последователей и споры с соседними племенами, но не могли претворить этот авторитет и престиж «в постоянную принудительную власть» над другими и, разумеется, не могли создать институализированную власть, которую они могли бы передать преемникам.
Уильям Кронон (2) в своём широкоохватном исследовании экологии, созданной индейцами, обитавшими в Новой Англии до появления там британских колонистов, описывает, как сахемы (вожди) договаривались друг с другом от имени своих племён, чтобы прийти к решению о границах земли, которую каждая деревня могла бы использовать для ведения сельского хозяйства и охоты. Однако эта земля не была собственностью, и сахемы не извлекали особых материальных преимуществ, исполняя роль представителей своих соплеменников. Хотя сам Кронон не приходит к этому выводу, его изучение фактических свидетельств ясно даёт понять, что до прихода европейцев в Новой Англии не существовало государств и никто не осуществлял власть за пределами своих родственных групп" (Цит. по: Лахман, Ричард. Государства и власть. Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. С. 23,24).
Надо понимать, что к войне как образу жизни приводит лишь диспаритет вооружений. Самый наглядный пример дают древние арии, которые первыми приручили дикую лошадь и не замедлили воспользоваться преимуществом быстрого передвижения. А если кому-нибудь предложить выходить ежедневно на кулачные бои с жителями соседней деревни, я думаю, он и за большие деньги не согласится с таким предложением; ведь раз на раз не приходится, и рано или поздно можно нарваться либо на "зубодробительный" кулак, либо на какое-нибудь неожиданное коварство; так, например, погибла знаменитая женщина-гладиатор в бою с двумя карликами: во время поединка одному из них удалось прокрасться женщине за спину и воткнуть трезубец прямо в почки. Кстати, современный мир во всём мире (несмотря на локальные конфликты) также обеспечивается паритетом вооружений: нападать на Северную Корею, обладающую ядерными вооружениями, себе дороже. Ответный удар по Сеулу может быть столь "зубодробительным", что останавливает всех потенциальных агрессоров. Можно даже сказать, что эпоха патриархата закончилась с появлением атомной бомбы, - сначала в США и СССР, а затем и в других странах мира. Ныне воевать можно лишь "по-маленькому", а "по-большому" теперь уже не сходишь.
Гильзы от артиллерийских снарядов во время битвы при Вердене.
---------------------------------------------------------
(1) Манн, Майкл. Источники социальной власти. Т. 1. История власти от истоков до 1760 года н. э. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 2018 г.
(2) Cronin, William. 1983. Changes in the Land: Indians, Colonists, and the Ecology of New England. New York: Hill and Wang.
В загробном мире как в пчелином улье.
Маска смерти, принадлежавшая высокопоставленному чиновнику в конце 18-й династии, Египет, 1331-1292 гг. до н. э.Egyptian funeral mask from the 18th dynasty. Louvre, Paris. Blue glass is used to inlay the eyebrows and eye-paint.
Mask from a Coffin. Cartonnage, XIIth Dynasty to XVIIIth Dynasty, Brooklyn Museum, Charles Edwin Wilbour Fund, 37.1387E.
Я написал в поисковике "древнеегипетские погребальные маски", и в ответ на запрос появились вышеприведённые изображения. Интересно, что все маски имеют женственные лица, хотя, конечно, в Древнем Египте умирали не одни только женщины. Демонстрирую скриншот экрана моего монитора:
Кажется, древние египтяне считали все души женственными по природе.
Пост, ИСС и чудеса.
Как пишет Леонид Нестеров в статье "Свист Гекаты", у древних греков
"слово «неизреченное» (απόρρητος), помимо житейских смыслов, имело чёткое мистериальное значение. Во-первых, это нечто запрещённое к разглашению, табуированное, помещённое под обет молчания. Например, то, что происходило в эпоптее Элевсинских мистерий. А во-вторых, это то, что и невозможно выразить ни словами, ни образами. Например, то, что происходило в эпоптее Элевсинских мистерий, хмм…"
Да, действительно, хмм... Я никогда прежде не рассматривал слово «неизреченное» в перспективе мистерий. Хотя мне давно известны слова ап. Павла: "Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными"(Рим. 8:25).
Свт. Феофан Затворник в своих комментариях ссылается на св. Иоанна Златоуста, который говорит:
«эти слова: Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными — не ясны, потому что чудеса, которые были тогда многочисленны, ныне прекратились. Посему нужно сказать вам о тогдашнем состоянии; чрез сие объясняется и сказанное Апостолом. Каково же было тогдашнее состояние? Всякому, кто принимал тогда крещение, Бог сообщал какое-нибудь дарование, которое вообще называлось духом. Один имел дар пророчества и предсказывал будущее; другой — дар мудрости и учил народ; иной — дар врачевания и исцелял больных; другой — дар силы и воскрешал мертвых; иной — дар языков и говорил на разных языках. Кроме же всех сих даров, был также и дар молитвы (надо полагать, общий всем). Кто имел сей дар (у кого он приходил в движение), тот молился за весь народ. Так как, не зная многого полезного для нас, мы просим бесполезного; то в первенствующей Церкви дар молитвы находил на кого-либо одного, который один за всех просил общеполезного для всей Церкви и научал других молиться. Итак, Апостол называет здесь духом как самый дар, так и душу, которая получает его, ходатайствует пред Богом и воздыхает. Ибо удостоившийся такой благодати вставал в собрании и, с великим сокрушением, с самыми внутренними воздыханиями припадая к Богу, просил того, что полезно для всех. Сие-то разумея, Павел говорит: Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными».
Здесь особое внимание нужно уделить тому, что уже во времена св. Иоанна Златоуста чудеса в Церкви почти иссякли. А во времена ранних христиан "всякому, кто принимал тогда крещение, Бог сообщал какое-нибудь
дарование". Сам Златоуст умалчивает о причине духовного оскудения. Но, мне кажется, причина очевидна, и я об этой причине говорил в статье "О водном крещении". В раннехристианской Церкви крестились взрослые, а перед крещением соблюдали 40-дневный пост, который заключался в полном воздержании от пищи. Вот откуда идут "воздыхания неизреченные"! И вот откуда идут чудеса. Потому что "Дух животворит; плоть не пользует нимало" (Ин. 6:63). Пост и есть освобождение духа от плоти. Дух ликует, "играет", и рассыпает вокруг себя чудеса. Чудеса связаны с изменёнными состояниями сознания (ИСС), а пост как раз "споспешествует" этим самым ИСС, приготовляет соответствующую "почву" для их появления.
Мать-Земля.
Душа как аромат цветка.
Первое наблюдение. По мысли В. Проппа, избушка на куриных ножках — это сказочный аналог т. наз. воздушного захоронения.
Воздушное эвенкийское захоронение. |
Раскрытая Сайба ребёнка. Эвенки (Орочоны) ~ 1910 |
У Бабы-яги "нос в потолок врос" не потому, что он слишком длинный, а потому что "избушка" такая маленькая.
Стало быть, когда Баба-яга, при приближении Ивана (царевича или дурака, неважно) говорит свои знаменитые слова "русским духом пахнет", это свидетельствует о том, что она вещает из загробного мира. Очевидно, мёртвые не могут видеть живых, но чувствовать дух они могут.
Второе наблюдение. Недавно я разговаривал с соседом и, между прочим, спросил у него, как поживает его тёща, которой 94 года. Он сказал, что за ней присматривает жена, за которой самой присматривать надо, - ей уже около 70-ти лет. Тёща давно уже "выжила из ума", у неё старческая деменция, и она ведёт растительное существование, живёт как овощ.
Значит, подумал я, душа может "отлететь" от тела ещё прежде физической смерти.
Очевидно, душа человеческая похожа на аромат какого-нибудь цветка. Ранней весной корни цветка находятся под землёй, и из этих корней появляются новые побеги. Это соответствует младенческой фазе человеческой жизни, когда у ребёнка ещё не сформировалась душа. Затем наступает лето, и цветок расцветает. А у человека появляется его душа. Потом лепестки цветка опадают на ветру. У людей же (по крайней мере, некоторых) души "отлетают". Растение же живёт ещё долго до наступления зимы. И человек может прожить долго без души, пока смерть не наступит.
Наверно, душа каждого человека похожа на снежный ком, который "накатывается" по жизни. Родится младенец без души, но мать - через воспитание - даёт ему некую "матрицу", в виде маленького снежка, и ребёнок затем "накатывает" свою "снежную бабу". У всех она разная по размеру и форме. У многих она сохраняется до самой смерти, а у некоторых она "тает" и "испаряется" прежде смерти. Почему? - это уже другой большой вопрос.
28 декабря 2021
Бездомная собака в бездонной вселенной.
Сегодня вечером мне пришлось долго ждать автобус на остановке. Ну и, чтобы как-то скоротать время, решил я считать до тысячи. Хожу взад-перёд на одном месте, топчусь на морозе, и считаю. Где-то поле 600 я сбился со счёта, а после 700 у меня язык стал заплетаться. До тысячи я так и не досчитал, - уморился...
Таким образом я хорошенько прочувствовал своё место во Вселенной.
В нашей Галактике "Млечный Путь" имеется около 200 миллиардов звёзд, и таких галактик во Вселенной - как песку на берегу моря.
А я притомился считать до тысячи...
О, человек! Какое же ты - ничтожество!
Там ещё собака бездомная бегала. Собака-попрошайка...
Я — человек — не знаю, для чего живу в этой необъятной Вселенной, а тут ещё и собаки голодные бегают...
Жизнь той собаки держится на "соплях", ибо никому она не нужна.
Ну а жизнь на планете Земля? Она кому-либо нужна? Или она такая же неприкаянная, как бездомная псина?