30 декабря 2021

Египетские редуцированные женские статуэтки.

Три древнеегипетские "редуцированные" (т. е. с укороченными ногами) статуэтки из коллекции В. С. Голенищева, ныне хранящиеся в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (инв. №№ I, 1a 5882, I, 1a 5900, I, 1a 5912). 

Статуэтка (ГМИИ, I, 1a 5882)

Томашевич О. В. и Анохина Е. А. в статье "Египетские редуцированные женские статуэтки в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина" (Восток (Oriens). — 2020. — № 3. — С. 193–210) сообщают:

"На значение редуцированных статуэток может указывать контекст их находок. Их обнаруживают вместе с куклами-вёслами, с фигурками Бесит, Ипи/Таурет, бегемотов, обезьян, львов, карликов, с трещотками, магическими жезлами, зеркалами. Все эти предметы так или иначе связаны с темой рождения, детства и, шире, – с темой плодородия, что, в свою очередь, имеет прямое отношение к богине Хатхор".

Как слепой - на одну стёжку, так и современные религиоведы всех богинь причисляют к богиням плодородия. Хотя уже по бирюзовому цвету статуэтки можно сразу сказать, что она имеет прямое отношение к загробной жизни. Об этом можно почитать в записи "О символике синего цвета". Кстати, и сама богиня Хатхор представляется божеством загробной жизни. В настенных росписях царских гробниц она часто появляется как богиня, приветствующая мёртвых в загробной жизни.

Хатхор в ряду божеств, приветствующих усопшего фараона Тутмоса IV, на стенах его гробницы в Долине царей.

Читаем дальше статью:

"Ниже пупка изображён тонкий поясок из двух низок с ракушками-каури (две ракушки спереди и две сзади). Ракушки каури во многих культурах являлись символом плодородия (а следовательно, и богатства), поскольку ассоциировались с женскими гениталиями. В Египтеих часто находят в женских погребениях и, привлекая данные современной этнологии, интерпретируют как могучие защитные амулеты (например, к почитанию каури как символа плодородия могло привести сходство процесса покидания раковины моллюском с деторождением).  


Ракушки-каури находят в Египте с эпохи неолита обычно в женских или детских погребениях".

Опять - "символ плодородия". А если это - символ нового рождения души в загробном мире?


Снова цитируем статью:

"Фаянсовые фигурки Среднего царства отличаются своим ярким бирюзовым или синим цветом, ассоциируемым с богиней Хатхор как «владычицей бирюзы» (nbt mfkAt) и с добываемым под её покровительством и столь любимым на Востоке полудрагоценным камнем. В этой связи показательно оформление родильного «кирпича» эпохи Среднего царства из Южного Абидоса. На нём находится изображение женщины с новорожденным ребёнком и двух помощниц при родах. Все три женщины изображены с париками сине-голубого цвета. Таким же цветом переданы также парики на двух эмблемах (фетишах) с головами богини Хатхор. Таким же сине-голубым цветом раскрашено тело представленной фронтально обнажённой богини со змеями в руках (женская ипостась Бэса / Аха)".
"Загробный" сине-голубой цвет в контексте родов вполне понятен: женщина во время родов входит в лиминальное, «пороговое» или переходное состояние между жизнью и смертью. Так что здесь можно вполне обойтись и без пресловутого "плодородия".

"Наиболее точная аналогия к пояскам редуцированных статуэток происходит из погребения царской дочери Сат-Хатхор-Иунет в эль-Лахуне. Он состоит из восьми золотых ракушек-каури, которые чередуются с двумя рядами маленьких бусинок, имеющих форму семян акации. Одна из ракушек является застёжкой, а семь других полые, и внутри них находятся маленькие шарики, которые нежно звенят при ходьбе или танце. Возможно, именно такое значение было и у поясков, изображённых на редуцированных фигурках, хотя нельзя определить из какого материала они были сделаны. Пожалуй, звон украшений тоже сближает этих девушек с культом Хатхор – они являются своеобразными систрами, использование которых характерно для её культа". 

Затем авторы статьи комментируют нижеследующую статуэтку:

Статуэтка (ГМИИ, I, 1a 5900)

"Ещё в древности фигурка была разломана по линии талии (восстановлена полностью, на талии и руках заметны лишь небольшие следы сколов вдоль линии разлома; склеена она, вероятно, была в наше время для продажи). Подобные целенаправленные, но довольно аккуратные сломы наблюдаются у многих редуцированных статуэток (23 из 58 фаянсовых, 45 из 88 известняковых). Причём сломанными оказываются только статуэтки из известняка и фаянса. Э. Тули отмечает, что дерево и кость нельзя сломать так аккуратно поперёк из-за структуры материала – будет непредсказуемо испорчена вся фигурка. И эта бережная порча статуэток, конечно, не случайна, но непонятна для нас".
Мне тоже непонятна эта преднамеренная порча статуэток, но мне кое-что известно об аналогиях, и я здесь выскажу свои соображения.

Во-первых, здесь просматривается явная параллель с кикладскими "озябшими" богинями. (См. Кикладские "озябшие" богини.) Во-вторых, японские статуэтки догу эпохи Дзёмон также часто находят разбитыми. И, в-третьих, много разбитых "венер" находят на палеолитических стоянках. Например, про костёнковские "венеры" Википедия пишет: «У фигурок из известняка намеренно отбиты головы и ноги, повреждены грудь и живот».

Очевидно, все эти повреждения статуэток как-то связаны с погребальными практиками, но как именно, - я не знаю.

Статуэтка (ГМИИ, I, 1a 5912)

Ну, а про эту последнюю статуэтку мне сказать нечего. Как у нас, русских, говорится, no comments. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий