Следы культов Великой Матери (римской Дианы или Иродиады, Иродясы) мы
встречаем в тайном обществе мужчин, называвшемся «кэлушары» и
сохранявшимся у румын вплоть до XX века. Такие общества состояли из 7, 9
или 11 человек, и вступлению в него предшествовал обряд инициации.
Главной задачей кэлушаров (как и южнославянских русалий) было исцелять
болезни, насланные зыне (феями). Основным обрядом кэлушаров были особые
танцы, имитирующие пляски самих зыне (фей). В ходе кружений и
акробатических трюков группа кэлушаров старалась создать впечатление,
что они движутся по воздуху—точно так же, как описывались хороводы самих
зыне. При этом сами кэлушары одевались в женские платья, то есть
изображали собой зыне.
Дмитрий Кантемир (1673— 1723) в своем
«Описании Молдавии» пишет о кэлушарах. Кроме свадебных танцев, во время
празднеств существуют ещё другие, связанные с суевериями, которые должны
составляться из семи, девяти, одиннадцати и вообще нечётного числа
танцующих. Эти танцоры называются кэлушари. Собираются они один раз в
год, одевшись в женские платья, на головы надевают венки, сплетённые из
листьев полыни и украшенные другими цветами, и, чтобы их нельзя было
узнать, говорят женскими голосами и накрывают лицо белым платком. Держат
в руках обнажённые мечи, которыми могут пронзить любого простого
смертного, если он осмелится снять покрывало с их лица. Это право даёт
им древний обычай, так что никто не может быть обвинён за это в убийстве
человека. Предводитель такой группы танцоров называется старица, его
помощник—примицерий. На обязанности последнего лежит спрашивать у
старицы, какой танец он собирается начать, и незаметно сообщить об этом
остальным танцорам, чтобы народ не узнал названия пляски до того, как
увидит её собственными глазами, так как у них имеется более ста
музыкальных мотивов, по которым составлены танцы. Некоторые из них
настолько мастерски исполняются, что плясуны едва касаются земли и как
будто летают по воздуху.
Танцуя и прыгая так, они обходят города
и сёла в непрерывных плясках в течение десяти дней между Вознесением Господним и Святой Троицей. В продолжение этого времени они ночуют
только под покровом церкви, так как верят, что если остановятся на
ночлег в другом месте, то их сейчас же начнут мучить ведьмы, которых они
называют «фрумосы». Если толпа таких кэлушаров встретится на пути с
другими плясунами, то между ними происходит схватка, и побеждённые
уступают дорогу победителям, а после заключения мира побеждённые открыто
признают, что будут находиться в подчинении победителей в течение
девяти лет. Если в такой схватке кого-нибудь убьют, то не бывает
никакого суда и убийца не привлекается к судебной ответственности, кто
бы он ни был. Всякий, кто однажды был принят в такое сообщество
танцоров, должен являться туда каждый год в течение девяти лет, ибо если
нарушит это обязательство, то убеждён, что его схватят злые духи и
будут мучить фрумосы.
Суеверный простой народ приписывает
кэлушарам способность изгонять застарелые, затяжные болезни. Лечение
болезней происходит следующим образом: положив больного на землю, они
начинают свою пляску и на определённом такте танца топчут лежащего с
головы до пяток и под конец говорят ему шёпотом на ухо определённые
слова, специально для этого составленные, и заклинают болезнь выйти вон.
Если повторяют это три раза в течение трёх дней, то в большинстве
случаев имеет место благоприятный исход, причём таким образом без труда
изгоняются самые тяжёлые болезни, перед которыми отступало искусство
опытнейших врачей. Так могущественна сила веры даже в самих суевериях. В
этих обрядах явно прослеживаются мотивы женского священства, культ
зыне, а также обряды кастрации мужчин, соответствующие кругу Кибелы (что
представлено переодеванием в женскую одежду и женскими именами
предводителей группы кэлушаров — «старица», «примирица»). Также
показателен и характер пляски, цель которой не касаться земли,
считающейся неприкосновенной и сакральной. Для этой цели служат ходули и
посохи. Среди анатолийских жрецов Великой Матери существовал отдельный
разряд— акробатов, которые передвигались в священных процессиях Кибелы
прыжками, переворачиваясь в воздухе и не касаясь земли (особенно
порога). Часто для этого использовались палки и ходули. На культ Великой
Матери указывает и клятва богине Иродясе, считающейся предводительницей
зыне, которую приносят кэлушары при вступлении в братство.
волынщиков, и даже знаменосец. Самой эффективной защитой от фей считается чеснок и полынь, т.е. те же самые целебные растения, которые привязываются к верхушке «флага» кэлушар. Они жуют чеснок в огромном количестве, а в процессе исцеления их предводитель плюет чесноком в лицо пациента. Военные, присущие Мужскому Братству элементы кэлушары, достаточно очевидны: «флаг», меч, деревянная конская голова, дубинки.
Более того, при встрече двух групп кэлушары происходят яростные схватки. Финальная инсценировка при возвращении группы в свою деревню называется «войной». При этом флаг втыкается в землю, один из кэлушар вскарабкивается на древко и кричит: «Война, дорогие, война!» Хотя кэлушары приносят клятву именем Бога, тем не менее разыгрываемый ими мифо-ритуальный сценарий не имеет ничего общего с христианством. Можно предположить, что в давние времена церковные власти ожесточённо преследовали их, так как ряд архаических черт, наблюдавшихся в XVII веке, совершенно исчез. И даже в конце XIX века в некоторых районах кэлушары на три года отлучались от Церкви. Но в конце концов Церковь смирилась с их существованием.
С точки зрения ноологии, мы видим в этом наложение двух слоёв дакской — шире, фракийской — идентичности. Доиндоевропейский пласт представлен гештальтом зыне и королевы фей Дианы-Иродясы, Великой Матери. Кэлушары — прямые наследники матриархального жречества. Но вместе с тем в них же, равно как и в конских мужских духах сэнтоадэри, мы видим и другой — на сей раз индоевропейский, андрократический — слой мужских союзов туранского типа, характерными чертами которых является символизм коня, мечи и борьба с женским началом. В результате такого наложения мы получаем структуру дионисийского культа, в котором полюса диалектически меняются местами, что придаёт соответствующим обрядам эротический символизм, прозрачный в восточнославянских русалиях.
Не знаю, кто автор сего опуса, но по стилю письма похоже на Александра Дугина.
Эти калушары напоминают, с одной стороны, куретов Кибелы, а, с другой стороны, могут иметь параллели со скоморохами. Кроме того, практика экстатических хороводов роднит их и с русскими христоверами ("хлыстами"). А переодевания в женское платье заставляют вспомнить про скифских энареев и "мягких людей" чукотского шаманизма. Несомненно, калушары представляют собой чрезвычайно интересное явление для исследования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий