02 января 2022

О мужских братствах и артелях в матриархальных обществах.

Во втором томе своего "Материнского права" И. Бахофен касается очень интересного феномена, который можно наблюдать, например, в индонезийском народе минангкабау. Как известно, молодые мужчины этого народа уезжают на заработки далеко от места своего рождения. А минойский Крит славился своими мореплавателями, которые торговали с жителями Египта, Анатолии и Ближнего Востока. 

Бахофен обращает внимание на орхоменских минийцев, у которых "мужчины носят прозвище ψολόεις [1], а женщины — αίολειαι [2]. Слово ψολόεις от ψόλος [3] повсюду, а особенно в «Одиссее» (XXIII, 330; XXIV, 539), означает «закоптелый, покрытый сажей, чёрный от копоти». Плутарх относит это прозвание к чёрной одежде мужчин и связывает его с трауром по растерзанному Гиппасу. Это одно из тех объяснений, к которым авторы нередко прибегают тогда, когда изначальный, истинный смысл слова превратился в загадку. Найти правильное истолкование нам поможет первое значение рассматриваемого слова. В согласии с ним, ψολόεις означает «покрытые сажей, закопчённые дымом мужчины» — обстоятельство, указывающее, что и у минийцев гинекократия приводила к тому, что мужчины должны были заниматься ремесленным промыслом.

Среди греческих названий народов есть еще одно, которое, по всей видимости, относится к тому же типу. Слово όζόλαι [4] указывает на сходное положение локров. От грубых овечьих и козьих шкур, от ежедневного ухода за мелким скотом люди неизбежно пропитывались дурным запахом. Произведённое отсюда название недвусмысленно свидетельствует о низком и презренном положении, в котором находились мужчины.

Здесь будет уместно вкратце упомянуть о циклопах [5]. Они также занимаются ремёслами и тоже связаны с Ликией — гинекократической страной — и с Критом, столь близкородственным Ликии. Циклопы, воздвигшие стены Тиринфа и Микен были, как нам представляется, членами ремесленных товариществ азиатского происхождения, которые в качестве странствующих мастеровых прибывали в Грецию, Фракию или Сицилию, где наряду со строительством каменных сооружений также занимались обработкой руды. В новейшее время циклопами особенно обстоятельно занимался Р. Рошет: см. его труд R. Rochette, Mémoires d'archéologie comparée. Priemier mémoire: sur l'Hercule assyrien et phénicien § 5, p. 55 passim., включающий обстоятельный разбор мнений, высказанных прежде него. С его основной точкой зрения, признающей историчность ликийских έγχειρογάστορες [зарабатывающие на жизнь своими руками (др.-греч.)] и понимающей под ними не столько отдельный народ, сколько владеющее техникой азиатских ремёсел товарищество строителей и металлургов, я должен полностью согласиться. А теснейшая взаимосвязь религиозного культа с ремеслом представляется нам очевидным фактом. Как бы то ни было, мы вновь видим здесь мужчин, принадлежащих к гинекократическому народу и занятых физическим трудом, которые в поисках заработка отправляются в далёкие края, где становятся основателями новых городов и проводниками азиатской цивилизации".

Здесь я вижу чрезвычайно интересное направление для исследования структуры матриархальных обществ. У Бахофена имеются лишь намёки на сей счёт, он, очевидно, он с помощью своей гениальной интуиции прозрел то, что скрыто от многих историков за пеленой неведения. Тут речь идёт о существовании каких-то мужских артелей, братств или товариществ. Корибанты Кибелы тоже наверно относятся к этим мужским братствам. Так или иначе, эти братства представляли собой активное начало матриархальных обществ, в то время как женское жречество представляло собой статичное начало. Это хорошо заметно на фресках Акротири, где женщины стоят на крышах домов, а мужчины плывут к ним на кораблях из далёких стран. Конечно, мужчины занимались и отгонным скотоводством, проживая в шалашах всё лето на сезонных пастбищах. Но более всего интересен феномен балканской металлургии. Не связан ли ранний расцвет металлургии на Балканах с существованием мужских профессиональных товариществ? 

Также на ум приходит феномен средневековых западноевропейских артелей каменщиков, строителей католических храмов. Из этих артелей позднее выделились масоны как "свободные (спекулятивные) каменщики", но сами эти артели, может быть, уходят корнями в доисторическое прошлое. А почему бы и нет? Мы знаем о том, что острова являются своего рода "морозильными камерами" для сохранения древних традиций. И именно на территории Англии мы наблюдаем наибольшее количество весьма странных изображений на стенах католических храмов, которые называют Шала-на-гиг.

Можно ли расценивать эти изображения как своеобразные "подписи" тайных братств каменщиков? Я не знаю, но такое предположение напрашивается само собой.

И. Бахофен представляет описываемый им матриархат на манер древнегреческого рабовладельческого общества, где женщины - "рабовладельцы", а мужчины - "рабы". Здесь я совсем не согласен с уважаемым мэтром, который не видит дальше и глубже древнегреческого общества. Сегодня мы видим и Чатал-Хююк, и Ближний Восток, и Старую Европу, и имеем этнографические исследования матриархальных обществ недавнего прошлого и современности. И нигде не подтверждается матриархат как форма женского доминирования над мужчинами.

По сути, в матриальных обществах мы наблюдаем инстинно-традиционное устройство. Во главе этого общества стоят женщины-жрицы, служительницы Богини, которых можно сопоставить с брахманами традиционалистской концепции Рене Генона. На втором плане находятся мужчины, но не кшатрии-воины, как у Генона, а всякого рода работники: земледельцы, скотоводы, торговцы и ремесленники. Надо полагать, что далеко не все женщины относились к жреческому сословию. Наверно, подавляющее большинство женщин вели домашнее хозяйство и занимались воспитанием детей. Это и обусловило их статичность. Я думаю, что эти домохозяйки работали не меньше мужчин и ничем не возвышались над ними.

---------------------------------------------------

[1] Одетый в грязное рубище (др.-греч.)

[2] Πёстрые (др. -греч.)

[3] Дым, чад (др.-греч.).

[4] Озолы (др.-греч.)

[5] "Для сравнения напомню здесь об одном обстоятельстве, известном нам из истории чешской Девичьей войны. Победительница Власта приказывает впредь воспитывать одних лишь девочек, мальчикам же выкалывать правый глаз и отрубать на руках оба больших пальца, чтобы они неспособны были владеть оружием. Ср. У. Schiffner, Galerie der interessanten und merkwürdigen Personen Böhmens. Prag 1802, T. 1. S. 47 f", - говорит И. Бахофен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий