Что общего у крито-минойских жриц
с римской фреской из Помпей?
И в том, и в другом случае представлена обнажённая женская грудь. Только в первом случае мы видим "теорию", а во втором случае - "практику" применения женской груди.
И. Бахофен цитирует Геродота, пишущего про древних египтян: «Сыновья не обязаны кормить своих родителей, дочерям же приходится это делать, даже если они не хотят». И Бахофен следующим образом комментирует это замечание Геродота: "Поскольку при наследовании всё имущество переходит к дочерям, то и обязанность содержания престарелых родителей (γηροβοσκία [1]) может быть возложена только на них. Обе стороны вопроса: право и обязанность, выгода и тяготы — необходимым образом связаны между собой. Потому я бы без колебаний предположил, что это правило точно так же должно было действовать и в прочих странах материнского права; дочь, кормящая грудью заточённого в темнице отца — вот образ, который в возвышенной форме выражает эту обязанность, этот основополагающий принцип древнего материнского права".
«Отцелю́бие ри́млянки», Caritas Romana (с лат. — «милосердие по-римски», «римское милосердие»), «Цимон и Перо» — сюжет из древнеримской истории. Валерий Максим в сочинении Factorum ac dictorum memorabilium (V, 5.4.7) рассказывает о человеке по имени Цимон (Cimon) — старике, который ожидал казни в тюрьме и поэтому был оставлен умирать от голода. Тюремщик разрешил его дочери Перо (Pero) навестить отца, и из сострадания она накормила его своим молоком. Это так впечатлило официальных лиц, что старика помиловали. В Риме эта история считалась примером дочерней почтительности и римской чести. В храме богини Пиетас находилась фреска с изображением этой сцены. Также она имела параллели с этрусским мифом о кормлении Юноной Геркулеса (из Википедии).
Стало быть, древняя Богиня представлялась как alma Mater, «мать-кормилица», и именно поэтому, в подражание Богине, крито-минойские жрицы ходили с обнажённой грудью. Может быть, и другие женщины на Крите тоже демонстрировали свою грудь. Вообще, это ходячий сюжет всей матриархальной мифологии, начиная с палеолитических "венер".
Венера из Холе-Фельс 33 тысячелетие до н.э. |
Neolithic goddess from Tappeh Sarab, Kermanshah ca. 7000-6100 BCE, Iran |
Анаит |
Мы знаем из этнографических исследований, что в африканских "больших семьях" (линиджах) у ребёнка не одна мать, а много матерей. Да, у ребёнка имеется биологическая мать, но при этом он также может получить кормление и от других женщин рода. Поэтому слово "мать" в архаических обществах употребляется в гораздо более широком контексте, чем в современном обществе.
Можно предполагать, что обнажённая женская грудь символизировала не столько кормление стариков, сколько кормление детей. Если верно то, что "все мы - родом из детства", то так же верно и то, что в детстве каждый мальчик "большой семьи" сосал молоко из грудей многих женщин. Каждая из них, таким образом, становилась его "молочной матерью", к которой он имел такое же уважение, как и к своей родной матери. Тут, можно сказать, матриархат "впитывался" в мальчиков вместе с молоком женщин-кормилиц. Таким образом, матриархат в своих корневых основах совпадает с женским самопожертвованием, что я уже неоднократно подчёркивал. Хотя это лишь одна из трёх составляющих. Родовое ("большесемейное") общество и высокая культура (культ Великой Матери богов и людей) - две другие составляющие матриархата.
----------------------------------------------------
[1] Попечение о (чьей-либо) старости (др.-греч.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий