10 мая 2022

Об одном из величайших заблуждений нашего времени.

Одним из величайших заблуждений нашего времени (наверное, последних двух-трёх веков) является "гностическое" представление, что цивилизация основывается на позитивном (описательном) знании, а двигатель её прогресса -- накопление позитивных знаний. Поэтому именно наука и образование -- главные причины развития цивилизации, а соответствующая социальная группа образованных людей, aka интеллектуалов -- главная цивилизующая сила.

В реальности (и это моё позитивное/дескриптивное суждение) фундаментом цивилизации является то, какие нормативные идеи (представления о "должном", в том числе о "должном поведении") доминируют в обществе, включая его лидеров. Нормативные идеи по определению не являются знанием -- это суждения о том, что "должно" быть, но чего может на самом деле не быть "здесь и сейчас". Накопление же позитивного знания -- это следствие развития цивилизации, а не её причина; фундамент цивилизации и причины роста цивилизованности имеют нормативную природу. Максимально упрощённо: на больших исторических промежутках причиной того, что наука и образование успешно развиваются, является то, что в обществе принято считать недолжным убийство, воровство и публичное враньё, уважать права и т.д. -- а не наоборот. Если в обществе распространяются идеи, согласно которым на самом деле "наоборот", то такое общество с большой вероятностью готовится к регрессу от цивилизации к варварству независимо от того, сколько научных знаний в нём накоплено, сколько в нём интеллектуалов и как организована система образования. "Гностическая" или "позитивистская" иллюзия -- это болезнь цивилизации, подтачивающая её.

Источник

Конгениально. Собственно, и я о том же постоянно "долдоню": культура важнее и первичнее, чем цивилизация. Я даже ставлю вопрос таким образом: без культуры нет и человека.

А "позитивистскую" иллюзию я считаю формой массового инфантилизма. Знаете, сейчас очень распространён тип донельзя избалованного ребёнка. И постепенно из маленького поросёнка вырастает svintus grandiosus. Большой, а "без гармошки". В принципе, по нынешним временам, он запросто может получить диплом о высшем образовании и сделать карьеру "по блату". Он даже может стать большим чиновником, но всё равно будет "без гармошки". Вот так разлагаются и гибнут цивилизации. Потому что забыты "боги азбучных истин".

Как создавалась Ассирийская империя.

Встречая вооружённое сопротивление, Ашшурнацирапал II действовал крайне радикальными методами:

«...Я взял город, перебил множество воинов, захватил всё, что можно было захватить, отрубил головы бойцам, сложил напротив города башню из голов и тел, сложил башню из живых людей, посадил людей живьём на колья вокруг города, юношей и девушек его сжёг на кострах» (Источник).

Со своими бунтующими подданными Ашшурнацирапал был не менее строг:

«...Царь получил сведения о восстании ассирийских поселенцев в крепости Халцилуха, что южнее современного Диярбекира. В своё время эту опорную точку населил жителями Салманасар I. Теперь же местные ассирийцы во главе с начальником поселения Хулаем отложились от Ашшура и вознамерились захватить царский город Дамдамуса. Подобная дерзость требовала примерного наказания. Собрав колесницы и пехоту, Ашшурнацирапал перевалил через горы Кашйяри, осадил и стремительной атакой взял город Кинабу — твердыню восставших. 600 мятежников поплатились жизнью в бою, и им, в принципе повезло, так как 3000 пленных были преданы огню, победители надругались над девушками и даже над юношами. С главаря мятежников Хулая была содрана кожа».

Или вот ещё сходная цитата из «самовосхвалений» этого государственного деятеля, рядом с которым отечественный Иван Грозный выглядит сущим филантропом, прекраснодушным либералом и покровителем вдов и сирот:

«...Многих людей живыми захватил я в руки — одним я отрубил кисти или пальцы, другим отрубил носы, уши их, многим людям ослепил глаза. Город разрушил, снёс, сжёг в огне и пожрал его...».

Сценарий везде был одинаков: горы трупов, отрезанные головы, исключительные насилия, огромные костры. Отдельно заметим: ассирийские цари даже не пытались пресечь безобразия, чинимые войском при захвате вражеских городов, а всячески эти бесчинства поощряли, одобряли и культивировали, затем подробно описывая массовые зверства и эпические по масштабам карательные акции в своих «самовосхвалениях».

Карфагенская меритократия.

Весна в этом году  — мерзопакостная. С 24 февраля и по сей день дуют холодные северные ветры, по небу плывут "свинцовые" облака... Словно всю Арктику "выдувает" в Черноземье. Сегодня шёл снег с дождём... Я никак не могу найти благоприятное погодное "окно" для посадки картошки в огороде. Приходится сидеть в "тырнете"...

"Как могла выглядеть структура управления ранним Карфагеном?" - задаётся вопросом Елена Хаецкая. - "Вряд ли беженцы из Тира решили изобрести что-то принципиально новое и революционное, избрав хорошо отработанную веками схему ханаанских городов-государств: царица, совет старейшин, народное собрание. 

Юстин рассказывает о неких «десяти пунийских старейшинах» (principibus, первые, первейшие), решавших важные вопросы ещё при Элиссе. Совет продолжил своё существование и в дальнейшем, ориентировочно до VI века. Полибий во «Всеобщей истории» называет этих десятерых словом γερουσία — сенат, но не в римском понимании данного термина, а в греческом, наподобие двадцати восьми «сенаторов» Спарты, которые служили третьей силой, уравновешивающей власть царей и народного собрания".

Да, совет старейшин — это как раз то, чего не хватает современной государственной модели. Я вижу совет старейшин как некий синклит мудрецов, типа Сергея Капицы.

Олово на Кипре и критская "талассократия Миноса".

Елена Хаецкая пишет: "В период Бронзового века существовало несколько основных центров по добыче и выплавке металлов. В Анатолии, Тимне (район нынешнего Эйлата), в континентальной Греции, на Кипре. Приблизительно с 1600 года до н.э. Кипр становится едва ли не основным поставщиком меди и центром производства бронзы."

Интересно. А как это сообразуется с "талассократией Миноса" и максимальным расцветом крито-минойской цивилизации именно в этот период. Очевидно, если купцы с Крита торговали в Египте, то они могли плавать и на Кипр. Тем более, что летние ветры благоприятствуют путешествиям на восток и юго-восток.

Доминирующее направление ветров в летний период

С большой долей уверенности можно предположить, что критяне занимались транспортировкой и перепродажей олова по всей Эгеиде и, может быть, по всему Восточному Средиземноморью, включая Анатолию, Египет и Сирию.

Ещё более интересно узнать, почему в дальнейшем Кипр утратил свои лидерские позиции по добыче олова. Может быть, причиной тому послужило нашествие "народов моря" в эпоху Катастрофы бронзового века?

Map of the Sea People invasions in the Aegean Sea and Eastern Mediterranean at the end of the Late Bronze Age

09 мая 2022

Легенда об Элиссе, основательнице Карфагена.

Как сообщает Елена Хаецкая, около 814 года до н. э. "царём Тира являлся Pu'mayyaton, в греческом написании — Пигмалион, сын царя Маттана I, умершего несколько лет назад. У него была сестра Элисса, если верить Юстину — старшая. Элисса вышла замуж за Археба (Сихей, по версии Вергилия), являвшегося верховным жрецом Мелькарта Тирского — главного божества финикийского мореплавания.

Надо сразу отметить, что храм Мелькарта в Тире был средоточием фантастических богатств, ибо туда отсылалась десятая доля с купеческих и колониальных доходов «морской империи». Археб слыл богатейшим человеком Тира, а то и всей Финикии — есть основания полагать, что именно так дела и обстояли: жречество и поныне очень доходная профессия.

Что за финансовые проблемы возникли у Пигмалиона — неясно, но царь положил глаз на сокровища родственника, тот отказался отдать их добровольно и в результате был убит вероломным Пигмалионом прямиком у алтаря. Тем не менее, драгоценности Археба царём найдены не были, поскольку жрец надёжно их спрятал". 

Вскоре муж явился Элиссе во сне и рассказал, что с ним произошло. Он посоветовал жене поскорее бежать от брата-мерзавца и заодно указал, где спрятаны богатства.  По слову Марка Юниана Юстина,

«Элисса из-за этого преступления долго чуждалась брата. В конце концов она затаила в себе ненависть и притворилась примирившейся со своей судьбой, а тайно стала готовиться к бегству, сговорившись с некоторыми из виднейших людей в государстве, которые, как она думала, также ненавидели царя и стремились бежать. Тогда Элисса обращается к брату [с такими] лукавыми [словами]: она хочет переселиться к брату, чтобы дом её мужа в ней, жаждущей забвенья, не вызывал тяжёлой скорби, чтобы глаза её не видели более перед собой того, что возбуждает в ней горькие воспоминания. Пигмалион с удовольствием выслушал сестру, думая, что вместе с ней к нему перейдёт и золото Ахерба. Но Элисса в тот же вечер с помощью слуг, присланных царём, чтобы помочь ей при переезде [к нему], погрузила все свои богатства на корабли и, выйдя в открытое море, приказала сбросить в воду большие мешки, наполненные песком, но имевшие вид мешков с золотом. После этого она рыданиями, скорбными воплями стала взывать к Ахербу, умоляя его благосклонно принять сокровища, которые он оставил ей; пусть послужит ему в качестве погребальной жертвы то, что было причиной его смерти. А затем обратилась она к царским слугам: ей, [сказала она], смерть давно уже стала желанной; но их, похитивших у жадного тирана богатства, ради которых он совершил убийство [родственника], ждут жестокие пытки и суровые наказания. Этими словами она в них вселила страх и приобрела себе спутников в бегстве. К ней присоединяются также многие сенаторы, приготовившиеся к бегству той же ночью. Все они, принеся жертву Геркулесу, жрецом которого был Ахерб, решили искать себе на чужбине место для поселения».

Полис и государство: два "модуса операнди" человечества.

Идущий на улице дождь вынудил меня сидеть дома. Читаю труд Елены Хаецкой "С точи зрения Карфагена"... 

Она правильно пишет, что "ассирийцы первыми создали классический тип государства: с регулярной армией, имевшей единообразное вооружение, господством титульной нации, единым законодательством и централизованным управлением провинциями, включением в состав соседних царств (к примеру, Египет в 671 г. до н.э.).

Финикия пошла принципиально другим путём, поставив приоритетной целью не политическое влияние, а коммерческую выгоду. В конце концов, всё на этом свете можно купить и от всего откупиться — как полагали финикийцы, — но эта доктрина переставала работать, когда речь шла о столкновениях с «большими парнями», для которых на первом месте стояло столь нерациональное и убыточное мирское честолюбие, которому не место в деловой практике.

Бизнес и желание прославиться в качестве великого завоевателя — две вещи несовместные".

Да, это очень актуальное для настоящего времени замечание. 

Как мы знаем, государства возникают там, где образуются большие "человейники": десятки и сотни тысяч людей трудятся на плодородных почвах речных долин, и при этом неизбежно возникает управленческий аппарат для координации работ. В этом смысле полисы можно назвать "недогосударствами", так как в них не образуется "критической массы" людей для создания государства. 

Как писать правильно — справа налево или наоборот?

Древние финикийцы, как и евреи, писали справа налево. Древние греки и римляне писали наоборот — слева направо. Этруски заняли промежуточное положение: они долго не могли решить, как писать правильно — справа налево или наоборот, отчего использовали оба типа письма.

Ну, про этрусков я говорил недавно, в заметке "К вопросу об этрусках". Их неопределённость в том, как писать правильно — справа налево или наоборот — прямо вытекает из их расовой неопределённости. А вот финикийцы, будучи носителями гаплогруппы J2, по "крови" сильно отличались от греков и римлян. И я полагаю, что именно "генетика" определила различие в направлении письма. 

Можно пойти и дальше, сделав предположение о том, что "кровь" определяет стиль и дух всей культуры народа. Нам известно о чувстве глубокой неприязни древних римлян к культуре Карфагена. По мнению римлян, у пунов всё было "не так, как надо". 

Кстати, о том же чувстве по отношению к евреям пишет и Василий Розанов:

"Замечалась всегда, отмеченная ещё Тацитом, — «odium humani generis»1 у этого народа и обратно, то же непобедимое разделяющее чувство испытывали к евреям все народы: «Не наше, не наше!» «Не мы, не мы!». Какую бы взять параллель этого взаимного гнушения?

«— Не люблю я этих галушек, — сказал пан-отец, — никакого вкуса нет. — И положил ложку» (Гоголь, «Страшная месть»),

«— Знаю, что тебе лучше жидовская лапша, — подумал про себя Данило. — Отчего же, тесть, — продолжал он вслух, — ты говоришь, что вкусу нет в галушках? Худо сделаны, что ли? А брезгать ими нечего: это христианское кушанье! Все святые люди и угодники Божии едали галушки.

Ни слова отец: замолчал и пан Данило.

Подали жареного кабана с капустою и сливами.

— Я не люблю свинины! - сказал Катеринин отец, выгребая ложкою капусту.

— Для чего не любишь свинины? — сказал Данило. — Одни турки и жиды не едят свинины.

Ещё суровее нахмурился отец.

Только одну лемишку2 с молоком и ел старый отец и потянул вместо водки из фляжки, бывшей у него за пазухой, какую-то чёрную воду» («Страшная месть», глава 4)" (Источник).

В. Розанов говорит, что вещий инстинкт Гоголя невольно связал "жидов" и "жидовское" с какой-то "чёрной испиваемой водою", которая, наверно, хуже горилки и абсолютно неперевариваема христианским нутром.

Возвращаясь вновь к стилю написания букв, можно заметить, что написание слева направо идёт "от себя", а написание справа налево — наоборот, "к себе". Тут, конечно, можно провести многие культурные аналогии, вплоть до христианского завета проповедовать Евангелие "всей твари" — с одной стороны, и печать «обрезания», как «штандт-пункт» иудаизма, — с другой стороны. Различие между христианством и иудейством примерно такое же, как различие между "линией" и "точкой" в математике. Про другие различия, вызывающие антисемитские настроения, я здесь писать не стану, однако всё же замечу постоянные ссылки на "иудейский матриархат". Наверно, это тоже не случайно: если "у нас" - патриархат, то "у них", конечно, дожен быть матриархат. Потому что они пишут и читают наоборот, "не так, как мы".  

-------------------------------------------------------------------

[1] «ненависть к роду человеческому» (лат.).

[2] Лемишка (укр. лемішка) — украинское блюдо из гречневой муки наподобие каши.

К вопросу о похищении Елены.

Е. В. Хаецкая пересказывает древнегреческую байку о том, как финикийские торговцы подрабатывали похищением девушек с целью последующей продажи их в качестве рабынь.

"Геродот в своей «Истории» подробно расписывает злодейское похищение Ио, дочери Аргосского царя — «...когда почти все товары уже были распроданы, на берег моря среди многих других женщин пришла и царская дочь. Её имя было Ио, дочь Инаха; так же называют её и эллины. Женщины стояли на корме корабля и покупали наиболее приглянувшиеся им товары. Тогда финикияне по данному знаку набросились на женщин. Большая часть женщин, впрочем, спаслась бегством, Ио же с несколькими другими они успели захватить. Финикияне втащили женщин на корабль и затем спешно отплыли в Египет»".

"У нас нет оснований Геродоту не верить, - говорит Е. Хаецкая, - поскольку это похищение (финикийцы исходно могли не знать, что в качестве добычи им досталась царская дочь) спровоцировало длительный конфликт между эллинами и морскими торговцами, закончившийся тем, что греки в отместку украли дочь царя Тира Европу — впоследствии эта история трансформировалась в миф о похищении Европы Зевсом, обернувшимся быком". 


 

08 мая 2022

Продолжая тему связей минойского Крита с древним Египтом.

О связях минойского Крита с древним Египтом я говорил неоднократно. Продолжу эту тему...

На египетских фресках времени знаменитой царицы Хатшепсут и Тутмоса III (первая половина XV в. до н. э.) представлены послы страны Кефтиу (так египтяне называли Крит) в типично минойской одежде (передниках и высоких полусапожках) и с характерными причёсками, несущие дары фараону: отрезы ткани, слитки характерной минойской формы, конусообразные ритоны и другие, скорее всего золотые, сосуды. 

Часть фрески из гробницы Рехмира

Но вот вопрос: в каком качестве
послы страны Кефтиу преподносят фараону эти дары? Можно ли их рассматривать как дань, которую критяне были обязаны привозить в Египет?

Да, фараона Тутмоса III можно назвать "Долгоруким" из-за того, что он всю свою жизнь воевал за пределами Египта, но всё же он был не настолько "долгоруким", чтобы дотянуться до Крита. Не было у египетских фараонов военно-морского флота.

Как сообщает Е. В. Хаецкая, "корабли древних египтян представляли из себя большущие четырёхугольные баржи, сделанные из коротких досок (материалом служила в основном Acacia tortilis, акация кручёная, в изобилии произраставшая в Нижнем Египте) с плоским дном, предназначенные прежде всего для плаваний по спокойному Нилу. Выход в море для них был рискованным приключением с совершенно неочевидными финалом. Никаких переходов ночью — перед закатом обязательно встать на стоянку. Плавания только ввиду берега, выход в открытое море считался безумно опасным и практиковался в исключительных случаях. При малейшем намёке на усиление ветра — причаливать и пережидать непогоду. В сезон штормов и без того ограниченное морское сообщение прекращалось. Корабли из акации, да ещё не имеющие ни киля ни шпангоутов, с корпусом оплетённым канатами для лучшей остойчивости и надёжности, годились только для неторопливых каботажных плаваний на минимальные расстояния. Поход на Кипр уже считался безумной авантюрой, а путешествие в гости к минойцам на Крит и вовсе предприятием самоубийственным".

Так что дары крито-минойцев были, скорее всего, делом добровольным. Таким образом торговцы с Крита заручались поддержкой местной египетской администрации. Подкупив государственных чиновников, они надеялись на их помощь и защиту в конфликтных ситуациях.

Гешефт как тип цивилизации.

Можно заметить такую закономерность: матриархат, как менталитет, культивировался в тех древних обществах, которые специализировались на экспортной торговле. Уже неолитическое общество Чатал-Хююка занималось изготовлением зеркал из обсидиана, очевидно, на продажу. 

Найденное на раскопках обсидиановое зеркало, © Официальный сайт

Крито-минойская и индо-хараппская цивилизации также занимались торговлей всякого рода "побрякушками". 

В этом отношении нельзя пройти мимо финикийцев, которые исстари промышляли добычей ракушек из семейства мурицид, иглянок, из которых добывался «тирский пурпур»; этот товар «Земли пурпура» расходился по всем царствам Древнего мира и мог считаться эквивалентом золота.

"Показательно скопидомство персидских царей — в 330 году до н.э. Александр Македонский посетил сокровищницу дворца царя Дария в сдавшемся великому завоевателю городе Сузы, где было обнаружено неимоверное количество отрезов пурпурных тканей (вероятно несколько тонн), причём покупались они на протяжении минимум двух столетий: за это время не вылиняли и не потеряли своего благородного цвета.

07 мая 2022

Надгробие галла Кибелы.

Надгробие представителя жречества Кибелы. Выполнено из каррарского мрамора и датируется эпохой Антонина (середина II века нашей эры).  

Менада

Камея из халцедона с танцующей менадой. Датировка: 40-30 до н.э. 

Археологический музей Неаполя.

Древнеримский брак.

На свадьбе вместо поцелуя молодые пожимали друг другу руки. Во-первых, нежность считалась признаком слабости для мужчины, и её не стоило демонстрировать. Во-вторых, брак вообще не был связан с любовью, это была сделка двух семейств. Так что пожатие рук выглядело очень логичным. Европейцы до сих пор так делают при заключении сделки.


 

"Слепая" Афродита.

Эта голова первоначально была частью статуи Афродиты, а сама статуя была репликой оригинала 4 века до н. э., выполненного Праксителем. Видимо, какой-то христианин выдолбил крест на лбу богини, разбил ей нос и повредил глаза в попытке «ослепить» её.

06 мая 2022

Почему Ганнибал не разрушил Рим?

Т. Данилова пишет: "Культурно неоднородный, опиравшийся на союзников-партнеров, искавших в войне выгоды, Карфаген был торговой державой и не вёл войны на уничтожение: карфагенянам было достаточно добиться нужных коммерческих договорённостей, монополий или приращения территорий плодородными землями. Карфагенской олигархии ни к чему было разрушать города и вырезать их население: мёртвые не платят. В контроле над территориями они были заинтересованы ровно в той мере, в которой из них можно было извлечь прибыль" (Источник).

Может быть, поэтому Ганнибал не пошёл на Рим после разгрома римской армии при Каннах 2 августа 216 до н. э.? Наверно, не было у него такой цели и задачи — уничтожить Рим. 

А вот римляне, наоборот, добивались тотального уничтожения противника. "Карфаген должен быть разрушен!" (лат. Carthago delenda est) — беспрестанно повторял, как одержимый, Марк Порций Катон Старший. 

Бюст римлянина из Отриколи, который традиционно отождествляют с Катоном Старшим  Лично мне более симпатична парадигма мышления Карфагена. Она более гуманная, чем римская, более "мягкая" и, я бы сказал, более "матриархальная".  

О Катастрофе бронзового века.

Американский историк Роберт Дрюс описывает «бронзовый коллапс» как «крупнейшую катастрофу в древней истории, даже ещё более ужасную, чем падение Западной Римской империи», цитируя при этом Фернана Броделя, по мнению которого культуры Восточного Средиземноморья вернулись почти к тому, с чего они начинали («нулевому уровню»).

Да, вот и Т. Данилова пишет о том же. "Резкое падение численности населения Пелопоннеса — на 75-90 процентов — говорит само за себя. Полностью был опустошён Крит. Остатки местного населения затем столетиями влачили жалкое существование в безводных, неплодородных горах, опасаясь спуститься на равнину" ("Три катастрофы", 2017).

По всей видимости, пресловутые "народы моря" были не народами, а вождествами, которые жили грабежом. Во главе такой патриархальной структуры стоял вождь, а вождём делался тот, кто мог организовать грабёж так, чтобы его дружина ни в чём не испытывала нужды. Позднейшим аналогом таких структур следует считать дружины викингов (они же - норманны, они же - варяги). Они подобны саранче, которая пожирает всё на своём пути и исчезает лишь тогда, когда жрать больше нечего. Точно так же исчезли и "народы моря".

"С практически мгновенным увяданием и гибелью государств восточного Средиземноморья стала умирать и набеговая экономика. Её экологическая ниша была исчерпана. Грабить было больше некого. Торговля замерла, ремёсел не стало, побережья опустели. Пираты были вынуждены спешиться, но и в материковых частях отыскивались лишь полуголодные напуганные люди, у которых было нечего взять. Можно было захватить рабов — ну а кому их продать?" (Т. Данилова).

Очевидно, Катастрофа бронзового века напоминала средневековую экспансию викингов, но при всей схожести резня, которую устроили "народы моря", была намного более масштабной и страшной, чем набеги викингов. 

Варяги. 2015 г. С. Покотилов.


К вопросу об этрусках.

Елена Хаецкая в своей монографии "С точки зрения Карфагена: Финикийцы и Карфаген" говорит, что "теорию происхождения этрусков [из Анатолии] подтвердили исследования митохондриальной ДНК, извлечённых из разных этрусских останков. Они показали, что 11 клеточных родословных не встречаются нигде в Европе, зато имеются у народов востока Анатолийского полуострова". Она связывает миграцию этрусков с Катастрофой Бронзового века: "Волны «народов моря» выбили их с лидийской родины и они стали не столько пиратами и дружинниками, сколько переселенцами, уходившими целыми семьями. Они шли от острова к острову, захватывая их и колонизируя, пока не добрались до континента". Кстати, этой картине не противоречит моё предположение о том, что этруски сначала высадились на Сардинии, а потом, через несколько поколений, приступили к освоению Апеннинского полуострова.


Всё это, конечно, "вилами по воде писано". Тут очень бы пригодился не дошедший до нас двадцатитомный труд по истории этрусков пера императора Клавдия, выучившего их язык и владевшего бесценными документами. Но, увы! Бесценный труд учёного императора канул в Лету.

05 мая 2022

«Земля слушает»

 

                              Владимир Нестеров (род. в 1932 г.). «Земля слушает». 1965 г.

Ещё немного афоризмов.

 1. «Те, кто на передовой – не жильцы. Они обречены. Спасение им – лишь ранение. Те, кто в тылу, останутся живы, если их не переведут вперед, когда иссякнут ряды наступающих.Они останутся живы, вернутся домой и со временем составят основу организаций ветеранов. Отрастят животы, обзаведутся лысинами, украсят грудь памятными медалями, орденами и будут рассказывать, как геройски они воевали, как разгромили Гитлера. И сами в это уверуют! Они-то и похоронят светлую память о тех, кто погиб и кто действительно воевал! Они представят войну, о которой сами мало что знают, в романтическом ореоле. Как все было хорошо, как прекрасно! Какие мы герои! И то, что война – ужас, смерть, голод, подлость, подлость и подлость, отойдет на второй план. Настоящие же фронтовики, которых осталось полтора человека, да и те чокнутые, порченые, будут молчать в тряпочку».

Николай Никулин.

2. Невежество есть не простое незнание, неведение чего-либо, но само нежелание его постичь, при наличии и средств, и времени, и возможности.

Лев Абалкин.

3. Мне смешно вспомнить, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаянья, без путаницы жить себе потихоньку и делать не торопясь, аккуратно всё только хорошее. Смешно! Нельзя... Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость. От этого-то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя, что достижение его сопряжено с потерей всего, что есть в нас прекрасного.

Лев Толстой. Письмо А.А. Толстой, 1857 г.

4. В старом-старом мире одним из способов образования и получения новых знаний были беседы с людьми учёными. Скажите, кто-то сейчас пользуется ли эти способом?
https://ampelios.livejournal.com/321379.html

5. Правильное ощущение у всех дураков, что они окружены врагами.
Это ощущение любого дурака.
Дурак правильно считает, что его противники - все.
Что делать с дураком, кричащим: "Всюду враги!"?
Ну не может же умный, мыслящий человек соглашаться с тем, что тот несёт.
И он становится его врагом.
Поэтому, в принципе, дурак прав.

Михаил Жванецкий

6. 20 апреля 1918 года Ленин В.И. заявил: "Разгон Учредительного собрания Советской властью есть полная и откровенная ликвидация форм демократии во имя революционной диктатуры".

Таким образом, большевики осознанно подавили демократический порыв трудящихся с целью укрепления своей власти посредством диктатуры пролетариата над подавляющим большинством населения России.

Станислав Максимов


Homo sapiens и Homo не sapiens

Сергей Морозов говорит, что "существовавшая не менее 66 миллионов лет структура экосистем рухнет из-за человека" (Источник). "Учёные прогнозируют, что в течение следующих 100–200 лет исчезнут многие растительноядные млекопитающие крупного и среднего размера, а вслед за ними и плотоядные. В настоящее время происходит резкое уменьшение биоразнообразия и вымирание как сухопутной, так и морской фауны. За последние несколько столетий скорость исчезновения видов такова, что некоторые исследователи говорят о шестом массовом вымирании видов. Причинами предыдущих пяти вымираний были природные катаклизмы, шестое происходит из-за активности людей, которые уничтожают среду обитания животных и их самих. Самыми частыми причинами уничтожения вида стали прямое уничтожение животных людьми (охота, рыболовство, гибель в капканах), земледелие, вырубка лесов и конкуренция с инвазивными видами. Учёные подсчитали, что подавляющей части (более 90 процентов) животных массой больше килограмма грозит убийство людьми" (Источник).

Да, вот такой он "хорёк" — этот Homo sapiens sapiens. Горькая ирония заключается в том, что двойной предикат человека - sapiens sapiens - принадлежит далеко не всем представителям рода человеческого. И на протяжении веков и тысячелетий мы наблюдаем одну и ту же историческую трагедию: власть захватывают люди, скажем так, не совсем разумные, и заставляют разумных людей петь и плясать под свою "дуду". Довольно часто государствами управляют уркаганы, а мудрецы, типа Диогена Синопского, оказываются на маргинальной периферии общества.

Если окинуть взглядом всю историю человечества, то можно прийти к неутешительному выводу о том, что Homo sapiens sapiens лишь "проклюнулся", но отнюдь не занял господствующее положение в роде людей семейства гоминиды отряда приматов. В этом смысле, чрезвычайно яркую иллюстрацию судьбы "проклюнувшегося" Человека в среде людей представляет собой Иисус Христос. Сей романтик мечтал о создании Царства Божьего на земле, то есть общества высокодуховных людей, которые бы руководствовались велениями разума, а не животными инстинктами. Но, увы, эксперимент не удался, и всё вернулось "на круги своя".


04 мая 2022

Ethiopian Madonna

It's an Ethiopic manuscript (~1875, scribe unknown) from the UCLA digital collections. Источник картинки.

Этруски как потомки пеласгов.

Название «Италия» происходит от Vitellium, телёнок, то есть Италия — это страна телят. Я так думаю, что это название происходит от тех телят, которых гнали перед собой пеласги, примерно 7600 лет назад переселившееся с Балканского полуострова в долину Тавольере, что близ современного города Манфредония на «шпоре» итальянского «сапога». Носители так называемой «апеннинской культуры», пеласги, умели строить парусные лодки, жили в хижинах с каменным полом и владели гончарным искусством. Их флот из больших лодок-долблёнок, помимо необходимой утвари и инструментов, привёз на Апеннинский полуостров немного скота (всякой твари по паре, чтобы развести стада), а главное — кожаные мешки с семенами пшеницы, проса, ячменя и овса. Поселенцы долины Тавольере обрабатывали землю деревянными мотыгами. Земледелие требовало огромных, по сравнению с охотой и собирательством, труда и терпения, а также умения планировать. Поэтому обработка земли была вначале женским делом и женским трудом. Не отсюда ли происходит этрусский матриархат? Ибо, конечно, этруски связаны и генетически, и культурно с пеласгами, прибывшими на Апеннинский полуостров с Балканского полуострова. Ну а на Балканы неолитические переселенцы прибыли, как мы знаем, из Анатолии. Так что можно провести прямую линию от Чатал-Хююка - через Балканы - в италийскую Тоскану, где жили этруски. Другое дело, что сами пеласги и их италийская "инкарнация" - этруски -  растворились в море протолатинских племён (с которыми связаны носители так называемых культур протовилланова и террамаре), пришедших в Италию в XV-XIV вв. до н.э. с севера, из долины реки По. Кстати, примерно в то же время на Пелопоннесе ахейцами было образовано государство Аргос и ок. 1500 г. до н. э. завоёван остров Крит, что положило начало Микенской цивилизации. Очевидно, у этрусков с каждым поколением становилось всё больше индоевропейской "крови" и всё меньше - анатолийской "крови" пеласгов, пока они окончательно не слились с латинами в IV-III вв. до н. э. 

Антропологический этюд.

На данный момент я склоняюсь к моноцентричной теории возникновения человечества, причём я считаю, что человечество возникло ок. 45 - 48 000 лет до н. э. где-то на территории Азии. На какой-то небольшой изолированной территории, которую можно условно назвать Эдемом, произошла чрезвычайно мощная мутация приматов, вызвавшая появление Homo sapiens sapiens. Никто не знает, что было раньше - курица или яйцо всплеск генетических изменений или появление языка. Но, очевидно, что не в генетике, а в языке коренится самое существенное отличие человека от обезьяны. Ибо именно благодаря языку возможно абстрактное мышление (мы мыслим не иначе как проговаривая "про себя" слова известного нам языка) и сознание. Без языка нет культуры, а без культуры нет и человека.


 
 

Мужчина (с большой буквы).

Мужчина в колониальной Индии охраняет свою семью от каннибалов во время голода в Мадрасе, 1877 год.


 Как говорил М. Ю. Лермонтов, "Не то, что нынешнее племя: Богатырине вы!"

Стрибожи внуци.

Весна в этом году выдалась "затяжная" и холодная. Всё время дуют северные ветры...

Как известно, в крестьянском хозяйстве "весенний день год кормит", ну и я кажный божий день во саду да в огороде копаюсь...

Вчера я вырубал молодую поросль штыковой лопатой. Размахнулся, но вдруг, совершенно неожиданно для меня, очень сильный порыв ветра "сыграл" лопатой так, что я ударил себе по ноге. Ничего страшного - нога была в ботинке, а лопата тупая, - отделался ушибом. Но могло бы быть и иначе, если б вместо лопаты в руках оказался топор или коса.

Этот случай заставил меня задуматься... Всем известно, что в стародавние времена язычники поклонялись природным стихиям. В частности, древние славяне почитали Стрибога, бога ветра или воздуха. «Слово о Полку Игореве» сообщает о связи внуков Стрибога с воздушной стихией: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы». 

Однажды Исаак Ньютон задремал, лёжа на травке под яблоней, и упавшее ему на голову яблоко привело к открытию закона всемирного тяготения. А я, благодаря сильному порыву ветра, открыл для себя тайну идолопоклонства. 

Боги (или духи), безусловно, действуют в мире и проявляют свою волю. И часто они оказывают своё влияние через посредство природных стихий. Взять, например, Никиту Минина (будущего патриарха Никона): все трое его детей умирали один за другим ещё во младенчестве, и он, потрясённый горем, увидел в этом знак Божий. Решив отказаться от мирской жизни, Никита убедил жену постричься в монахини, а сам отправился в Соловецкий монастырь, где принял монашеский постриг, став отныне Никоном. 

Знаком Божиим может быть всё, что угодно: пожар, потоп, ураган, да и просто порыв сильного ветра, как в моём случае. Предположим, у меня в руках была бы коса, а рядом со мной был бы маленький ребёнок... Вот тебе и калека на всю жизнь... Любопытна близость слова "калека" со словом "калика". Каликами в старину на Руси называли странников, поющих духовные стихи и былины. Их считали «божьими людьми», прислушивались к их словам и пророчествам, если те обладали даром предсказания. 

А не было ли среди «божьих людей» и «Стрибожьих внуков»? Ну, можно же, чисто теоретически, допустить, что какой-то процент крестьянских детей становился «божьими людьми» после того как сильный ветер подул и изменил направление полёта стрелы, или копья, или топора... 

Так кто же, в конечном итоге, "продюсирует" старины и былины? — Стрибог. Или какой-нибудь другой бог природных стихий или дух, - "имя им легион". 

Мне кажется, такого рода "размышлизмы" могли появиться и в умах древних людей. Например, после удара молнии выживший человек приобрёл сверхъестественные способности. Значит, он — избранник Перуна. «Божьи люди» тоже, своего рода, избранники духов. Как это ни ужасно звучит, но без боли не бывает духовности. Да даже и поэты, чтобы творить, бессознательно ищут приключений на свою задницу, как "наше всё" - А. С. Пушкин.