04 мая 2022

Стрибожи внуци.

Весна в этом году выдалась "затяжная" и холодная. Всё время дуют северные ветры...

Как известно, в крестьянском хозяйстве "весенний день год кормит", ну и я кажный божий день во саду да в огороде копаюсь...

Вчера я вырубал молодую поросль штыковой лопатой. Размахнулся, но вдруг, совершенно неожиданно для меня, очень сильный порыв ветра "сыграл" лопатой так, что я ударил себе по ноге. Ничего страшного - нога была в ботинке, а лопата тупая, - отделался ушибом. Но могло бы быть и иначе, если б вместо лопаты в руках оказался топор или коса.

Этот случай заставил меня задуматься... Всем известно, что в стародавние времена язычники поклонялись природным стихиям. В частности, древние славяне почитали Стрибога, бога ветра или воздуха. «Слово о Полку Игореве» сообщает о связи внуков Стрибога с воздушной стихией: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы». 

Однажды Исаак Ньютон задремал, лёжа на травке под яблоней, и упавшее ему на голову яблоко привело к открытию закона всемирного тяготения. А я, благодаря сильному порыву ветра, открыл для себя тайну идолопоклонства. 

Боги (или духи), безусловно, действуют в мире и проявляют свою волю. И часто они оказывают своё влияние через посредство природных стихий. Взять, например, Никиту Минина (будущего патриарха Никона): все трое его детей умирали один за другим ещё во младенчестве, и он, потрясённый горем, увидел в этом знак Божий. Решив отказаться от мирской жизни, Никита убедил жену постричься в монахини, а сам отправился в Соловецкий монастырь, где принял монашеский постриг, став отныне Никоном. 

Знаком Божиим может быть всё, что угодно: пожар, потоп, ураган, да и просто порыв сильного ветра, как в моём случае. Предположим, у меня в руках была бы коса, а рядом со мной был бы маленький ребёнок... Вот тебе и калека на всю жизнь... Любопытна близость слова "калека" со словом "калика". Каликами в старину на Руси называли странников, поющих духовные стихи и былины. Их считали «божьими людьми», прислушивались к их словам и пророчествам, если те обладали даром предсказания. 

А не было ли среди «божьих людей» и «Стрибожьих внуков»? Ну, можно же, чисто теоретически, допустить, что какой-то процент крестьянских детей становился «божьими людьми» после того как сильный ветер подул и изменил направление полёта стрелы, или копья, или топора... 

Так кто же, в конечном итоге, "продюсирует" старины и былины? — Стрибог. Или какой-нибудь другой бог природных стихий или дух, - "имя им легион". 

Мне кажется, такого рода "размышлизмы" могли появиться и в умах древних людей. Например, после удара молнии выживший человек приобрёл сверхъестественные способности. Значит, он — избранник Перуна. «Божьи люди» тоже, своего рода, избранники духов. Как это ни ужасно звучит, но без боли не бывает духовности. Да даже и поэты, чтобы творить, бессознательно ищут приключений на свою задницу, как "наше всё" - А. С. Пушкин.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий