11 июня 2023

Как раб на галерах...

А. Баркова сообщает, что в Древнем Египте имелось устойчивое представление о том, что фараон после смерти становится одним из гребцов в ладье Ра, на которой бог плавает днём по небесному Нилу, а ночью – по подземному.

Непонятки с ритуальным умерщвлением вождей.

В своей лекции о египетской мифологии Александра Баркова говорит:

"Культ быка представлял в Египте одну из форм культа вождей. Что такое культ вождей? Вождь является воплощением благополучия страны. На самом деле в традиционных обществах, где действительно представлен культ вождей, вождь не имеет политической власти. Он является живым талисманом. Пока он молод, здоров, полон сил, в том числе и сексуальных, он является залогом благополучия страны. Если он начинает стареть, его убивают. Причём убивают особым образом – без пролития крови. Применительно к Египту это было утопление. Труп потом выуживают и бальзамируют. В Египте культ вождей применительно к фараонам ушёл в прошлое, вернее, приобрёл довольно любопытную форму в ритуале хеб-сед, о котором мы позже поговорим несколько подробнее. А так он сохранил достаточно чистую форму применительно к быку Апису, который, пока полон сил, – живой талисман, но, если стареет, его топят, тело бальзамируют и ищут новое воплощение этого Аписа – чёрного быка с белыми отметинами".

Ну, потожим, с Аписом всё понятно: одомашненный бык — скотина подневольная, его судьба находится в руках людей. А как быть с вождём дружины головорезов? Я вот реально не понимаю, где бы на Руси нашлась такая сила, которая сделала бы князю Владимиру "секир-башку" на глазах у всей его дружины? Не было такой силы на Руси, ибо князь – он потому и князь, что все ему подчиняются. Значит, надо полагать, что во время óно, когда существовал культ вождей, имелась некая сила, против которой вождь был бессилен. Интересно, какая это была сила?

Далее А. Баркова описывает ранее упомянутый ритуал хеб-сед.

"Это ритуал обновления жизненных сил фараона. Фараон мыслился воплощением жизненных сил своей страны и по истечении тридцатилетнего срока царствования был уже слишком стар, чтобы править. И тут один из двух вариантов. Или фараона убивать и возводить на престол нового, молодого и красивого. Эта идея почему-то фараонам не нравилась. Или же провести обряд фактически инициации для обновления жизненных сил фараона. Для этого обряда со всех областей Египта свозились в столицу все номовые божества (их изображения). Главная статуя, при ней все необходимые жрецы, при жрецах вся их обслуга и так далее. Событие неординарное. Теоретически после первого хеб-седа через три года фараон должен был проводить следующий, затем вновь следующий, но, насколько я понимаю, столь часто проводить этот ритуал было непросто для экономики страны. И поэтому так часто он и не проводился. Но правила были таковы. <...> Самой колоритной частью хеб-седа была так называемая смена фараона. Фараон считался умершим, но, «умирая», он оставлял документ о престолонаследии, где завещал престол самому себе. И дальше он должен был, пройдя через обновление, доказать, что он стал молодым и сильным, ритуальным бегом (естественно, фараон никуда не бегал, а бегал кто-то за него). Затем он из рук своей статуи забирал документ и в качестве наследника самого себя воцарялся. Кстати, в хеб-седное одеяние входил бычий хвост. В этом отголосок единства культа фараона и быка, и именование «бык обеих земель» входило в пятичленную титулатуру фараона. С проводником в мир мёртвых и обратно разобрались".

В общем, престарелый фараон проходил нехитрую процедуру "обнуления", - и все дела. Это не интересно. Меня интересует упомянутая А. Барковой процедура умерщвления вождей. Я много раз уже встречался с подобными упоминаниями, но ни одно из них не отвечает на поставленный мною вопрос: чтó это была за сила, которая принуждала вождей смириться с неизбежным?

На ум приходит логический вывод о том, что, раз вожди не были суверенными правителями, раз они не были самодержцами-самодурами, то, значит, нельзя говорить и о вождизме. А раз не было вождеств, то, следовательно, не было и патриархата. А если не было патриархата, то что тогда было? 

Женское "целостное" знание aka "хитрая наука" Бабы Яги.

Александра Баркова спрашивает:  

Почему, кстати, женщинам принципиально не давали образование очень долго?

И сама же отвечает:

Это было связано с тем, что, по поверьям (и я снова подчёркиваю, что это для всех народов), женщина обладает целостным знанием по своей женской природе.

Баркова делит знание на "логическое", получаемое путём долгого образования или чтения книг, и "целостное", обретаемое путём мгновенного инсайта. Так вот, по мнению Барковой, озарения посещают женщин гораздо чаще, чем мужчин. Далее она намекает на связь этого "женского" знания с ведовством и говорит, когда они становятся "ведуньями". "У большинства народов очень чётко женщина получает свою максимальную магическую силу конечно же не после свадьбы, как обычно говорят, а после рождения первого ребёнка. Она сполна становится ведьмой в хорошем смысле слова".

Вот, оказывается, где они — "родники" женской мудрости! Оно и понятно. Только страдание порождает мудрость – такое торжественное изречение принадлежит богам в передаче первого великого трагика Эсхила. Ну, а женские роды не бывают без страданий. Интересно, что в английском языке "I was born" можно понимать не только как "я был рождён", но и как "я был выстрадан" [своей матерью], ибо английский глагол to bear восходит к протоиндоевропейскому корню *bher- (1), "нести тяжкое бремя", "a burden". В принципе, это где-то даже похоже на центральный элемент мистерий Митры [1].

Но, очевидно, "родники" женской мудрости проистекают также из менструальных хижин. Как пишет Урсула Ле Гуин, "злокозненный параменструум (два дня до начала менструаций и первые два дня этого пе­риода) захлёстывает вас прозрением, волнами инстинктивных наитий, неотступным напряже­нием, пылкими порывами, мышлением во всей полноте чувствований" (Источник).

Тут, опять же, "страдание рождает мудрость". 

В продолжение темы см.: "Путь охотника".

--------------------------------------------------------------------------------

Имеется в виду поединок Митры с быком, первым живым существом, созданным Юпитером-Оромаздом. Этот неукротимый бык символизировал "животную природу" самого Митры, и герой вступил в борьбу с ним. Когда тот пасся на склоне горы, Митра, совершив отважный манёвр, ухватил его за рога и вскочил на него верхом. Свирепое животное пустилось диким галопом, пытаясь сбросить своего наездника в неистовой скачке, но этот последний, хотя и сорвался с его спины, но не ослабил своей хватки; он потащился за быком, повиснув на рогах животного, которое вскоре изнемогло и свалилось от усталости. Тогда его победитель, схватив его за задние ноги, закинул к себе на плечи, и начался так называемый "переход" (transitus), или тяжёлая транспортировка, живого быка со свесившейся головой, с преодолением множества препятствий, в пещеру, которая служила герою жилищем. Это тяжкое испытание для героя стало символом как человеческого страдания вообще, так и особых злоключений посвящаемого на его пути к обретению сверхсознания - что соответствует "крестному пути" на Голгофу Иисуса Христа и всех Его верных учеников, взявших свой крест и следующих по Его стопам. 

10 июня 2023

Белые предки, белые призраки, белые боги и белые женщины.

Александра Баркова сообщает любопытный факт: австралийские аборигены верили, что британцы – их предки, потому что у австралийцев обитатели мира мёртвых представляются белотелыми.

Интересно, что в древнеегипетском традиционном изобразительном искусстве женщины представляются белотелыми.

Египетский музей в Каире, фото Екатерины Литвиной

В крито-минойском и этрусском искусстве женщины тоже "бледнолицые", в отличие от "краснокожих" мужчин. 

И, в то же время, мы знаем, что призраки и привидения также белого цвета. 

Когда в традиционных обществах люди хотят продемонстрировать свою причастность к тайнам загробного мира, они наносят на свои тела слой белой глины.


Удивительно, насколько универсален этот мотив в традиционных обществах.

Миф XXI века.

А. Л. Баркова говорит, что "мифологическое мышление – это то, что было, есть и, вероятно, будет. Это то, на чём построена не только древняя культура, но и культура современная".

Какой же наиболее сильный миф современности? Это, безусловно, миф Государства. Ныне Государство подобно солнцу, ослепительное сияние которого затмевает все иные источники света. Христианскую Церковь почти не видно и не слышно, а если она что-то и говорит, то лишь в унисон Государству.


  


Возможные параллели.

Клаус Шмидт говорит, что на столбах Гёбекли Тепе "особенно часты изображения Н-образного знака и на 90° повёрнутого его варианта".

Интересно, а не является ли этот Н-образный символ древнейшим прообразом крито-минойского лабриса?

Золотой лабрис. Позднеминойский период, ок. 1550-1500 годов до н. э. На левом клинке надпись из четырёх знаков линейным письмом А (возможно, обращение к богине).

Также на Крите и в Древнем Египте имеется аналог круга с лежащим на спине полумесяцем.

Чатал Хёюк: ни к селу, ни к городу.

Сущность города, по Льюису Мамфорду, принципиально отличается от сущности села. Село настроено к посторонним недоверчиво и враждебно, город, напротив, приветливо, как будто их ожидает. Таким образом, город возникает не из постепенно увеличивающихся сёл, но из пунктов совершенно другого свойства, а именно из святилищ, бывших местом постоянно повторяющихся собраний, которые наряду с их религиозной функцией служили местами общения и обмена - идеями, товарами и людьми. 

Клаус Шмидт считает ритуальный комплекс в Гёбекли Тепе "ядром", из которого со временем мог бы появиться город типа крито-минойского Кносса. "Мы видим, - говорит он, - что ритуальные центры существовали задолго до осёдлости и могли быть намного старше древнейших сёл".

"Крупные культовые сообщества греки называли амфиктионией. Исходный смысл этого слова до конца не выяснен, однако в своём ядре оно несёт значение "поселение в окружении". Первоначально данное понятие использовалось только для культового сообщества в Дельфах, центром которого был храм Аполлона, но уже в древности это название распространилось и на другие союзы. Историки наших дней предполагают наличие подобных структур у шумеров, филистимлян и иудеев. Главным связующим элементом амфиктионии является центральное святилище. Амфиктиония - это, прежде всего, культовая организация, которая должна осуществлять уход за святыней и её охрану" (К. Шмидт).

Я где-то читал, что неолитическое поселение в районе Чатал-Хююка находилось в окружении других, более мелких, поселений. Однако К. Шмидт говорит совсем иначе:

"Проводимые с 1995 г. до настоящего времени под руководством Яна Ходдера новые исследования доказали, что в обширной долине Конья других поселений того же периода не существовало, ни больших, ни малых, ни "сёл", ни "городов". Если видеть в Чатал Хёюке только село, то оно в своей уединённости было бы совершенно особенным случаем, потому что понятийное определение села предполагает существование нескольких таких же поселений в округе. Если Чатал Хёюк рассматривать как город или хотя бы как поселение городского типа, то обращает на себя внимание отсутствие сопутствующих сёл, а также в отдалении других подобных городов".

Ну, недаром же я считал Чатал-Хююк некрополем, "городом мёртвых"...

Однако вернёмся назад к Гёбекли Тепе как "святилищу культа мёртвых", по истолкованию К. Шмидта. Человеческих захоронений там пока ещё не нашли, но кости и черепа могут обнаружить при последующих раскопках, так как на сегодняшний день исследовано всего лишь 5-7% территории комплекса. По предварительным оценкам, до завершения раскопок археологам предстоит потрудиться ещё не менее 50-ти лет. 

Можно предположить, что там, в самом святилище или рядом с ним, появились ранненеолитические монашествующие. Это были первые "осёдлые" люди. Район Гёбекли Тепе известен тем, что там испокон веков росла дикая пшеница (полба). Об этом уже известно, что одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Карачадаг (Karacadağ) в 30 км от Гёбекли-Тепе.Так вот, те монашествующие могли собирать зёрна полбы и питаться зёрнышками, прямо как евангельские птички небесные, которые не сеют и не жнут. Кстати, и сам К. Шмидт задаётся вопросом: "не стало ли изобретение земледелия эпифеноменом тех долговременных многочисленных собраний охотников и сопровождающего их труда?"

09 июня 2023

Вопрос, конечно, интересный.

Клаус Шмидт показывает процарапанное изображение женщины на одном из столбов ранненеолитического ритуального комплекса в Гёбекли Тепе.

На одной из плит ступени, примыкающей к каменной скамье в Здании с львиными стелами находится процарапанное изображение обнажённой сидящей на корточках женщины (высота рисугка - 30 см).

И далее он говорит про "половые органы, которые имеют странную форму. Две Л-образно свисающие части, похожие на ленты, сразу объяснить довольно сложно. Вероятно, это гипертрофированные большие половые губы. Расставленные ноги и грубо изображённая макронимфия (буквально: большие половые губы) указывают скорее на готовность к соитию, чем а роды". 

Странная, очень странная "готовность к соитию"... Меня терзают смутные сомнения... Да и при чём тут соитие, если сам же К. Шмидт сказал, что здесь было место культа мёртвых?

По-моему, это вовсе не растянутые большие половые губы, а менструальная кровь.

Вот, для сравнения, наскальный рисунок австралийских аборигенов.

Две женщины танцуют и менструируют. Наскальное искусство коренных австралийцев с реки Верхний Йоль, Пилбара , Западная Австралия. Источник картинки

Крупнейший теоретик социологии Эмиль Дюркгейм
утверждал, что человеческая религия в целом возникла изначально в связи с менструацией. Так, может быть, ритуальный комплекс в Гёбекли Тепе был комплексом менструальных хижин?

Гёбекли Тепе: нету печек и очагов, но зато есть много ступок.

Клаус Шмидт говорит, что в Гёбекли Тепе "остутствуют печи или очаги, характерные для жилищ. Их на Гёбекли Тепе нигде не нашли. А что касается обнаруженных в этих структурах ступок и вообще большого количества ступок среди свидетельств Гёбекли Тепе, то они вполне могли служить для приготовления пищи - однако не обязательно для потенциальных местных жителей, но, вполне вероятно, для многих "гостей", присутствие которых предполагается по причине большого объёма строительных и скульптурных работ. Ступки могли служить также другим целям, например приготовлению лекарств или наркотиков. Для места с преимущественно ритуальной функцией, что в отношении Гёбекли Тепе является уже доказанным фактом, здесь ничего удивительного нет". 

Интересно, проводил ли кто-нибудь сравнение ритуального комплекса в Гёбели Тепе с Гипогеем (Хал-Сафлиени) на острове Мальта? Здесь сравнение просто само собой напрашивается.

Что касается ступок для приготовления пищи, то её ведь могли готовить не только для строителей, но и для "прихожан", которые, вероятно, собирались в этих первобытных святилищах и устраивали там совместные трапезы.     

"Небесные похороны" в Тибете.

Собственно «небесные похороны» на видео показаны всего около двух минут, с 7:15 до 9:00, а остальное можно не смотреть.


Вот примерно так же происходила декарнация (или «дефлешинг») в эпоху неолита не только в Южной Азии и на Ближнем Востоке, но и в Старой Европе. "Декарнация со вторым захоронением костей была обычным явлением среди носителей культуры линейно-ленточной керамики, как показывают последние раскопки в Херксхайме, Германия, где было собрано и захоронено по меньшей мере 1350 скелетов с нескольких сотен километров [1]" (Источник).

Когда-то в Индии обитали миллионы грифов нескольких видов, которые селились даже в городах. Однако в 1990 годах местные жители начали массово использовать для лечения скота нестероидный противовоспалительный препарат диклофенак. Для пернатых падальщиков он оказался смертельным: поедая туши животных, которым давали это лекарство, грифы быстро погибают из-за проблем с почками. В результате грифы в Индии почти исчезли. Но в Тибете, как мы видим, они ещё сохранились.

Чёрный гриф (Aegypius monachus).

Кстати, синий цвет и на Крите, и в Древнем Египте считался символом
иного, вечного мира.

-----------------------------------------------------------------------------------

[1] Cуществует трактовка захоронения в Херксхайме как свидетельство практикования каннибализма. Людоедство нехарактерно для неолитического населения Центральной Европы, и, в попытках объяснить это противоречие, были выдвинуты различные теории. Согласно одной из них, жители края переживали серьёзную природную катастрофу (например, засуху или эпидемию), что заставило их прибегнуть к каннибализму. Однако если мы примем в расчёт повсеместно распространённую в неолите практику декарнации, тогда и придумывать ничего не надо.

08 июня 2023

Одержимость духами на заре человечества.

Клаус Шмидт говорит, что "смешанные существа с головами животных многократно были обнаружены в пещерах Габийу, Труа Фрер, Фонтане, Альтамиры и Шове. Например, в Габийу в Дордони мы встречаем гравировальное изображение человеческой фигуры с головой бизона. Сейчас оно известно под названием "Le sorcier", "колдун".

Подобные смешанные существа найдены также в пещере Труа Фрер. Другие известны из пещер Фонтане, Альтамиры, Кандамо, Пеш-Мерль, Лос Казарес, Ле Комбарелль, Орнос де ла Пенья и иных мест. В недавно открытом гроте Шове найдено нарисованное чёрной краской изображение существа с головой бизона, у которого предположительно человеческие ноги".

Некоторые читатели могут сказать, что эти "смешанные существа" напоминают им чертей.

Ну, действительно, с христианской точки зрения, их можно было бы назвать бесноватыми, или одержимыми бесами. Только я позволю себе заметить, что такая точка зрения появилась сравнительно недавно по историческим меркам, около 2 000 лет назад, а изображениям "смешанных существ" — 30 000 или даже 35 000 лет (люди населяли пещеру Шове в период от ≈ 37 000 до 33 500 лет назад Источник). Откуда же им было знать, за несколько десятков тысяч лет до Рождества Христова, что они — бесноватые, что они "якшаются" с бесами?!

Можно посмотреть на это дело и с другой стороны. В Евангелии Иисус Христос говорит, что бесноватых можно определить и узнать "по плодам их" (Мф. 7:16). Вот, можно полюбоваться на "плоды" деятельности реальных бесноватых. 


Да, те, кто развязал вторую мировую войну, не плясали в рогатых масках, как "смешанные существа" в пещерах верхнего палеолита. Но ущерб, который они нанесли человечеству, измеряется десятками миллионов жизней. А сколько погубили человеческих жизней "смешанные существа", похожие на чертей? Вопрос, конечно, риторический.

Феномен Кюнней Кардашевой.

В продаже появилась книга Л. Васильевой «Одержимая тайным даром».

Источник картинки.

На презентации книги на Москвоском книжном фестивале "Красная площадь" выступила мама Кюннэй Кардашевской - Любовь Львовна. Она рассказала о том, как трудно проходил путь становления шаманки:

"Кюннэй говорила, что у неё внутри есть ещё 12 помощников, из них четверо саха. Она входила в транс и говорила мужским голосом, старческим, на иностранных языках, латыни. На её теле появлялись знаки. Были потери сознания, кома, остановки сердца. После реанимации дочь сказала, что стала видеть чёрных людей.

Дочь попросила созвать психиатров, подозревавшая, что у неё пострадал мозг. Психатры сообщили, что она абсолютно здорова.

Как человек науки, материалист, я долго сопротивлялась. Но мы прошли с дочкой путь становления шаманки.

После всё-таки убедилась, что дочь не такая как все. Диагноза нам так и не поставили. Кюннэй стала помогать людям. Сопровождала сборные Якутии. Когда благословляла спорткомплекс, она летала, мы стали свидетелями левитации вместе с тренером Прокопием Семёновичем, который воспринял её парение как должное.

До сих пор от дочери по сети Инстаграм получаю сердечки. Она мне говорила: "Мамочка, я пришла на очень короткий срок, меня скоро заберут" (Источник).

Кюнней с мамой

07 июня 2023

Коза говорящая.

Клаус Шмидт говорит, что самым древним изображением существа с козлиной головой на данный момент может считаться фигура, вырезанная из рога оленя, которая была обнаружена в пещере Лас Кальдас в испанской Астурии. 


По времени это изделие относится к средней фазе мадлена, т. е. приблизительно к 14 000 лет до Р. Х. Полагают, что это часть копьеметалки. Туловище имеет человеческие пропорции, составляя 50% от общего роста, тазово-брюшная область сосредоточена на лобке и вульве, которая, бесспорно, принадлежит женщине. Рога, короткие, цилиндрические и прямые, принадлежат самке горного козла (у самца рога более развиты и загнуты назад, что достаточно чётко показано на многих других рельефах). Что касается конечностей, то руки не показаны, а ноги очень стройные и заканчиваются копытами. Расстояние от бедра до колена такое же, как от колена до ступни (37 мм.) Это далеко от реальных пропорций козы, у которой толстое тело и короткие и крепкие конечности.

Если верна моя догадка о том, что перед нами самое древнее изображение оборотня, то этим оборотнем была женщина. 

Это в продолжение предыдущей записи о китайских хули-цзин, лисицах-оборотнях. 

По-видимому, древнейший шаманизм представлял собой оборотничество с ИСС в виде одержимости духами (предков).   

В состоянии одержимости женщина может говорить голосом умершего человека. Представляете, какой это шок для родственников умершего! Дети и внуки снова слышат знакомый голос своего отца и деда... Они даже могут поговорить с ним через женщину-медиума.

Кстати, о культе мёртвых в Гёбекли Тепе. Может быть, весь тот мегалитический "антураж" являлся не более чем декорациями "театра мёртвых".

Хули-цзин в Гёбекли-Тепе?

Клаус Шмидт говорит, что в Гёбекли Тепе после змеи следующим по частоте встречаемости является мотив лисы.

Я полагаю, что ближайшей смысловой параллелью к лисам Гёбекли Тепе является китайский хули-цзин (кит. трад. 狐貍精, где первые два иероглифа (húli) значат «лиса», а последний (jīng) имеет много значений, в частности, «дух», «оборотень», «хитрый/ловкий/искусный» — в китайской традиционной мифологии волшебная лиса — лиса-оборотень, добрый или злой дух.

Хули-цзин — в китайской традиционной мифологии лиса-оборотень, девятихвостая лисица

В китайской мифопоэтической традиции лиса считалась воплощением души мертвеца. 

Превращаясь в красивых, молодых и сексуальных девушек, лисы-оборотни умело соблазняют мужчин (светлое начало Ян), ради энергии (ци), крови или семени для совершенствования своих волшебных возможностей. В результате жизненная энергия человека ослабляется и нередко он умирает от истощения. Лисица же таким образом достигает высшей ступени развития и становится лисой-бессмертной (狐仙). Отсюда и современное китайское использование слова «хули-цзин» в значении «женщина-вамп», «коварная обольстительница», соблазняющая женатых мужчин ради денег и развлечений. 


"Матриархат" согласно англоязычной Википедии.

"Матриархат - это социальная система, в которой женщины занимают главные властные позиции. В более широком смысле он также может распространяться на моральный авторитет, социальные привилегии и контроль над собственностью" (Источник). 

Для сравнения, определение из русскоязычной Википедии: "Матриарха́т, также гинекокра́тия — гипотетическая форма общества или социальной организации, в которой лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества" (Источник).

"Матриархат также можно спутать с матрилинейными, матрилокальными и матрифокальными обществами. Хотя есть те, кто может считать матриархатом любую непатриархальную систему, большинство учёных исключают эти системы из матриархата в строгом определении". 

Ну, об этом я говорил уже много раз: на земле никогда не было и нет обществ, которые укладываются в "прокрустово ложе" строго научных определений. Взять, для примера, хотя бы демократию. США, безусловно, демократическое государство, но если рассматривать социально-политическую систему США в строгом определении, то сразу возникают большие сомнения в американской демократии. Дональд Трамп чуть было не поставил жирный "крест" на демократии в Америке, а ведь за него проголосовала половина избирателей.

То же самое можно сказать и касательно матриархата с патриархатом. Вот древнеримская статуэтка. 

А вот — бронзовая статуэтка Аттиса из Салоников, Лувр.

Как мог в патриархальном Риме существовать культ Кибелы с женоподобным мальчиком Аттисом? Куда смотрел Сенат?! Как допустили?! 

Змееведческий экскурс в Гёбекли Тепе.

"Чаще всего на столбах Гёбекли Тепе встречается изображение змеи. Мы видим одиночных змей или собранных в группы, а также показанных в качестве антипода рядом с другим животным, например с быком или диким ослом. 

Из Невали Чори происходит скульптурный фрагмент, представляющий выполненную более чем в натуральную величину лысую голову человека, на которой расположилась змея. Лицевая часть головы, к сожалению, была разрушена ещё в древности, и, вероятно, сделали это преднамеренно. Между тем змея, ползущая по затылку навстречу потенциальному наблюдателю, сохранилась хорошо.


Её большая сердцевидная голова с некоторой долей уверенности позволяет предположить, что это гадюка - существо очень ядовитое. Таких змей и сегодня в Месопотамии встречается много. А укус левантской гадюки (гюрзы), если не принять срочных мер, смертелен. Её представители любят погреться на солнышке, расположившись на скалах, что окружают Гёбекли Тепе", - пишет Клаус Шмидт.

И он же продолжает: "В случае с лысой головой из Невали Чори ядовитая змея направлена в сторону наблюдателя. Создаётся впечатление, что она является защитником своего носителя.

06 июня 2023

К сведению.

Россия: процент женщин среди депутатов в Государственной Думе 9,84.
В Совете Федерации ещё меньше, 3,37.

А ещё говорят, что в России матриархат.

Источник таблицы: А.В. Мелехин "Теория государства и права" Москва [стр. 99]

Источник.

Непонятные дырочки.

На фигурках "богинь" Старой Европы частенько можно увидеть сквозные дырочки.

Терракотовая статуя женской фигуры с птичьим лицом и проколотыми ушами, держащей ребёнка - Энкоми, Кипр - 1450-1200 до н. э. - Британский музей, Лондон


Ну, допустим, это - проколотые уши. А как быть с этим?

vinca figurine
 
Barbier-Muller Geneva Culture de Vinça, Serbie, localité de Vinça

Или вот с этим?

Триполье

О "всенощных бдениях" в Гёбекли Тепе.

Клаус Шмидт говорит, что в Гёбекли Тепе "на внутренней стороне круглоплановых стен были обнаружены выступающие иногда на 20 - 30 см камни. Они прочно закреплены в верхней части стены. Только в верхней части. Высказанное рабочими мнение, что на них устанавливали свечи, не лишено смысла. Едва ли это были свечи. Однако жировые лампы в форме чаш или вытянутых мисок известны со времён неолита и представлены в коллекции находок Гёбекли Тепе. Если это объяснение подтвердится, тогда мы можем предположить необходимость источников освещения, следовательно, наличие перекрытия, а также ночного использования сооружений".


Ну, я уже говорил о "всенощных бдениях" в этих сооружениях, которые я называл "фабриками [по производству] колдунов". Хома Брут, если бы не "дал дуба" в часовне, он тоже вышел бы из неё колдуном.

Если, как утверждает Клаус Шмидт, ритуальный комплекс в Гёбекли Тепе был сооружён для культа смерти, то надо же идти дальше и делать из этого соответствующие выводы. Как говорят немцы, «Wer A sagt, muss auch B sagen». Явления духов мёртвых не происходят средь белого дня, на базарных площадях. Нет, как и музы к поэтам, духи мёртвых являются человеку, когда он находится "наедине с собой". Об этом даже в мультике "Малыш и Карлсон" говорится; если рассматривать Карлсона как полтергейст, он в первый раз появился, когда Малыш был в одиночестве; а когда у Малыша появилась собака, Карлсон перестал появляться.

Странное отсутствие женских символов в Гёбекли Тепе.

Клаус Шмидт говорит об артефактах ранненеолитического ритуального комплекса в Гёбекли Тепе:

"Изучая собранную нами коллекцию, мы вскоре поняли, что здесь полностью отсутствуют два элемента, характерных обычно для неолитических поселений: глиняные изображения женских символов и женских фигур. <...> Если связать женские глиняные фигуры и женские символы в широком смысле слова с плодородием и в конечном счёте с "жизнью", то их отсутствие на Гёбекли Тепе выдвигает на первое место наличие необходимого для понимания нашего памятника явственного её двойника-антипода - "смерть" и, соответственно, общение современников с этой антропологической величиной. Правда, ещё не обнаружены сами могилы, которые необходимо предъявить, если мы хотим подтвердить данное объяснение. Однако пока почти и не вскрывались те слои, в которых могут ожидаться сделанные под полами захоронения, относящиеся к докерамическому неолиту".

Да, по сравнению с позднейшими неолитическими культурами, комплекс в Гёбекли Тепе выглядит странно.

"Преобладают животные в агрессивной позе" (К. Шмидт).


Самый старый храм - Гёбекли Тепе (12000 до н.э. - 8000 до н.э.) археологический музей Шанлыурфы, в Турции.

Оказаться наедине с этими зубастыми чудовищами, значит пережить примерно то же самое, что пережил "хвилософ", то бишь семинарист Хома Брут в старой, заброшенной часовне.


05 июня 2023

Пра-пра-пра...дедушка римского Януса?

"В музее г. Газиантепа, западного соседа Урфы, хранится находка, которая заставляет задуматься о том, не являются ли Т-образные столбы (по крайней мере, в некоторых случаях) существами с двумя лицами. Эта скульптура, происхождение которой неизвестно, однако которая, весьма вероятно, относится к эпохе докерамического неолита, имеет, как и римский бог Янус, два в противоположные стороны смотрящих лица" (Клаус Шмидт).

О мегалитическом подвижничестве.

Клаус Шмидт пишет:

"На северном плато среди оставшихся в каменоломне ещё не обработанных и не отделённых от основания заготовок можно определить гигантский столб с Т-образным навершием (рис. 33). Это самый большой ранненеолитический архитектурный объект из известных в регионе на сегодняшний день. Столб имеет сохранившуюся длину примерно 7 м и ширину навершия 3 м. Два других немного меньших Т-образных столба обнаружены в каменоломне южного плато. Вес 7-метрового столба-колосса из каменоломни, если бы он был отделён от скального основания, составил бы примерно 50 тонн.

Отмечу, что общество было в состоянии, по крайней мере на короткое время, мобилизовать и организовать большие массы людей, иначе подобные работы - добыча камня, транспортировка, установка - были бы невозможны. Интересным сравнением здесь являются данные знаменитого норвежского исследователя Тора Хейердала, сообщающего об одном эксперименте на острове Пасхи. 180 человек должны были посредством верёвок и деревянных полозьев переместить по территории 12-тонную статую. А для транспортировки самых больших скульптур на острове Пасхи, вес которых достигал 100 т, ему потребовалось от 500 до 700 человек. Не углубляясь в обсуждение этого во всех отношениях отдалённого сравнения, предположим, что для строительства в Гёбекли Тепе необходима по численности такая же группа людей.

Теперь остаётся выяснить вопрос, по крайней мере, постараться приблизиться к его решению: проживало ли постоянно такое большое количество людей в этом месте, или, что вероятнее, они собирались по определённым поводам в Гёбекли Тепе? Как бы то ни было, данный комплекс сооружений мог возникнуть - притом что его возведение требовало от строителей огромных усилий - лишь при условии, что это место и происходящие на нём действия для всех участников имели исключительную важность". 

Да, я об этом уже думал касательно сооружения дольменов. На Западном Кавказе нет "типовых", стандартных дольменов, все они очень разные, со своими индивидуальными особенностями. Это свидетельствует о том, что изготовление дольменов было делом не промышленным, а внутрисемейным; я думаю, люди собирались всем "миром" лишь для транспотрировки и установки каменных плит. И вот, какой же должен был быть стимул, чтобы заставить человека месяцами, изо дня в день, заниматься каторжной работой - колупать камни невесть чем?! Железных орудий тогда точно не было. Это ж надо иметь ангельское (или ослиное) терпение! Такое подвижничество "по плечу" лишь героям или святым.

Кстати, о святых. Вот жилище православного монаха-отшельника, высеченное им в камне в XV веке, Путна, Румыния. 

Даниил Сихаструл (1457-1504) считался святым при жизни, канонизирован румынской православной церквью в 1992 году.

Гёбекли Тепе — Чатал Хёюк: интересная параллель.

Этот горельеф животного, похожего на рептилию, был обнаружен Клаусом Шмидтом в первый день первого полевого сезона при осмотре поверхности Гёбекли Тепе. Длина фигуры животного - 81 см. К. Шмидт говорит, что сей артефакт откопали местные крестьяне, которым давно уже приходилось раскапывать и убирать со своих участков мешающие камни. 

По мнению Клауса Шмидта, данное изображение напоминает одну из центральных фигур Чатал Хёюка "рожающую богиню", согласно интерпретации Меллаарта. Речь идёт о семи фигурах; лицо во всех случаях было сбитым, руки и ноги часто разрушены. На одну из фигур нанесён рисунок неравномерной паутины, а её пуповина подчёркивается концентрическими кругами.


В нескольких случаях "богиня" находится над букранией (профессиональное обозначение изображения бычьей головы или отделённого от тела бычьего черепа). Комбинация "женщина и букрания" привела Меллаарта к выводу, что женщина рожает быка.

Клаус Шмидт говорит, что это сходство открывает широкое поле для рассуждений, однако сам он благоразумно уклоняется от каких-либо умозаключений. Потому что в этой задачке слишком много неизвестных.

Я лишь могу предложить отдалённую (возможную) аналогию с "рептилоидными" фигурками культуры Убейд.