В своей лекции о египетской мифологии Александра Баркова говорит:
"Культ быка представлял в Египте одну из форм культа вождей. Что такое культ вождей? Вождь является воплощением благополучия страны. На самом деле в традиционных обществах, где действительно представлен культ вождей, вождь не имеет политической власти. Он является живым талисманом. Пока он молод, здоров, полон сил, в том числе и сексуальных, он является залогом благополучия страны. Если он начинает стареть, его убивают. Причём убивают особым образом – без пролития крови. Применительно к Египту это было утопление. Труп потом выуживают и бальзамируют. В Египте культ вождей применительно к фараонам ушёл в прошлое, вернее, приобрёл довольно любопытную форму в ритуале хеб-сед, о котором мы позже поговорим несколько подробнее. А так он сохранил достаточно чистую форму применительно к быку Апису, который, пока полон сил, – живой талисман, но, если стареет, его топят, тело бальзамируют и ищут новое воплощение этого Аписа – чёрного быка с белыми отметинами".
Ну, потожим, с Аписом всё понятно: одомашненный бык — скотина подневольная, его судьба находится в руках людей. А как быть с вождём дружины головорезов? Я вот реально не понимаю, где бы на Руси нашлась такая сила, которая сделала бы князю Владимиру "секир-башку" на глазах у всей его дружины? Не было такой силы на Руси, ибо князь – он потому и князь, что все ему подчиняются. Значит, надо полагать, что во время óно, когда существовал культ вождей, имелась некая сила, против которой вождь был бессилен. Интересно, какая это была сила?
Далее А. Баркова описывает ранее упомянутый ритуал хеб-сед.
"Это ритуал обновления жизненных сил фараона. Фараон мыслился воплощением жизненных сил своей страны и по истечении тридцатилетнего срока царствования был уже слишком стар, чтобы править. И тут один из двух вариантов. Или фараона убивать и возводить на престол нового, молодого и красивого. Эта идея почему-то фараонам не нравилась. Или же провести обряд фактически инициации для обновления жизненных сил фараона. Для этого обряда со всех областей Египта свозились в столицу все номовые божества (их изображения). Главная статуя, при ней все необходимые жрецы, при жрецах вся их обслуга и так далее. Событие неординарное. Теоретически после первого хеб-седа через три года фараон должен был проводить следующий, затем вновь следующий, но, насколько я понимаю, столь часто проводить этот ритуал было непросто для экономики страны. И поэтому так часто он и не проводился. Но правила были таковы. <...> Самой колоритной частью хеб-седа была так называемая смена фараона. Фараон считался умершим, но, «умирая», он оставлял документ о престолонаследии, где завещал престол самому себе. И дальше он должен был, пройдя через обновление, доказать, что он стал молодым и сильным, ритуальным бегом (естественно, фараон никуда не бегал, а бегал кто-то за него). Затем он из рук своей статуи забирал документ и в качестве наследника самого себя воцарялся. Кстати, в хеб-седное одеяние входил бычий хвост. В этом отголосок единства культа фараона и быка, и именование «бык обеих земель» входило в пятичленную титулатуру фараона. С проводником в мир мёртвых и обратно разобрались".
В общем, престарелый фараон проходил нехитрую процедуру "обнуления", - и все дела. Это не интересно. Меня интересует упомянутая А. Барковой процедура умерщвления вождей. Я много раз уже встречался с подобными упоминаниями, но ни одно из них не отвечает на поставленный мною вопрос: чтó это была за сила, которая принуждала вождей смириться с неизбежным?
На ум приходит логический вывод о том, что, раз вожди не были суверенными правителями, раз они не были самодержцами-самодурами, то, значит, нельзя говорить и о вождизме. А раз не было вождеств, то, следовательно, не было и патриархата. А если не было патриархата, то что тогда было?
Комментариев нет:
Отправить комментарий