"Чаще всего на столбах Гёбекли Тепе встречается изображение змеи. Мы видим одиночных змей или собранных в группы, а также показанных в качестве антипода рядом с другим животным, например с быком или диким ослом.
Из Невали Чори происходит скульптурный фрагмент, представляющий выполненную более чем в натуральную величину лысую голову человека, на которой расположилась змея. Лицевая часть головы, к сожалению, была разрушена ещё в древности, и, вероятно, сделали это преднамеренно. Между тем змея, ползущая по затылку навстречу потенциальному наблюдателю, сохранилась хорошо.
Её большая сердцевидная голова с некоторой долей уверенности позволяет предположить, что это гадюка - существо очень ядовитое. Таких змей и сегодня в Месопотамии встречается много. А укус левантской гадюки (гюрзы), если не принять срочных мер, смертелен. Её представители любят погреться на солнышке, расположившись на скалах, что окружают Гёбекли Тепе", - пишет Клаус Шмидт.
И он же продолжает: "В случае с лысой головой из Невали Чори ядовитая змея направлена в сторону наблюдателя. Создаётся впечатление, что она является защитником своего носителя.
Для лучшего понимания данного объяснения расширим ещё немного ассоциативное пространство, вспомнив змею-уреус, обязательный элемент в костюме фараонов, которая с головы хозяина постоянно следила за его окружением.
Мне кажется, что изображение из Невали Чори едва ли содержит иной смысл".
Здесь Клаус Шмидт следует в русле античной трактовки. Известно, что древние греки использовали образ горгоны Медузы на своих щитах.
Конечно, парадоксально, что они от смерти защищаются мёртвой головой Медузы, но в этом что-то есть.
Тут невольно вспоминаются слова из пасхального тропаря: "Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в...". Тоже парадокс. Как можно смерть смертью победить?!
Удивительны изображения змей на горлышках сосудов.
Надо полагать, что змей изобразали с теми же охранительными целями. Трипольская керамика просто изобилует змеиным орнаментом.
В завершение надо ещё добавить, что образ змеи соотносится с потусторонним миром. И, конечно, со смертью, которая является "откровением" загробного мира, своего рода "евангелием" мёртвых. Смерть, как "змея подколодная", незримо присутствует в мире живых, и, в некотором парадоксальном смысле, она "живее всех живых": люди смертны, а она - бессмертна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий