17 июня 2023

С чего начинается родина? — С русской печки.

Александра Баркова пишет:

"Итак, место-обиталище домового – печь, за печкой, под печью и так далее. Как мы с вами прекрасно знаем, печь, очаг – это место контактов с потусторонним миром, это место контакта с миром предков, и печь связывается и с ушедшими, и с ещё не рождёнными, и с младенцами, потому что под печью хранили, например, молочные зубы детей или же первые срезанные детские волосики, так вот домовой тоже там обитает.


Следующий любопытный момент – то, что мы неоднократно записывали от наших информантов в фольклорных экспедициях, – это то, что домовой может быть на одно лицо с хозяином дома и, независимо от его внешности, домовой может ночью прийти, как выражались наши бабушки, давить хозяйку. Это не соитие, это ощущение навалившейся тяжести. И она может определить, что это ни в коем случае не её муж, а вовсе даже домовой, потому что у него руки в меху, то есть он обладает этой самой волосатостью, которая является признаком потустороннего существа [1].

Следующий момент – это то, что изображения домовых в своё время создавались у разных славянских племён, и там, где они зафиксированы, они представляли собою столбик с головой бородатого мужчины в верхней части. На удивление, такие изображения схожи с греческими гермами, и поскольку и образ домовых является своеобразной трансформацией культа предков, и, собственно говоря, греческие гермы связаны точно так же с культом предков (с Гермесом как представителем душ умерших, он связан с богом дорог, но это дороги, ведущие в том числе и в мир мёртвых), то действительно сходство изображений домовых с гермами весьма и весьма значительно.

Далее. Такие изображения могли называться «чуры». Собственно, слово «чур» – это восточнославянский вариант слова, которое нам известно больше в форме церковнославянской и с приставкой – я имею в виду слово «пращур». Пращур – это далёкий предок. Есть отец, дед, прадед, а что дальше прадеда? А дальше – пращуры, то есть предки. Собственно говоря, «пращур» и означает «предок», и как раз, кстати, как нам говорил академик Толстой, корень этого слова восходит к корню «кур», означающему просто-напросто «фаллос» [2]. Связь культа предков с фаллическим культом и плодородием много где отмечена, и славяне в этом смысле – не исключение. Отсюда и выражение «чур меня», то есть буквально призыв к предку «охрани меня», «обереги меня», и, кстати, поскольку этимологически это опять же имеет и непристойное значение, то непристойность считалась очень мощным оберегом от нечисти. Нечисть боится мата и поэтому в случае прогоняется им".

Апология зайцев.

А. Баркова упоминает такой известнейший факт нашей истории и, как следствие, истории нашей культуры: "почему Пушкин не принял участие в восстании декабристов. Он тогда, как мы знаем, выехал из Михайловского и поспешил в Петербург, но у него было на дороге две приметы: ему встретился поп и ему перебежал дорогу заяц. И Пушкин этим отрицательным приметам внял, в Петербург не поехал, в восстании декабристов участия не принял, чем спас себя ещё на несколько лет для нашей литературы и культуры".

А. Баркова привела этот пример с зайцем и попом, сказав, что "зайцы – вместилище чертей". Странно, очень странно... Если Пушкину на дороге встретился поп, а потом заяц перебежал ему дорогу, и обе приметы - поп и заяц - дурные, причём заяц - "вместилище чертей", тогда, по логике вещей, выходит, что и поп - "вместилище чертей"? С другой стороны, с какой стати, черти стали бы помогать Пушкину, предупреждать его об опасности? Чёрт, наоборот, старается "охмурить" человека и утащить его в ад, не так ли?

Теодор Северин Киттельсен (1857—1914)

По-моему, здесь у Барковой не сходятся концы с концами. Надо снять поклёп с зайцев, потому что преподобная Мелангелла очень их любила (см.: Преподобная Мелангелла и зайцы Остары). Ну, в самом деле, не станет же святая возиться с чертями! И, кроме то, не стоит забывать про пасхальных зайчиков (см.: Староевропейские корни веры в воскресение из мёртвых). И вообще, зайчик является священным животным Богини,
животным, сопровождавшим Афродиту.

Археологи обнаружили, что древние жители Британских островов хоронили куриц и зайцев целыми — и такая практика продолжалась вплоть до римского завоевания. Учёные считают, что в то время эти животные служили предметами поклонения и являлись священными животными, как кошки у египтян или коровы у индусов. Соответственно, их никак нельзя было употреблять в пищу. Упоминание об этом можно найти и у Цезаря, который записал, что британцы считают поедание зайцев, кур и гусей противным «божественному закону». Только "безбожные" завоеватели - римляне пожирали "божественных" кроликов и кур.    

Берсерками рождались или становились?

В сказке «Иван медвежье ушко» в берлогу к медведю попадает женщина-крестьянка, и там у неё от медведя рождается сыночек. "Сын выглядит во всём как человек, только одно ухо у него медвежье и при этом характер, конечно, очень сложный, потому что при таком отце поневоле будешь богатырём, но звериный дух остаётся", - говорит А. Баркова.

Интересно, а нет ли здесь связи с берсерками? Откуда, вообще, взялся этот средневековый скандинавский феномен? Люди становились берсерками или рождались таковыми, как Иван медвежье ушко? Если становились, то - как? каким образом? Если рождались, то опять же возникают вопросы к матери берсерка. Если верна поговорка о том, что "яблочко от яблоньки недалеко падает", то, наверно, было что-то такое особенное в тех матерях, у которых рождались сыновья-берсерки. Ведь не у всех же матерей сыновья были берсерками.

В продолжение темы см.: Маша и медведь.

О парадоксальном поведении богини Фригг.

В современной физике существуют антиномичные ситуации, в которых противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой научной парадигмы. Одной из таких "головоломных" антиномий является ситуация с природой света: свет распространяется электромагнитными волнами, но в то же время свет распространяется и в виде элементарных частиц, фотонов. Учёные говорят, что тут не надо спорить, а просто нужно признать, что свет – это и то, и другое одновременно, хотя логика требует определиться с выбором. Наплевать на логику! Подобная ситуация существует и в богословии. Иисус Христос - это истинный Бог и истинный человек (Источник), это "два в одном", а если взять что-то одно — Иисус-Бог или Иисус-человек, — то это уже ересь. А как так могло быть, что Бог позволил змею соблазнить Еву в Эдемском саду? Он что, уснул и ничего не видел? А как Иисус мог выбрать Иуду, который предаст Его? Он что, ничего не знал про Иуду? А как же определение "истинный Бог"?

Можно было бы привести и другие подобные антиномии, но и этих достаточно. Моя задача — показать само наличие антиномий и привести пару примеров. 

Безусловно, антиномии существуют не только в христианстве, но и в язычестве. Одну из таких языческих антиномий показывает Александра Баркова.     

"Сказание о гибели Бальдра – центральное сказание «Старшей Эдды». Это центральный образ всей скандинавской мифологии, и в значительной степени это как бы прообраз грядущей гибели богов. 

Бальдр – прекрасный бог, о нём можно сказать только хорошее, во всех отношениях замечательное, но всё это его не спасает. Ему грозит гибель. Бальдру снятся тревожные сны. И, несмотря на наличие провидца-отца и провидицы-матери, возникает проблема их истолкования. Один отправляется для этого как раз-таки в Хель к вёльве – мёртвой провидице, чтобы она ему истолковала эти сны. И она отвечает Одину (это один из самых обстоятельных ответов в мировой мифологии) полным рассказом о возникновении мира и о грядущей гибели мира, с которой очень тесно связана будущая гибель Бальдра. Один возвращается. После этого его супруга Фригг берёт со всего живого и неживого клятву, что оно не будет вредить Бальдру. И единственное, с чего она не берёт клятву, – это побег омелы. «Над полем стоял, возвышаясь, тонкий, прекрасный омелы побег», как говорится в «Старшей Эдде». Побег показался Фригг несерьёзным, и она с него клятву не взяла. Дальше в сюжете появляется Локи, который переодевается женщиной и выведывает у Фригг, со всего ли она взяла клятву. И она простодушно признаётся, что с побега омелы клятвы (не вредить Бальдру) она не брала. Замечу, что Фригг – богиня-провидица. И в «Перебранке Локи» говорится, что она знает все судьбы и в тайне хранит их. Такое пренебрежение собственными провидческими возможностями, такое простодушие для богини-провидицы, мягко говоря, странно.

Локи срезает эту самую омелу, делает из неё стрелу или дротик. Тем временем боги развлекаются, кидая в Бальдра различные предметы и оружие. Всё это вреда ему не причиняет. Боги этим очень забавляются. Что чувствует Бальдр, в которого швыряют что ни попадя, сказание умалчивает. Рядом стоит слепой брат Бальдра – Хёд. По понятным причинам участия в забаве не принимает. Появляется Локи, предлагает Хеду метнуть что-нибудь в Бальдра, обещает направить его руку, и таким образом Локи поражает Бальдра побегом омелы, и Бальдр умирает.

По наущению Локи слепой Хёд убивает своего брата Бальдра

16 июня 2023

Велес и вёльва.

К записи "Вилы, велы, валькирии и прочие духи родового общества".

А. Баркова говорит, что европейский корень «вёл» означает «мёртвый». Вёльва – не имя собственное, а провидица, которая находится в нижнем мире и вещает из загробья:

Внимайте словам моим, боги и смертные,
Великие дети Хеймдалля и малые!
Ты, Один, желаешь, чтоб речь повела я
О судьбах предвечных всего, что живёт.

Это «Прорицание вёльвы», с которого начинается «Старшая Эдда».

Интересно, не тот же ли корень «вёл» находится и в слове "вялый"? Вялый — противоположность для твёрдого, ср.  жарг. о пенисе: неэрегированный. "Представление о вялости происходит из наблюдений за змеями, которые в зависимости от состояния внешней угрозы и температуры могут находиться в противоположных состояниях: агрессивном, когда кобра буквально встаёт и делает агрессивные выпады в того, кто посмел её побеспокоить, и вялом, когда она просто лежит и ничего не делает" (Неолурк). Пенис, кстати, отличается таким же "змеиным" характером. Русский богатырь Илья Муромец пролежал на печи 30 лет и 3 года, то есть он поначалу тоже был "вялым". Ну, и "вялый" Емеля на печке — это едва ли не центральный сказочный персонаж в России.

Емеля

О естественной матрилокальности браков в первобытном обществе.

Примак — так называют женатого мужика, который не имеет собственного жилья и хозяйства, и поэтому вынужден жить после свадьбы в доме своей жены. Очень часто это слово применяли в описаниях жизни во время второй мировой войны, когда советские солдаты, выходя из окружения или сбежав из плена, не возвращались в армейские части, а обосновывались на жильё у одиноких женщин в глухих деревнях и хуторах.

Матрилокальные браки вполне естественны и обычны, когда мужчина "гол как сокол". Я наблюдаю за кошками и вижу, что именно коты приходят "на дом" к кошкам. У кота нет ничего своего, нет никакой собственности, нет даже собачьей конуры на дворе. Ну куда он кошку приведёт? Он и сам-то живёт у хозяев "на птичьих правах"; в любой момент могут на улицу выкинуть. Но, спрашивается, не в таком ли положении находился и первобытный мужчина? У него же вообще ничего не было. 


Патрилокальные браки появились не раньше, чем появилась частная собственность. "У меня есть дом, у меня есть хозяйство, пойдём ко мне, будешь у меня как сыр в масле кататься", - так мог сказать своей невесте какой-нибудь древний грек. А что мог предложить охотник эпохи верхнего палеолита? Вот он, допустим, пришёл к родителям своей невесты и говорит им: "отдайте мне вашу дочь". И куда он её поведёт? Если родители невесты не сумасшедшие, они не доверят свою дочь этому "БОМЖу". Впрочем, если он нравится невесте, ему могут предложить "приходить в гости" вместе с каким-нибудь подарком. Может он, на радостях, мамонта завалит, или хотя бы рыбы наловит и принесёт, - всё будет польза.

О связях знатных римлянок с гладиаторами.

А. Баркова говорит, что "гладиаторские игры никогда не проводились исключительно ради увеселения народа. То есть реально эта, конечно, задача увеселения народа была, и она решалась. Но по официальной версии, гладиаторские игры – это всегда было жертвоприношение. То есть эти люди, гладиаторы, – это жертвы богам, например, в благодарность за победу над врагами. То есть гладиатор – это живая жертва. Более того, гладиатор, как вы прекрасно понимаете, обречён на гибель. Это человек, который одной ногой стоит в могиле. При этом гладиатор – это сильный воин и, в силу этого, красивый мужчина (пока живой). Это делало гладиаторов невероятно привлекательными в глазах общества вообще и скучающих дам в частности".

А. Баркова сообщает, ссылаясь на Андрея Валентинова (он же Андрей Шмалько), что "в Помпеях при раскопках была обнаружена небольшая школа гладиаторов с соответствующей гладиаторской казармой, где было обнаружено десятка три мужских скелетов (в смысле – скелеты или пустоты в пепле, свидетельствующие о том, как тело лежало, когда его лавой погребло) и один женский. И от женщины сохранились украшения, то есть это была не какая-нибудь рабыня, а знатная дама, которая отправилась с кем-нибудь из гладиаторов поразвлечься (дальнейшее вырезано цензурой, как именно они развлекались). Скучающая дама с красивым мужчиной, который, я подчёркиваю, воспринимался как живой мертвец. <...> Но римлянки с таким живым мертвецом (и параллельно очень красивым мужчиной) могли развлечься реально".

Да, есть тут нечто от мифической связи Пасифаи с Минотавром.


Если гладиатор знал, что его, как жертвенного быка, завтра утром отправят на заклание, то он же "выложится на всю катушку" в ту женщину, которая придёт к нему разделить его последнюю ночь. Муж-то никогда так не "выкладывается", потому что он может, как поют цыгане, "эх, раз, ещё раз, ещё много-много раз"... И секс с мужем получается "без божества, без вдохновенья"... А тут, с гладиатором, всё как в последний раз - с жаром, с пылом, со струйками пота по всему телу... Надо ли говорить, что именно такой секс необходим женщине? (В том числе и для зачатия крепких и здоровых детей.)

Поразмышляв немного над этим сюжетом, я вспомнил о странном обычае, когда перед казнью спрашивают у приговорённого к смерти о его последнем желании. Например, приговорённые к высшей мере наказания имеют право заказать еду, которая будет последней в их жизни (Источник). С этой точки зрения, посещение женщиной гладиатора можно рассматривать и как акт милосердия, как добродетельный поступок. Мы же не можем расспросить скелет той знатной дамы, зачем и с какой целью она пришла в камеру к гладиатору. Мы можем лишь строить те или иные интерпретации. А вдруг та женщина пришла "покормить" заключённого, в прямом или переносном значении этого слова? Это же богоугодное дело! "Ему же надо...". 

Фламины и весталки.

Про древнеримских весталок всем известно, а вот про фламинов мало кто знает. А между тем, кажется, фламины были мужским аналогом весталок. А. Баркова говорит, что "фламины представляли собою некую категорию жрецов, которые своим поведением – не отправлением своих ритуалов, а поведением в обычной жизни – обеспечивали благополучие страны". То же самое можно было бы сказать и про весталок, что они своей целомудренной жизнью обеспечивали благополучие страны. В каждом доме должна быть чистая вода, - чтобы напиться, или помыться, - это козе понятно; понимали это и древние римляне, прилагавшие иной раз титанические усилия для снабжения городов родниковой водой.

римский акведук

"
Очень любопытно, - пишет А. Баркова, - что жизнь фламинов по закону окружалась огромным количеством табу. Им запрещалось прикасаться к сырому мясу, живым козлам, плющу, нельзя было выходить с непокрытой головой, ездить верхом и так далее". Только наверно не "по закону", а по традиции. За нарушение закона людей сажают в тюрьму или подвергают смертной казни, однако же Гая Юлия Цезаря никто не казнил. А между тем Цезарь тоже был фламином в своё время, по молодости, "а дальше удрал на разные гражданские войны".

Гай Юлий Цезарь, пожизненный диктатор Рима (титул, полученный примерно за месяц до убийства)

В этом отношении Цезарь напоминает мне русского царя Петра I, который тоже удрал из Москвы, пропитанной духом византийского ритуализма, и основал в дельте р. Невы город Санкт-Петербург, чтобы там, подальше от московских попов, пить пока в жопе закипить.

Пётр I на "всешутейшем соборе" в Санкт-Петербурге

Матриархат, конечно, там, где соблюдаются табу. Когда вождь или царь вырывается из сковывающей его движения "паутины" табу, тогда уже не может быть никакой речи о матриархате. Тогда наступает время царской вседозволенности, "беспредела", "что хочу, то ворочу, и никто мне не указ".

15 июня 2023

Ночные собрания культа Доброй Богини и раннехристианские "вечери любви".

Александра Баркова говорит, что имя древнеримской богини Bona Dea было табуировано настолько, что мы только узнаём её табуированное значение по-латыни, то есть Добрая Богиня, и всё, даже имени её до нас не дошло. Культ её отправлялся матронами, не то чтобы втайне (тайна эта была довольно относительная), но без посторонних глаз.

"В Риме ночные собрания квалифицировались как государственное преступление (если собирались ночью, значит собирались ради преступления). При чём тут Добрая Богиня? При том, что это была единственная богиня, культ которой отправлялся по ночам. Стало быть, она как-то связана была с миром смерти, тёмным миром и т. д. Недаром её имя боялись произносить и сохранился только этот самый эвфемизм. Но отправлялся он по ночам не где-нибудь, отправлялся он по ночам в доме магистрата, и не кем-нибудь, а знатными матронами. То есть никакой государственной изменой там и близко не пахло. И всё. И больше мы о ней ничего не знаем. Культ был разветвлённый, но слишком священный. Больше посторонним, непосвящённым ничего знать не положено".

Интересно, что ранние христиане устраивали свои собрания (т. наз. "вечери любви" или агапы) также в ночное время. Об этом есть упоминание в Деяниях Апостолов:

"В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи… Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мёртвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нём. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились" (Деян. 20:7–12).

Римские власти не обвиняли великосветских матрон в государственной измене из-за того, что те собирались по ночам, а христианам как раз ставились в вину их ночные собрания. Как известно, первоначальными местами собраний первых христиан служили римские катакомбы.

Агапа. Фреска из катакомб Домицилы

В катакомбы входили также гипогеумы (от греч. hypo + gaia, подземный [храм]) — помещения религиозного назначения, среди которых зачастую имелся небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения.

Апостол Пётр проповедует в катакомбах (Ян Стыка, начало XX века)

Вот это был жар веры! А ныне остались лишь тухлые головешки от былого огня.

14 июня 2023

Сабинянки и гуси: что между ними общего?

Александра Баркова, рассказывая о Ромуле и Реме, легендарных братьях-основателях Рима, выходит на тему древних мужских инициатических союзов. "То есть когда неженатые парни живут в лесу, занимаются разбоем, и это оказывается неким вариантом волчьего братства. Волчьи союзы, между прочим, у и славян вполне себе зафиксированы. Так что у нас такое тоже было. И вот, видимо, такой волчий союз и лежит в основе сказаний о Ромуле и Реме. Потому что основной сюжет, связанный с тем, что к Ромулу прибиваются всякие разные асоциальные юноши и они становятся его братством, он будет основным ходом иметь похищение сабинянок. <...>


После чего братья и отцы похищенных девушек идут на этот самый Рим войной. Но в самый волнующий момент на поле боя выбегают похищенные,
уже не в качестве молодых дев, а матерей, и у них у всех уже дети на руках (видимо, долго собирались братья и отцы), и они стали умолять своих братьев и отцов не вести войну против их мужей и таким образом положили конец войне".

Жак-Луи Давид. Сабинянки, останавливающие сражение.
 
фрагмент

Лунный бык смерти.

Александра Баркова говорит, что "страсть Пасифаи к быку – это один из самых архаичных мифов в истории человечества. Миф не как повествование, а как изображение женщины, совокупляющейся с быком, насчитывает около сорока тысяч лет, и мы можем называть его одним из древнейших мифов. И образ женщины, которая без всякой там коровы, а самым, с позволения сказать, естественным способом отдаётся быку, нам известен. На другом конце Евразии он очень хорошо представлен в индийской культуре. И через неё – в культуре тибетской. Там эти изображения связываются с богом смерти, который, во-первых, сам имеет бычью голову, а во-вторых, стоит на быке, совокупляющемся с женщиной. В Тибете эти изображения весьма натуралистичны, и смотреть на них жутковато".

 

Да, я думаю, здесь мы имеем дело с центральной мифологемой матриархата. 

Чтобы осознать, как функционировала эта мифологема в первобытном обществе, надо примерить на себя "шкуру" первобытного человека.

Вот, я живу в общине верхнего палеолита, - и что я вижу? Девочка до 13-ти лет ничем не отличалась от мальчиков, но с 13-ти лет она стала, как все женщины, переодически удаляться из общины. И я стал замечать, что в это же время "рогатый" месяц исчезает с неба. И потом вдруг - оба-на! - наша девочка забеременела и родила ребёночка.

А иногда случается и так, что женщина, находящаяся в "самоизоляции", после встречи с лунным быком беременеет новой жизнью духа, она становится одержимой и говорит голосами умерших людей. Значит, думаю я, мёртвые обитают где-то в потустороннем мире, в "ином живленьице", а встреча с ними возможна на "перекрёстке двух миров". Туда, на этот "перекрёсток", отправляются на свидание с небесным быком все женщины, и оттуда они приносят семена новой жизни. 

В наше время эта мифологема не "работает", потому что каждая "сопля" ныне имеет смартфон с подключением к Сети, где можно увидеть как люди занимаются сексом. Но раньше-то этой возможности не было! В своём роду люди жили все вместе как братья и сёстры, и вдруг - откуда не возьмись - появляется ребёночек. Как известно, "девичья память короткая", да и никто не спрашивает у неё, кому она "дала". Знают лишь, что стала она по ночам отлучаться из "большой семьи", уходить и прятаться в шалаше, где её никто не видит. Вот, наверно, от быка и забеременела.  

Гермы и кандилакии.

Интересно, связаны ли современные православные кандилакии в Греции с древнегреческими гермами?

Иногда их ставят на местах автокатастроф с летальным исходом. А иногда и как мемориальные знаки каких-либо значительных событий в жизни людей. Teika сообщает о двух историях установки канделакий, которые рассказал гид:

- Мужчине понадобилось срочно уехать в командировку. Дома оставил беременную жену, которая вот-вот должна была родить. И вот возвращается он домой, ему звонят и сообщают, что сын родился. Мужчина по тормозам, остановился, баллончик с краской достал из багажника, метку на дороге нарисовал, потом приехал и поставил церквушку.

- Ехал мужчина неторопливо к морю, девушка пыталась его обогнать. Раз пыталась, второй, третий, в итоге столкнулись. Никто не пострадал, только машины.Пока разбирались кто прав, кто виноват, успели влюбиться и пожениться. В итоге после свадьбы приехали и церквушку поставили на месте ДТП. Потом он уверял, что она водить не умеет, а она, что он газу прибавил в момент обгона...

Вообще говоря, традиция — штука очень живучая, и, вполне возможно, что какими-то тайными подземными ходами древняя языческая практика сооружения герм перешла в аналогичную практику строительства кандилакий.

У нас, в России, подобный "самострой" в принципе невозможен. Я у себя к дому пристроил веранду, и то уже загибали, всё время бросают мне в почтовый ящик свои бумажки с предложением вызвать кадастрового инженера для поготовки кадастрового плана. И при этом стращают: "Если на земельном участке расположена самовольная постройка, рекомендуем её узаконить т. к. согласно части 2 ст. 222 ГК РФ - Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки". Тут даже и думать нечего, чтобы "без санкции соответствующих органов" построить где-нибудь какую-нибудь часовенку.  

13 июня 2023

Марк шагал по Сахаре?

Люди, которые кажутся летящими на некоторых из древних наскальных рисунков Тассили Н'Аджер, Алжир (датируемых приблизительно 9500 г. до н.э.),

напоминают мне летающих евреев Марка Шагала. 

"Над Витебском", 1914.

Предполагают, что алжирские петроглифы могут быть самыми ранними изображениями ритуального использования психотропных грибов. Ну, да, психоделики использовались людьми в шаманских и религиозных ритуалах, начиная с доисторических времён. Однако влюблённые люди тоже чувствуют себя "как на седьмом небе". А если брать шире, то полётом можно изобразить всякую оторванность человека от земли, его "неотмирность" и отстранённость от толпы.

Немного о гермах.

В античной Греции по всем дорогам стояли гермы – столбы с изображением Гермеса в верхней части.

«Гермес Пропилей (Привратный)», герма, приписываемая Алкамену (V век до н. э.).
 
Поздний римский китч. Marble herm of a youth as Mercury, ок. 150-170 гг. н. э.

Геродот утверждал, что такие изображения Гермеса делали ещё пеласги, — народ, населявший Грецию до возникновения Микенской цивилизации в XVI веке до н. э. С гермами связана этимология имени олимпийского бога Гермеса, одной из форм именования которого был «Гермаон». Либо гермы получили своё название, так как изображали Гермеса, либо Гермес получил своё имя, так как был изображён на гермах. Возможно, своё название герма (ἑρμῆς) получила от созвучия имени Гермеса (Ἑρμῆς) со словом «камень» (χερμάς).

Изначально гермами (χερμάς) назывались могильные камни. В связи с этим надо вспомнить, что древние греки и римляне хоронили умерших вдоль дорог. Можно предположить, что самыми древними гермами были кучи камней. Путник в этом месте должен был добавить камень от себя, если он хотел сохранить память об умершем. Впоследствии груды камней заменили четырёхгранные деревянные, а затем и каменные статуи-гермы.

Полюбить значит умереть.

Согласно мифу, однажды Актеон во время охоты случайно подошёл к месту, где Артемида купалась со своими нимфами в реке. Вместо того чтобы в священном страхе удалиться, он, зачарованный, стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз. Заметив охотника, разгневанная богиня превратила его в оленя, который попытался убежать, но был настигнут и разорван 50 охотничьими собаками самого Актеона. Это было на склоне горы Киферон. 

Лукас Кранах (Старший), "Диана и Актеон". Германия, 1518.

Александра Баркова говорит, что ключом к пониманию этого мифа является вавилонский миф. Там присутствует богиня Иштар, которая в сказании о Гильгамеше предлагает ему свою любовь, и ей в очень невежливых выражениях отказывают, мотивируя это тем, что она любила такого-то и превратила его в такое животное, любила другого и превратила его в другое животное. Далее следует яркий список, кого она любила и в каких животных кого превратила. Получается, что человек не может войти в иной мир, оставаясь человеком. Речь идёт о том, что в мифе о любви богини к смертному этот смертный должен войти в её мир. Он должен перестать быть человеком. И поскольку в архаике богиня мыслится владычицей диких животных, то человек должен принять зооморфный облик – облик того или иного животного. В этом случае он с точки зрения мира людей умирает. Но при этом остаётся с ней.

Мне думается, этот миф является хорошей иллюстрацией подлинной любви. Finis amoris, ut duo unum fiant ("Предел любви - да двое едино будут"). 

"В своей "Liber de arte amandi" Андреас Капелланус определил любовь как некую агонию, которая обязана своим рождением "экстремальной концентрации" на личности противоположного пола. Любовь есть высшее внимание к любимому существу. В любви мы забываем о душевном покое, теряем рассудок и все помыслы концентрируем на любимом. Каждая боль или радость одного, тысячекратно усиленные, отдаются во втором и понуждают его, забыв всё на свете - обиды, огорчения, болезни, опасности, - полностью принести себя другому в дар, в украшение, и в утешение. Любить - значит увидеть другого человека и сказать: для меня он драгоценнее меня самого. Это означает: постольку поскольку нужно, я готов не быть, чтобы он был. В конечном итоге полюбить значит умереть для себя самого совершенно, так что и не вспомнишь о себе самом, - существует только другой, по отношению к которому мы живём.

Метафизическая ценность любви заключается в выхождении из себя. Ради нормы чужого бытия "я" выходит из своего рубежа, из нормы своего бытия и добровольно подчиняется новому образу, чтобы тем самым включить своё "я" в "я" другого существа. "Я" таким образом свободно делает себя "не-я" или, выражаясь языком священных песнопений, "опустошает" себя, "истощает", "обхищает", "уничижает" (ср. Флп. 2:6-8).

Истинная любовь всегда трагична. Крест любви возникает от неизбежности самоотречения во имя "со-частия". Без самоумаления любовь не состоится. И чем сильнее и полнее она, тем трагичнее, тем ближе к смерти!
" (Источник). 

Вот поэтому я всегда боялся любви. В английском языке "влюбиться" значит fall in love, буквально "упасть в любовь", как в омут.

Мастер Гносис. Охота на оленя, ок. 300 г. до н.э. Археологический музей Пеллы, Греция
 

12 июня 2023

про слоников

Сетивремени Винтаж пишет про слонов:

"Интересно, что самцы в стаде не живут, только приходят в гости.
Их выгоняют из стада, когда им 14-15 лет.
И в слоновьем стаде царит матриархат.
Между прочим, стадо слонов считается самым сплочённым обществом среди всех животных.

Может потому, что они слонов выгоняют😜?" (Источник)

"Боги" современного общества.

Первый "бог" — деньги. Деньги "über alles". Деньги решают всё. Как говорила маминька в фильме "Женитьба Бальзаминова", "Мишенька! За умом не гонись, были б деньги, с деньгами мы и без ума проживём!" 

Второй "бог" — государство. Исторически государство задумывалось как "деньговыжималка" из подданных. Это хорошо заметно на примере русского князя Игоря, который хотел "содрать три шкуры" с древлян, да древляне его самого разодрали промеж двух деревьев.

В народе существует квазирелигиозная вера в то, что государство не только решает все проблемы, но и решает их наилучшим образом из всех возможных способов. Что, конечно, не соответствует действительности.


И третий "бог" (бог любит троицу)
— это "ебическая сила". Это "эгоистичный ген" Ричарда Докинза, это социальный дарвинизм и вера в прогрессивную эволюцию. С одной стороны говорится, что "гены мухи-дрозофилы на 70 процентов состоят из «гомологических генов», аналогичных человеческим" (Источник), а с другой стороны утверждается на полном серьёзе, будто человеческое поведение полностью зависит от генов. 

Примечательно, что все три "бога"  — слепые: они и сами не ведают накого пути, и людям не указывают никаких путей. И, кроме того, эти "боги" не имеют ничего общего с моралью или разумом. 

Инстинкт, государство и культура.

Есть ли кошачий бог или кошачья богиня? Поразмыслив, можно ответить утвердительно на этот вопрос: да, у кошек имеется своё кошачье божество.

У кошек есть инстинкт, и в этом смысле кошка всегда верна своему кошачьему "богу" (или "богине"); она не может выйти за рамки своего поведения, обусловленного животными инстиктами, и "беспредельничать".

У человека инстинктивное поведение заменено культурным поведением. Но это так лишь в теории, а на самом деле многие люди, отчалив от берегов животного инстинктивного поведения, так и не причалили к берегам сугубо человеческого, культурного поведения. И они болтаются в таком "межеумочном" положении, которое ярко и лаконично описал поэт Г. Р. Державин: "Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!

Понятное дело, что если большинство людей в обществе ведут себя в соответствии с культурными нормами, то такому обществу вовсе не требуется государственная "надстройка". Самый простой и понятный пример общественной жизни без государственных "помочей" являют староверы; они вполне самодостаточны, и государство им требуется примерно так же, как собаке — пятая нога. 

Отсюда можно вывести правило: чем меньше культуры, тем больше государства. Государство со своим Уголовным Кодексом является заменителем культуры: УК заставляет некультурных людей соблюдать приличия в обществе, под страхом штрафов или тюремного заключения.

В государстве имеется Конституция, и, в принципе, Конституция, как Основной Закон, — это заменитель животных инстинктов. Законы вообще, и Основной Закон в частности, предназначены для того, чтобы люди не "беспредельничали". И в этом смысле закон для людей является тем же, чем инстинкт для животных. Можно сказать, что государство с его законами является "богом" современного общества. У кошек "бог" это инстинкт, а у людей — государство. 

Когда у людей имеется государство-"бог", иные "боги" ему, в общем, и не требуются. 

Такое государство "скрепляет" людей подобно тому, как железные обручи скрепляют доски бочки. Беда лишь в том, что если государственные "обручи" по какой-либо причине ослабевают или исчезают вовсе, то "доски" рассыпаются в разные стороны. Потому что "доски" не умеют и не могут сами, самостоятельно собираться-формироваться в различные структуры. Нет у них навыков культурного поведения. И поэтому "доски", предоставленные самим себе, не знают, что делать, и ностальгируют по железным обручам, скреплявшим их в бочку.    

Меритократическое.

Общество развивается или деградирует в зависимости от того, какие люди занимают доминирующие положение в этом обществе, - дураки или умные.

Меня очень интересуют такие древние общества, как крито-минойское или индо-хараппское. Во многих отношениях в современной Индии люди живут хуже, чем они жили 5000 лет назад при цивилизации в долине Инда.

Мумбаи

Мне интересно знать, как были устроены те древние общества, каким образом доминирующее положение в тех обществах заняли умные, а не дураки.

11 июня 2023

Как раб на галерах...

А. Баркова сообщает, что в Древнем Египте имелось устойчивое представление о том, что фараон после смерти становится одним из гребцов в ладье Ра, на которой бог плавает днём по небесному Нилу, а ночью – по подземному.

Непонятки с ритуальным умерщвлением вождей.

В своей лекции о египетской мифологии Александра Баркова говорит:

"Культ быка представлял в Египте одну из форм культа вождей. Что такое культ вождей? Вождь является воплощением благополучия страны. На самом деле в традиционных обществах, где действительно представлен культ вождей, вождь не имеет политической власти. Он является живым талисманом. Пока он молод, здоров, полон сил, в том числе и сексуальных, он является залогом благополучия страны. Если он начинает стареть, его убивают. Причём убивают особым образом – без пролития крови. Применительно к Египту это было утопление. Труп потом выуживают и бальзамируют. В Египте культ вождей применительно к фараонам ушёл в прошлое, вернее, приобрёл довольно любопытную форму в ритуале хеб-сед, о котором мы позже поговорим несколько подробнее. А так он сохранил достаточно чистую форму применительно к быку Апису, который, пока полон сил, – живой талисман, но, если стареет, его топят, тело бальзамируют и ищут новое воплощение этого Аписа – чёрного быка с белыми отметинами".

Ну, потожим, с Аписом всё понятно: одомашненный бык — скотина подневольная, его судьба находится в руках людей. А как быть с вождём дружины головорезов? Я вот реально не понимаю, где бы на Руси нашлась такая сила, которая сделала бы князю Владимиру "секир-башку" на глазах у всей его дружины? Не было такой силы на Руси, ибо князь – он потому и князь, что все ему подчиняются. Значит, надо полагать, что во время óно, когда существовал культ вождей, имелась некая сила, против которой вождь был бессилен. Интересно, какая это была сила?

Далее А. Баркова описывает ранее упомянутый ритуал хеб-сед.

"Это ритуал обновления жизненных сил фараона. Фараон мыслился воплощением жизненных сил своей страны и по истечении тридцатилетнего срока царствования был уже слишком стар, чтобы править. И тут один из двух вариантов. Или фараона убивать и возводить на престол нового, молодого и красивого. Эта идея почему-то фараонам не нравилась. Или же провести обряд фактически инициации для обновления жизненных сил фараона. Для этого обряда со всех областей Египта свозились в столицу все номовые божества (их изображения). Главная статуя, при ней все необходимые жрецы, при жрецах вся их обслуга и так далее. Событие неординарное. Теоретически после первого хеб-седа через три года фараон должен был проводить следующий, затем вновь следующий, но, насколько я понимаю, столь часто проводить этот ритуал было непросто для экономики страны. И поэтому так часто он и не проводился. Но правила были таковы. <...> Самой колоритной частью хеб-седа была так называемая смена фараона. Фараон считался умершим, но, «умирая», он оставлял документ о престолонаследии, где завещал престол самому себе. И дальше он должен был, пройдя через обновление, доказать, что он стал молодым и сильным, ритуальным бегом (естественно, фараон никуда не бегал, а бегал кто-то за него). Затем он из рук своей статуи забирал документ и в качестве наследника самого себя воцарялся. Кстати, в хеб-седное одеяние входил бычий хвост. В этом отголосок единства культа фараона и быка, и именование «бык обеих земель» входило в пятичленную титулатуру фараона. С проводником в мир мёртвых и обратно разобрались".

В общем, престарелый фараон проходил нехитрую процедуру "обнуления", - и все дела. Это не интересно. Меня интересует упомянутая А. Барковой процедура умерщвления вождей. Я много раз уже встречался с подобными упоминаниями, но ни одно из них не отвечает на поставленный мною вопрос: чтó это была за сила, которая принуждала вождей смириться с неизбежным?

На ум приходит логический вывод о том, что, раз вожди не были суверенными правителями, раз они не были самодержцами-самодурами, то, значит, нельзя говорить и о вождизме. А раз не было вождеств, то, следовательно, не было и патриархата. А если не было патриархата, то что тогда было? 

Женское "целостное" знание aka "хитрая наука" Бабы Яги.

Александра Баркова спрашивает:  

Почему, кстати, женщинам принципиально не давали образование очень долго?

И сама же отвечает:

Это было связано с тем, что, по поверьям (и я снова подчёркиваю, что это для всех народов), женщина обладает целостным знанием по своей женской природе.

Баркова делит знание на "логическое", получаемое путём долгого образования или чтения книг, и "целостное", обретаемое путём мгновенного инсайта. Так вот, по мнению Барковой, озарения посещают женщин гораздо чаще, чем мужчин. Далее она намекает на связь этого "женского" знания с ведовством и говорит, когда они становятся "ведуньями". "У большинства народов очень чётко женщина получает свою максимальную магическую силу конечно же не после свадьбы, как обычно говорят, а после рождения первого ребёнка. Она сполна становится ведьмой в хорошем смысле слова".

Вот, оказывается, где они — "родники" женской мудрости! Оно и понятно. Только страдание порождает мудрость – такое торжественное изречение принадлежит богам в передаче первого великого трагика Эсхила. Ну, а женские роды не бывают без страданий. Интересно, что в английском языке "I was born" можно понимать не только как "я был рождён", но и как "я был выстрадан" [своей матерью], ибо английский глагол to bear восходит к протоиндоевропейскому корню *bher- (1), "нести тяжкое бремя", "a burden". В принципе, это где-то даже похоже на центральный элемент мистерий Митры [1].

Но, очевидно, "родники" женской мудрости проистекают также из менструальных хижин. Как пишет Урсула Ле Гуин, "злокозненный параменструум (два дня до начала менструаций и первые два дня этого пе­риода) захлёстывает вас прозрением, волнами инстинктивных наитий, неотступным напряже­нием, пылкими порывами, мышлением во всей полноте чувствований" (Источник).

Тут, опять же, "страдание рождает мудрость". 

В продолжение темы см.: "Путь охотника".

--------------------------------------------------------------------------------

Имеется в виду поединок Митры с быком, первым живым существом, созданным Юпитером-Оромаздом. Этот неукротимый бык символизировал "животную природу" самого Митры, и герой вступил в борьбу с ним. Когда тот пасся на склоне горы, Митра, совершив отважный манёвр, ухватил его за рога и вскочил на него верхом. Свирепое животное пустилось диким галопом, пытаясь сбросить своего наездника в неистовой скачке, но этот последний, хотя и сорвался с его спины, но не ослабил своей хватки; он потащился за быком, повиснув на рогах животного, которое вскоре изнемогло и свалилось от усталости. Тогда его победитель, схватив его за задние ноги, закинул к себе на плечи, и начался так называемый "переход" (transitus), или тяжёлая транспортировка, живого быка со свесившейся головой, с преодолением множества препятствий, в пещеру, которая служила герою жилищем. Это тяжкое испытание для героя стало символом как человеческого страдания вообще, так и особых злоключений посвящаемого на его пути к обретению сверхсознания - что соответствует "крестному пути" на Голгофу Иисуса Христа и всех Его верных учеников, взявших свой крест и следующих по Его стопам.