Александра Баркова говорит, что имя древнеримской богини Bona Dea было табуировано настолько, что мы только узнаём её табуированное значение по-латыни, то есть Добрая Богиня, и всё, даже имени её до нас не дошло. Культ её отправлялся матронами, не то чтобы втайне (тайна эта была довольно относительная), но без посторонних глаз.
"В Риме ночные собрания квалифицировались как государственное преступление (если собирались ночью, значит собирались ради преступления). При чём тут Добрая Богиня? При том, что это была единственная богиня, культ которой отправлялся по ночам. Стало быть, она как-то связана была с миром смерти, тёмным миром и т. д. Недаром её имя боялись произносить и сохранился только этот самый эвфемизм. Но отправлялся он по ночам не где-нибудь, отправлялся он по ночам в доме магистрата, и не кем-нибудь, а знатными матронами. То есть никакой государственной изменой там и близко не пахло. И всё. И больше мы о ней ничего не знаем. Культ был разветвлённый, но слишком священный. Больше посторонним, непосвящённым ничего знать не положено".
Интересно, что ранние христиане устраивали свои собрания (т. наз. "вечери любви" или агапы) также в ночное время. Об этом есть упоминание в Деяниях Апостолов:
"В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи… Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мёртвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нём. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились" (Деян. 20:7–12).
Римские власти не обвиняли великосветских матрон в государственной измене из-за того, что те собирались по ночам, а христианам как раз ставились в вину их ночные собрания. Как известно, первоначальными местами собраний первых христиан служили римские катакомбы.
Агапа. Фреска из катакомб Домицилы |
В катакомбы входили также гипогеумы (от греч. hypo + gaia, подземный [храм]) — помещения религиозного назначения, среди которых зачастую имелся небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения.
Апостол Пётр проповедует в катакомбах (Ян Стыка, начало XX века) |
Вот это был жар веры! А ныне остались лишь тухлые головешки от былого огня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий