12 сентября 2023

О материнском праве у хеттов.

В работах Л.А. Гиндина была предпринята попытка выявить реально-исторические аспекты в предании о кетейском царе, идущем на войну за «женские дары». Дело в том, что формула γυναίων εϊνεκα δώρων - «ради женских даров» в «Одиссее» кроме XI песни, ст. 521 встречается ещё один раз (XII,246 и сл.), где об участнике Фиванской войны аргосском герое Амфиарае сказано: «Не достиг порога зрелости, но погиб в Фивах из-за женских даров». Исходной точкой развития сюжета и здесь является подношение подарка женщине - жене воина предводителем одной из воюющих сторон: Полиник, борющийся за власть в Фивах с братом, другим сыном царя Эдипа, дарит жене Амфиарая Эрифиле золотое ожерелье фиванской прародительницы Гармонии, а за это Эрифила отправляет Амфиарая против его воли на Фиванскую войну, где, как он предвидит, его ждёт гибель (Apd. 111,6,2). Знаменательна вторая фаза того же сюжета. Спустя много лет Эрифила посылает своего сына Алкмеона на вторую Фиванскую войну («поход эпигонов»), приняв от сына Полиника в дополнение к ожерелью Гармонии её пеплос; вернувшийся с войны Алкмеон убивает мать, мстя ей за смерть отца, и скитается, гонимый Эриниями (Apd. 111,7,2).

Существует одно ценнейшее свидетельство, - говорит Л. А. Гиндин, - наталкивающее на мысль о возможности для анатолийских греков прямо связать тему «воина, идущего на смерть из-за даров, получаемых его женой или матерью», с кругом ассоциаций, возбуждаемых именем кетейцев-хеттов. В § 42 «Хеттских законов» мы находим указание:

«(48) если мужчину кто-нибудь нанимает и тот в поход идёт (49) и он гибнет, если плата дана, тогда он (наниматель) [ничего] и не возмещает. (50) Но если его плата не дана, то [наниматель] даёт одну голову [раба] (51) [и] плату 12 сиклей серебра даёт и плату женщины» (ŠA SAL kuššan; в версии КВо IV, 10 вариант SAL aš kuššani «в уплату [для] женщины» 6 сиклей серебра даёт»).
Итак, речь идёт о возмещении не выплаченной покойному наёмной платы с добавлением штрафа, причём часть дополнительно взимаемой суммы обозначена как «плата женщины». Что здесь имеется в виду? Исходя из контекста закона и из последовательности узаконенных выплат вообще, мы считаем, что здесь имеется в виду единовременная компенсация женщине, состоявшей в родственных отношениях с погибшим, в первую очередь его жене. Однако, поскольку последняя в законах специально обозначается идеограммой DAM-ŠU «жена его» (§ 31 и др.), можно думать, что в интересующем нас параграфе законодатель стремился выразить более общее отношение: «мужчина - женщина его семьи (жена, мать, сестра)».

Такая интерпретация вполне согласуется с существующими представлениями о правах женщин в хеттском обществе. С современной точки зрения «плата женщине» из § 42 выглядит чем-то вроде пособия по случаю потери кормильца. Ясно, однако, что установление, по которому в случае гибели воина женщинам из его семьи выдавалось возмещение, в глазах патриархально настроенных греков с их развитым институтом военного наёмничества легко могло обернуться идеей «материальной заинтересованности» жён, как и вообще женщин-домочадцев, в гибели своих мужчин. Насколько это близко к сюжету, когда мать или жена за золото побуждает сына
или мужа идти на войну и там погибать!

К этому сближению гомеровской формулы в содержательном и формальном отношении с § 42 «Хеттских законов», развитому в указанных публикациях Л.А. Гиндина, следует прибавить и данные из § 171 тех же законов, возможно проясняющие уникальную власть Астиохи над сыном. В § 171 говорится о праве матери отвергнуть и изгнать сына: 

«(3) если мать выносит сыну наружу свои (или “его”) одежды, то сыновей своих (4) отвергает».

После этого, приходя в дом, отвергнутый сын должен был совершать специальные ритуальные процедуры, восстанавливающие его в сыновнем статусе. Вне зависимости от того, видеть ли здесь пережиток матриархата или отражение ситуации, когда хеттская женщина в отсутствие хозяина заступала на его место, очевидно, что в хеттской семье мать обладала возможностями сакрального влияния на сына.

И это мы видим лишь пережитки материнского права у хеттов, - а что же тогда было у хаттов до вторжения индоевропейских (арийских) завоевателей?! По идее, если у хеттов сохранились некоторые осколки материнского права, то у хаттов, их предшественников, должна была быть полнота материнского права. Иначе откуда взяться пережиткам?

Ну и здесь можно сравнить патриархальное право с материнским правом. Как видим, при материнском праве жена, мать или сестра получают «женские дары» в случае гибели на войне их мужа, сына или брата. И эти «женские дары» столь внушительны, что греки подозревают хеттеянок в том, что они, ради обогащения, могут намеренно "сплавлять" на войну своих мужей и сыновей. А при патриархальном праве мужики погибали на войнах просто так: сдох Трофим, да и хрен с ним. Какой удивительный прогресс цивилизации!

Про источники мифа об амазонках.

"Источником мифа об амазонках Сейс, а за ним Дж. Гарстанг и Ш. Пикар считали знакомство греков в Малой Азии с культовыми женскими общинами, наподобие общины Артемиды Эфесской, восходящими к хеттской эпохе, оберегавшими вооружённой силой святилища своих божеств, особенно часто - Великой Богини-Матери, и по своей многочисленности и иерархической организованности вполне способными производить впечатление самостоятельных государств. Далее, к таким же предпосылкам принадлежат и хетто-хурритские изображения женских или женоподобно-двуполых военных божеств, например скачущей на коне богини Иштар.

Богиня Иштар в образе всадника, VII -VIII вв. до н.э.

Сюда же следует присоединить и свидетельства, говорящие об исключительно высоком статусе хеттских цариц, подобно жене Хаттусилиса III Пудухепе, имевших собственный двор и оказывавших глубокое влияние на все стороны государственной политики, об отдельных дворцах царя и царицы, особых «троне царствования» и «троне царицынствования» и т.д." (Л.А. Гиндин).

Кто такие хетты? Арийские завоеватели, севшие на шею хаттам. А что мы знаем о культуре хаттов? Почти ничего. Знаем лишь, что пережитки матриархата передались хеттам от хаттов. 

"Довольно высокое общественное и семейное положение хеттской женщины привело ряд исследователей к мысли о существовании у хеттов материнского права (или сильных его пережитков). Одним из оснований для подобных утверждений являются положения § 171 ХЗ-ов, который указывает на возможность изгнания сына матерью. Тот факт, что мужчина (сын) был подвластен женщине (матери), считается показателем наличия матриархальных пережитков. Отголоском материнского права можно считать культ богини Солнца г. Аринна и связанный с ним малоазийский культ «великой матери», но опять-таки это лишь напоминание о давно прошедших временах, не больше" (Источник).

В общественном устройстве хеттов, как в тусклом стекле, мы можем видеть отражение предыдущей общественной формации. Понятное дело, что хаттский оригинал во всех отношениях был сильнее и ярче, чем его тусклое хеттское отражение. Но тот оригинал предстоит ещё раскопать в буквальном и переносном смысле. Тут потребна личность учёного археолога типа Марии Гимбутас.

11 сентября 2023

Ликийцы = лютичи?

Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский приводят следующие цифры: "фригийцев «Илиада» упоминает 3 раза, карийцев, один из самых крупных и хорошо знакомых грекам народов в Малой Азии VIII в. до н.э. и позднее, - 2 раза, меонийцев - 3, мисийцев - 5, пеонийцев - 7, пафлагонцев - 4, фракийцев - 17, а ликийцев - 49 раз, т.е. больше, чем все имена других малоазийских и северобалканских этносов, кроме троянцев, вместе взятые! Ликийцы практически затмевают иные народы Малой Азии, так что о подвигах представителей последних мы в поэме почти ничего не слышим. Внимание к ликийцам как ко второму по своей значимости народу после троянцев видно по фигурирующей в разных падежах формуле «троянцы и ликийцы» (VI,77; XVI,564), а также по удивительной формуле обращения к объединённому войску, защищающему Илион, «троянцы и ликийцы и дарданцы, бьющиеся врукопашную», произносимой 6 раз (VIII,173; XI,286; XIII,150; XV,425, 486; XVII, 184), где имя ликийцев вклинивается между двумя терминами, выступающими у Гомера своего рода обобщённым названием для всех жителей Троады. В чём причина особого отношения поэта к этому народу?"

Авторы долго и муторно рассуждают обо всём, намекают на этимологическую связь страны Lukkâ с греч. λύκος «волк» или λευκός «светлый», предполагают, что у ликийцев племенным богом был Аполлон и Аполлон же был в большом почтении у троянцев. Ещё У. фон Виламовиц-Мёллендорф вопрошал: если Аполлон защищает от греков малоазийский город Трою, то не может ли он быть исконно малоазийским богом? Действительно, "этот бог враждебен ахейцам, он сеет болезни в стане Агамемнона, ссорит того с Ахил­лом, защищает Энея от Диомеда, уводит Ахилла обманом от Гектора. Он - убийца Патрокла, а в перспективе и самого Ахилла, для которого он «самый ненавистный из богов» (Il. XXII, 15)".

Ну, допустим, троянцы вкупе с ликийцами были "волками". Тогда кем были греки? На ум приходит война "волков" и "сук" в советских тюрьмах XX века.


Фракийцы, пришедшие в Трою к шапочному разбору.

Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский пишут: 

"Существует очевидный рубеж, начиная с которого археологи, не колеблясь, признают принадлежность Трои к области обитания исторических фракийцев. Зто последняя фаза существования догреческой Трои, так называемая Троя VII б2, которую Блеген датирует примерно 1170-1100 гг. до н.э. Этот город строят на руинах Трои VII б1, прямой преемницы и продолжения «Приамовой Трои», пришлые племена, принесшие с собой до тех пор не засвидетельствованную в этом городе культуру «выпуклой керамики», для которой помимо специфических выпуклостёй характерен вытесненный или процарапанный орнамент с повторяющимся мотивом концентрических кругов и вытянутые, загибающиеся под острым углом ручки. Эта культура, не имея соответствий ни в окрестностях Трои, ни вообще в Анатолии, перекликается многими чертами с культурами Средней и Юго-Восточной Европы, в частности Подунавья".

Действительно, такое сходство Трои и Подунавья имеет место быть.

Однако здесь имеется одна немаловажная деталь. Дело в том, что такого рода сосуды находят на территории Старой Европы, когда там фракийцев и в помине не было. Об этом говорилось в записи "О преемственности изобразительных форм". Если сосуды такого типа встречаются в Баденской (3600–2800 BC) и ещё более древней культуре Лендьель (5000-3400 BC), то почему их не могло быть в Эгеиде бронзового века? Мы можем здесь продемонстрировать сосуд, украшенный изображениями ласточек и женской груди, Акротири (Санторини), минойская цивилизация, 1700-1650 до Р.Х.


Богиня Хепат в Трое.

Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский, описывая местность вокруг Трои, обращают внимание на название берущей начало на Иде реки Έπτά-πορος в северной Троаде, сопоставляя начальное Έπτα- с исключительно распространённым элементом (H)epta-, Epte-, Ipta-, E(p)ta-, встречающимся в огромном числе фракийских сложных имён-композитов, как правило, в сочетании со вторыми компонентами -centus, -poris, -zenus и т.д., имеющими значения «сын», «рождённый», «происходящий от кого-либо».

"Во фракийском антропонимы такого типа часто содержат в началь­ной позиции имена различных божеств, ср., например, Dias-centus, Di-poris, Di-zenus и т.п. со значением «сын небесного бога, Зевса». Комбинаторный анализ, побуждающий видеть также и во фракийском (H)epta- скорее всего некий теоним, делает очень наглядным вывод Дечева о тождестве этой основы с редким именем богини-матери в Анатолии I тысячелетия до н.э., представленным в трёх вотивах в виде Μητρί "Ιπτα или Μητρεί Εϊπτα. Данным вотивам посвятил в своё время специальную заметку П. Кречмер, напомнивший, что в рукописях комментария Прокла к «Тимею» Платона кормилица детей Диониса зовётся Ίπτα. Греческим отзвуком малоазийского почитания богини Гипты являются, кроме того, орфические гимны 48 и 49, где Гипта славится как царица, спутница великого фригийского бога Сабазия и пестунья Диониса, а священными её местами названы горы на северо-западе Анатолии: Тмол в Лидии и - что особенно интересно для нас - Ида в Троаде, массив, на склонах которого как раз находились истоки реки Гептапор.

Кречмер выявил в этом позднем теониме продолжение имени заимствованной хеттами у хурритов во II тысячелетии до н.э. великой богини, жены хурритского бога грозы Тешуба Hepit- или Hipit-. Это имя отражено также во многих сложных хеттских антропонимах, где оно выступает в виде Нера-, например, Hepa-muwa «Мощь богини Хепат», Hepa-pija «Данный богиней Хепат» и др. Надо заметить, что по отношению к фракийским формам речь не должна идти о заимствовании имени богини-матери из позднеанатолийских языков. Во-первых, судя по крайней редкости упомянутых вотивов, имя Хепат в I тысячелетии до н.э. уже утратило в Малой Азии всякую популярность, за исключением эзотерического культа орфиков, и это делало бы совершенно необъяснимым его чрезвычайную распространённость во Фракии, где в римско-эллинистическое время насчитывается до 70 случаев фиксации имён с данным теофорным компонентом (в Анатолии этого времени лишь один раз появляется имя Ιπτας, а композиты хеттского и фракийского типа не встречаются вовсе). Во-вторых, при массе отражений этого имени в ономастике Фракии культ Хепат в историческую эпоху для фракийского ареала уже не засвидетельствован ни одним источником. В это время великим женским божеством фракийцев была богиня Бендида, которую Гесихий (s.v. Βένδις) отождествляет с Артемидой и параллельно (s.v. Κυβήβη) сближает с фригийской Великой Матерью Богов Кибелой-Кибебой. Скорее всего, изображение именно Бендиды находим на многих сосудах из Рогозенского клада, где великая богиня представлена то в виде охотницы, то на колеснице, запряженной крылатыми конями, то выезжающей на львице подобно Кибеле. Но точно так же с обитательницей Иды - Кибелой определённо должна была сближаться якобы властвующая на Иде Гипта (Хепат).

10 сентября 2023

О сыновьях фракиянок и материнском роде.

Л.A. Гиндин и В. Л. Цымбурский в книге "Гомер и история Восточного Средиземноморья" (М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996) между прочим касаются одного места из «Илиады» (XI,221 и сл.), повествующем о выходце из знатной троянской фамилии Антенориде Ифидаманте. Мать Ифидаманта Феано, супруга троянского старейшины Антенора, была дочерью фракийского царя Киссея. Ифидамант был воспитан во Фракии у деда Киссея, по достижении зрелости женился на одной из его дочерей и прочно обосновался по другую сторону Геллеспонта, но, узнав о Троянской войне, он устремляется на защиту Илиона. Его корабли причалили в Перкоте, откуда он пешком с дружиной прибыл в троянскую столицу (XI,229 и сл.). Этот рассказ замечателен нарисованной в нём картиной кровнородственных и брачных связей, соединяющих знатные семьи Фракии и Троады, когда сыновья выданных в Трою замуж фракиянок получают воспитание в роду своих матерей и предпочтительно берут замуж своих двоюродных сестёр из этого рода.

Разве при патриархате сыновья живут и получают воспитание в роду своих матерей? И что же, при таком раскладе, будет с отцовским родом? Исаак, сын Авраама, уйдёт от отца жить в семью своей матери и женится там на одной из дочерей его тёток по матери... И тогда уже дети Исаака не будут знать ничего об Аврааме, и прервётся род его, и не исполнится так, как сказано в Библии, что "Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду...". Интересно получается: если существует материнский род, то отцовский род вовсе не нужен.

По-моему, здесь мы подходим очень близко к пониманию смысла и сути обряда обрезания. "В секунду обрезания Ангел Иеговы сходит на обрезаемого младенца и остаётся на нём до самой смерти", - сообщает В. Розанов. - "А как же евреянки? <...> Несомненно — «обрезан» один мужской пол, и, как девочки не подлежат ему, — они вовсе вне присутствия Иеговы. <...> Израильтянка «приобщается юдаизму» и «вере отцов» через замужество. И для неё «выйти замуж» — то же, что для христианки — «креститься». Тут-то и получает значение: «ангел Иеговы сходит на мальчика в миг обрезания и остаётся на нём (не возле него) до смерти». Что же, собственно, происходит и отчего девочек не учат «закону Божию и молитвам»? Всё происходит так же сухо и голо, анатомично и одиноко, как в обрезании: она «в миг потери девства», — по юдаизму, по вере каждой хижины еврейской, — принимает в себя, «просто по-древнему», ангела Иеговы" (Источник).

То есть, обрезание наделяет мужской пенис субъектностью. Обрезанный пенис — это своего рода "паспорт" с "печатью"; а без "паспорта" ты — никто, и звать тебя — никак.  "Без бумажки, ты — букашка, а с бумажкой — человек". Очевидно, именно через поголовную мужскую "паспортизацию"-обрезание у евреев утвердилась мужская субъектность, а значит и отцовский род.

09 сентября 2023

О греко-римском феномене обожествления мужского тела.

О. М. Городецкая подметила, что в Древней Греции эстетизация, обожествление мужественного тела в искусстве сочетались с развитым гомосексуализмом в жизни.

"История греческого искусства вообще примечательна тем, что мужская обнажённая фигура появляется в нём значительно раньше женской и гармоничная мужественная красота наделяется божественной сутью. Этот греко-римский эстетический феномен — явление почти уникальное, равно как и греко-римская идеализация гомосексуальных отношений. Обычнее для человеческого общества поклонение телу женскому. Культ богини-матери, средоточии всех тел и душ рода, племени или человечества, находил своё отражение в искусстве ещё со времени палеолита".

Пан и Дафнис. Римская копия греческого оригинала.

Да, это верно подмечено, что от древнегреческого патриархата отдаёт душком гомосятинки. Но только ли — от древнегреческого? 

Я никак не могу себе представить "бабника" Казанову на месте Александра Македонского. Ну не интересно это для "бабника" — всё время "тусоваться" с мужиками! А Александру, почему-то, было интересно.

Троянская война и великое рассеяние греков-ахейцев.

В записи Об экспансии "народов моря" между прочим говорилось, что, скорее всего, Троя была разграблена и сожжена "варягами" Бронзового века, которых называют "народами моря", с лёгкой руки древнеегипетских летописцев.

В книге Л.A. Гиндина и В. Л. Цымбурского "Гомер и история Восточного Средиземноморья" (М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996) приводятся некоторые свидетельства в пользу этой версии.

"Целый ряд героев похода [на Трою] явно не стремится возвращаться домой вообще, независимо от каких бы то ни было катаклизмов и препон по пути. Похоже, они и из Авлиды отплыли без намерения вернуться. Именно такое впечатление возникает, когда читаем у Аполлодора (Ер. 6,2) место о том, как Амфилох, Калхант и другие, оставив свои корабли возле разрушенного Илиона, пешком устремляются в Колофон к Мопсу. Или немногим ниже (Ер. 6,15) о том, как из прочих героев «одни поселились в Ливии, другие в Италии, некоторые же в Сицилии и на островах, расположенных вблизи Иберии. Эллины поселились также и на берегах реки Сангарис (к востоку от Троады. - Л. Г., В. Ц.), были и такие, которые поселились на Кипре». Тут же (Ер. 6,15а-b) Аполлодор частично раскрывает содержание данного пассажа; в Италию попадает фессалиец Филоктет, в Ливию - его сосед Гуней, жителей Коса забрасывает сперва на Андрос, потом на Кипр; спутники эвбейца Элефенора, погибшего в Трое, заплывают в Ионийский залив и поселяются в Эпире и т.д".

И далее авторы пишут: "Сказания Троянского цикла не дают нам права связывать события Троянской войны с цветущим позднемикенским периодом III В. <...> Это cкорее какой-то прилив героизма в преддверии коллапса и выпадения Ахейской Греции из средиземноморского баланса сил, накануне колоссальных перемен в картине этого ареала".

Чем можно объяснить, что греки-ахейцы, участники похода на Трою, не горели желанием поскорее вернуться домой в Элладу? Может быть, они знали, что не будут хозяевами в своих прежних домах?

08 сентября 2023

полуночная мечта

Уснуть бы так глубоко и крепко, чтоб никогда больше не просыпаться. Уйти бы в мир сновидений, которые ничем не отличаются от реальности. Заблудиться бы во снах и остаться там навсегда...

"Мохнатый шмель − на душистый хмель"...


В китайской традиционной живописи цветы ассоциируются с вульвой.

07 сентября 2023

Об экспансии "народов моря".

"Сейчас доказанной причиной катастрофы, пережитой Грецией в конце позднемикенского периода III В, следует считать натиск негреческих племён с севера Балканского полуострова, среди которых могли быть как предки исторических иллирийцев, так и носители раннефракийских и раннефригийских диалектов. При этом остаётся неясным, были ли увлечены этой волной и некоторые «дорийские» группы северо-западных греков, исторически соседствовавших с иллирийским регионом", - говорят Гиндин Л.A. и Цымбурский В. Л. (Гомер и история Восточного Средиземноморья. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996).

Дорийцы по-любому участвовали в экспансии "народов моря", ибо именно они, в конечном итоге, осели в Элладе. Другое дело, что они могли и не быть тем "тараном", который сокрушил Микены. В этом смысле, дорийцев можно сравнить с маленьким германским племенем франков. Готы обладали несравненно более мощной "пробивной" силой, и они разделали Рим как бог черепаху. Но они сами надорвались в борьбе и сошли с исторической арены. И тут на сцену вышли франки и легко "прибрали к рукам" то, что осталось после римлян и готов. Может быть, и дорийцы таким же образом пришли в Элладу?

"До походов Александра Македонского только для эпохи «народов моря» оказывается достоверно зафиксировано вооружённое вступление греков-ахейцев (акайваша) в Египет с грабительскими и завоевательными целями", - пишут авторы.

То есть, иными словами, греки-ахейцы никогда не нападали на Египет, а тут их словно муха какая-то укусила, и они ломанулись грабить египтян. Это напоминает мне древних славян, которые даже не умели строить корабли и никогда не плавали по Чёрному морю, но при князе Олеге им вдруг почему-то "взбрендило" идти в морской поход на Константинополь и прибивать щит к вратам Цареграда. 

06 сентября 2023

East is East, and West is West.

"Не подлежит сомнению, что в эпоху поздней бронзы правители Микен обладали высочайшим влиянием в греческом мире. Микены и прилегающий к ним Тиринф как города-столицы были обнесены мощными стенами, с которыми не могли сравниться укрепления вокруг прочих ахейских городов (Фивы, Афины, Пилос), иногда вовсе остававшихся неограждёнными. В керамике, в глиптике, в металлургии отмечается единообразие стиля, оформившегося в Микенах и господствующего во всех греческих поселениях. Сказания приписывают царю Микен авторитет, достаточный для того, чтобы поднять всю Грецию в великий заморский поход против Трои. Но во всех этих аспектах, замечает Шахермейр, главенство Микен оформляется исключительно как первенство, а не как отношение подчинения и господства. Микенский царь всеми признан первым среди ахейской знати, но он не обладает прямой властью хозяина нигде, кроме своего собственного владения. Ему никто не обязан повиновением во внутренних делах той или иной области, во внутренних династических распрях. Соответственно у Гомера Агамемнон может заставить Ахилла отдать ему свою пленницу, но он не властен приказать Ахиллу выйти на поле битвы. Эти наблюдения подтверж­даются и документами из пилосского архива - хозяйственно Пилос совершенно автономен и его бюрократия не обязана никаким отчётом бюрократии Микен.

С другой стороны, в хеттском мире главенство, в согласии с восточными традициями, осмысляется как доминат, как отношение господства - повиновения, приказа - исполнения. Здесь проводится чёткое различие между статусом небольшого числа великих царей, видящих друг в друге равных, «братьев», и подчинённых каждому из них династов низшего ранга - «детей», обязанных своему «отцу» покорностью, приношением подарков-дани, участием в его походах, незамедлительной выдачей беглецов, переметнувшихся из владений великого царя на земли его вассала, доносами о всех попытках посягнуть на власть «отца» или иным способом затронуть его интересы, твёрдым следованием за «своим» великим царём в его дружественных или враждебных отношениях с тем или иным из его «братьев», воздержанием по его приказу от распрей с царьками-соседями и даже проведением по его приказу определённой торговой политики, каков, например, предписанный Тудхалиясом IV правителю Амурру Шаушкамувасу полный отказ от любых торговых связей с Ассуром. Здесь главенство и авторитет неизбежно воспринимаются сквозь призму отношений сюзерена и вассала. Протест Ахилла против злоупотреблений авторитетом со стороны Агамемнона был бы приравнен к прямому мятежу, требующему подавления силой" (Гиндин Л.A., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996).

Как интересно! Уже 4000 лет назад существовали два "полюса", которые мы сегодня называем Востоком и Западом. Эллада, Эгеида и анатолийское побережье — это был Запад, а чуть дальше от побережья начинался Восток...

Классическое противостояние греческих полисов с Персидской империей, в сущности, явилось "репликой" [1] древнейшей, архаичной непримиримости Востока и Запада. 

Надо полагать, что и раскол христианской Церкви на восточную православную и западную католическую произошёл из-за той же непримиримости между западным и восточным образом жизни.

Ныне, прямо на наших глазах, продолжается всё то же древнее противостояние авторитарного Востока и либерального Запада. 

Как говорил Редьярд Киплинг,

Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet,
Till Earth and Sky stand presently at God's great Judgment Seat.
Запад есть Запад, Восток есть Восток – им не сойтись никогда
До самых последних дней Земли, до Страшного Суда! 

------------------------------------------------------------------

[1] Здесь "реплика" повторение музыкальной фразы другим голосом или в другой тональности.

О меритократии и матриархате.

Говорят, Емельян Пугачёв демонстрировал соратникам какие-то "царские знаки" на своём теле. Они, якобы, свидетельствовали о подлинности царской власти: у истинных царей есть "печати" сверхъестественного происхождения, говорящие о том, что они царствуют "не человеческим хотением, но Божьим произволением". Пугачёв позиционировал себя подлинным царём Петром III Фёдоровичем [1]. 

"Пьянов <...>  рассказал казакам о «государе». Было решено устроить свидание с Пугачёвым в степи, чтобы своими глазами увидеть «царские знаки» на его теле, почитавшиеся важнейшим доказательством.

Встретившись с казаками, Пугачёв не торопился удовлетворить их любопытство. Он долго сидел перед ними на траве и жадно жрал один за другим казацкие арбузы. Наконец казак Караваев, не стерпев, прервал это занятие, попросив «предъявить» знаки. Пугачёв взглянул на него косо: «Раб ты мой, а повелеваешь мною!», однако встал и показал какие-то отметины на груди и золотушное пятно на виске. Казаки отпрянули. По словам одного из них, его «такой страх обуял, что руки и ноги затряслись»" (Источник).

Я здесь не стану углубляться в природу этих «царских знаков», а попробую взглянуть на этот феномен с точки зрения теократического правления. 

У казаков, как известно, имелось местное самоуправление; атаман избирался на казачьем "круге". Если какой-нибудь Гришка объявил бы себя атаманом, то, надо полагать, его сосед Мишка тут же сказал бы ему: "А что ты за хуй такой?! Почему атаман — ты, а не я? Чем ты лучше меня, или чем я хуже тебя? Почему я должен слушаться тебя, а не ты — меня?" 

Очевидно, для претензий на атаманскую, а тем более на царскую власть, человек должен иметь в себе нечто неординарное. В идеале, это должен быть сверхчеловек, или Богочеловек.

И вот здесь я провожу параллель между Емельяном Пугачёвым и Иисусом Христом.

Напомню евангельский сюжет. Иисус вначале демонстрирует "знаки" своей царской власти: он исцеляет больных, воскрешает мёртвых, кормит толпы народа не только "словом Божьим", но и вполне реальной, материальной пищей (чудо насыщения 4000 человек семью хлебами и несколькими рыбами). Затем народ признаёт его своим царём и он въезжает в Иерусалим как "Царь Иудейский".


05 сентября 2023

Немного афоризмов.

1. «Мы все рождаемся глупыми, но оставаться глупым — это выбор» (Бенджамин Франклин).

2.

3. Пить вино, любить женщину, писать иероглифы, создавать картину, сочинять стихи — всё это по природе своей одинаковые деяния. Чэнь Хуншоу. «Мысли о разном».

4.


5. "Человек не рождается раз и навсегда в тот день, когда мать производит его на свет; жизнь заставляет его снова и снова — много раз — родиться заново самому" (Габриэль Гарсиа Маркес).

6.

7. «Значительное количество людей способны защитить себя от появления серьёзных невротических явлений только посредством интенсивной работы» (Карл Абрахам, психоаналитик).

8.

9. "Общественное мнение — самая продажная из проституток" (О. Бальзак).

10.

 

О первичности «инь» в паре с «ян».

А. И. Кобзев в статье "Парадоксы китайского Эроса" говорит, что "... парадоксальным образом иероглиф «инь» способен обозначать не только женские, но и мужские гениталии, что, очевидно, связано и с его необычным первенством в паре с ян [1]. <...> Такая первичность инь отражает вполне здравое представление о доминантности женского начала в детородном процессе, чему соответствует универсальный образ праматери всего сущего, или «таинственной самки» (сюань пинь), как сказано в основополагающем даосском трактате «Каноне пути и благодати» («Дао дэ цзин», §6).

В древнекитайских эротологических сочинениях подобный подход нашёл своё проявление в том, то главные тайны в них раскрывают женские персонажи (Чистая дева, Тёмная дева, Избранная дева и др.). Это очередной раз ярко контрастирует с общей ориентированностью данных произведений на мужчину. Вся парадоксальность ситуации отчётливо высвечена в даосском апокрифе «Неофициальное жизнеописание ханьского государя Воинственного» («Хань У-ди нэй чжуань», IV—VI вв.), где сказано, что секретные способы сохранения спермы передавались только от одной женщины другой раз в четыре тысячи лет, а их первое раскрытие мужчине — ханьскому государю Воинственному (У-ди, 157—87 гг. до н. э., правил со 141 г. до н. э.) — произошло в начале нового временного цикла в 110 г. до н. э. при его встрече с женскими божествами Матушкой-владычицей-запада (Си-ван-му) и Госпожой Высшего Начала (Шан-юань фу-жэнь). В эротологических трактатах рассматриваемый парадокс доведён до предела рекомендацией скрывать от женщин полученные от них же сведения, дабы они сами не оказались победительницами в сексуальной борьбе за животворную энергию".

Цзы Цзюань. Одинокая красавица держит в руках сосуд как знак своей открытости и готовности принять «янский дождь». За её спиной из пены рыхлых и причудливых камней (среда инь) растёт крепкий и стройный бамбук (ян).

----------------------------------------------------------------------

[1] Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативность (не в каком-либо плохом смысле), женщина, холод, мрак, пассивность, меланхоличность, потусторонность, а ян — как позитивность, мужчина, тепло, свет, активность, оптимизм, посюсторонность и т. п. (из Википедии
 

«Владычица Асийская».

Греческое название для всей Малой Азии - Ασία. В антиковедении общепринято сопоставление этого топонима с хет. Aššuwa, наименованием огромной конфедерации западномалоазийских малых государств, выступивших против Хеттской империи в середине – второй половине XIII в. до н.э. Для этих «номовых» государств (и их разновидностей — городов-государств) были характерны крайняя неразвитость аппарата принуждения и преобладание ещё догосударственных, общинных средств управления.

"По-видимому, из этой области на Пелопоннес был перенесён культ малоазийской богини, именовавшейся в Пилосе po-ti-ni-ja  a-si-wi-ja, т.е. Potnia Aswia «Владычица Асийская», эпиклеза, которая, пережив века, в историческое время в форме Πότνια Άσία употреблялась как эпитет Афины и других богинь", - говорят Л. А Гиндин и В. Л. Цымбурский.

На мой взгляд, если культ «Владычицы Асийской» и был перенесён из Анатолии в Пелопоннес, то не самими греками, а их пленницами-рабынями, которых они вывозили в Элладу для принудительных работ. В качестве параллели можно привести культ вуду на Гаити, который появился там вместе с неграми-рабами из Западной Африки.