11 сентября 2023

Богиня Хепат в Трое.

Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский, описывая местность вокруг Трои, обращают внимание на название берущей начало на Иде реки Έπτά-πορος в северной Троаде, сопоставляя начальное Έπτα- с исключительно распространённым элементом (H)epta-, Epte-, Ipta-, E(p)ta-, встречающимся в огромном числе фракийских сложных имён-композитов, как правило, в сочетании со вторыми компонентами -centus, -poris, -zenus и т.д., имеющими значения «сын», «рождённый», «происходящий от кого-либо».

"Во фракийском антропонимы такого типа часто содержат в началь­ной позиции имена различных божеств, ср., например, Dias-centus, Di-poris, Di-zenus и т.п. со значением «сын небесного бога, Зевса». Комбинаторный анализ, побуждающий видеть также и во фракийском (H)epta- скорее всего некий теоним, делает очень наглядным вывод Дечева о тождестве этой основы с редким именем богини-матери в Анатолии I тысячелетия до н.э., представленным в трёх вотивах в виде Μητρί "Ιπτα или Μητρεί Εϊπτα. Данным вотивам посвятил в своё время специальную заметку П. Кречмер, напомнивший, что в рукописях комментария Прокла к «Тимею» Платона кормилица детей Диониса зовётся Ίπτα. Греческим отзвуком малоазийского почитания богини Гипты являются, кроме того, орфические гимны 48 и 49, где Гипта славится как царица, спутница великого фригийского бога Сабазия и пестунья Диониса, а священными её местами названы горы на северо-западе Анатолии: Тмол в Лидии и - что особенно интересно для нас - Ида в Троаде, массив, на склонах которого как раз находились истоки реки Гептапор.

Кречмер выявил в этом позднем теониме продолжение имени заимствованной хеттами у хурритов во II тысячелетии до н.э. великой богини, жены хурритского бога грозы Тешуба Hepit- или Hipit-. Это имя отражено также во многих сложных хеттских антропонимах, где оно выступает в виде Нера-, например, Hepa-muwa «Мощь богини Хепат», Hepa-pija «Данный богиней Хепат» и др. Надо заметить, что по отношению к фракийским формам речь не должна идти о заимствовании имени богини-матери из позднеанатолийских языков. Во-первых, судя по крайней редкости упомянутых вотивов, имя Хепат в I тысячелетии до н.э. уже утратило в Малой Азии всякую популярность, за исключением эзотерического культа орфиков, и это делало бы совершенно необъяснимым его чрезвычайную распространённость во Фракии, где в римско-эллинистическое время насчитывается до 70 случаев фиксации имён с данным теофорным компонентом (в Анатолии этого времени лишь один раз появляется имя Ιπτας, а композиты хеттского и фракийского типа не встречаются вовсе). Во-вторых, при массе отражений этого имени в ономастике Фракии культ Хепат в историческую эпоху для фракийского ареала уже не засвидетельствован ни одним источником. В это время великим женским божеством фракийцев была богиня Бендида, которую Гесихий (s.v. Βένδις) отождествляет с Артемидой и параллельно (s.v. Κυβήβη) сближает с фригийской Великой Матерью Богов Кибелой-Кибебой. Скорее всего, изображение именно Бендиды находим на многих сосудах из Рогозенского клада, где великая богиня представлена то в виде охотницы, то на колеснице, запряженной крылатыми конями, то выезжающей на львице подобно Кибеле. Но точно так же с обитательницей Иды - Кибелой определённо должна была сближаться якобы властвующая на Иде Гипта (Хепат).

Параллелизм образов великой анатолийской богини II тысячелетия до н.э. Хепат и собственно фракийской Бендиды, имя которой, как богини браков и совместной жизни, восходит к и.-е. *bhendh- «связывать, соединять», возможно, проявляется и в полной аналогии двух фракийских женских имён, построенных по одной и той же типично анатолийской модели: Βενδι-ζητα «Жрица Бендиды» и Ε(π)τα-ζετα «Жрица Хепат». Во втором их компоненте отразилось лув. ziti «жрец, человек», ср. хет. Arma-ziti «Жрец бога Луны», Tarhunta-ziti «Жрец бога Тархунта» и т.д., причём для Ετα-ζετα можно предполагать точный прообраз в известном из лувийской иероглифики имени Hepa-ziti. Надо думать, что фракийские антропонимы, содержащие имя ebat-, восходят ко II тысячелетию до н. э. и являются прямым свидетельством теснейших контактов протофракийцев этого тысячелетия с хетто-хурритской Анатолией, их связей в языковой и культовой сфере, которые могли осуществляться в частично контролировавшихся хеттами городах на западноанатолийском побережье, а также на древних торговых путях из Анатолии в Европу, проходивших через Геллеспонт и Троаду.

Поэтому гидроним Έπτάπορος вблизи Илиона, в малоазийской области, как мы видим, хорошо и издавна освоенной фракийцами, может представлять важное указание на проникновение данного культа во Фракию из хетто-хурритского мира через соседствовавшую с последним Трою-Труису".

По мнению авторов, "Троя была в культурно-историческом и языковом плане как бы частью Фракии, и захватившие её малоазийские влияния легко распространялись и далее, на другую сторону Геллеспонта".

Интересно, а нет ли связи между этой хурритской Хепат и кельтской Эпоной? Тем более что фракийская Бендида, alter ego Хепат, выезжала на колеснице, запряженной крылатыми конями.

По сообщению Википедии, "Эпо́на (кельт. Epona, от *epos «лошадь») — в кельтской мифологии богиня коневодства, считавшаяся покровительницей лошадей, мулов, ослов, погонщиков и возчиков" (Источник). По-моему, это чушь собачья: богиня — покровительница лошадей. Богиню Иштар тоже иногда изображают верхом на лошади, но при этом никто не говорит, что она богиня лошадей.

Ханаанский вариант богини Иштар верхом на лошади, XIII в. до н.э.

Очевидно, кельтская Эпона стала "богиней лошадей" из-за близости её имени к
кельт. *epos «лошадь». 

Тут надо сказать, что Иштар известна тем, что она спускалась в загробный мир, а конь как раз являлся перевозчиком (или, точнее, переносчиком) души между уровнями (или планами) бытия. Кстати, и у древних славян конь был проводником между двух миров: Явью (миром живых) и Навью (миром мёртвых). Ну и вот, может кельтская Эпона всё же имеет связь с хурритской Хепат? Может она не "богиня лошадей", а "Мать детей", родившихся дважды, Мать, дающая вторую жизнь?

Интересно было бы проверить возможность этимологического сближения между богиней Хебат и библейской Евой ("Жизнь"). 

В голову лезет совсем уж "некошерная" параллель между Хебат и славянорусским "ебать" (= "жизнь производить"). Но я не силён в этимологии, и не рискну углубляться в эту тему. Скажу лишь, что хурритов относят к арменоидному расовому типу, а это значит, что возможны индоевропейские языковые параллели между хурритами, кельтами и славянами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий