11 сентября 2023

Фракийцы, пришедшие в Трою к шапочному разбору.

Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский пишут: 

"Существует очевидный рубеж, начиная с которого археологи, не колеблясь, признают принадлежность Трои к области обитания исторических фракийцев. Зто последняя фаза существования догреческой Трои, так называемая Троя VII б2, которую Блеген датирует примерно 1170-1100 гг. до н.э. Этот город строят на руинах Трои VII б1, прямой преемницы и продолжения «Приамовой Трои», пришлые племена, принесшие с собой до тех пор не засвидетельствованную в этом городе культуру «выпуклой керамики», для которой помимо специфических выпуклостёй характерен вытесненный или процарапанный орнамент с повторяющимся мотивом концентрических кругов и вытянутые, загибающиеся под острым углом ручки. Эта культура, не имея соответствий ни в окрестностях Трои, ни вообще в Анатолии, перекликается многими чертами с культурами Средней и Юго-Восточной Европы, в частности Подунавья".

Действительно, такое сходство Трои и Подунавья имеет место быть.

Однако здесь имеется одна немаловажная деталь. Дело в том, что такого рода сосуды находят на территории Старой Европы, когда там фракийцев и в помине не было. Об этом говорилось в записи "О преемственности изобразительных форм". Если сосуды такого типа встречаются в Баденской (3600–2800 BC) и ещё более древней культуре Лендьель (5000-3400 BC), то почему их не могло быть в Эгеиде бронзового века? Мы можем здесь продемонстрировать сосуд, украшенный изображениями ласточек и женской груди, Акротири (Санторини), минойская цивилизация, 1700-1650 до Р.Х.


Определённое сходство с троянскими сосудами имеется. Я не берусь утверждать и доказывать крито-минойское происхождение
культуры «выпуклой керамики». Она, конечно, фракийская. Но не всё фракийское изготавливалось руками самих фракийцев.

Мы же знаем, что в Трое использовалась микенская посуда. А кто ту посуду изготавливал? Греки-ахейцы? — Чёрта с два! Микенская керамика производилась руками туземных мастеровых. Вспомним, как ордынцы Чингисхана истребляли поголовно всех жителей городов Хорезма, оставляя в живых лишь мастеровых. Последних они отправляли по этапу с Каракорум, где находились ремесленные мастерские. Точно так же и греки-ахейцы свозили мастеров и мастериц в свои "бурги" типа Микен, где производились всякого рода материальные ценности на продажу. Отсюда, между прочим, и происходит та самая преемственность изобразительных форм.

Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский тоже пишут об этой преемственности, имея в виду раскопки многослойных поселений на территории Болгарии, в особенности таких, как Эзеро (раннебронзовый век), Михалич (Караново VII) той же эпохи и особенно поселения Юнаците, охватывающего огромный временной отрезок с энеолита до позднего бронзового века. Они говорят о непрерывности линии культурного развития на фракийской земле на
протяжении всей эпохи бронзы, начиная с самых ранних её стадий
и кончая позднейшими, к которым относятся уже культуры исторических фракийцев, в том числе и тех, что основали Трою VII б2. Однако надо иметь в виду, что фракийцы
— довольно поздние пришельцы на Балканах. "Начало бронзового века ознаменовалось военными и культурными потрясениями на всей территории Юго-Восточной Европы и Балкан, гибелью цветущих, но совершенно незащищённых неолитических поселений, обитатели которых зачастую, как это имело место в Юнаците, были внезапно и беспощадно истреблены некими пришельцами. С победой последних связано возникновение во всём этом ареале в конце IV - начале III тысячелетия мощных поселений крепостного типа и появление гряды новых, раннебронзовых культур от Баденской до Караново VII, Эзеро и «нового» Юнаците".

Я не люблю расплывчатые фразы, которыми изобилует сочинение Л. А. Гиндина и В. Л. Цымбурского. Надо бы прямо сказать, что на месте "старого" земледельческого поселения Юнаците арийские завоеватели построили свой "новый" острог.

"Эту мысль подтверждают и раскопки Юнаците, где ранняя фаза, непосредственно следующая за руинами беспощадно уничтоженного энеолитического посёлка, оказывается предшествующей началу Трои. Троя 1 - это как бы младшая сестра городов-крепостей ("острогов"), которые строили народы, в конце IV тысячелетия до н.э. заселявшие Фракию, в том числе говорившие на диалектах, исторически развившихся в диалекты фракийцев конца бронзового и железного веков".

Вот так понятно и ясно: Троя I была одним из многочисленных "острогов", которые арийские завоеватели строили на землях покорённых племён. Там они пировали-жировали, там они держали заложников из числа местного населения и насиловали местных девок, там же они держали в плену мастеровых, которые изготавливали для них "кунстштюки".

Золотая диадема, Троя, 2600-2300 гг. до н. э.


Комментариев нет:

Отправить комментарий