28 декабря 2023

О женском выборе.

"Выбирать — женская черта, а… предлагать — мужская. Как известно, мужчины «предлагают руку и сердце» (читай: опору и душу), женщины «останавливают свой выбор на...». Мужчина делает предложение, женщина принимает его или отвергает претендента", - говорит В. И. Искрин. - "Отказывая мужчине, женщина реализует свою способность выбирать".

Ну да, мужчина — он как дятел: то к одному дереву подлетит и постучит, то к другому... Как говорится, "стучитесь, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащемуся отворят" (Мф 7:7–11).

В принципе, в животном мире всё то же самое: кобели предлагают себя, а сука выбирает. 

Вот, например, Fedora пишет на Форуме клуба владельцев рабочих собак:

"... у Габы месяц назад была течка - так совпало что мы были в Москве несколько дней - и гуляли как всегда в нашем парке около дома - и вот Габа рычала и пыталась кинуться на всех кобелей (это её обычное поведение) которые проходили ближе чем на 5 м. в сторону её - и вдруг! Это называется любовь с первого взгляда, в которую, я вот например не верю - Габа увидела кобла (как я уже потом поняла) на большом расстоянии, метров 50 а может и по более - и встала в стойку. Я то подумала что как обычно сейчас начнёт кидаться - и значит на первес всему вытянутому поводку приготовилась так сказать не дать ей бросится - и что я вижу?! - вдруг Габа припадает на лапки, навиливает хвостиком ну и тока что слюни непускает - дальше уже близко подходит кобель - ничего такого особенно, разумеется НЕ САО))), чуть по ниже в холке Габы см на 5-7, и я то опять из последних сил тяну - в обратку - думаю щаз просто она его сожрёт - дык нет - опять припадаем на лапки, хвост ходуном ходит - подпускает кобеля понюхаться (для нас это неслыханно - никого не подпускала) - и вся прям ну вообщем дама в восторге.

Для проверки все последующие дни - никого кроме этого одного - она близко не подпускала. Из чего я могу сделать вывод - что если бы им никто не мешал - то в нужный день Габа позволила бы ему на себя залезть.
"

Кажется, матрилокальное проживание органически связано с дамскими выборами кавалеров. 

Вспоминается фильм "Женитьба" (1977). Женихи, как кобели, приходят к невесте на дом, "рисуются" перед нею и ждут её выбора.

Можно ли этот женский выбор назвать "естественным отбором" (по Дарвину)? Всегда ли сука позволяет себя "покрыть" самому сильному и крупному кобелю, и всегда ли женщина предпочитает "короля" "валету"? Очевидно, что нет. Чем руководствуются особи женского пола при выборе тех, кто делает им предложение, - сказать трудно. Тут представляются только какие-то невидимые "флюиды". А "флюиды" — это нечто нематериальное, сверхъестественное.

27 декабря 2023

О бесплодных начатках евгеники в СССР.

Решил я почитать монографию Ю. А. Филипченко "Пути улучшения человеческого рода (евгеника)". Книга была издана тиражом 5000 экз. в Ленинграде 1924 года. 

Содержимое книги не соответствует заголовку, т. к. автор не предлагает никаких "путей улучшения". Нет даже никаких намёков на практическое осуществление, - одно лишь скучное и бесполезное теоретизирование... 

А между тем, не было на всей Земле лучшего "полигона" для евгенических экспериментов, чем первое в мире "государство рабочих и крестьян". В СССР много разглагольствовали о создании человека новой формации, человека будущего. Ну вот и занялись бы "выведением" этого homo sovieticus'а. Цель давно была поставлена А. П. Чеховым: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Тем более — в советском человеке, на которого с надеждой и упованием взирали "труждающиеся и обременённые" всего мира.

Всем известно, что от красивой женщины рождаются красивые дети.

Государству рабочих и крестьян всего лишь надо было создать "режим наибольшего благоприятствования" для особенно красивых крестьянок и работниц. Чтобы они рожали не менее четырёх детей. И чтобы эти дети находились под особой опекой и заботой государства. Потому что эти дети — рабоче-крестьянская элита, прекрасное человечество будущего.

Автор книги, Ю. А. Филипченко, приводит расчёты, показывающие, что произойдёт, если соблюдать "режим наибольшего благоприятствования" в течение нескольких поколений. 

"Если, например, обе половины населения оставляют в среднем по 4 ребёнка, но промежуток между поколениями в одной половине 33 года (3 поколения в столетие), у другой же 25 лет (4 поколения в столетие, как было недавно у русских крестьян), то через 100 лет отношение этих групп из 50 : 50 станет равным отношению 33 : 67, а через 300 лет — 11 : 89. 

Ещё быстрее одна половина обгонит другую, если она и быстрее размножается, и оставляет больше детей. Если, например, группа А имеет промежуток между поколениями в 33 года и оставляет по 3 ребёнка, а группа В имеет тот же промежуток в 25 лет и 4 ребёнка, то их отношение друг к другу через 300 лет станет равно отношению 0,9 : 99,1 — то есть фактически первая группа будет вытеснена другой. 

Цифры эти имеют чрезвычайно важное значение и вскрывают нам истинный смысл того, что иначе остаётся совершенно непонятным. Казалось бы, 3 или 4 поколения в столетие: это в конце концов не особенно важно; 3 или 4 ребёнка в среднем: это почти одно и то же. И, однако, это совершенно не так: напротив, эти два различия всего на единицу приводят уже через 9 - 10 поколений к тому, что одна группа населения совершенно будет вытеснена другой".

Да, если бы социальная революция проводилась по уму, а не "через жопу", то не потребовалось бы ни раскулачиваний, ни расказачиваний, не нужно было бы "очищать землю от нечисти", - надо было просто создавать рабоче-крестьянскую элиту. Разве трудно было найти 1000 девушек-комсомолок с ангельской внешностью, которые согласились бы стать "матками" новой советской генерации? Освободить их от работы, посадить на полное гособеспечение, и пусть рожают детей-"ангелочков". Вот это была бы наилучшая реклама коммунизма. Вернулся бы какой-нибудь мистер Твистер в Англию из СССР, и рассказывал бы всем, что "там живут ангелы, а не люди".

26 декабря 2023

Парадокс градостроительства.

Джеймс С. Скотт в своей монографии "Искусство быть неподвластным: Анархическая история высокогорий Юго-Восточной Азии" (М.: Новое издательство, 2017) говорит о так называемой Зомии, гористой части Юго-Восточной Азии, жители которой на протяжении веков фактически существовали без государства:

"При плотности населения в 5,5 человека на квадратный километр в 1600 году (по сравнению с 35 в Индии и Китае) правители Юго-Восточной Азии просто не могли контролировать свои огромные приграничные территории". 

То есть, государство "завязывается" при достижении известной плотности населения на кв. км. На пустынных или полупустынных территориях государство не может "завязаться". 

На первый взгляд кажется, что чем больше плотность населения на кв. км., тем лучше для государства. Но, на самом деле, это не так. 

На днях я смотрел док. фильм на YouTube про столицу Нигерии — Лагос. Этот огромный "человейник" больше Москвы, - 25 млн человек в агломерации.

Сверхскопление народа на сравнительно небольшой территории ведёт к нарастанию хаоса. Государство просто не справляется с наведением порядка в многомиллионной толпе, и тогда своего рода "Зомия" появляется внутри мегаполиса.

Против Гоббса.

"В эпоху становления человечества количество охотничьих орд и их популяция были немногочисленны, вследствие чего исключались какие-либо конфликты между ними. Охотники бродили вслед за мясным и пушным зверем, собирая попутно дикие растения и ягоды, пригодные к пище. Земли хватало для всех!" - говорит З. Е. Черняков.

Это сказано в пику Томасу Гоббсу, по мнению которого естественное состояние общества есть "война всех против всех" (лат. Bellum omnium contra omnes).

25 декабря 2023

"Мы с тобой одной крови".

Го́нды — группа древних дравидийских народов Центральной Индии.

Согласно легенде, в стародавние времена один гонд, находясь в лесу, увидел стаю диких собак, преследующих лань. В страхе она побежала к гонду. Собаки настигли свою жертву, разорвали её на куски и, возбуждённые погоней и запахом крови, готовы были расправиться с человеком, который упал на колени и стал молить о пощаде. Собака-вожак удержала стаю от расправы с гондом и обратилась к нему со словами: "Я сохраню тебе жизнь, если ты назовёшь нашим именем свой род и пообещаешь никогда не трогать диких собак. В противном случае мы будем жестоко мстить тебе и всему твоему роду!" Гонд поклялся выполнить требование вожака и, вернувшись домой, назвал именем Собаки свой род. С тех пор гонды не убивают диких собак" (С. Фукс. Легенды и сказки Гондваны. Русск. перевод. М., 1970, стр. 54,55).

Поскреби славянина, и найдёшь сармата.

Тадеуш Сулимирский говорит, что "слово «серб» неславянского корня. Оно упоминается Плинием Старшим в I веке н. э. и встречается у Птолемея в III веке как название одного из племён восточных аланов, обитавших в степях к северо-востоку от Азовского моря. В IV веке н. э. они предположительно попали под власть гуннов. В начале V века н. э. Вибий Секвестр писал, что «Эльба отделяет свевов от сербов»; и в Средние века страна под названием Белая Сербия занимала территории современных Саксонии и Тюрингии, то есть области, ранее относившиеся к Гуннской империи. Вероятнее всего, подразделение гуннской армии, контролировавшее данный регион, состояло в основном из восточноаланских сербов, которые после смерти Аттилы получили независимость. Интересно заметить, что самая большая концентрация захоронений конца V века н. э. с искусственно деформированными черепами приходится как раз на этот район".

Распределение могил с искусственно деформированными черепами в Европе. Точками обозначены захоронения III и IV веков н. э.; кружочки представляют захоронения V и VI веков н. э.

Здесь я от себя добавлю, что славяне "отметились" на исторической сцене в VI веке в грабительских походах на Византию. Если в Тюрингии и Саксонии "сербы" с сарматскими черепами попали под власть гуннов, то позднее полусарматы-полуславяне оказались в рабстве у аваров.

Сарматы: конец и новое начало.

"Сарматские памятники в степной полосе между Полтавой и Курском перекрываются поселениями и кладбищами черняховской культуры, типичной для земледельческого населения Украины III и IV веков, которое считается восточнославянским", - пишет Т. Сулимирский.

Чепуху он пишет, потому что в III и IV вв. никаких славян ещё не было. "Черняховская культура по времени и географии совпадает с государством Ойум, основанным готами в начале III в. н. э. и уничтоженным гуннами в конце IV века", - сообщает Википедия (Источник).

Для того чтобы понять, что происходило на территории совр. Украины III и IV веков, надо представить себе спутниковый снимок мощного циклона. Циклон — это такой атмосферный вихрь, который, как воронка, затягивает в себя и перемешивает воздушные массы. Готский "циклон" пришёл со стороны Вислы, прокатился по территории правобережной Украины и ушёл на Дунай. При этом готы частично потеснили сарматов на запад, частично ассимилировали их. 

Вторжение гуннов добавило новый "замес", и получилась этнографическая "каша" на Дунае. Вот из этой гото-сарматской "каши" и появились древние славяне в VI веке. 

Что же касается сарматов, то о них Т. Сулимирский пишет верно: "В результате последней большой сармато-аланской миграции, начавшейся после гуннской катастрофы, отдельные племена разошлись почти по всем землям от Волги до Испании и даже до Китая на востоке. В сущности, это был конец существования сарматов как отдельного народа. У разделённых на мелкие группки и разбросанных по разным регионам сарматов не было возможности сохранить свою национальную самобытность, и им суждено было раствориться либо среди последующих завоевателей, либо среди покорённых народов тех стран, куда они отступили".

Либо стать "стройматериалом", теми "кирпичиками", из которых позже сложились славянские племена, - добавлю я от себя. "

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами! (А. А. Блок)

24 декабря 2023

"Черты и резы" черноризца Храбра?

В книге Тадеуша Сулимирского «Сарматы. Древний народ юга России» увидел я вот эти тамги.

Знаки тамги на ременных пряжках и наконечниках из Боспорского царства

На мой взгляд, они похожи на буквы глаголицы.


Т. Сулимирский говорит, что "
распространение тамг (то есть предметов с изображением этих знаков) в Восточной Европе очень ограничено, но указывает на их боспорское происхождение. Самые ранние тамги, I века, были найдены исключительно внутри боспорской территории". То есть в Крыму и на сопредельных территориях. 

Интересно, что в 860 или 861 г., направляясь с христианской миссией в Хазарию, Константин сделал остановку в Корсуни, где «обрёл Евангелие и Псалтирь русскими письмена писано, и человека обрёл глаголюща тою беседою». Поговорив с этим человеком и «силу речи прием» (то есть поняв его речь), Константин смог различить в тексте «русских» книг гласные и согласные буквы и «вскоре начал чести и сказовати» — читать и переводить.

Ещё более интересно, что в Крыму в то время проживали готы, и в документах Ватикана глаголица нередко прямо называется «готским» письмом. 

Так, может быть, «русские» письмена и «готское» письмо имеют один и тот же источник в боспорских тамгах?

Сарматские алтари.

"Гиппократ утверждал, что сарматские женщины были не только воительницами, но и жрицами. Среди погребального инвентаря женских захоронений в могильниках Южного Урала часто находили закруглённые каменные столики с бортиками по краям. Подобные предметы имелись также в сарматских захоронениях в Центральном Казахстане. Такие алтари, часто украшенные в скифском зверином стиле, считаются атрибутами женщин-жриц" (Т. Сулимирский. «Сарматы. Древний народ юга России»: Центрполиграф; Москва; 2010).

Переносные каменные алтари из сарматских захоронений, преимущественно на территории Урала–Самары

"Аммиан Марцелин говорит, что у аланов «есть замечательная способность предсказывать будущее. Они собирают прямые ивовые прутья и в определённое время раскладывают их, произнося над ними тайные заклинания, и так узнают, что их ждёт в будущем». Сходный обычай у скифов причерноморских степей описан Геродотом (IV, 67) несколькими веками раньше".

Интересно, не на этих ли алтарях раскладывали свои прутики сарматские жрицы? 

Дольмены и некромантия.

Из научного труда В. И. Марковина "Испун — дома карликов: Заметки о дольменах Западного Кавказа" (Краснодар, 1985) следует, что...

"Дольменные постройки стоят не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек, близ перевалов и тех давно опробованных дорог и троп, по которым и сейчас ещё проходят скотопрогонные пути. Этот факт удалось установить только для Абхазии, но и он немаловажен. Здесь пастушеские маршруты полностью совпали с пунктами, имеющими дольмены".

Возникает предположение, что дольмены строили пастухи. Для себя. Примерно как русские староверы в недавние времена делали себе "домовины" ещё при жизни. По всей видимости, носители дольменной культуры практиковали отгонное скотоводство, и пастухи могли на всё лето уходить в горы. Пока коровки или овечки пасутся на лугах, можно тем временем заняться изготовлением "домовины" из песчаника.

"Если учесть, что климат за последние четыре-пять тысячелетий изменился относительно мало, то вся основная территория, занятая дольменами, представляет собой горные леса - настолько непроходимые чащобы, что на каждом шагу здесь нужен топор или тесак и на быструю ходьбу не приходится рассчитывать".

Это косвенно подтверждает версию о строительстве дольменов пастухами. Но сразу возникают неувязки. Далее автор говорит: "где есть дольмены, нет посёлков, а где многолюдье, там не осталось древних построек". Они были разрушены или разобраны "на камень".

В Туапсинском районе вандалы-фермеры приспособили дольмен в качестве поилки для скота

Так что, может быть, 4500 лет назад дольмены находились и вблизи человеческих поселений. Автор приводит пример "Дегуакско-Даховского поселения «дольменостроителей», которое оказалось расположенным
всего в 200 — 250 м к югу от известного дольменного поля. В гончарном горне нижнего горизонта мы собрали большое количество древесного угля (сохранились целые углевые «полешки»). По ним удалось установить, что горн последний раз разожгли около 4050 лет тому назад (ошибка в этих подсчётах в ту или иную сторону незначительна)
".

Ну, а с тех пор много воды утекло. Сменялись культуры и народы, и чужаки использовали дольмены, как им заблагорассудится. "Так, в одном из крупных и довольно древних дольменов реки Кизинки основное содержимое в ХIII—XIV веках выгребли и захоронили коня с удилами того времени". Очевидно, монголо-татары.

"Обряд захоронений в дольменах не был стабильным. С течением времени он менялся, теряя одни черты и приобретая другие. В ранних сооружениях с хорошо выделенным порталом известны погребения с одним, реже двумя костяками (так у археологов обычно принято называть скелеты). Умерших, судя по их позам, клали скорченно, на боку. В более простых массовых постройках - усаживали по углам. Итак, создаётся определённая схема изменений в обряде похорон в дольменах: от скорченных одиночных трупоположений, далее захоронений в позе сидя и к вторичным погребениям".

В. И. Марковин делает осторожное предположение, что строители дольменов "гнушались" ингумаций, как и зороастрийцы. "У последователей зороастризма труп не может соприкасаться с землёй, ибо он нечист и оскверняет её. Зороастрийцы складывали кости в особые ящики и вместилища, которые принято называть оссуариями. Б. А. Куфтин, один из известных исследователей дольменов, склонен был рассматривать их тоже своеобразными оссуариями".

"Женская" богиня Ашера (2).

В продолжение записи "Женская" богиня Ашера

Рафаэль Патай говорит о царевнах Сидонских, о "царицах-матерях" (gevirah), которые патронировали матронировали культ Ашеры в среде допленного иудейства.

С. С. Кочергин (Ашера, кедеши и представления о "святости" у древних евреев в допленный период // Проблемы истории, филологии, культуры 3 (2020), 120–130) поддерживает и развивает эту точку зрения.

"Под gebîrâh в Ветхом Завете понимается хозяйка, владычица, царица, леди. Чаще всего это супруга царствующего государя (3 Цар. 15:13; 4 Цар. 10:13; 2 Пар. 15:16; Иер. 13:18; 29:2) и царица-мать при своём сыне-царе (Песн. 3:11; 3 Цар. 2:19–20), связанная с Ашерой (как царицей-матерью богов в угаритской ретроспективе). Имела заметную власть (3 Цар. 2:14–20), могла самостоятельно править (4 Цар. 11). Обладала культовой ответственностью, начиная с ритуала «hieros gamos», где она была богиней-невестой и зачинала будущего царя от царя настоящего, помазанника Яхве. Этот ребёнок выделялся среди своих братьев как наследный принц. В качестве gebîrâh мы можем принимать Вирсавию, мать Соломона (2 Цар. 12:24; 3 Цар. 1:31; 2:13–20); Мааку, мать Асы (2 Пар. 15:16; 3 Цар. 15:13); Гофолию, мать Охозии (4 Цар. 8:26; 11:1–3, 13, 14, 20; 2 Пар. 22:2, 10–13, 21; 24:7); Иезавель, видимо, мать Охозии, царя Израиля (3 Цар. 16:31; 19:2; 21:5–25). Скорее всего, это царицы с именами Хамуталь (4 Цар. 23:31; 24:18), Зебудда (4 Цар. 23:36) и Нехушта (4 Цар 24:8) при правителях, делавших «…неугодное в очах Господних...» (4 Цар 23:37). Маака (Ану) покровительствовала Ашере, Иезавель – Ашере и Баалу, а Гофолия – Баалу, и, скорее всего, все они были связаны и с культами обоих божеств и могли относиться к «жрицам-кедешам», прежде чем стать gebîrâh. Священный брак продолжало священное рождение, бывшее, видимо, одной из целей церемонии. Метафорически отцом царя был Яхве и матерью была Ашера, ритуал служил монархической преемственности, а процесс обеспечивал культовый «персонал» qedēšâ и qādēš. Невеста становилась царицей-матерью божественного отпрыска gebîrâh и человеческим представителем Ашеры. С уничтожением Иудейского царства порядок разрушился, культ стал забываться и вскоре исчез".

При этом автор доказывает, что qedēšâ не была культовой проституткой, а её сравнение с проституткой в Библии надо интерпретировать в первую очередь как форму «идолопоклоннического блуда». Хотя некие действия сексуального характера могли совершаться «кедешами», например, эротические танцы и пение. При этом заметим, - говорит автор, - что термин мужского рода qādēš и вовсе не обнаруживает сколько-нибудь близких связей с блудом как проституцией.

В общем, центральным моментом здесь явлется т. наз. "священный брак". Очевидно, тот же "св. брак", в своё время, имел место быть и в Вавилоне. Скорее всего, этот культурный феномен существовал повсюду на Ближнем Востоке в эпоху бронзового века. 


23 декабря 2023

Еврейский "антинорманизм" XI в. до н.э.

"Евреи до Моисея поклонялись некоему божеству в виде тельца (Эл, Баал/Сутех/Адад), и этот языческий культ продолжил своё существование среди евреев и далее, при этом термин «баал» применялся к Яхве (YHWH) в значении «господин», пока в ходе борьбы с начавшим распространяться в XI в. до н.э. культом тирско-сидонского Баала от него не стали отказываться во всех отношениях. Культы Эла и Яхве слились, библейского осуждения Эла нет, в отличие от Баала, Ашеры и Астарты", - говорит С. С. Кочергин в статье "Ашера, кедеши и представления о "святости" у древних евреев в допленный период" (Проблемы истории, филологии, культуры 3 (2020), 120–130).

Изображение божества (Эла или Яхве) в виде быка, найденное близ Дотана на севере Израиля (происходит со святилища ХII в. до н. э., принадлежавшего израильскому колену Манассиину)

В общем, всё понятно: если бычок-
«баал»-«господин» происходит из местной администрации, то ему можно поклоняться, но если такой же «господин» приходит к евреям из Тира или Сидона, тогда это "идолище поганое". Ату его, ату!

Поль Гюстав Доре. Пророк Илья умерщвляет жрецов Ваала. 1876

Марсий и Аттис.

"Говорят, что во Фригии жил сатир или силен, бывший, по словам некоторых, пастухом или владельцем стад, и прекрасно игравший на свирели. Друг Кибелы, он скитался по стране с безутешной богиней, стремясь смягчить её скорбь об утрате Аттиса. Он подарил народ Целены во Фригии песнею, которую наигрывал на свирели в честь великой богини-матери. Возгордившись своим искусством, он вызвал Аполлона на музыкальное состязание; он играл на свирели, а Аполлон — на лире. Марсий был побеждён, привязан к сосне и кожа была с него содрана победоносным Аполлоном.

A drawing by José de Ribera shows the satyr Marsyas, who challenged Apollo to a music contest, bound to a tree and awaiting his fate.

В Целене показывали в исторические времена кожу Марсия. Она висела у подошвы цитадели в расселине, из которой выбивался быстрый и шумный поток реки Марсия, устремлявшийся для впадения в Меандр. Рассказывают, что когда раздавались вблизи звуки туземных фригийских мелодий, кожа мёртвого сатира содрогалась; но, когда раздавались звуки песни в похвалу Аполлона, кожа оставалась неподвижной, как-будто глухой.

В этом фригийском сатире, пастухе или владельце стад, пользовавшемся дружбой Кибелы, наигрывавшем мелодии, столь типичные для её культа, и умершем насильственной смертью на её священном дереве — сосне, не можем ли мы признать нечто знакомое и вскрыть близкую связь с Аттисом, любимым пастухом или стадовладельцем богини, называвшим себя игроком на свирели, погибшим под сосной, и ежегодно представляемым изображением, висящим подобно Марсию на сосне? Мы можем предположить, что в старину жрец, носивший имя Аттиса и представлявшийся воплощением его на весеннем празднике Кибелы, вешался или другим способом убивался под священным деревом; мы можем предположить, далее, что этот варварский обычай со временем смягчился и принял форму, знакомую нам и с более поздних времён, когда жрец только извлекал кровь из своей руки под деревом и прикреплял к стволу дерева, вместо себя самого, только изображение. B священной роще у Упсалы в жертву приносились люди и животные. Они вешались на священных деревьях".

Так рассказывает Джеймс Фрэзер, и далее он приводит параллель из германо-скандинавской мифологии. Как известно, Один повесился на священном древе, на ясене Иггдрасиль. Но Один висел на древе, пронзённый копьём, долгих девять ночей для того чтобы обрести тайные знания. А Фрэзер нам говорит, что жреца, носившего имя Аттиса, просто тупо убивали, потому что у дикарей был такой варварский обычай. Параллели между сатиром Марсием и жрецами Аттиса, конечно, имеются, однако истолкование Фрэзером этих параллелей совершенно неудовлетворительно. "Если моя догадка правильна, - пишет он, - то человек, представлявший бога-отца во Фригии, мог быть убитым, и его набитая [соломой] кожа повешена на священной сосне с той целью, чтобы дух его стал содействовать росту хлебов, размножению животных и плодовитости женщин". Опять этот бред сивой кобылы про плодородие! Ну ни одна бабка никогда не убила свою козу, чтобы таким изуверским способом содействовать размножению козлят и увеличению урожая картошки на огороде. Даже если кому-то пришла бы в голову такая извращённая идея, в конце концов можно отрубить голову быку и полить деревья в саду его кровью, - зачем же непременно убивать человека?! И потом, я очень сильно сомневаюсь, что кто-нибудь во Фригии пожелал бы носить имя "папы", если бы там был обычай потрошения и набивания соломой папских чучел. Ну подумайте, кто бы пошёл в духовную семинарию учиться на попа, если бы всех попов вешали на церковной колокольне?

Джеймс Фрэзер об Аттисе.

Читаю издание столетней давности — работу Джеймса Д. Фрэзера "Фригийский культ Аттиса и христианство" ("Новая Москва", 1924). Кое-что из его работы представляет интерес.

"В Комане в Понте, месте почитания богини Ма, свинина не употреблялась в пищу, и свиньи не допускались даже в черту города (Strabo, XII, 8, 9). Культ Аттиса дозволял употреблять в пищу мясо, но не свинину и рыбу".

Д. Фрэзер связывает табу на свинину с тем, что Аттис был убит кабаном. А что насчёт рыбы? Мы знаем, что в священных прудах Афродиты и других богинь водились рыбы, которых нельзя было ловить и употреблять в пищу.

Aphrodite with babe Eros riding a dolphin. 2nd c.BC. From the temple of Poseidon. Thasos island Arch. Museum, Greece.

Кажется, и свиньи находились под охраной женских божеств.

"В весеннее равноденствие, 22 марта, в лесу срубалось сосновое дерево и доставлялось в святилище Кибелы. (Принос сосны из леса уподобляется наблюдаемому в наше время народному обычаю заготовления «майского» дерева.) На другой день праздника трубили в трубы. Третий день, 24 марта, был известен под именем дня крови. Верховный жрец — архигалл извлекал из своей руки кровь в виде жертвы. Жрец извлекал кровь из своих рук, и это было подражанием смерти Аттиса, лишившего себя жизни под сосновым деревом".

Нечто подобное практиковали, в своё время, правители индейцев майя, насколько мне известно. Древние майя протыкали язык, причём делали это как мужчины, так и женщины. Потом через отверстие в языке пропускали верёвку с шипами. Кажется, главная цель этого жертвоприношения состояла в том, чтобы вызвать видение, порождённое потерей большого количества крови. С той же целью мужчины протыкали свой пенис (см.: Бабошкин М. Л. Ритуал кровопускания у древних майя в классический период // Древние цивилизации Старого и Нового Света: Культурное своеобразие и диалог цивилизаций. — М., 2003. — С. 33-39). Интересно, а не пускали ли жрецы Кибелы кровь с тою же целью, то есть с целью вызвать «Змея Видения»?

22 декабря 2023

Борцуньи со злом.

"В китайских легендах, зафиксированных в повествовательной литературе, Гуань-инь выступает как в женском облике «великой печальницы», так и в грозном обличье – как активный борец со злом", - сообщает О. П. Кобзева в статье "Женские божества на великом шёлковом пути".

Quan Yin Rides the Dragon.

Кстати, то же самое касается иконографии богини Кали (см.: Кали - воительница). 

Мы знаем о воинственности ближневосточной богини Астарты, но не знаем, против кого или против чего направлена её воинственность. Вполне возможно, что она так же сражается со злом, как Гуань-инь и Кали.

Ассирийские цари совершали ужасающие злодеяния под знаменем этой богини, но мы же должны понимать, что цари всегда позиционируют себя борцами со злом, даже если они занимаются банальным грабежом своих соседей. Поэтому они выступают под знаменем той, которая сражается со злом. Мы, дескать, поклоняемся светлым силам, а наши соседи служат силам тьмы. Поэтому "ату их, ату!".

Если отделить "мух" от "котлет", то есть царей от богинь, тогда последние выглядят очень даже симпатично. 

21 декабря 2023

О происхождении субботнего "ничего-не-делания".

Рафаэль Патай говорит, что "библейское имя Шаббат (Shabbat, Shabbath), относящееся к седьмому дню недели, по-видимому, имело отношение к аккадскому shabbattu или ahapattu, то есть к названию праздника полной луны. Всё же ни в аккадской, ни в какой-либо другой религии Древнего Ближнего Востока не было еженедельного праздника и дня отдыха, в том или ином виде соответствующего Шаббат".

Я, кажется, уже где-то писал об этом в своём блоге, а тут Рафаэль Патай подкрепил мою уверенность, что я иду в верном направлении, и, значит, я напишу ещё раз. 

О связи женского цикла с лунным циклом сказано много. Я упоминал и научные исследования, подтверждающие влияние полнолуния на формирование коллективного менструального цикла. У женщин, живущих в одном коллективе под открытым небом, под влиянием луны месячные приходят примерно в одно время, с наступлением полнолуния.

Далее нужно вспомнить про менструальное табу. В наше время на Западе, особенно в феминистской среде, сложилось совершенно извращённое представление о женской "самоизоляции" в менструальных хижинах. Это "самоизоляция" тракруется как мужское насилие, хотя в этнографической литературе чёрным по белому пишется, что хижины строят своим дочерям их мамы, а вовсе не мужчины. Ну да ладно, не в этом суть. 

Дело в том, что в архаических обществах домохозяйство является исключительно женским "делом". И можно представить себе, что случалось в деревне при наступлении полнолуния, когда женщины покидали свои дома. Наступал "праздник". Слово "праздник" соответствует слову "праздный", то есть "ничего-не-делающий". Полнолуние было временем "ничего-не-делания", прежде всего для женщин, но и для мужчин тоже.

Позже лунный месяц (28 дней) был поделён на 4 лунные фазы, и таким образом у нас появились недели по 7 дней. А Шаббат стал отмечаться не один раз в месяц, но каждую неделю. При этом первоначальный смысл был утрачен и забыт.

К интерпретации статуй Айн-Газаля.

Двухголовая статуя из Музея Иордании. Ок. 6500 до н.э.

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит. Однако Адам с Лилит не были счастливы вместе. Когда Адам пожелал лечь с Лилит, она возмутилась: "Почему я должна быть внизу, - спросила она. - Ведь я ровня тебе, ведь нас обоих Бог слепил из праха". Увидев, что Адам собирается взять её силой, Лилит произнесла магическое имя Бога, поднялась в воздух и улетела на берег Красного моря. Там она совокуплялась с похотливыми демонами. А тем временем Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену, и Бог сотворил Адаму Еву из его ребра. 

В Талмуде Лилит описывается как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями, которая может овладеть одиноко спящим мужчиной, действуя на его воображение. Опасность, которой подвергался мужчина, считалась такой страшной, что рабби Ханина, учитель I в. н. э., предостерегал: запрещается мужчине спать одному в доме, чтобы им не завладела Лилит.

Задумав овладеть Адамом, Лилит подошла к нему, но её ждало разочарование, ибо Адам и Ева составляли "одну плоть" (Быт. 2:24). Стоило Лилит увидеть Адама и Еву вместе, она поняла, что у неё нет шансов, и полетела обратно к своим демонам.

Может быть, двухголовая статуя Айн-Газаля как-то связана с подобными представлениями древних людей? Предания о Лилит уходят корнями в вавилонские древности, в неисследимую историческую глубину, и - как знать? - может быть, Лилит была известна жителям неолитического поселения Айн-Газаль в VII тыс. до н. э.?

Статуя представляет собой двух людей с "одной плотью". Я предполагаю, что она была сделана мужчиной-вдовцом, у которого преждевременно умерла жена. Он изобразил себя в "одном теле" со своей женой, чтобы к нему не "приставала" Лилит по ночам.

20 декабря 2023

Несколько слов о демонах.

По сообщению Рафаэля Патая (Иудейская богиня, стр. 241), Шломо Ицхаки, средневековый комментатор Талмуда, считал, что у демонов вообще нет никаких отличий от людей, демоны едят и пьют, как смертные.

В данной связи надо обратить внимание на двух главных героев Гоголя — Хлестакова и Чичикова. По слову Пушкина, то были двух бесов изображенья. Ну, собственно, бес Хлестаков — это тот же демон (что блестяще показал и доказал Дм. Мережковский в своём исследовании "Гоголь и чёрт").

Хлестаков

Интересно было бы узнать, кого ныне больше на земле демонов или людей? 

Шехина и София.

Рафаэль Патай в своей монографии "Иудейская богиня" упоминает людей, которые видели Шехину. Один из них, рабби Сафрин, пишет:

"В полдень, когда я изучал гемару Yebamot во имя Вездесущего Бога (El'Olam), украшая Шехину изо всех своих сил, неожиданно яркий свет (nafal) упал на меня, и весь дом наполнился светом, чудесным светом, посланным Шехиной".

Опять же это видение Шехины имеет очевидные параллели с описанным в Деяниях Апостолов крещением Святым Духом в иерусалимской горнице, которую осияло ослепительное сияние славы Божией (ср. Лк. 2:9).


Здесь надо отметить, что философ В. С. Соловьёв весной 1875 года отправился в Лондон изучать в фондах Британского музея произведения гностической литературы, и там лондонский друг застал его за изучением Каббалы — Соловьёв заявил ему, что каждая строчка этой книги скрывает больше духовных богатств, чем вся европейская наука (Источник).

В связи с этим возникает вопрос: насколько мистические встречи В. С. Соловьёва с Софией были обусловлены его увлечениями "иудейскими древностями"?

В. С. Соловьёв


19 декабря 2023

Эпифании Шехины.

"Шхинá (Шехинá, ивр. שְׁכִינָה‎ — «присутствие; пребывание; проживание») в талмудическом иудаизме и каббале — термин, обозначающий присутствие Бога, воспринимаемое и в физическом аспекте. В основном термин употреблялся в контексте описания святая святых скинии и Иерусалимского храма и определялся как ощущение присутствия божественной силы" (из Википедии).

Рафаэль Патай говорит, что "Шехина жила в Первом храме постоянно, а Второй храм лишь навещала. <...> После его разрушения Шехина устроила себе несколько обиталищ в главных синагогах Вавилонии, где её присутствие было видимым и слышимым. В первую очередь, такими синагогами были две: синагоги Гузал и Шаф-Веятив имели репутацию обиталищ Шехины. Синагога Шаф-Веятив в Нехарде была построена, согласно традиционному мнению, царём Иехонией и его слугами из камней и пыли, привезённой из Иерусалима. Временами Шехина жила в этой синагоге, временами в синагоге Гузал. Однажды, гласит история, отцы Шемуэля и Леви сидели в синагоге Шаф-Веятив в Нехарде, когда с шумом появилась Шехина, и они, поднявшись со скамьи, покинули синагогу" (цит. по: Р. Патай. Иудейская богиня. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 99-100).

Какое интересное совпадение! В Деяниях Апостолов сказано, что "при наступлении дня Пятидесятницы" (видимо, на рассвете или чуть раньше, при приближении рассвета) "внезапно слелался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра".

Крещение Духом Святым

Когда к шаману приближается дух-союзник, раздаётся свист, похожий на завывание ветра. Каждый знает, что это образовался ход (вроде дыхательного отверстия), через который шаман сможет полететь в потусторонний мир. Попадая в "коридор", этот своего рода "предбанник" потустороннего мира, шаман летит со скоростью выпущенной из винтовки пули, и всё вокруг него грохочет, жужжит. Например, В. Мазков из города Якутска вспоминал в 1981 году: "Некая сила вцепилась в меня, схватила за волосы и дёрнула головой вперёд в какую-то дыру... Я влетел в неё с воплем и был потрясён, когда сообразил, что лечу словно птица. Лечу по тёмной трубе, оглушённый шумом и беспрерывным жужжанием, несущимся со всех сторон" (цит. по: Прийма А. Встречи с нелюдьми. - М., 1997, с. 142).

Я отнюдь не отождествляю Святой Дух с духами-союзниками шаманов. Я всего лишь показываю сам "механизм" богоявления (эпифании). Очевидно, сей механизм "работает" тождественно у шаманов, иудеев и христиан, поскольку и те, и другие, и третьи имеют одинаковые органы восприятия.

Да, и ещё раз сделаю замечание, что слово "дух" на иврите - женского рода. Святой Дух на семитических языках - это именно "Она", а не "Он". И Шехина — тоже женского рода. 

В продолжение темы см.: Женская ипостась Божества.  

18 декабря 2023

"Сидящий на херувимах".

Рафаэль Патай говорит, что "раскопки в Самарии во дворце царя Ахава Израильского (873-852 гг. до н. э. принесли нам несколько маленьких табличек из слоновой кости, находка которых в царской резиденции дала ей название "дом из слоновой кости". Среди табличек есть одна, на которой изображены две сидящие женские фигуры, глядящие друг на друга. Они показаны в профиль, с вытянутыми вперёд руками, под обеими руками у них по крылу <...> В обеих руках фигуры держат по некоему предмету, возможно по большому цветку, напоминающему лотос. Спина прямая; ноги же согнуты так, что фигуры соприкасаются коленями, ягодицами упираются в пятки <...> На головах египетские уборы, которые плотно прижаты ко лбу и свободно свисают на плечи, открывая уши. Увенчаны они полым венцом, поднимающимся вертикально. Между двумя фигурами вертикально расположен ритуальный предмет с таким же венцом на верхушке, снизу нечто четырёхугольное, поддерживаемое хрупкими вывернутыми ногами. Предмет концентрирует на себе внимание двух фигур, которые как будто защищают его или обмахивают своими крыльями".

Я не нашёл в Сети табличку с крылатыми женскими фигурами из раскопок "дома из слоновой кости" царя Ахава, но, по-моему, нижеследующее древнеегипетское изображение двух сестёр — Исиды и Нефтиды — стилистически близко тому, о чём пишет Р. Патай.

Исида и Нефтида

"Каким бы ни был смысл этого предмета из слоновой кости, это самое правдоподобное из найденных изображений херувимов, которые в Соломоновом храме защищали ковчег и святая святых", - делает заключение Рафаэль Патай, и подчёркивает ещё раз, что "два духа из Ахавова дворца из слоновой кости
женщины". 

Надо сказать, что в Библии очень распространён образ Бога, сидящего на херувимах:

«И принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах» (1Цар. 4:4).

«И встал и пошёл Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах» (2Цар. 6:2).

«Наклонил Он (Бог) небеса и сошёл, — и мрак под ногами Его. И воссел на херувимов и полетел, и понёсся на крыльях ветра» (Пс. 17:10,11).

«Господи Саваоф, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю» (Ис. 37:16).

Кстати, у Исиды на голове можно увидеть царский трон, на котором восседали древнеегипетские фараоны. Имя богини, вероятно, означает «престол», «трон» и идентично знаку, который она несёт на своей голове. Интересно, что престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. throni) — один из девяти ангельских чинов.

Ханаанейская Астарта.

Рафаэль Патай говорит, что "дочь Ашеры, по-видимому, звалась или Анат, или Астарта (Ашторет)".

"Имя Ашторет ("плод чрева") или Астарта, вероятно, вначале было эпитетом, относившимся к богине, чьё настоящее имя — Анат, так же как Ваал (Господин) — эпитетет, относившийся к богу, чьё настоящее имя Хадд (Хадад).

Что же до библейских упоминаний Астарты, то первое указание на поклонение ей иудеев относится к началу времени Судей, то есть вскоре после переселения в Ханаан: "Оставили Господа и слали служить Ваалу и Астартам". Немного дальше более подробно: "Сыны Израилевы продолжали делать злое перед перед очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему".

Кстати, насчёт богов Филистимских. Р. Патай утверждает, что "у филистимлян Астарта была богиней-воительницей; вот почему, когда они победили Саула, то отнесли его оружие в храм Аштарот, несомненно в знак благодарности".

Далее Р. Патай сообщает об археологических раскопках на территории Палестины, в частности о находках терракотовых фигурок, представляющих обнажённую женщину. "Потрясает огромное количество и повсеместность этих фигурок. Они были найдены во всех палестинских раскопках начиная с середины бронзового века (2000—1500 гг. до н. э.) до начала железного века II (900—600 гг. до н. э.), то есть до конца периода разделённой израильской монархии и даже позже".

Р. Патай останавливается на раскопках в Тель-Бейт-Мирсим, что находится к югу от Хеврона на сегодняшней израильско-иорданской границе. "Самым популярным религиозным предметом, найденным в слоях позднего бронзового века (XXI—XIII вв. до н. э.) в Тель-Бейт-Мирсим, были так называемые Астарты — глиняные, обычно овальные, диски с отпечатанным по литейной форме изображением обнажённой фигуры богини Астарты. В большинстве случаев она держит руки поднятыми, сжимая в ладонях лилии или змей или то и другое".

В таком случае, надо полагать, что нижеследующее изображение более подходит для Астарты, чем для Ашеры.

Анат-Астарта