Тадеуш Сулимирский говорит, что "слово «серб» неславянского корня. Оно упоминается Плинием Старшим в I веке н. э. и встречается у Птолемея в III веке как название одного из племён восточных аланов, обитавших в степях к северо-востоку от Азовского моря. В IV веке н. э. они предположительно попали под власть гуннов. В начале V века н. э. Вибий Секвестр писал, что «Эльба отделяет свевов от сербов»; и в Средние века страна под названием Белая Сербия занимала территории современных Саксонии и Тюрингии, то есть области, ранее относившиеся к Гуннской империи. Вероятнее всего, подразделение гуннской армии, контролировавшее данный регион, состояло в основном из восточноаланских сербов, которые после смерти Аттилы получили независимость. Интересно заметить, что самая большая концентрация захоронений конца V века н. э. с искусственно деформированными черепами приходится как раз на этот район".
Распределение могил с искусственно деформированными черепами в Европе. Точками обозначены захоронения III и IV веков н. э.; кружочки представляют захоронения V и VI веков н. э.
|
Здесь я от себя добавлю, что славяне "отметились" на исторической сцене в VI веке в грабительских походах на Византию. Если в Тюрингии и Саксонии "сербы" с сарматскими черепами попали под власть гуннов, то позднее полусарматы-полуславяне оказались в рабстве у аваров.
В данной связи надо вспомнить, что современное английское слово slave ("раб") и родственные ему французское esclave, итальянское schiavo и т.п. происходят от греческого слова σκλαβος («склавос»). Одновременно в греческих (византийских) источниках 6-7 веков нашей эры славяне часто именуются склавинами. Этот экзоэтноним проник и в арабский язык ( «сакалиба»).
Франкский хронист VII в. Фредегар добавляет, что авары «каждый год приходили зимовать к славянам, брали жён славян и дочерей их к себе на ложе…».
Помимо денег, славяне обязаны были платить аварам налог кровью, участвуя в их войнах. В сражении славяне становились в первую боевую линию и принимали на себя главный удар противника. Авары в это время стояли во второй линии, возле лагеря, и вступали в дело лишь на исходе битвы.
С учётом археологических данных наиболее вероятно, что аварское племенное объединение сложилось из правящей верхушки — монголоидных аваров и подчинённых им сарматских племён. В общем, не по своей воле славяне - вчерашние сарматы - ходили в походы на Византию.
Далее Т. Сулимирский пишет: "Слово «хорват» имеет похожую историю. Греческое слово Horoathos было найдено на каменных табличках в Танаисе – древнем городе в устье Дона. Согласно византийскому императору Константину Багрянородному (912–925 гг. н. э.), белые хорваты – славянский народ, населявший верховья Вислы и север Богемии. Арабские путешественники середины Х века отмечают у них наличие некоторых сарматских черт: кроме царя у них в каждой области был старшина – жупан (слово неславянского происхождения); царя кормили молоком кобылы; среди населения был распространён обычай деформации черепа и высшая знать носила неславянские имена. Существуют разные мнения относительно этимологии слова «хорват»: иранского оно происхождения или славянского, но аргументы в пользу того, что народ, носивший это название, был иранского происхождения, представляются более убедительными".
Я от себя добавлю ещё кое-что из сарматского наследия у славян.
Это, во-первых, славянские боги с иранскими именами. Например, бог Хорс (др.-рус. Хърсъ), согласно наиболее распространённой интерпретации, был иранским богом солнца. То же относится и к Симарглу (Семарглу), который восходит к Симургу иранской мифологии. Википедия объясняет появление этих божеств в пантеоне князя Владимира тем, что "значительное число жителей Киева тогда составляло население хазарского, еврейского и сармато-аланского (то есть иранского) происхождения".
И, во-вторых, это девы-поляницы из славянских былин. Поляницы напоминают конных степных сарматских воительниц; известно, что у сарматов были весьма сильны пережитки матриархата, поэтому нет ничего удивительного в том, что память об этом народе сохранилась в эпосе в образе женщин-воительниц. Д. М. Балашов пишет: «Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жёны богатырей. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представления о поляницах утвердились в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова „богатырь“, название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытия они уже исчезли».
Комментариев нет:
Отправить комментарий