Из научного труда В. И. Марковина "Испун — дома карликов: Заметки о дольменах Западного Кавказа" (Краснодар, 1985) следует, что...
"Дольменные постройки стоят не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек, близ перевалов и тех давно опробованных дорог и троп, по которым и сейчас ещё проходят скотопрогонные пути. Этот факт удалось установить только для Абхазии, но и он немаловажен. Здесь пастушеские маршруты полностью совпали с пунктами, имеющими дольмены".
Возникает предположение, что дольмены строили пастухи. Для себя. Примерно как русские староверы в недавние времена делали себе "домовины" ещё при жизни. По всей видимости, носители дольменной культуры практиковали отгонное скотоводство, и пастухи могли на всё лето уходить в горы. Пока коровки или овечки пасутся на лугах, можно тем временем заняться изготовлением "домовины" из песчаника.
"Если учесть, что климат за последние четыре-пять тысячелетий изменился относительно мало, то вся основная территория, занятая дольменами, представляет собой горные леса - настолько непроходимые чащобы, что на каждом шагу здесь нужен топор или тесак и на быструю ходьбу не приходится рассчитывать".
Это косвенно подтверждает версию о строительстве дольменов пастухами. Но сразу возникают неувязки. Далее автор говорит: "где есть дольмены, нет посёлков, а где многолюдье, там не осталось древних построек". Они были разрушены или разобраны "на камень".
В Туапсинском районе вандалы-фермеры приспособили дольмен в качестве поилки для скота |
Так что, может быть, 4500 лет назад дольмены находились и вблизи человеческих поселений. Автор приводит пример "Дегуакско-Даховского поселения «дольменостроителей», которое оказалось расположенным
всего в 200 — 250 м к югу от известного дольменного поля. В гончарном горне нижнего горизонта мы собрали большое количество древесного угля (сохранились целые углевые «полешки»). По ним удалось установить, что горн последний раз разожгли около 4050 лет тому назад (ошибка в этих подсчётах в ту или иную сторону незначительна)".
Ну, а с тех пор много воды утекло. Сменялись культуры и народы, и чужаки использовали дольмены, как им заблагорассудится. "Так, в одном из крупных и довольно древних дольменов реки Кизинки основное содержимое в ХIII—XIV веках выгребли и захоронили коня с удилами того времени". Очевидно, монголо-татары.
"Обряд захоронений в дольменах не был стабильным. С течением времени он менялся, теряя одни черты и приобретая другие. В ранних сооружениях с хорошо выделенным порталом известны погребения с одним, реже двумя костяками (так у археологов обычно принято называть скелеты). Умерших, судя по их позам, клали скорченно, на боку. В более простых массовых постройках - усаживали по углам. Итак, создаётся определённая схема изменений в обряде похорон в дольменах: от скорченных одиночных трупоположений, далее захоронений в позе сидя и к вторичным погребениям".
В. И. Марковин делает осторожное предположение, что строители дольменов "гнушались" ингумаций, как и зороастрийцы. "У последователей зороастризма труп не может соприкасаться с землёй, ибо он нечист и оскверняет её. Зороастрийцы складывали кости в особые ящики и вместилища, которые принято называть оссуариями. Б. А. Куфтин, один из известных исследователей дольменов, склонен был рассматривать их тоже своеобразными оссуариями".
Добавлю тут кое-что и от себя.
Греческий бог Аид - повелитель подземного мира - имел ещё одно имя или обращение «богач». У римлян этот бог получил имя Плутон, которое тоже связано с богатством. Между прочим, плутократия (др.-греч. πλοῦτος — богатство, κράτος — правление) связана с богом богатства Плутоном. В жертву Плутону приносили крупный рогатый скот чёрной масти. А у древних славян, насколько мы знаем, существовал культ Велеса, которого называли "скотий бог". Велес также считается богом богатства, как Аид или Плутон. Интересно, что в русском языке в слове "кладбище" имеется лексема *клад-. "Клад" - это зарытое в земле сокровище, то есть опять же богатство. Любопятно с этой точки зрения взглянуть на дольмены. Это — каменные "шкатулки" для хранения самых дорогих "сокровищ".
Далее снова цитируем В. И. Марковина:
"Древнейшим типом дольменных построек являются плиточные сооружения, у которых отсутствуют отверстия — лазы, а отдельные стены сложены насухо булыжной кладкой. Их появление можно приблизительно относить к 2400 году до нашей эры".
Интересно. Дольмен без лаза — это кажется чем-то невероятным. Потому что весь "цимес" дольмена заключается именно в лазе, через который можно общаться с покойником. В качестве выразительного примера такого общения автор приводит дольмен в кургане Псынако I.
"Узкий коридор-«дромос» подходил к передней плите дольмена. В самых узких местах он имел высоту в полметра при такой же ширине, так что в случае необходимости по коридору мог пролезть худощавый человек, чтобы вынуть втулку из дольменного лаза. М. К. Тешев обратил внимание на большую прослойку угля у входа в дромос. Здесь часто зажигали огонь, возможно, благовониями окуривая дольмен с его содержимым. Образцы угля, сданные на анализ по 14С, дали дату 2340 +/- 40 лет до нашей эры. Значит, примерно в это время дольмен уже мог быть построен и здесь горели костры".
Кстати, об отверстиях или лазах в дольменах.
"Отверстия могли служить для ритуального кормления покойника, о чём говорят находки глиняных сосудов у входа некоторых дольменов. В Западной Европе их называют «отверстия для выхода души», что находит подкрепление в этнографических параллелях. Возникает естественный вывод, что дольменное отверстие могло служить не для одной цели, что его функции были многообразными. Видимо, отверстие закрывали втулками («пробками»). Сечение втулки соответствовало форме лаза, поэтому стержень её мог быть круглым, овальным, полукруглым и плотно входил в него. Снабжённая широкой и округлой шляпкой (напоминая гриб), такая втулка надёжно предохраняла содержимое дольмена от постороннего глаза".
Дольменные втулки |
Дух покойника имеет свойство "выдыхаться". Чтоб он не "выдыхался" из гробницы, её затыкали затычкой, как мы теперь затыкаем бензобак автомобиля. Но, очевидно, затычка извлекалась при надобности, когда наступало время общения с умершими. В данном отношении уместно напомнить, что согласно славянским поверьям, перед Пасхой усопшие возвращаются на землю («В Великий четверток порану солому палят и кличют мёртвых». — Стоглав, 1863, 41 гл., вопр. 26).
Здесь я ещё приведу цитату из статьи А. М. Смирнова «Пустой дольмен: утрата источника или норма погребальной практики». Он говорит о "качестве, которое присуще большинству дольменов — это доступность этих (т.е. дольменных) монументов, открытость их погребальных камер для доступа извне. Эта структурная особенность дольменов часто отмечалась исследователями, но все попытки объяснения этому ограничивались лишь предположениями без соответствующей аргументации. Действительно, насыпями покрывались все части сооружений, кроме входных: порталы, фасадные плиты с отверстиями и дворики перед ними оставались незасыпанными. Причём открытый извне и даже специально устроенный проход (или дворик) к погребальным камерам — это особенность, характерная не только для кавказских дольменов, это обязательная часть архитектуры и европейских мегалитов: коридорных и галерейных гробниц. Камеры этих сооружений, расположенные под насыпями, соединялись с дневной поверхностью крытыми проходами. То есть, когда мегалит полностью засыпался, всегда сохранялась возможность доступа в него извне. Такое качество конструкции признавалось, очевидно, важным, поскольку на сооружение этих проходов, временами очень длинных, иногда покрытых сложным врезным орнаментом (Gavrinis, New Grange), затрачивалось зачастую гораздо больше усилий и строительного материала, чем на возведение самих погребальных камер".
Лично я считаю, что отверстия с двориками у дольменов свидетельствуют о некромантии носителей дольменной культуры. Культ мёртвых, одержимость духами умерших людей — это всё неотъемлемые составные части земледельческих культур, начиная с натуфийцев с их черепами, жителей Чатал-Хююка с их погребениями костей покойников под полом, прямо под лежанками, на которых спали люди, и вплоть до "спящей леди" из подземелья на Мальте.
«Спящая Леди» из подземелья Хал-Сафлиени на Мальте |
И последнее замечание В. И. Марковина.
"Археологи (П. Бош-Гимпера и др.) приписывают баскам особую баскско-каталонскую мегалитическую культуру, среди памятников которой встречаются дольмены трапециевидного плана. Язык басков, если сравнивать его с языками народов Кавказа, наиболее всего близок населению причерноморских районов, а с удалением к Чечено-Ингушетии и Дагестану находит всё меньше и меньше параллелей. Таким образом, прабаски, как и праадыги, вполне могли иметь контакты".
Я особо не верю в такого рода контакты. Тут скорее надо говорить о распространении идей. Керамика, как известно, распространилась по всей Евразии с Дальнего Востока, но это вовсе не значит, что какой-то народ переместился от Жёлтого моря к Чёрному морю. Наверно, похожим образом распространялась и "благая весть" о дольменах. Я бы здесь обратил своё внимание на другое. Дольмены всегда и везде сооружались на приморских территориях. На территории Палестины тоже имеются дольмены. И, как мы знаем, туземную богиню звали-величали Ашерой Морской. Так вот, занимаясь исследованием матриархальных культов, я давно уже заметил, что им присущи те или иные обряды некромантии с экстатическими плясками, изменёнными состояниями сознаниями, одержимостью духами, пророчествами и пр. Может быть, строители дольменов на Кавказе тоже поклонялись "морской" богине?
Комментариев нет:
Отправить комментарий