02 сентября 2022

Башкирские "амазонки".

Источник картинки.

Наверно, не я один заметил, что шейно-нагрудное украшение "сакал" замужней женщины, сшитое из холста и сплошь покрытое серебряными монетовидными жетонами, похоже на рыцарские доспехи. Не является ли этот элемент женского костюма отголоском тех времён, когда башкиры отражали нашествие калмыков и героически сражались с ними 100 лет (1620 - 1720 гг.)?

Древнеегипетский «матриархат» в ДНК мумий.

Мы нередко слышим о том, что древние цивилизации являлись патриархальными по своей сути, например, шумерская или древнегреческая. Однако в Древнем Египте женщина долгое время могла играть главенствующую роль.

Благодаря развитию науки и появлению новых направлений исследований, начиная со второй половины XX века, к работе археологов по разгадке тайн древних цивилизаций подключились и генетики. Или, как их ещё называют, археогенетики. Их основная задача заключается в изучении образцов ДНК, найденных на археологических останках. Работа археогенетиков действительно важна, ведь она позволяет найти истину там, где оказывается бессильна традиционная археология.

Одним из ярких примеров успешного применения анализа ДНК останков является исправление исторической неточности в отношении родственной связи двух мумий, похороненных в одной гробнице. Судя по иероглифическим надписям, они имели одну мать по имени Хнум-Аа (Khnum-Aa), но их отец был неизвестен. Первооткрыватели решили, что похороненные здесь мужчины были родными братьями, однако это оказалось не так. Различия в форме черепа и скелета вызывали подозрения, а иероглифическая надпись была единственным источником информации.

Проведя успешное извлечение и последующий анализ ДНК зубов мумий, группа археогенетиков под руководством Константина Дросо (Konstantina Drosou) из Манчестерского университета пришла к выводу, что мумии действительно имели одну мать, и археологические источники не врут. Однако они не были родными братьями, так как имели разных отцов.

Это исследование ещё раз подтверждает тот факт, что материнская линия жителя Древнего Египта играла большую роль в его судьбе. Оба брата имели высокий статус, который, судя по всему, был унаследован именно по линии их матери Хнум-Аа, а информация об отцах вообще была опущена за ненадобностью (Источник).

О политических условиях расцвета философии.

"Главный заказчик философии и покровитель философов — это мелкий правитель, у которого избыток обоснованных амбиций, но недостаток ресурсов. Обоснованных — потому что он один из множества мелких правителей страны, которая политически раздроблена, но культурно едина. Это вызывает конкуренцию среди правителей в надежде на то, что именно они будут доминировать и именно они, быть может, превратят культурное единство в политическое. Именно в таких условия философия достигает своих вершин.

древнегреческие полисы

Полисная Греция, Древняя Индия и Древний Китай, Германия XVI-XIX веков — всё это как раз такие страны. Притом совершенно неважно, каковы формы правления в конкурирующих мелких государствах. Там могут быть и республики, и монархии, и смешанные формы, и что угодно. 

индийские махаджанапады

В то же время не должно быть единого идеологического центра, который контролировал бы область идей. Любая империя чужда философским поискам. Империя по своей природе стремится к единомыслию, к стандартизации и к закреплению той идейной основы, на которой данная империя возникла" (Источник).

О длинных домах эскимосов.

По сообщению Л. А. Файнберг, "в Гренландии, судя по наиболее старым источникам, был строго запрещён брак между людьми, живущими в одном длинном доме, даже если они фактически не являлись родственниками между собой. Как известно, так называемые длинные дома были особенно распространены в Гренландии в XVI—XIX вв., в Восточной Гренландии они исчезли лишь в 30-х годах XX века. Каждый такой дом вмещал до 10 семей, а иногда и больше, т. е. 40—50 человек. Нередко всё селение состояло из одного дома".

Это заставляет вспомнить о длинных домах староевропейской культуры линейно-ленточной керамики.

Культура ЛЛК. Планы жилищ на территории совр. Германии

 
Реконструкция одного из жилищ


01 сентября 2022

Эскимосы и христиане.

По свидетельству К. Биркет-Смита, у всех эскимосов Аляски был запрещён брак между лицами, носящими одинаковые амулеты. 

Как говорит Л. А. Файнберг в монографии "Общественный строй эскимосов и алеутов" (с. 175), у эскимосов Берингоморья был распространён обычай всем членам рода носить одинаковые или сходные амулеты, представлявшие собой части тела животного-тотема и служившие также, а может быть и прежде всего, опознавательными знаками для членов рода.

Одинаковые амулеты, по наблюдениям Э. Нельсона, носили члены одного рода. Отсюда следует вывод, что не только все члены одного стойбища считали себя родственниками друг друга, но и все, кто носили одинаковые амулеты. Если мужчина и женщины имели, например, амулет выдры, то это означало, что они произошли от одной матери-выдры и являются братом и сестрой друг другу.

Ну, а как у христиан насчёт этого? Ведь они носят нательные крестики и называют друг друга "братьями" и "сёстрами"...

В раннехристианской Церкви существовал обычай "духовных браков" (См.: Таинство любви (6)). Этот обычай заключался в том, что в доме христианина-аскета поселялась девушка-христианка, также принесшая обет безбрачного целомудрия и бдения чистой любви; их совместная жизнь слагалась в виде духовного союза, совершенно чистых братских отношений. 

Вообще говоря, христианство пестрит многочисленными примерами отречения от брачной жизни и вообще от половых отношений ради создания духовного братства, ибо "нет уже... ни мужеского пола, ни женского, но всё одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:27-28). 

Конечно, духовное братство всегда рассматривалось как высший идеал, доступный "могущим вместить". И надо отметить, что этот идеал никогда не вменялся к обязательному исполнению. Простые миряне всегда женились и выходили замуж, "как во времена Ноя".

Однако сохранилась любопытная легенда о крещении княгини Ольги в Константинополе. Как сообщает Летописец, 

"В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что ста очень красива лицом и разумна, подивился царь её разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь". И крестил её царь с патриархом.<...> После крещения призвал её царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жёны". Она ж ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга".

Такшта, христиане - они всё-таки немножко "эскимосы".

Уроки жизни.

Когда мне было лет 10 - 12, пошёл я однажды за грибами и в лесополосе наткнулся на большую собаку, привязанную к дереву. Друг сказал "пошли отсюда быстрее", и только дома я осознал, что ту собаку оставили помирать голодной смертью. Может быть, мы, мальчишки, были её единственным шансом на спасение. Никогда не забуду её глаза.

Примерно в этом же возрасте, пошёл я однажды в школьный туалет и услышал мяуканье котят в яме с говном. Надо сказать, что учился я в деревенской школе, и туалет у нас был на улице, - кирпичное строение с бетонными полами и несколькими дырками в бетоне. Видимо, кто-то из близлежащих домов выбросил котят в нужник.

Всё. На этом полностью сформировалось моё представление о человеческой натуре. Позже, "запоем" читая Джека Лондона, я осознал, что кроме мразей бывают ещё и герои. Но школа не дала мне ничего для понимания сути человека. Уроки жизни намного "круче" школьных уроков.

Сингапурский археофутуризм.

«Висячие сады Семирамиды» художника Фердинанда Кнаба (1886).

Говорят, в действительности висячие сады относятся не к ассирийской царице Шаммурамат (811—805 гг. до н. э.), а к нововавилонской царице Амитис Мидийской (605—562 гг. до н. э.), но это дела не меняет. У меня возникают ассоциации с современным Сингапуром при взгляде на эти "висячие сады Семирамиды".

Отель-сад PARKROYAL В Сингапуре

 

Минойский Крит: "дворцовая" экономика или "храмовая"?

"В своих трудах о минойцах Эванс ввёл термин "дворцовая экономика" для описания доденежной системы, существовавшей в таких дворцовых городах, как Кносс. Урожай и другие товары собирались правительством, хранились в больших складских помещениях внутри дворцовой структуры и распределялись среди населения" (Источник).

Хм, а чем "дворцовая экономика" отличается от "храмовой экономики"?

Такая экономика имела место быть, например, в обществе древней Месопотамии. Храмы, первоначально хранившие общественное зерно, со временем обзавелись землёй и мастерскими, где трудились работники. Жрецы управляли производством и вели подробный учёт на глиняных табличках. 

Почему бы не предположить, что и на Крите была такая же "храмовая экономика"? Тем более, что и сам дворец в Кноссе часто называют как "дворец-храм". 

Другое дело, что в конце концов в Месопотамии храмовые хозяйства перешли в собственность государства и стали управляться чиновниками. Но это ещё большой вопрос: произошёл ли такой переход на Крите, появилась ли государственная бюрократия на Крите и "прихватизировала" ли она храмовые хозяйства?

У нас нет пока твёрдых и неоспоримых доказательств существования государственности в минойский период на Крите. Всем известны гробницы древнеегипетских фараонов, - а где гробницы крито-минойских царей? Поэтому, я думаю, там была не "дворцовая", а самая обыкновенная храмовая экономика.

31 августа 2022

Creta International

Между 1900 и 1350 годами до н.э. Катна была одним из процветающих городов-государств восточного Средиземноморья.

Катна и её соседи в 1764 г до н.э., автор Attar-Aram syria

Центром сосредоточения усилий археологов стали руины царского дворца в центре Катны, который был построен около 1700 года до н.э. Автор дзен-канала ВЕК БРОНЗЫ говорит, что "только в одной комнате [дворца] было найдено более 4000 фрагментов изображения, которые оказались очень похожими на минойские фрески с Крита" (Источник). 

Значит, крито-минойская культура, а своё время, не была такой уж уникальной. Может быть критяне, попадая на Ближний Восток, чувствовали себя там как дома. По крайней мере, до катастрофы Бронзового века.   

Визуальный образ древнешумерского богатства.

Рельеф из известняка и битума, фрагмент украшения стены в храме Нинхурсаг | Ближний Восток, южная Месопотамия, Телль-эль-Убейд (рядом городище Ур) | Древний Шумер | Бронзовый век, Раннединастический период III, ок. 2500 год до н.э. | Британский музей, Лондон.

Автор дзен-канала ВЕК БРОНЗЫ в статье Скрудж Макдак по древнешумерски. Визуальный образ богатства в Шумере раннединастического периода говорит, что "диета простого жителя Лагаша или Ура состояла из зерновых лепёшек, варёного зерна (каши), зелени и фиников. Растительное масло или мясо черноголовые (как себя называли шумеры) получали по праздникам и в связи с особыми событиями. Поэтому именно домашний скот был для древних жителей Месопотамии символом богатства и процветания".

 

"Златообильные Микены" как бледная копия Египта.

"Ахейцы из Микен, Фив, Тиринфа и других политических центров построят великолепные циклопические цитадели, в которых будут трудиться пленницы со всей Эгеиды", - говорит автор дзен-канала ВЕК БРОНЗЫ в статье “Пожиратель плоти” фараона Тутанхамона и Златообильные Микены.

Значит, микенская цивилизация держалась на подневольном женском труде в греческом ГУЛАГе.

Ну и автор, для наглядного сравнения греко-микенской и древнеегипетской цивилизаций, показывает погребальную маску одного из микенских царей в сравнении с маской невезучего мальчишки Тутанхамона, который не успел стать ни хорошим, ни плохим фараоном.

 
Саркофаг фараона Тутанхамона | Северная Африка, Египет, Долина Царей, гробница KV62 | Цивилизация Древнего Египта | Бронзовый век, Новое царство, династия XVIII, ок. 1341-1323 гг. до н.э. | художник Роджер Стюарт

Есть такое мелкое насекомое - наездник. Наездник в типичном случае располагается над жертвой (как наездник на лошади, отсюда и название) и вводит яйцеклад в свою жертву. Личинки наездника вылупляются внутри жертвы и питаются её тканями и органами, постепенно убивая. В этом смысле микенская цивилизация была симбиозом паразита-наездника и его жертвы. Да и древнеегипетская культура в конце концов погибла из-за того, что её одолели паразиты. Вообще, под этим углом зрения можно описать всю всемирную историю, представив таким образом новую историософскую концепцию.  

30 августа 2022

Раскопки неолитического поселения на юге Туркмении.

Монжукли-депе — древнее поселение на юге Туркменистана. Раскопки показали, что это место было заселено примерно в 6200 г. до н.э. и просуществовало до начала медного века.

Обитатели поселения были скотоводами и земледельцами, разводили овец и коз. Частью их жизни были регулярные пиршества, для которых, судя по многочисленным костям животным, оставшимся после трапез, использовалась площадь посреди посёлка. Жилища представляли собой небольшие квадратные глинобитные дома с колоннами посередине комнат. 

Интересно, что погребения совершались непосредственно под домами, причём под домами уже нежилыми. Вероятно, погребения были каким-то образом связаны с «жизненным циклом» домов, как часть ритуала «закрытия» дома.

 
План захоронения MDB2. Пожилую женщину похоронили на дне воронкообразной ямы, выкопанной под порогом бывшего дома № 7. Тело обсыпали охрой и положили возле рта кусок охры

Источник.

Таврокатапсия International Бронзового века.

Упоминание прыжков через быка хорошо засвидетельствовано в эгейских, хеттских, сирийских и египетском источниках бронзового века. География “прыжков с быками” не исчерпывается указанными выше регионами и мы видим следы таврокатапсии даже в Индии и Средней Азии.

Минойская цивилизация | золотое кольцо из Арханеса, Крит | 1450-1375 до н.э. | Музей Эшмола, AE 2237, 142528

Хараппская цивилизация | печать из Мохенджо-Даро № 312 | 2600–1900 гг. до н.э. | Национальный музей, Нью-Дели

Древний Египет | резная деревянная шкатулка из Кахуна | Династия 18, 1550-1292 годы до н.э. | Египетский музей в Каире, JE 28754, CG 44707

Древний Левант | оттиск печати из городища Алеппо в Сирии, фрагмент | около 1700 гг. до н.э. | Музей Лувра, Франция

Маргуш / Бактрия-Маргиана, Средняя Азия | “Амулет акробата” | 1900-1700г г. до н.э.

Древнехеттское царство | ваза Б из Хюсейндеде-Тепе, фрагмент | около 1650 года до н.э. | Археологический музей в Чоруме, Турция

Источник. Максим Ферапонтов для ВЕКА БРОНЗЫ

Материнский род у алеутов.

Как видно из сообщений первых русских исследователей, алеутская община в начале XIX в. состояла из родственников, выводивших своё происхождение от общего предка. Каждая такая группа родственников насчитывала от 10 до 40 малых семей. Все они жили в одном большом доме или же в селении, состоявшем из небольших смежных домов, рассчитанных на 2—3 семьи каждый. В селении имелось общественное здание, кажим, служившее для празднеств, совещаний, а такжеместом работы для мужчин. Во главе каждой группы стоял старейшина. По сообщению Г. И. Шелехова, звание старейшины не было наследственным, и родовые старейшины выбирались из числа людей наиболее авторитетных или же наиболее влиятельных благодаря обилию друзей или родственников. Поэтому старейшиной часто становился глава самой большой семьи рода.

Наиболее желательной формой брака у алеутов был брак с дочерью дяди со стороны матери. Эта форма брака, как указывает М. О. Косвен, исторически тесно связана с матриархатом.

Юноша и девушка не могли вступить в брак «без общего согласия своих родственников и, особенно, родителей и дядей своих». Тот факт, что на брак требовалось согласие не только родителей, но и родственников (т. е. сородичей), свидетельствует о значительной прочности родового строя. Часто родители обручали детей без их ведома и объявляли своим сыновьям и дочерям о том, что они посватаны, лишь тогда, когда приходило время брака. При этом «жених почти никогда не смел противоречить; но желание невесты очень часто было уважаемо, потому что выбор жениха почти всегда отдавался на ее волю». Если на брак были согласны все родственники, жених переезжал к невесте и промышлял зверя в пользу её родственников год или два, т. е. здесь налицо брак за отработку, тесно связанный, как известно, с переходом от матриархата к патриархату. Отработку за невесту жених мог заменить уплатой калыма её родителям и родственникам.

29 августа 2022

К истокам игры в футбол.

"На мысе Хоп большинство эскимосов принадлежало либо к людям Земли, либо к людям Моря, но в конце XIX в. это деление проявлялось только в соревнованиях в футбол и некоторых других играх", - сообщает Л. А. Файнберг в монографии "Общественный строй эскимосов и алеутов" (с. 148). 

Лев Абрамович говорит, что эти игры указывают на фратриальное деление семейно-родовых кланов и практику экзогамных браков. Очевидно, соревнования в футбол изначально были брачными играми. Насколько мне известно, в средневековой Англии на каком-нибудь поле собирались мужики двух соседних деревень и устраивали игру в футбол. А вот какой приз при этом доставался победителям, закатившим мяч (на самом деле надутый свиной мочевой пузырь, для прочности обтянутый кожей) на центральную площадь «вражеской деревни»? Деревенские девки?

Ладно, продолжим цитировать Льва Абрамыча:

"Возможно, что следы дуального деления отразились и в мифе, который был рассказан К. Расмуссену эскимосом Сагдлуаком с реки Колвилл (Аляска). В этом предании рассказывается, что в прошлом в районе между реками Кангианек и Ноатак было два селения. Эти два селения были почти что одним селением, если бы не то, что они были разделены рекой. Селения обычно состязались одно с другим в игре в мяч. В каждом селении был свой вождь. Один вождь имел сына и дочь, а другой — только сына. Сын вождя одного селения женился на дочери вождя другого селения. Далее в предании говорится, что все люди одного селения, сами того не зная, были волками, а люди другого — росомахами".

"Мы полагаем, - говорит Лев Абрамыч, - что в этом предании отразились следы древнего деления эскимосов этого района на две фратрии — Волков и Росомах. В пользу такого взгляда говорят следующие факты: «Эти два селения были почти что одним селением. Они часто состязались в игре в мяч».  

Эскимосы: семейно-родовые кланы есть, а племён нет.

В статье "Племена — это административная выдумка государственнной бюрократии" говорилось о том, что у коренных обитателей Австралии никогда не было племён. Племенное деление аборигенов — это искусственное, кабинетно-бюрократическое новшество XIX века, никак не соответствующее реалиям архаических обществ.

Интересно, что отсутствие племён подтверждается и у аборигенов Заполярья.
Все западные этнографы и социологи отрицают наличие племени у эскимосов и, употребляя этот термин, сразу же оговариваются, что делают это лишь удобства ради. Например, К. Биркет-Смит пишет: «Мы говорим об эскимосских племенах, но в политическом смысле реально не существует никаких племён. То, что подразумевается под этим словом, — это просто географические группы, обнаруживающие особенно близкое родство в культуре и языке. Их чисто географическая природа также явствует из их имён, почти все из которых состоят из названия места и суффикса «мио» (мн. ч. «миут»)» (Цит. по:
Л. А. Файнберг. Общественный строй эскимосов и алеутов. С. 145).

Автор другой сводной работы об эскимосах, Э. Вейер, пишет: «Обозначение „племя" в точном смысле не приложимо к социальной организации эскимосов. Рассеянность их населения и обычай передвигаться в поисках добычи не допускают даже приближения к единой племенной системе. Кроме того, культура эскимосов настолько единообразна на обширных территориях, что не даёт основы для чётких племенных делений». 

Канадский этнограф Д. Дженнес считает, что «термину „племя", если им всё же пользоваться (в применении к эскимосам), должно быть дано очень широкое значение, так как группы, на которые делятся эти туземцы, совершенно не обладают постоянством и стабильностью, которые мы привыкли считать чертами племён в других частях света». Венский этнограф и социолог Ж. Мадернер полагает, что единственные «общности», присущие эскимосам,— это семья и локальная группа. 

Ну, точно так же и австралийских аборигенов в конце концов разделили (для удобства исследования) на этнокультурные блоки (См.: Этнокультурные блоки австралийских аборигенов).

Лунная программа "Артемида".

НАСА: "Мы возвращаемся на Луну за научными открытиями, экономическими выгодами и вдохновением для нового поколения исследователей: поколения Артемиды."


28 августа 2022

Маленькая эскимосская революция и большая русская революция.

Л. А. Файнберг в монографии "Общественный строй эскимосов и алеутов" сообщает (с. 131):

"У многих групп эскимосов Аляски и прилегающих островов, а также у центральных эскимосов был распространён обычай раздавать первую добычу молодого охотника или первую добычу в новом охотничьем сезоне как можно большему числу людей, желательно — всем членам общины охотника. Например, К. Расмуссен отмечает, что у эскимосов-нетсилик первую добычу юноши должно поесть как можно большее количество его односельчан, шкура также делится между максимальным числом людей. У медных эскимосов первого тюленя, добытого юношей, свежуют все женщины селения и каждая берёт себе по куску мяса. Мать охотника присутствует при этом, но она может взять себе лишь голову тюленя. Первая добыча юноши должна быть съедена всеми членами общины. В некоторых местах в Западной Гренландии первый морж или белый кит, добытый в новом охотничьем сезоне, весь делится между общинниками. В Восточной Гренландии первый большой бородатый тюлень, добытый в новом сезоне, по свидетельству Г. Холма, делится между всеми, и даже люди из других селений получают долю от него. У эскимосов-юналит на Аляске первый олень, тюлень, белый кит или другое крупное животное, убитое юношей, приносится в деревню и здесь один из стариков режет его и делит среди односельчан, не оставляя ни кусочка для молодого охотника. У эскимосов, живущих на берегу Аляски, напротив острова Диомида, юноша, впервые поймавший бородатого тюленя, должен раздать его целиком". 

"Все эти обычаи, - говорит Л. А. Файнберг, - представляют собой пережиток того времени, когда добыча не только первая, но любая принадлежала всей общине".

Если община представляла собой "большую семью", линидж, род, то здесь всё понятно, - в хороших семьях именно так и поступают. 

Тетишери

Реконструированное лицо древнеегипетской царицы Тетишери периода конца 17-й династии и начала 18-й династии (1540-е гг. до н. э.).

 

Тетишери была одним из лидеров фиванского национально-освободительного движения и активно участвовала в изгнании гиксосов из Египта. Тетишери была матерью царицы Яххотеп (1590—1530 до н. э.), которая сыграла важную консолидирующую роль при нашествии гиксосов и долго почиталась в народе. Впервые в Новом царстве женщина приняла на себя царский титул «Госпожа Двух земель», который позже носила её дочь Яхмос-Нефертари.

«Мудрость» - от матерей?

Лексема «мудрость» и её дериваты встречаются в письменных памятниках с XI в. Она образована от старославянского прилагательного «мѫдрый», восходящего к праславянскому *mǫdrъ, вследствие изменения у восточных славян носового ą в у (ср. ст.-сл. мѪдръ, польск. mǫdry<мудрый>).

Интересно, что это протославянское *mǫdrъ очень похоже на Middle English moder, from Old English modor, from Proto-Germanic *mōdēr.

27 августа 2022

Интересный эксперимент.

Здесь очень грубо-утрированно объясняется, как образуется табу, и заодно показывается сила табу.


Клетка. В ней пять обезьян. К потолку подвешена связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и из шланга поливаете всех обезьян очень холодной водой. Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Те же действия с вашей стороны. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают её, не желая холодного душа.

Отключите воду.

А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените её новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу она увидела злые морды остальных обезьян, атакующих её. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки ещё одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали её, причём и та, которую заменили первой (да ещё с энтузиазмом).

И так постепенно, заменяя всех обезьян, вы придёте к ситуации, когда в клетке окажутся пять обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.
Почему? Потому что здесь так заведено.

(Этот опыт был проделан с целью изучения группового поведения.)

Бернар Вербер, "Энциклопедия относительного и абсолютного знания"
  

-------------------------------------------------------------------------------

Ну а теперь обезьян заменим на первобытный человеческий коллектив, банан - на лидерство в коллективе, то есть вождество, а ледяной душ - на смертоубийства. Допустим, что какой-то мужик задумал "держать шишку", но другим мужикам это не понравилось, чтоб он помыкал ими, начались конфликты, драки, мужики перестали ходить на охоту и занялись "разборками", к убийствам прибавился голод, а где голод - там и болезни, там и детские смерти. Мужики меряются хуями, у кого длиннее, а в это время дети грызут подоконники от голода... Наконец бабы устраивают бунт. И если там через какое-то время появляется очередной кандидат в "шишкари", бабы всем гуртом сразу же бунтуют против него, не дожидаясь зуботычин и голодомора. Почему? Потому что у них там так заведено. Матриархат, типа.

Культ шаманов-предков у юкагиров.

"У современных юкагиров «Бог» (а также «икона», «святой») обозначен словом «Хойл». Но происхождение его связано с шаманизмом. 

В. И. Иохельсон (один из главных исследователей юкагиров) сообщал, что в древности у юкагиров существовал особый культ шаманов-предков.

С останками умерших шаманов юкагиры поступали следующим образом: с умершего сородичи осторожно отделяли мясо от костей с помощью железного крючка, затем сушили (вялили) мясо на солнце, повесив на перекладину. Высушенные кости шамана раздавали родственникам в качестве амулетов. Вяленное мясо предка-шамана также делили между сородичами, затем они клали свои паи в урасу из тальника и оставляли рядом (соединяя с мясом шамана) убитых собак. Череп шамана выставляли на деревянного идола, для которого шили специальную одежду и маску. И этот идол называли словом «хойл». Юкагиры сажали это божество в переднем углу дома и постоянно кормили через огонь и дым. Его кормили перед каждым приёмом пищи, держа над дымом огня, в который бросали кусочек пищи; к нему обращались с просьбой оказать помощь перед дальней поездкой, охотой или военным походом; фигуру использовали для гаданий по поводу намеченных предприятий" (Источник).

юкагиры

"Земля - наш общий дом". О космическом мышлении эскимосов.

К. Биркет-Смит в исследовании о гренландских эскимосах пишет, что основной закон гренландской общины заключается в том, что никто не может приобретать права на какую-то территорию, включая и продукты этой территории в виде минералов, животных и т. д. [1] В своей капитальной работе об эскимосах-карибу он указывал, «что никто, ни отдельный человек, ни община, не могут претендовать на какую-либо определённую территорию... Дерево, мыльный камень и т. д. находятся в том же положении, что и охотничья добыча; тот, кто завладел ими, имеет право так сделать» [2].

Э. Хоке отмечает, что эскимосы Лабрадора занимаются в основном охотой на море, «которое свободно для всех. То же самое верно и для обширных внутренних районов, где эскимосы осенью и весной охотятся на оленей» [3].

В отношении эскимосов Восточной Гренландии В. Тальбицер указывает, что охотничьи угодья как на суше, так и на море, — общая собственность, и замечает, что даже такие ценные рыболовные угодья, как лососевые нерестилища в озёрах и устьях рек, являются тем не менее общей собственностью [4]. У эскимосов острова Нунивака в Беринговом море «никто не имел прав ни на какие земли, каждый мог охотиться и ловить рыбу где угодно» [5].

Наблюдения различных исследователей и свои собственные дали К. Биркет-Смиту основание сделать вывод, что «промысловые угодья являются собственностью всех и никого, res nullius, на которые не может претендовать даже „племя"» [6].

(Из книги Л. А. Файнберг "Общественный строй эскимосов и алеутов". С. 120-121.)

Гренландские эскимосы на борту яхты Руаля Амундсена Ёа. 1903 г.
 

Коммунизм у эскимосов.

"В. Стефансон в начале XX в. наблюдал во время обеда в стойбище медных эскимосов, как жена охотника, дав по куску мяса членам своей семьи и гостю, В. Стефансону, разделила остаток варёного мяса на четыре части по числу семей в стойбище, у которых в этот день не было свежего мяса. Затем её приёмная дочь отнесла по куску мяса каждой из этих семей и только после этого села сама есть. Куски были меньше, чем те, что получила семья охотника. Как потом узнал В. Стефансон, каждая семья стойбища, которая что-либо готовила, послала по куску мяса каждой из четырёх семей, не имевших своего мяса. И в результате эти семьи получили, по мнению В. Стефансона, не меньше, а даже больше пищи, чем семьи тех охотников, которые в тот день сами принесли свежее мясо своим жёнам [1]. Сходные наблюдения можно найти почти в любой работе этого автора об эскимосах Канады [2]".

И ещё из книги Л. А. Файнберг "Общественный строй эскимосов и алеутов" (с 116-117):

"Коллективное потребление во времена голода распространяется на все запасы пищи [3]. Так, К. Биркет-Смит отмечает, что в 1920-х годах у эскимосов-карибу обычно запасы мяса, создаваемые на зиму, принадлежали отдельной семье, но во время нехватки пищи любой голодный человек может взять мясо из любого мясного склада и его не будут считать вором [4]. Путешественник Г. Клучак в 1870-х годах был свидетелем таких же обычаев у эскимосов, живущих в районе между заливом Честерфильд и островом Кинг-Вильям. «Пока в складах остался хоть кусок мяса, он принадлежит всем и его делят между всеми, особенно вдовами и сиротами»,— писал Г. Клучак в своей книге «Как эскимос среди эскимосов» [5]. У полярных эскимосов, по данным А. Кробера, американского этнографа «исторической» школы, ещё в конце XIX в. вся пища была общей собственностью. К. Расмуссен писал по этому поводу об эскимосах-уткухикъялингмиут (одном из территориальных подразделений эскимосов-нетсилик) следующее: «Люди стойбища жили вместе летом и зимой в состоянии столь ярко выраженного коммунизма, что не было даже никаких особых охотничьих долей. Все трапезы совершались вместе, как только было убито какое-либо животное, хотя мужчины всегда ели отдельно от женщин» [6]".

26 августа 2022

Инфантицид и "неолитическая революция".

Л. А. Файнберг пишет в монографии "Общественный строй эскимосов и алеутов" (с. 112):

"Борьба за существование [у эскимосов-нетсилик, одной из наиболее отсталых групп центральных эскимосов] была настолько остра, что породила обычай убивать новорожденных девочек, так как опыт поколений показал, что в условиях Севера просуществовать может только та община, в которой как можно больше мужчин-охотников и как можно меньше женщин. К. Расмуссен обследовал 18 брачных пар и выяснил, что из 96 новорожденных девочек и мальчиков были убиты 38 девочек. Если мы приблизительно примем, что родилось равное число девочек и мальчиков, т. е. по 48, то получится, что подавляющее число девочек были убиты. И в результате в 1923 г. из 259 эскимосов-нетсилик женщин было только 109, а мужчин 150".

Конечно, далеко не у всех эскимосов практиковался инфантицид. Имелись и такие общины, которые жили припеваючи до прихода европейцев. Так, американские археологи Г. Ларсен и Ф. Рейни полагают, что в начале XIX в. население деревни Тигара на мысе Хоп достигало 1000 человек. Возможность существования такого сравнительно крупного сгустка населения, не типичного в условиях охотничьего хозяйства, обеспечивалась наличием у эскимосов Тигары развитого китобойного промысла. Однако к 1880 г. численность населения Тигары сократилась до 250 человек в результате прошедших в XIX в. опустошительных эпидемий заразных болезней, занесённых сюда американскими китобоями.

Тем не менее, надо отметить, что при угрозе голодной смерти охотники избавлялись от "лишних ртов" девочек. 

Отсюда уже как бы сама собой напрашивается "неолитическая революция": запасы зерна на "чёрный день" спасали девочек от инфантицида.