По сообщению Л. А. Файнберг, "в Гренландии, судя по наиболее старым источникам, был строго запрещён брак между людьми, живущими в одном длинном доме, даже если они фактически не являлись родственниками между собой. Как известно, так называемые длинные дома были особенно распространены в Гренландии в XVI—XIX вв., в Восточной Гренландии они исчезли лишь в 30-х годах XX века. Каждый такой дом вмещал до 10 семей, а иногда и больше, т. е. 40—50 человек. Нередко всё селение состояло из одного дома".
Это заставляет вспомнить о длинных домах староевропейской культуры линейно-ленточной керамики.
Культура ЛЛК. Планы жилищ на территории совр. Германии |
Реконструкция одного из жилищ |
Что же касается самих эскимосов, то, по утверждению Л. А. Файнберг, ещё в середине XIX века матрилокальный брак преобладал, и не только у аляскинских эскимосов, но и у канадских. Так, Ф. Боас, побывавший у центральных эскимосов в 1880-х годах, писал: «Обычно молодая чета должна поселиться вместе и вести совместное хозяйство с семьёй молодой жены, и молодой человек, если он принадлежит к чужому племени, должен присоединиться к племени жены. Мужчина становится полным хозяином в своих действиях не раньше, чем умрут родители его жены». Ф. Боас отмечает, что родители юноши часто не разрешают ему отдавать свою добычу и заботиться не о них, а о родных своей невесты. Последние, недовольные этим, в любой момент могут отвергнуть такого жениха. Из этого замечания Ф. Боаса следует, что в 1880-х годах существовало противоречие между семьями мужчины и женщины, боровшимися за мужчину-добытчика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий