"Главный заказчик философии и покровитель философов — это мелкий правитель, у которого избыток обоснованных амбиций, но недостаток ресурсов. Обоснованных — потому что он один из множества мелких правителей страны, которая политически раздроблена, но культурно едина. Это вызывает конкуренцию среди правителей в надежде на то, что именно они будут доминировать и именно они, быть может, превратят культурное единство в политическое. Именно в таких условия философия достигает своих вершин.
древнегреческие полисы |
Полисная Греция, Древняя Индия и Древний Китай, Германия XVI-XIX веков — всё это как раз такие страны. Притом совершенно неважно, каковы формы правления в конкурирующих мелких государствах. Там могут быть и республики, и монархии, и смешанные формы, и что угодно.
индийские махаджанапады |
В то же время не должно быть единого идеологического центра, который контролировал бы область идей. Любая империя чужда философским поискам. Империя по своей природе стремится к единомыслию, к стандартизации и к закреплению той идейной основы, на которой данная империя возникла" (Источник).
От себя добавлю ещё одну карту:
Это Италия эпохи Возрождения. Именно сюда ломанулись все учёные люди Византии после падения Константинополя в 1453 году. В имперскую Московию не поехали, хотя там проживали такие же православные люди, как и в Византии. Поехали на католический Запад, потому что знали про печальную судьбу философа Максима Грека в Москве.
Здесь можно было бы ещё поговорить об "исходе" учёных Римской империи в V - VI веках в Ирландию, которую в средние века называли "островом святых и учёных". Ирландия в средние века представляла собой аналог древнегреческого полисного устройства. Там каждый клан был своего рода "царством", а царей было - как собак нерезаных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий