27 августа 2022

"Земля - наш общий дом". О космическом мышлении эскимосов.

К. Биркет-Смит в исследовании о гренландских эскимосах пишет, что основной закон гренландской общины заключается в том, что никто не может приобретать права на какую-то территорию, включая и продукты этой территории в виде минералов, животных и т. д. [1] В своей капитальной работе об эскимосах-карибу он указывал, «что никто, ни отдельный человек, ни община, не могут претендовать на какую-либо определённую территорию... Дерево, мыльный камень и т. д. находятся в том же положении, что и охотничья добыча; тот, кто завладел ими, имеет право так сделать» [2].

Э. Хоке отмечает, что эскимосы Лабрадора занимаются в основном охотой на море, «которое свободно для всех. То же самое верно и для обширных внутренних районов, где эскимосы осенью и весной охотятся на оленей» [3].

В отношении эскимосов Восточной Гренландии В. Тальбицер указывает, что охотничьи угодья как на суше, так и на море, — общая собственность, и замечает, что даже такие ценные рыболовные угодья, как лососевые нерестилища в озёрах и устьях рек, являются тем не менее общей собственностью [4]. У эскимосов острова Нунивака в Беринговом море «никто не имел прав ни на какие земли, каждый мог охотиться и ловить рыбу где угодно» [5].

Наблюдения различных исследователей и свои собственные дали К. Биркет-Смиту основание сделать вывод, что «промысловые угодья являются собственностью всех и никого, res nullius, на которые не может претендовать даже „племя"» [6].

(Из книги Л. А. Файнберг "Общественный строй эскимосов и алеутов". С. 120-121.)

Гренландские эскимосы на борту яхты Руаля Амундсена Ёа. 1903 г.
 

Много раз мне приходилось встречаться с голословными заявлениями иных сторонников "первобытных войн", что в эпоху неолита и ещё раньше - в эпоху верхнего палеолита - древние люди в архаических обществах дрались за земли. Этнографы, изучающие эти самые общества, свидетельствуют, что такого рода заявления - это глупость несусветная. Это перенос государственно-империалистического, хищнического менталитета современных людей на людей архаических обществ.

Томас Гоббс со своим утверждением Bellum omnium contra omnes ("война всех против всех"), описывающим первобытное и естественное состояние общества до образования государства, выглядит как абсолютный кретин и мудак. "Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех» («Левифиан», глава 13)". Необходимость государственного насилия он связывал с "войной всех против всех", высосанной им же из собственного пальца. Именно государство, по его мнению, избавит людей "от бедственного состояния войны (всех против всех), являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов («Левифиан», глава 17)". Вот бы Гоббсу задать "вопрос на засыпку": а как же эскимосы жили без государства и при этом не "поедали" и не "объедали" друг друга? 

----------------------------------------------------------------------------------

[1] К. В i г k е t - S m i t h. The Greenlanders of the present day, p. 161—162.
[2] K. Birket-Smith. The Caribou Eskimos, v. I, p. 261—262.
[3] E. H a w к e s. The Labrador Eskimo. Attawa, 1916, p. 25.
[4] W. T h a 1 b i t z e r. The Ammassalik Eskimo..., p. 638.
[5] M. L a n t i s. The social structure of the Nunivak Eskimo. Philadelphia, 1946, p. 242.
[6]    K. Birket-Smith. The Eskimos, p. 145.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий