04 февраля 2023

Козлиный матриархат.

Одомашнивание коз произошло около 10 200 лет назад на территории современного Ирана, в предгорьях Загроса. Учёные почти полностью уверены в том, что неолитические жители тех мест одомашнили безоаровых козлов (Capra aegagrus).

Безоаровый козёл — предок современных домашних коз

Скорее всего, древние люди старались содержать только самок, потому что именно они могут давать молоко, мясо и приносить потомство. Большинство самцов же убивались в самом раннем возрасте, потому что их требовалось кормить (Источник).

"В стаде коз часто наблюдается матриархат, главной козой стада является или самая старая, или самая сильная коза, в любом случае она должна отличаться высокой сообразительностью. Иерархическая структура козьего стада берёт начало задолго до одомашнивания и практически не изменилась с тех времён. Каждый год после окота козы выясняют, кто будет руководителем стада в новом году. Поэтому от года к году ведущая коза стада может меняться. Интересно отметить, что после свержения предыдущий руководитель стада в течение нескольких недель наблюдает за новой главной маткой и при обнаружении у неё слабостей старается вернуть своё главенствующее положение. С установлением безоговорочного лидерства новой матки, прежняя становится её советником, и при болезни ведущий матки берёт полномочия вожака временно на себя" (Источник).

Интересно, что у трёх наиболее полезных животных, одомашненных человеком в эпоху неолита, - у козы, коровы и свиньи, - в дикой природе царит матриархат. Несомненно, люди наблюдали поведение одомашненных животных и не могли не заметить матриархальные порядки в их среде. Насколько те порядки повлияли на формирование общественного строя неолитических земледельцев? Наверно как-то повлияли. Во всяком случае, все три животных "отметились" в мифологии, а древняя мифология оказывала влияние на умонастроения общества. К тому же, корова, коза и свинья - всяк по-своему - относились к разряду сакральных животных, а это значит, что люди к ним присматривались. Ну, а если немного перефразировать знаменитый афоризм Ф. Ницше "когда ты долго всматриваешься в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя", тогда получается, что люди, присматриваясь к сакральным животным, вольно или невольно перенимали их поведение.

Бабушка Иисуса.

Источник картинки.

Икона св. Анна и св. дева Мария, находится в крестильне (баптистерий) храма в честь Смоленской иконы Божией Матери (1790), на Смоленском кладбище СПб. По словам священнослужителей, икона старая, 18-19 век. Была передана в дар храму.

Лабиринты в связи с ИСС.

Из книги Карла Кереньи «Исследования лабиринта»:

"Откровенно говоря, любое исследование лабиринта должно было бы начинаться с танца. Танец, рисунком которого является лабиринт, впервые упомянут и описан в Греции на страницах «Илиады». Гомер рассказывает о танцевальной площадке («χόρος»), которую Дедал построил (ἢσκησεν) в Кноссе для Ариадны. Такие же танцы юноши и девушки танцевали на другой знаменитой площадке, которую Гефест изобразил на щите Ахилла: ухватив друг друга за запястье, «легко, словно сидящий гончар, пробующий новый круг». Вереница танцующих совершала, таким образом, круговое движение, подобное движению гончарного круга. Но эта вереница была длинной, потому что вскоре оказывалось так, что они «танцевали одной вереницей напротив другой, друг против друга». Это неизбежно происходило, если рисунком танца была меандровая спираль или круглый лабиринт: находившиеся в голове вереницы двигались навстречу тем, кто шёл за ними. 

Ещё одним подтверждением нашего вывода является делосский танец в честь Афродиты (которая там отождествлялась с Ариадной). Церемония проходила ночью. Найденные в Делосе надписи упоминают верёвки и факелы, которые использовались во время танца на празднике в честь Афродиты. Верёвка и свет факелов напоминают и о празднествах в честь Персефоны. Per manus reste data virgines sonum vocis pulsu pedum modulantes incesserunt «...поющие девушки, взявшись за верёвку, пошли, отбивая такт ногами» — так Ливий описывает «танец Прозерпины» в Риме. И здесь нам становится очевидной связь с критской культурой и с образом Персефоны. Все три богини, с именами которых связаны танцы с верёвками (не считая делосской Афродиты) — Артемида, Бритомартида и Персефона, — имеют отношение либо к смерти, либо к рождению, либо и к тому, и к другому.

О рисунке делосского танца можно судить по тому, что его танцевали вокруг алтаря, построенного из левых рогов. Налево — это в сторону смерти. Танцующие, как и в танце маро, двигались к смерти, чтобы в конце концов выйти к истоку жизни. Присутствие верёвки и название танца — геранос, «журавлиный танец» — весьма примечательны и заслуживают того, чтобы поговорить о них отдельно. 

О евгенике.

Из записей паблика "Древний Рим: Res publica Romana":

"Мозаика с пленниками, изображающая семью пленников, скорчившуюся со связанными руками. Центральная панель окружена двенадцатью портретами африканцев. Мозаика занимала апсиду Гражданской базилики в Типасе. Датируется 200-300 гг. н.э. Музей Типаса, Алжир".

Обычно в комментах народ пишет всякую бредятину дуболомную, но в данном случае приятное исключение:

Алевтина Гоман: Люди ужасны в своей жестокости ((

Миша Верич: Алевтина, они не знали, что это плохо)

Алевтина Гоман ответила Мише: Миша, эмпатия в большой степени закладывается генетически. Кто-то в 5 лет отрывает насекомым крылья, а кто-то плачет из-за того что бабочку случайно раздавили. Иногда оба ребёнка в одной семье.
 
Миша Верич ответил Алевтине: Алевтина, возможно, но эмпатия - это не урождённое, это воспитывается, какие-то основы пока ребенок ничего не может, да , а когда он начинает понимать что такое чужая боль и остальное, ему прививают правильное/неправильное отношение к этому.
 
Алевтина Гоман ответила Мише: Миша, не могу согласиться. Можно привить правила поведения, но если структура мозга располагает к эмпатии, то человек не сможет спокойно наблюдать чужие страдания. Это в бОльшей степени именно медиаторные системы, а не воспитание. Воспитанием можно только скорректировать.
 
Андрей Юрков ответил Алевтине: Алевтина, поэтому необходимо создание искусственного режима наибольшего благоприятствования тем, кто имеет наследственность, ориентированную на наибольшую эмпатию (т.е. наиболее социально ориентированную). Им обеспечивать материальные предпосылки для наибольшего деторождения, а людям с наименьшей эмпатией (а уж тем более с садизмом) напротив ограничивать деторождение.
Ну и усиливать этот отбор генной инженерией - генной терапией.
Так можно примерно за 300 лет получить общество куда более лучших людей, которые будут реально способны выстроить лучшее будущее для Земли и человечества.
 
Юлия Захарова ответила Андрею: Андрей, искусственный отбор?! Гитлеру понравилось бы.
 
Андрей Юрков ответил Юлии: Юлия, вовсе нет, как раз ему это очень не понравилось бы. Вспоминаем его напутствие германской молодёжи, например. Почитайте его выступления перед Гитлерюгендом - вы ужаснётесь той воспитательной программе, что реализовывалась тогда нацистами. Германский нацизм намеренно культивировал жестокость и желание господства и доминирования. Именно по этому принципу шёл отбор в том, по сути, евгеническом государстве. Это путь противоположный культивированию эмпатии в людях. Хуже всего в том классически фашистском обществе ощущали себя люди, как раз-таки способные к эмпатии и состраданию. Они уже тогда понимали, что немецкое, итальянское, венгерское, румынское и японское общество (5 основных форм тогдашнего фашизма) идёт к краху.
 
Leona Devis ответила Андрею: Андрей, идеалистическая чушь, но мечтать не запретишь)
 
Алевтина Гоман ответила Андрею: Андрей, благами намерениями выстлана дорога в ад.
Думаю, естественный отбор как-нибудь сам справится.
Человек - животное, и довольно жестокое. Вряд ли можно что-то с этим сделать
.

 

03 февраля 2023

Мама на древних и современных языках.

Характерно, что фонема (слог, слово) "ма" у многих этносов означает "мать" (как, в значении родства - "мама"), так и женского органа ("матка" ). У семитов (на иврите) "мама" звучит как" имма", у шумеров - "умма" . "Умма" - одно из имён жены Шивы (дравидский пантеон); у дравидов-тамили - "амма" (мама); у белорусов - "матка" (мама); у латышей - "māte"; на санскрите "мама", - "мата" и "анна"; на нахчи "нан (н)а" (русское "няня"); на турецком - "aннe"; у алтайцев - и "умма", и "эн(н)е". В др. египетском "мама"- "мут" и "умма"; имя фракийской богини "Ma" значит "мать"; как и в случае фригийской (И.М. Дьяконов) - "Матер Кубиле (Кибела) или "Ма", есть и более, древнее - "Амма"; у хатти Каппадокии Великая богиня известна под именем Ма-Беллона ("Мать-Владычица"); в надписях из Микен богиня-мать значится как "Ма-Дивиа (Ма-Зивиа (Ма-да/ду/ди/дья-виа) ", что означает "Божья мать (мать-богиня) " (в дворцовом архиве Пилоса найден документ, содержащий наименование "Diwija" (ср. "Дивиа" и санскр. "devi" - "богиня"); одно из имён Шакти (Деви, Дурги) - "Ил-амма" (т.е. "Божья мать (Богиня-мать"), а Кали-Ма означает - "мать Кали"; имя богини кельтской (ирландской) мифологии "Дану (Д(а)-ан(н)у) " (ирл. Danu, валл. Danu, гэльск. Danu, брет. (D)Annu), где санскр. " анна" - "мама" (хеттское "мама" - "annaš"), может означать ("Danu") "Божья мать (богиня-мать) ". Заметим, что наименование этой богини в форме "Д-анна-н (D-ana-nn)" позволительно истолковать как" Мать высших богов (Высокая мать богов) ". Существенно (показательно) и то, что термин шумерское "ум(м)а" означает также и "свет" (источник света - Мать-небо), а "мма" - "начало" (начало существования, жизни), т.е. эти слова также ассоциируются с" небесными" эпифаниями Всеобщей матери (о термине "анна" уже упоминалось). Так (Б. Грозный), у хурритов понятие "божество" обозначается также и словом "Нani, которое (Нa-(a)n-(i)) может быть истолковано как " (Эта) Небесная", а в виде "Нa-(an)n-(i)" - "Это - мать".
…….
По всей вероятности, отголоски матриархата высвечиваются в таких терминах, как инд.-евр. "аn-" - "предок" ( по жен. линии (ср. санскр. "анна"); армянское "hаn" и хеттское "hаnnаs" - «бабушка»; др.-германское "аnо" - «предок вообще» (Л.А. Сараджаева "Древнейшие религиозные представления...". 1985). В таком случае др.-иран. "dan, danu" может означать "Бог-предок (по женской линии); Богиня-праматерь)". А поскольку "dan, danu" (Дон) означает и "вода, река", то имя "Дан -(а)ну" (как праарийское) позволительно истолковать и как "Вода - богиня-праматерь" (что соотносится с мифологией творения).

Михаил Зильберман, ст. "К наименованиям изначального Единого бога и его проявлений". Источник.

 

Лжица для причастия сомой?

Интересная вещица из раскопок древнего города Согда (Нахшаба) в центре Зарафшанской долины в Узбекистане. Город был обжит с IX—VIII века до н. э. по VI век н. э.


Керамическое изделие с ложчатым резервуаром и ручкой, оформленной в виде фигуры осёдланного коня, определено как "светильник".

Это изображение выпрыгивающего из "светильника" всадника на коне напомнило мне аналогичное изображение на этрусском кувшине из Тральятеллы (ок. 640 г. до н. э.).

Только на этрусском сосуде вместо горящего светильника мы видим изображение лабиринта. Случайное совпадение, или в этом что-то есть?

Да, и тут ещё интересны странные налепы на коне и всаднике. Нечто похожее мы наблюдаем на статуэтках, найденных в Междуречье (культура Эль-Убейд) и в долине реки Инд. Я уже говорил о них в записи Сома в индо-хараппской культуре? 

Что, если это был не "светильник", а сосуд для сомы? Тогда приходит на ум выражение из слэнга наркоманов: I am high, что буквально означает "я [подпрыгнул] высоко", то есть "я под кайфом". В таком случае, можно сказать "я высоко [на лошадке]". "И уносят меня..."


 
 

02 февраля 2023

Совместные трапезы и возлияния в Маргиане.

"К югу от Гонура было раскопано монументальное здание храма со строгой и чёткой планировкой (рис. 6). 

 

При раскопках было найдено несколько особых, очень характерных помещений, в которых обнаружены «тщательно изготовленные глиняные чаны». «В этих чанах, по предположению палеоботаников, размокали травы, которые затем использовались для приготовления сомы-хаомы». «Огромные конической формы чаны были найдены во многих помещениях, глубоко зарытыми в пол, причём в некоторых из них, как, например, на дне чана из «крытого дворика», были обнаружены микроскопические веточки эфедры. На полах многих помещений были найдены каменные тёрки, пестики и зернотёрки (часть их сохранила микроскопические зёрна мака, причём обнаружены они в таком количестве, что явно превышают нужды и потребности даже для обычных бытовых памятников). Итак, налицо полный набор предметов, необходимых для приготовления опьяняющих и галлюциногенных напитков. Существенно, если раньше остро дискутировался вопрос о том, какое растение употреблялось для этого, то теперь со всей определённостью ясно – для обитателей страны Маргуш это были мак и эфедра. Особый вид – эфедра-интермедиа до сих пор произрастает в предгорьях Копетдага, и можно полагать, что именно отсюда растение доставлялось в Юго-Восточные Каракумы в древности» (Сарианиди В.И. Протозороастрийский храм в Маргиане и проблема возникновения зороастризма. ВДИ, 1989, №1, стр. 158).

 

«Эти и многие другие данные свидетельствуют в пользу утверждения о том, что в храме Тоголок-21 готовили одурманивающие культовые напитки. В мировой археологической практике этот факт впервые установлен для столь древнего периода. Очевидно, что приготовленный напиток затем использовался в ритуальных храмовых церемониях» (Сарианиди В.И. Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте Мургаба. Ашгабад, 2002, стр.174-175).

Википедия сообщает, что Храмовый город просуществовал до конца XVI века до н. э., а это значит, что он был современником кносского дворца-лабиринта.

Интересно, что там, в Кноссе, тоже обнаружены огромные сосуды.

Кносс. Дворец. Западные склады с пифосами, начало II тысячелетия — XV в. до н. э.
 

Это может свидетельствовать о приготовлении какого-то "хлёбова" для больших масс людей, которые могли собираться вместе на совместные трапезы с возлияниями.

О смысле татуировки.

Ж.-П. Дозон в статье "Африканские пути смерти и потусторонья" говорит, что скарификация в традиционных обществах используется для того, чтобы  индивиды одного рода (genre) [пола] отличались от противоположного рода [пола].

Интересное истолкование. Но, если оно верно, тогда скарификация возможна лишь в тех обществах, где люди ходят нагишом, "в чём мама родила". Потому что одежда обладает бесконечным набором выразительных средств для подчёркивания своей родовой и половой идентичности.

Да, и тут, конечно, можно вспомнить про татуировки, которые также можно рассматривать как средство подчёркивания родовой исключительности. Мы знаем, например, про женские татуировки у погребённых скифов из Пазырыкских курганов, однако скифы имели одежды и не ходили голышом. 

Значит, не всё тут просто и однозначно. Видимо, скарификации и татуировки, помимо вышеозначенного, имеют и другие смыслы.
 

Казанова, Хлестаков, князь Владимир и папуас-"бигмэн".

Похоже на то, что мужское вожделение одинаково толкает их и к "покорению" женщин, и к "покорению" племён и народов.

Здесь нужно подчеркнуть, что вожделение тесно связано с эгоизмом: если я, например, вожделею курицу во время голода, то отнюдь не из стремления к благу курицы.

Соответственно, сластолюбец, вожделеющий "овладеть" красавицами, вовсе не желает осчастливить их; они ему потребны лишь в той степени, в какой изысканная пища потребна для гурмана.

Я заметил удивительное совпадение в описании Казановы Стефаном Цвейгом и Хлестакова Николаем Гоголем. Оба - совершенно примитивные типы в умственном отношении, и оба одержимы страстью: первый - страстью к женскому полу, второй - страстью "пожрать" повкуснее. И обе эти страсти коренятся в одном вожделении - насыщения и удовлетворения собственной плоти. 

Как говорится, всё познаётся в сравнении. Так вот, образ постящегося в пустыне Иисуса является диаметрально противоположным типажу Хлестакова. Если Иисус   Христос, то, значит, Хлестаков — антихрист. 

Искушение святого Иллариона. 1896

Загадка табу.

В. В. Бочаров в статье "Истоки власти" пишет:

"Многие исследователи склонны отводить запрету решающую роль в процессе становления социальности. «Можно говорить даже, что в известном смысле первое табу предопределило первого человека» [Абрамян 1979: 107]". 

Как говорится, нет ничего нового под солнцем: современные учёные повторяют своими словами то, что давным-давно известно из Библии касательно запретного плода в Эдемском саду. Но там вполне понятен и известен источник табу — Бог. А каков источник табу в архаических обществах?

Когда европейские исследователи задавали вопросы, пытаясь установить мотивы того или иного поведения, то слышали в ответ обычную формулу — «так принято», или «это закон наших предков». То есть, надо полагать, что табу были установлены предками в стародавние времена. Потомки же исполняют табу совершенно бездумно, по традиции, как бы "на автомате", машинально, инстинктивно. А. Богданов так в своё время сформулировал эту мысль: «В старые времена людям жилось лучше, т.е., собственно, не лучше, а легче. И не в том смысле легче, чтобы меньше было труда и страданий, — нет, всего этого было более чем достаточно, — а думать людям не приходилось. За них думали другие — но и эти другие, собственно, тоже не думали, потому что и за них думали третьи, а за третьих, таким же образом, четвёртые и т. д. Казалось бы, что в этой цепи "недумания" должны были на самом конце оказаться какие-то "думающие", но и этого не было. Дело в том, что цепи конца не было. Цепь живых людей в своем целом соединялась с цепью мёртвых, и за живых думали мёртвые: это называлось заветами предков».

Вот такие "чудеса в решете" получаются с этим табу. Можно сказать, что табу создало человека разумного, а кто создал табу — совершенно невозможно понять.

Художник Андреев Александр Семёнович.

 

01 февраля 2023

Цареведческое.

Мавзолей Кира Великого в Пасаргадах. Начало XX в. Источник картинки.

Иван Москвитин говорит, что сей мавзолей "послужил одним из образцов для мавзолея Ленина".

Большевики, захватив власть в России, на словах позиционировали себя "борцами с царизмом", а сами уселись в московском Кремле, на месте, пропитанном духом русских царей, и для "вождя мирового пролетариата" построили усыпальницу по образцу царского мавзолея. Типа, "Боже, царя (красного) храни...". Царебожничество большевиков просто "зашкаливает".

Игорь Сибирский пишет, что правильнее называть мавзолей Кира мавзолеем Куроша или Куреша. Так его звали. Кир - ругательство на фарси, как х*й по русски. Х*й великий - звучит смешно.

Это очень ценное примечание. Несколько лет назад в статье "К этимологии слова "хер"" я приводил мнение С. Г. Фатыхова о том, что санскритское  «кар» («кер») означает пенис, и говорил, что на цыганском языке мужской половой член называется "кар", что подтверждает теорию об "исходе" цыган из Индии. Параллель на фарси раскрывает этимологию нем. Herr - "господин" и ге́рцог (от нем. Herr и нем. zog — «потянул», от ziehen — «тянуть, тащить»).

Herzog (шутка)


Меровингский Христос?

Эпоха Меровингов, франкских королей, которые правили с конца V до середины VIII века, изобилует всякого рода странностями и загадками. В "тёмные века" европейской истории ещё жива была языческая традиция, которая переплеталась с христианской верой, и в результате этого симбиоза появлялись удивительные "кунстштюки", один из которых продемонстрировал автор блога Old European culture в записи "Merovingian Christ". 

Терракотовая бляшка из Оверни (Овернь-Родано-Альпы, Франция). Эпоха Меровингов, 5-6 век нашей эры, Musée d ' Archéologie nationale et domaine nationale de Saint-Germain-en-Laye...

"Согласно общепринятому мнению", на этой бляшке "изображён Христос с мечом, побеждающий силы зла, представленные покорным (submissive) змеем. В правой руке он сжимает Луну (лунный полумесяц), а в левой - факел с пламенем, направленным вверх".

"Если это факел, - комментирует автор блога Old European culture, - то разве "факел приносящий (свет несущий)" не является прямым переводом слова "Люцифер"? Неужели вы бы так изобразили Христа?

Во-вторых, это луна, щит или зеркало? Если это луна, то факел может быть Венерой, утренней звездой... Люцифером.

В-третьих, что это за круглое, очень "солнцеподобное" лицо "Христа"? И можно ли поместить крест на лоб Христа?

В-четвёртых, что это на голове "Христа"? Диадема? Странная вещь для "Христа"... Или это корона из солнечных лучей? Такая же, как та, которую носил Сол Инвиктус? Или терновый венец?

В-пятых, что это за смешные уши? Это львиные уши? Зачем "Христу" львиные уши? А может это и не Христос вовсе, а Солнце во Льве...?"

Действительно, очень странное изображение Иисуса Христа. Ничего более странного я никогда не видел за всю свою жизнь. Я думаю, этот меровингский Христос (?) выглядит шокирующе для тех, кто привык к византийско-православной иконографии.
 

Ода муравьям.

"Интересно то, что муравьи, судя по многочисленным свидетельствам, занялись сельским хозяйством гораздо раньше людей. Причём это случилось даже не в каком-нибудь палеолите, это случилось в мезозое. Муравьи научились строить амбары ещё тогда, когда по земле бродили динозавры.

Муравьям поклонялись ацтеки, причём, что интересно, хотя ацтеки и вьетнамцы физически не могли пересекаться, у них были почти одинаковые верования: ацтеки верили, что муравьи аж самому Кетцалькоатлю открыли маис, а вьетнамцы - что муравьи принесли им рис после всемирного потопа.

В общем, наши предки были мудры и не просто намекали, а прямым текстом говорили всяким недалёким индивидам, что надо постоянно учиться у других видов, а не смотреть на них как на говно. Потому что большинство видов нас во многих аспектах перегнали и обогнали.

Муравьи с тлями живут как минимум много миллионов лет, причём хозяева со своими "питомцами" обходятся намного гуманнее, чем иной человек с человеком: на зиму стадо зелёных забирают не просто в хлев, а к себе домой. Просто представьте человека, который зимой курочек или там коз к себе в спальню впускает, ну что-то типа того.

Это связано с тем, что хлева для тлей недостаточно обогреваются зимой, в отличие от тёплых муравьиных жилищ, где специально обученные рабочие зимой следят за работой центрального отопления. Отапливают жилища муравьи за счёт зелёной энергии, то есть муравейник - это большой парник, который обогревается благодаря прению и окислению всякого растительного мусора. Причём муравьи настолько развитые ребята, что не только отопление раньше людишек придумали, они ещё и солярии у себя строят, куда после зимы выползают оттаивать.

Кроме того, у муравьёв-листорезов есть и собственные грибницы. Держитесь крепко: муравьи-садовницы даже научились создавать антибиотики из бактерий, которыми обрабатывают мицелий, а если колония переселяется, матка эти лечебные наборы бережно уносит с собой.


31 января 2023

К вопросу о доисламском положении женщин у бедуинов.


Из выпускной квалификационной работы студентки Анастасии Андреевны Леоненковой: 

"Русский исламовед М. Мошанов писал: «Мы нигде не находим указаний, что у арабов раньше ислама существовали гаремы, женщина могла показываться везде, что видно из истории Мухаммеда…» [Цит по: Вагабов М.В. Ислам и женщина. М., 1968. С. 60]. 

Некоторые исследователи (Е. А. Беляев, М. В. Вагабов, Л. И. Шайдуллина) пытались найти в доисламской Аравии пережитки матриархата. Эти пережитки они видели в нередких случаях матрилокального поселения мужа и многомужестве, полиандрии.

Матрилокальный брак – это обычай проживания супругов в общине жены. При парном браке женщина, вступив в него, оставалась жить в своём роде, у своих родителей, а муж временами навещал её. Дети от такого брака оставались в племени жены и назывались по матери. Такая форма брака сохранялась потому, что отлучки мужчин, сопровождавших верблюжьи караваны, были частыми и продолжительными. Сохранялась и такая форма брака, как брак с женщиной, имевшей свою палатку (арабская семья жила в отдельной палатке, хозяином которой признавался глава семьи), владелицей которой она являлась. Женщине принадлежала инициатива развода. Она поворачивала палатку так, что вход в неё оказывался в противоположной стороне, что означало – брак расторгнут. Или же такая женщина вручала своему мужу копьё, давая ему понять, что их сожительство кончилось и что её бывший муж отныне должен жить самостоятельно. Пережитки полиандрии выражались в такой форме брака, при котором женщина, владелица палатки, состояла в супружеских отношениях с несколькими мужчинами. Каждый из них жил в её палатке в течение периода между двумя месячными очищениями. Во время регул она вывешивала над своей палаткой красную тряпку, и ни один из её мужей не входил в её жилище. Если у неё рождался ребёнок, она указывала, кто его отец.

Ряд авторов (В. Р. Розен, М. В. Вагабов и др.) считают, что аравитянка в период джахилийи занимала привилегированное положение в обществе. Известны были богатые вдовы, которые унаследовали имущество мужей, самостоятельно вели крупные торговые и ростовщические операции. О том, что к женщине в эту эпоху относились с любовью и уважением (особенно в сельской местности) говорят фольклор и языческие верования, которые были в значительной степени феминизированными.

Ранний арабский историк Хишам ибн Мухаммад ал-Калби в «Книге об идолах» приводит интересный материал о почитании богинь доисламскими арабами: «Самым первым из них всех был идол (богини) Манат, и арабы имели обычай давать имена Абд Манат и Зейд Манат. Он стоял между Мединой и Меккой. Все арабы почитали его и совершали жертвоприношения возле него» [Хишам ибн Мухаммад-ал-Калби. Книга об идолах. М., 1984. С. 17]. Этот идол богини Манат разрушил Али после победы Мухаммада над Меккой. Идол богини ал-Лат был в городе ат-Таифа".

beena marriage

С утра нашлась такая "инфа" в Сети:

"В законах Хаммурапи (ок. 1792-1750 гг. до н. э.) были формализованы патрилокальные брачные законы, в которых женские права и автономии были упразднены. До Кодекса Хаммурапи, местожительство мужа и жены находилось в доме семьи жены. Этот матрилокальный брак известен как брак "бина" (beena marriage). Бина - форма брака, использовавшаяся, например, в доисламской Аравии, при которой жена владела собственным шатром, в котором сохраняла полную независимость от мужа, согласно Уильяму Робертсону Смиту. Термин был предложен Джоном Фергюсоном МакЛеннаном, который отметил, что на Цейлоне (ныне Шри-Ланка) брак, когда муж уходит жить в деревню жены, называется "брак бина", и предложил "бина" в качестве общего термина для этого вида брака".

Как мы знаем на примере киргизов, у них в недавнем прошлом жена сама, своими руками, строила шатёр, у неё имелись собственные шкуры, которые она получала в приданое от родителей. Конечно, при таком раскладе отношения в семье совсем не те, что при классическом древнегреческом браке с содержанием жены в гинекее. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не суйся. Хочешь жить по своим правилам, имей свой дом. В своём доме "хозяин — барин".

Бизнес вумен по-римски.

На погребальной стеле в Мериде (Испания) изображена покойная, наливающая вино из бочки для постояльцев. Она была хозяйкой гостиницы и умерла в возрасте 45 лет. Стела установлена её мужем.


Немного истории из Википедии: "Пабы на территории современных Великобритании и Ирландии начали появляться с прибытием римлян и создания римской дорожной сети. Именно тогда были основаны первые гостиницы, в которых утомлённые путешественники могли отдохнуть. Когда же римляне ушли, новые пабы продолжали открываться. Пабы того времени также принято называть «alehouse» (эльхаус, буквально «Дом эля»). Их стало настолько много, что в 965 году Король Эдгар издал декрет, установивший, что в одной деревне не может быть больше одного паба" (Источник).

И далее (там же) — самое интересное: "в древности хозяевами пабов были преимущественно женщины".

Надо при этом учитывать, что в Риме эпохи Республики (509—27 года до н. э.) женщины алкоголь практически не употребляли, так как распитие алкоголя женщинами категорически не приветствовалось старыми римскими нравами. Была история, когда Эгнаций Метелл убил свою жену дубиной за то, что она пила вино. И его за это не осудили. Древнеримский писатель Валерий Максим в труде "Достопамятные деяния и изречения" пишет: «Все сочли это образцовой и справедливой карой за нарушение трезвого порядка. Воистину, любая женщина, которая становится невоздержанной в питье вина, захлопывает дверь перед добродетелями и открывает вход порокам».

30 января 2023

О вызывании духов умерших людей в эпоху раннего неолита.

Т. В. Корниенко в статье "Профанный и сакральный контекст жилищ Северной Месопотамии на этапе становления неолита" говорит, что "в Немрик IX погребения (черепов, скелетов или разрозненных их частей), коллективные и индивидуальные, располагались <...> под полами действующих жилищ. Интересно, что от погребальной ямы оставляли отверстие, закрывавшееся сверху плоским камнем. Вероятно, такая конструкция могил и особенности их расположения должны были способствовать сохранению связей между живыми и умершими родственниками".

Карта Северной Месопотамии с основными эпипалеолитическими и неолитическими памятниками

Мало того, что покойников хоронили под полами дома, так ещё и оставляли отверстие в могилу... С ума сойти! Это как если бы Политбюро ЦК КПСС собиралось на мавзолее Ленина и генсек партии, перед принятием того или иного решения, открывал бы отверстие и прислушивался к тому, что ему скажет из загробья "вождь мирового пролетариата".

Богородичная Латинская Америка.

А. Н. Данненберг в статье "Прочтение образа Девы Марии в религиозной культуре Латинской Америки (Мексика, Венесуэла, Куба)" говорит, что "в Латинской Америке она [Дева Мария] уже давно считалась центральной фигурой христианства. Как отмечает Ф. Баес-Хорхе, её мощное влияние распространялось (и распространяется) абсолютно на все сферы жизни латиноамериканцев".

"Дева Мария почитается абсолютно всеми социальными слоями и этническими группами региона. При этом именно она часто становится объектом синкретизации. Так, например, в Андах она слилась с образом богини земли Пачамамы, в результате чего образовалось множество локальных культов. Там же, в Андах, образ Девы Марии наложился на образ инкской богини Луны Мамы Куильи (Mama Quilla), богини Койи (Coya), а также, как отмечает Л. Холл, он прекрасно соотнёсся с символикой и атрибутикой так называемых избранных женщин – девственниц, которые служили Великому Инке". "В фигуре Марии Лионсы прослеживаются как минимум три составных элемента, формирующих её образ: первобытный (Великая Мать), индейский (одна из индейских богинь) и католический (Дева Мария).

"Дева Мария, согласно многочисленным легендам, являлась местному населению (как правило, индейскому или африканскому) в самых разных местах. Главной чертой этих явлений было то, что Богоматерь представала в образе с ярко выраженным этническим оттенком – индеанкой, негритянкой, мулаткой, метиской. Так, согласно легенде, в 1531 г. через десять лет после завоевания Теночтитлана Дева Мария явилась индейцу Хуану Диеге, став со временем покровительницей Мексики под именем Девы Марии Гваделупской".


"В Латинской Америке благодаря культу Девы Марии сложилось и такое специфическое явление, как «марианизм» (Marianismo). Отчасти марианизм стал ответом мачизму, проповедуя чистоту и моральную стойкость в противовес разнузданности и грубости. Как пишет Э. Стивенсон, марионизм – «это культ женского духовного превосходства, который учит, что женщина полубожественна, морально и духовно стоит выше мужчины». При этом автор поясняет, что «марианизм не является религиозной практикой, хотя само слово “марианизм” иногда используют для обозначения движения внутри Католической церкви». Так, согласно опросам, 88 % латиноамериканских католиков уверены, что именно Дева Мария наблюдает за ними и хранит их".

О древних миграциях.

Коллектив авторов — А.Ф. Горелик, А.В. Цыбрий, В.В. Цыбрий — в статье "О чём поведали череп тура,топор и женские статуэтки? (К проблеме начальной неолитизации Нижнего Подонья)" приводят аргументы в пользу миграционной природы импульсов неолитизации в бассейне Нижнего Подонья. В качестве «прародины» элементов неолитического пакета они рассматривают район иранского Загроса, откуда в период PPNB, по кавказскому побережью Чёрного и Азовского морей имели место связи с Нижним Подоньем. Время проникновения новых форм ведения хозяйства, возможно, вместе с носителями производящей экономики, фиксируется между 8500 — 7000 лет до н.э.

Я полагаю, что такого рода миграции имели место быть в эпоху раннего неолита. Вот, допустим, в какой-то деревне того же Загроса несколько молодых мужчин, объединившись в банду, решили "быковать" и учредили "право первой ночи". У остальных мужчин деревни выбор небольшой — или стать "терпилами" и закрывать глаза на творящийся "беспредел", или покинуть "токсичную" деревню. 

Как мне кажется, в архаических обществах вернего палеолита и раннего неолита не могло быть агрессивности по одной простой причине — община тут же распалась бы, если в ней появился бы агрессор. Это мы сейчас "повязаны" по рукам и ногам недвижимостью, собственностью, "удобствами", дорожим "связями" , боимся потерять "тёплое место" на работе, а раньше у людей ничего такого не было и держаться было не за что. Каждый умел построить жилище своими руками, добыть себе пропитание и приготовить пищу. 

— Хм, и какого чёрта я тут буду мучиться и терпеть ежедневное хамство?! 

Ночью собрал свои "манатки", взял жену за руку, и "был таков"... Ищи-свищи ветра в поле. 

Я думаю, что так, или примерно так, осуществилось расселение людей по всей Земле. То было "бегство от дураков". Это уже потом, когда появилось земледелие, людям стало трудно "отрываться" от земли, хотя, например, в России крестьяне бежали от помещиков-самодуров на окраины империи, образуя казачье сословие. А в Китае, говорят, великую стену построили не столько для защиты крестьян от северных варваров, сколько для препятствования тем же крестьянам совершать побеги от государственных чиновников и сборщиков налогов. Говорят, мол, стена, в первую очередь, была предназначена, чтобы не дать уйти племенам кочевников с награбленным добром из Китая. Якобы поэтому она была построена бойницами в сторону Китая.

 

29 января 2023

"Живая" вода.

Скульптурная группа, изображающая очищение царя Аменхотепа II священной водой. Травертин. XVIII династия. 15 в. до н.э.

Царь изображён идущим, по сторонам от него – боги Тот и Хор, которые изливают на царя воду, состоящую из знаков жизни «анх». Льющаяся на царя священная вода образует подобие арки, сквозь которую он проходит в иное пространство. 

(с) фото и текст: Виктор Солкин. Источник: https://vk.com/wall-39618094_9076.

Вот ещё несколько подобных изображений, которые я нашёл в Сети.

 

Самое старейшее осёдлое поселение на Земле.

Николай Кудряшов пишет, что "в верховьях реки Тигр в современной турецкой провинции Батман в 1990 году было обнаружено поселение Халлан-Чеми. Основание поселения было датировано 10200 годом до н.э. и на сегодняшний день является самым старейшим на Земле. Правда с небольшой оговоркой, если новых сенсаций не преподнесёт Гёбекле-Тепе, чей возраст минимум больше на пару тысяч лет, но пока он считается только храмовым комплексом, а не поселением.

Поселение состояло из круглых каменных домов на гипсовой основе. Постройки стояли на плитах из песчаника и известняка. Самые большие плиты (диаметр 5 – 6 метров) углублялись в землю. Внутри домов находились каменные скамьи у стен, обновлявшиеся полы, выделенные штукатуркой очаги, снаружи вход фланкирован расходящимися стенами. Внутри постройки видимо украшались черепами забитых животных, в одной постройке зафиксирован череп зубра, в другой – части черепов баранов, рогов оленей.

Наличие в зоне построек привозных обсидиана и медной руды предполагает, что жители этого поселения вели уже торговлю, так как наиболее близкие к Халлан-Чеми источники обсидиана находятся в районе озера Ван и Бингольском регионе, на расстоянии около 100 км от поселения. 

Культурный слой центральной площади (около 15 метров) насыщен останками животных – баранов, зубров и оленей и потрескавшимися от огня речными булыжниками. Что даёт некоторые основания предположить, что центр поселения к тому же выполнял роль своеобразного жертвенного круга (алтаря).

Существует предположение, что в Халлан-Чеми началось одомашнивание свиньи, точнее кабана. В основе хозяйства охота и собирательство.
Население этого поселения перешло к осёдлому образу жизни.
 
У жителей поселения предполагается связь с натуфийской культурой и в дальнейшем влияние на последующую культуру Чайоню. Палеогенетика ассоциирует жителей этого неолитического поселения с гаплогруппой J2 - M172" (Источник).



Матриархальный "почерк" везде один и тот же.

Слева сверху - Трипольская культура 5-3 тыс лет д.н.э
Справа сверху - культура Яншао, Китай  5-2 тыс. лет д.н.э.
Слева внизу - минойская керамика камарес, 17-12 век д.н.э.
Справа внизу - южноамериканская культура анасази, 1200 д.н.э.
 

Древнейшие зернохранилища были святилищами?

Чтобы понять устройство ранненеолитического общества, полезно взглянуть на раскопки в деревне Джерф-эль-Ахмар (Сирия, 9500-8700 гг. до н.э.). В строительстве бытовых помещений с начала и до конца оккупации поселения прослеживаются две тенденции. Первая касается формы жилищ. Постепенно планы жилищ, которые первоначально были округлыми, склонялись к четырёхугольным формам. Вторая касается количества комнат. В начале оккупации ни один дом не был разделён на части. В конце некоторые дома имеют до пяти комнат. Если объединить эти две тенденции, то можно сделать вывод, что первые дома, построенные в Джерф-эль-Ахмаре, были округлыми и одноклеточными (рис. 1), а более поздние - прямоугольными и многоклеточными (рис. 2).

Рис. 1. На ранней стадии все дома имеют округлую форму и являются одноклеточными.

Рис. 2. На последней фазе появляются первые четырёхугольные дома

Переход от округлых к четырёхугольным формам жилищ происходил в течение многих поколений (от горизонта докерамического неолита А, т.е. PPNA, до горизонта докерамического неолита В, т.е. раннего PPNB), так что при раскопках промежуточных слоёв можно увидеть смешанный тип застройки, где присутствуют жилища и с округлыми формами стен, и с четырёхугольными, и с закруглёнными углами четырёхугольных жилищ (рис. 3): 

Рис. 3: Упрощённое полевое исследование (М. Брене) (Э. Реганьон)

Патриархат во всей своей "красе".

"Лондонская газета", выпуск 30 апреля -- 4 мая 1685. (Короновали, понятно, Якова II -- деньги на ветер, через три года пришлось выгнать.)

"На коронации Их Величеств пропало навершие скипетра Его Величества, украшенное 24 маленькими бриллиантами, тремя рубинами и тремя изумрудами; жемчужная подвеска с короны Его Величества около 9 фрагментов или 30 жемчужин (?), и около 16 больших звеньев золотой цепи. Любой, кто предоставит данные об этом служащим Ювелирной палаты Его Величества, будет щедро вознагражден."

"Lost at their Majesties Coronation the Button of his Majestiey's Scepter, set about with 24 small Diamonds, three Rubies and three Emeralds; A Pendant Pearl from His Majesties Crown about 9 Carrets or 30 common Grains, and about 16 great Links of Gold Chain, Whoever gives notice thereof to the Officers of His Majesties Jewell House shall be well rewarded."

Подтверждающий линк:
https://www.thegazette.co.uk/London/issue/2030/page/1 (вторая страница, правая колонка).  Источник.

-----------------------------------------------------------

Это напоминает сцену из культового фильма "Иван Васильевич меняет профессию":

И, в общем, свидетельствует о том, что частенько и сами цари, и царская камарилья состояли из того же сорта людей, что жулики и воры. Ну, и при дворе у них происходило то же самое, что и в какой-нибудь уличной подворотне. А как могло быть иначе, если никогда не существовало никаких моральных критериев при наследовании трона?! Принималась в расчёт лишь "правильная" кровь; а что наследник с царскими кровями может оказаться кретином или злодеем, - на то никто не обращал внимания.