07 февраля 2023

Торговая сеть «Минос и сыновья»

Греки-ахейцы (или микенцы), обосновавшись в Элладе, принялись расширять свои владения на близлежащих островах Эгеиды; эта экспансия продолжалась около века. Главной вехой на этом завоевательском пути было покорение большинства крупных поселений на минойском Крите, завершившееся около 1450 г. до н. э. воцарением в Кноссе. Так микенцам удалось присвоить ту монополию на торговлю в Эгейском море, которая практически принадлежала минойцам. До тех пор во всём регионе сильнейшей морской державой были минойцы, но после гибели Кносса их место заняли микенцы, с невероятной быстротой создавшие повсюду свои торговые посты и вытеснив не только минойские товары, но и самих минойцев.

Микенцы образовали колонии и установили торговые связи по всему Восточному Средиземноморью. В XIV и XIII веках их сфера влияния расширилась, вобрав в себя юг Италии, Кипр, Малую Азию, Сирию и Египет. Как считает большинство специалистов, в XIV — XIII вв. до н.э. микенские купцы селились на Кипре, в Угарите и могли проявлять свою активность и в других местах, например, в Тель-абу-Хаваме возле Хайфы, в Сарафенде в Южном Ливане, где найдено поразительное захоронение того периода. На этой карте жёлтыми точками обозначены дворцы микенцев в Элладе, а красными точками отмечены их поселения на островах Эгейского моря. Синие точки указывают места, где были обнаружены следы микенского пребывания, а зелёные — расположение микенских торговых постов. Экономика того времени испытывала острую потребность в меди, приходившей с Кипра (от которого металл и получил своё название), и поэтому на протяжении всего бронзового века (а бронза — это сплав меди с оловом) Кипр имел огромное значение для Средиземноморья. Он играл роль перевалочного пункта между греками и Эгейским миром, с одной стороны, и Сирией, Угаритом и Ближним Востоком — с другой.

Так как микенцы, в результате рейдерских захватов, "прихватизировали" всю минойскую торговлю, то на этой карте мы можем видеть оригинальную крито-минойскую торговую сеть.

Карта минойских торговых маршрутов

"На западе минойцы добрались до Южной Италии и Сицилии, а на востоке основали поселения на Родосе, Косе, Самосе и даже на побережье Малой Азии и Иасосе и Милете. Последний обеспечивал минойским торговцам доступ в глубь Анатолии. Минойские купцы торговали с Сирией и Египтом, а минойские послы запечатлены в египетской настенной живописи: корабли из Кефтиу (с Крита) были, очевидно, обычным зрелищем в ближневосточных портах, а минойцы выполняли роль посредников в торговле на Западе. 

Minoan galley reconstructed from a fresco at Knossos.

Тексты, найденные в Мари, городе на Евфрате, описывают критян как постоянных жителей Угарита, имевших собственных переводчиков и покупавших эламское олово при посредничестве правителя Угарита. Олово поставляли караваны, шедшие в Сирию из долины Евфрата. В Угарите были найдены прекрасные камерные гробницы, из чего можно заключить, что минойские поселенцы были людьми богатыми и утончёнными, чувствовавшими себя свободно в многонациональном, многоязычном городе" (Майкл Вуд).

Из фемпаблика.

Исторические артефакты свидетельствуют против царебожничества историков.

Помнится, Иисус говорил своим ученикам: «Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить…». Почему они не могли "вместить" в себя сказанное Учителем? Да потому что его слова рвали все их шаблоны, все их привычки и "понятия", по которым они привыкли жить. Точно так же рвёт все шаблоны археология Крита. Интересно читать, как авторы разных исследований крито-минойской эпохи пытаются "натянуть сову на глобус" в своих стараниях найти там царей. "Ну как же они жили без царей?! Это же нереально! Так нельзя!" - вопит их патриархальное сознание.

Цитирую Удивительные эгейские царства / Пер. с англ. Т. Азаркович. - М.: ТЕРРА, 1997. С. 95:

"Остаётся неразрешённой загадка - кто же правил минойским Критом в пору его расцвета? Имя Минос, принадлежавшее легендарному кносскому царю, вполне могло быть титулом как «фараон». Но, может быть, Минос не был единовластным правителем всего острова. Некоторые исследователи в поисках ответа обратились к греческим мифам. Трое сыновей Зевса и Европы - Минос, Радамант и Сарпедон - традиционно связываются с дворцами в Кноссе, Фесте и Маллии, соответственно. Возможно, их родством - будь оно так на самом деле - и объяснялось дружественное распределение власти. Если миф хоть как-то связан с действительностью, то легендарные братья были добрыми царями, ибо греки «посмертно вознаградили» Миноса и Радаманта за справедливое правление, сделав их судьями в загробном мире греческой мифологии".

Но, допустим, Минос и трое его сыновей реально существовали и правили как египетские фараоны. А где же гробницы царей? А где же дворцы, в которых они жили? Вот типичный царский дворец в Микенах с "львиными" воротами:


Надо ли говорить, что на Крите ничего подобного не обнаружено? О Кносском "дворце" см. здесь. О "троне царя Миноса" см. здесь.

06 февраля 2023

Мохенджо-Даро.

"Мохенджо-Даро считается крупнейшим городом Индской цивилизации. В период расцвета его население составляло около 100 тысяч человек, площадь — 260 гектаров. Крепостных стен он первоначально не имел. Их построили уже во времена заката Индской цивилизации из каменных глыб, обожжённого кирпича и высушенного на солнце кирпич-сырца. В общем, укрепление возвели на скорую руку. Несомненно, сделали это не от хорошей жизни — появилась серьёзная внешняя угроза.

Реконструкция

Окраины города были застроены небольшими домами, состоявшими зачастую из одного помещения. Несколько таких зданий группировались вокруг внутренних двориков с общими колодцами — здесь селилась беднота.

«Сердце» Мохенджо-Даро располагалось не в центре, а на западной окраине, где находилась Цитадель. Чем ближе к ней, тем выше дома и шире улицы. Тесные одноэтажки «рабочих окраин» сменяли двух- и трёхэтажные дома «среднего класса». Многие принадлежали отдельным семьям, но были также аналоги римских многоквартирных домов, площадью до 320 кв. м. В этих домах обнаружены комнаты для омовений с ваннами! Здесь тоже имелись внутренние дворики с колодцами (найдено более 600 колодцев). Вероятно, пищу готовили в этих двориках, хотя кое-где обнаружены остатки кухонь. В одном из дворов раскопана круглая печь для выпечки хлеба.

Древние египтяне осеняли себя крестным знамением?

Интересная картинка из книги В. В. Розанова "Во дворе язычников". Он её взял из Maspero. "Hist. des peuples l'Orient classique", vol. I, p. 180. Объяснение Масперо к рисунку: "Мумия, встречаемая Анубисом у входа в гробницу, и отверстые уста".

Египтяне молятся, провожая душу покойного, и при этом коленопреклонённая женщина изображена с рукою, поднятою ко лбу. Неужели древние египтяне при молитве осеняли себя крестным знамением, как это делают православные и католики?

Вот ещё одна подобная картинка:

Моление перед мумией. Сцена из "Книги мёртвых" Хунефера. Египет, 1280г. до н.э.

Хотя не всё так однозначно. Как понимать жест двух привратников на центральной композиции в гробнице Авгуров в Тарквиниях (ок. 530 г. до н.э.)?

Солнце новой жизни.

Ещё одна культурологическая параллель между крито-минойской и древнеегипетской цивилизациями.

Реконструкция Кносского двореца 17-го в. до Р.Х. по Эвансу. Над колоннами букрании, стилизации бычьих рогов.
Оригинальная букрания из Кносса. 17 в. До Р.Х. Ираклион. Археологический музей

Проф. А. Зубов говорит, что "эти стилизованные рога очень напоминают распространённое древнеегипетское изображение Рути - Шу и Тефнут в виде двух сидящих львов, над которыми восходит солнце" (Источник).

Рути (Шу и Тефнут) .
 
Decoration of Aker/Ruty from the Sarcophagus of Khonsu, ca. 1279-1213 BCE

Можно сказать, что в культурном отношении крито-минойцы и древние египтяне были братскими народами.

А лабрис теперь можно рассматривать как "солнце новой жизни".

05 февраля 2023

"Волосы ангела".

Интересная параллель обнаружилась.

В статье о фатимском чуде говорится: "[13 августа 1917 года] над местом, где раньше появлялась «Дева», опять возникло странное облачко. Повисев минут десять, оно поднялось в небо, где летало «что-то вроде светящегося шара». Затем посыпались «падающие цветы» - некие беловатые волокна, которые таяли, не долетая до земли. В уфологии этот феномен известен как «волосы ангела»: иногда они выпадают с неба после пролёта НЛО" (Источник).

Теперь читаем отчёт о петрозаводском феномене 20 сентября 1977 года: "Объект двигался по восходящей линии к созвездию Большая Медведица. По мере подъёма над горизонтом облако расширялось и пульсировало. Внешние очертания облака - круг или овал. Некоторые очевидцы сравнивают его с раскрытым зонтом или парашютом. Внутри облака заметная структура в виде тонких светящихся нитей. Весь объект по форме напоминал "медузу" (рис. 6.2.2 и 7.2.2). Свечение бело-голубое, центральный объект - красный" (Источник).

В Петрозаводске наблюдали те же «волосы ангела»?

Круги на полях в Австралии.

Интересный документальный фильм о кругах на полях (crop circles) в Австралии.


Там были записаны специфические звуки, исходящие из центра кругов, причём такие же звуки были записаны ранее в Англии.

В Австралии круги на полях обнаружены далеко от городов и цивилизации. Первый круг был обнаружен там в 1940-м году. (Кстати, примерно к этому же времени относятся и первые сообщения о наблюдении НЛО.) С тех пор в Австралии зарегистрированы сотни кругов на полях, и все в пустынном районе примерно 10 000 кв. км. на стыке штатов Новый Южный Уэльс, Южная Австралия и Виктория. 

В австралийских кругах, как и везде, стебли растений не сломаны, а лишь изогнуты под углом 90 градусов. Что касается почвы, то на периферии кругов она песчаная и мягкая, а в самом центре — твёрдая как камень. Исследования почвы показали, что внутри круга она была "мёртвой", т . е. она содержала очень мало бактерий, тогда как в почве за пределами круга почва была "живая", кишащая бактериями. Ну и там, в самом эпицентре круга, исследователи раскопали кольцо из земли, которая "спеклась" в виде свернувшейся в кольцо змеи, причём это кольцо создавало магнитную аномалию.

Местные фермеры заметили, что их овцы избегают приближения к этим кругам; очевидно, они слышат тот самый звук на частоте 5.1 килобит, исходящий из кругов, похожий на шипение змеи. Ну и там свидетели рассказывают о светящихся НЛО в районе обнаружения кругов. В конце фильма исследователи выражают надежду, что в будущем им удастся зафиксировать появление кругов на полях с помощью специальной аппаратуры. Проблема лишь в том, что такие видеосъёмки уже имеются, но их считают подделкой. 


О "матери мира" Марине Цвигун и её "белом братстве".

"Сёрфингуя" по информационным волнам Интернета, я случайно наткнулся на сайт Матери Мира Марии ДЭВИ ХРИСТОС. Цитирую:

"Время, в которое мы живём, одновременно прекрасное и ужасающее. Ужасающее, потому, что мир стоит на пороге таких испытаний и потрясений, которых не было за всю историю человечества. И прекрасное потому, что планета Земля подошла к самому ПрекРАснейшему Мигу за всю историю своего существования — ПРЕОБРАЖЕНИЮ. Когда Свершилось То, что веками ждали Посвящённые, все Святые и Пророки. Свершилось, что бывает лишь в самом Начале и в самом Конце. Матерь Мира Снизошла в этот погибающий мир [11 апреля 1990 года], дабы Спасти землян и Совершить Процесс ПреобРАжения планеты, человечества и всего Мироздания вцелом. Потому, что в эпоху оголтелого патриархата земляне оказались в безпомощном состоянии деградации, зла и невежества. И без Воли Великой Матери Мира, без Её Пребывания на Земле, как Мессии Эпохи Водолея — ИСТОЧНИКА Света, Силы, Мудрости, Знания, — человечество было бы поглощено Тьмой".

Говорят, после суда и гонений в Украине Марина Цвигун переехала в Москву (Источник). Это может быть.

Я в начале 90-х годов был свидетелем бурной деятельности её "Белого Братства", - молодые ребята ходили по городу завёрнутые в белые простыни и повсюду развешивали-расклеивали свои листовки. 


Впрочем, я к этому движению всегда относился скептически, считая его одной из форм самовыражения т. наз. "глубинного народа".

У людей, родившихся в СССР, как правило, "каша в голове". Они находятся в положении лодки, которая отчалила от одного берега, но так и не причалила к другому берегу. Православная культура была разрушена большевиками после революции, новая - советская - культура сделала "харакири" в 1991 году, и в результате массы людей оказались без "почвы" под ногами. Оказавшись в такой "межеумочной" ситуации, народ, подобно амёбе, стал захватывать со всех сторон всё что попадалось под руку. В результате получился дичайший "замес" из Кашпировского и славянских щуров-пращуров, гуманоидов и Великой Тартарии, Матронушки и культа личности Сталина, имперства и оккультизма. Я и сам в 1990-х увлекался теософией Елены Блаватской, читал газету "Завтра" Александра Проханова и ходил на собрания к баптистам. Но я довольно скоро перешёл к чтению академических исследований культуры, тогда как многие до сих пор плескаются на сетевом "мелководье".

Трудолюбивые дети Цереры.

У греков муравей — атрибут Цереры, здесь муравьи почитались как священные животные. В древнегреческих мифах первые жители острова Эгина назывались "мирмидонес" (муравьи), потому что они обрабатывали землю с муравьиным терпением, усердием и прилежанием. Так, мирмидоняне (то есть «муравьиные люди», от греч. murmns, «муравей»), колонизовавшие остров Эгина, ведут своё начало от Мирмидона, сына громовержца Зевса и Эвримедузы, к которой Зевс явился в виде муравья.

Раннехристианский текст «Физиологус» приводит изречение Соломона «Пойди к муравью, ленивец!» (Притч 6:6) и превращает муравья, как и пчелу, в символ прилежания (Источник).

Муравьями-«скотоводами» называют садовых или бурых муравьёв (Lasius). Чаще других видов муравьёв они содержат в муравейниках тлей, которых нередко окружают глиняными стенками-«стойлами». Они «доят» и тлей, живущих на ближайших к муравейнику растениях. Тли выделяют капельки сладкой жидкости после того, как муравьи усиками пощекочут им брюшко. Эта жидкость (экскременты тлей) служит им пищей (Источник).

04 февраля 2023

Козлиный матриархат.

Одомашнивание коз произошло около 10 200 лет назад на территории современного Ирана, в предгорьях Загроса. Учёные почти полностью уверены в том, что неолитические жители тех мест одомашнили безоаровых козлов (Capra aegagrus).

Безоаровый козёл — предок современных домашних коз

Скорее всего, древние люди старались содержать только самок, потому что именно они могут давать молоко, мясо и приносить потомство. Большинство самцов же убивались в самом раннем возрасте, потому что их требовалось кормить (Источник).

"В стаде коз часто наблюдается матриархат, главной козой стада является или самая старая, или самая сильная коза, в любом случае она должна отличаться высокой сообразительностью. Иерархическая структура козьего стада берёт начало задолго до одомашнивания и практически не изменилась с тех времён. Каждый год после окота козы выясняют, кто будет руководителем стада в новом году. Поэтому от года к году ведущая коза стада может меняться. Интересно отметить, что после свержения предыдущий руководитель стада в течение нескольких недель наблюдает за новой главной маткой и при обнаружении у неё слабостей старается вернуть своё главенствующее положение. С установлением безоговорочного лидерства новой матки, прежняя становится её советником, и при болезни ведущий матки берёт полномочия вожака временно на себя" (Источник).

Интересно, что у трёх наиболее полезных животных, одомашненных человеком в эпоху неолита, - у козы, коровы и свиньи, - в дикой природе царит матриархат. Несомненно, люди наблюдали поведение одомашненных животных и не могли не заметить матриархальные порядки в их среде. Насколько те порядки повлияли на формирование общественного строя неолитических земледельцев? Наверно как-то повлияли. Во всяком случае, все три животных "отметились" в мифологии, а древняя мифология оказывала влияние на умонастроения общества. К тому же, корова, коза и свинья - всяк по-своему - относились к разряду сакральных животных, а это значит, что люди к ним присматривались. Ну, а если немного перефразировать знаменитый афоризм Ф. Ницше "когда ты долго всматриваешься в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя", тогда получается, что люди, присматриваясь к сакральным животным, вольно или невольно перенимали их поведение.

Бабушка Иисуса.

Источник картинки.

Икона св. Анна и св. дева Мария, находится в крестильне (баптистерий) храма в честь Смоленской иконы Божией Матери (1790), на Смоленском кладбище СПб. По словам священнослужителей, икона старая, 18-19 век. Была передана в дар храму.

Лабиринты в связи с ИСС.

Из книги Карла Кереньи «Исследования лабиринта»:

"Откровенно говоря, любое исследование лабиринта должно было бы начинаться с танца. Танец, рисунком которого является лабиринт, впервые упомянут и описан в Греции на страницах «Илиады». Гомер рассказывает о танцевальной площадке («χόρος»), которую Дедал построил (ἢσκησεν) в Кноссе для Ариадны. Такие же танцы юноши и девушки танцевали на другой знаменитой площадке, которую Гефест изобразил на щите Ахилла: ухватив друг друга за запястье, «легко, словно сидящий гончар, пробующий новый круг». Вереница танцующих совершала, таким образом, круговое движение, подобное движению гончарного круга. Но эта вереница была длинной, потому что вскоре оказывалось так, что они «танцевали одной вереницей напротив другой, друг против друга». Это неизбежно происходило, если рисунком танца была меандровая спираль или круглый лабиринт: находившиеся в голове вереницы двигались навстречу тем, кто шёл за ними. 

Ещё одним подтверждением нашего вывода является делосский танец в честь Афродиты (которая там отождествлялась с Ариадной). Церемония проходила ночью. Найденные в Делосе надписи упоминают верёвки и факелы, которые использовались во время танца на празднике в честь Афродиты. Верёвка и свет факелов напоминают и о празднествах в честь Персефоны. Per manus reste data virgines sonum vocis pulsu pedum modulantes incesserunt «...поющие девушки, взявшись за верёвку, пошли, отбивая такт ногами» — так Ливий описывает «танец Прозерпины» в Риме. И здесь нам становится очевидной связь с критской культурой и с образом Персефоны. Все три богини, с именами которых связаны танцы с верёвками (не считая делосской Афродиты) — Артемида, Бритомартида и Персефона, — имеют отношение либо к смерти, либо к рождению, либо и к тому, и к другому.

О рисунке делосского танца можно судить по тому, что его танцевали вокруг алтаря, построенного из левых рогов. Налево — это в сторону смерти. Танцующие, как и в танце маро, двигались к смерти, чтобы в конце концов выйти к истоку жизни. Присутствие верёвки и название танца — геранос, «журавлиный танец» — весьма примечательны и заслуживают того, чтобы поговорить о них отдельно. 

О евгенике.

Из записей паблика "Древний Рим: Res publica Romana":

"Мозаика с пленниками, изображающая семью пленников, скорчившуюся со связанными руками. Центральная панель окружена двенадцатью портретами африканцев. Мозаика занимала апсиду Гражданской базилики в Типасе. Датируется 200-300 гг. н.э. Музей Типаса, Алжир".

Обычно в комментах народ пишет всякую бредятину дуболомную, но в данном случае приятное исключение:

Алевтина Гоман: Люди ужасны в своей жестокости ((

Миша Верич: Алевтина, они не знали, что это плохо)

Алевтина Гоман ответила Мише: Миша, эмпатия в большой степени закладывается генетически. Кто-то в 5 лет отрывает насекомым крылья, а кто-то плачет из-за того что бабочку случайно раздавили. Иногда оба ребёнка в одной семье.
 
Миша Верич ответил Алевтине: Алевтина, возможно, но эмпатия - это не урождённое, это воспитывается, какие-то основы пока ребенок ничего не может, да , а когда он начинает понимать что такое чужая боль и остальное, ему прививают правильное/неправильное отношение к этому.
 
Алевтина Гоман ответила Мише: Миша, не могу согласиться. Можно привить правила поведения, но если структура мозга располагает к эмпатии, то человек не сможет спокойно наблюдать чужие страдания. Это в бОльшей степени именно медиаторные системы, а не воспитание. Воспитанием можно только скорректировать.
 
Андрей Юрков ответил Алевтине: Алевтина, поэтому необходимо создание искусственного режима наибольшего благоприятствования тем, кто имеет наследственность, ориентированную на наибольшую эмпатию (т.е. наиболее социально ориентированную). Им обеспечивать материальные предпосылки для наибольшего деторождения, а людям с наименьшей эмпатией (а уж тем более с садизмом) напротив ограничивать деторождение.
Ну и усиливать этот отбор генной инженерией - генной терапией.
Так можно примерно за 300 лет получить общество куда более лучших людей, которые будут реально способны выстроить лучшее будущее для Земли и человечества.
 
Юлия Захарова ответила Андрею: Андрей, искусственный отбор?! Гитлеру понравилось бы.
 
Андрей Юрков ответил Юлии: Юлия, вовсе нет, как раз ему это очень не понравилось бы. Вспоминаем его напутствие германской молодёжи, например. Почитайте его выступления перед Гитлерюгендом - вы ужаснётесь той воспитательной программе, что реализовывалась тогда нацистами. Германский нацизм намеренно культивировал жестокость и желание господства и доминирования. Именно по этому принципу шёл отбор в том, по сути, евгеническом государстве. Это путь противоположный культивированию эмпатии в людях. Хуже всего в том классически фашистском обществе ощущали себя люди, как раз-таки способные к эмпатии и состраданию. Они уже тогда понимали, что немецкое, итальянское, венгерское, румынское и японское общество (5 основных форм тогдашнего фашизма) идёт к краху.
 
Leona Devis ответила Андрею: Андрей, идеалистическая чушь, но мечтать не запретишь)
 
Алевтина Гоман ответила Андрею: Андрей, благами намерениями выстлана дорога в ад.
Думаю, естественный отбор как-нибудь сам справится.
Человек - животное, и довольно жестокое. Вряд ли можно что-то с этим сделать
.

 

03 февраля 2023

Мама на древних и современных языках.

Характерно, что фонема (слог, слово) "ма" у многих этносов означает "мать" (как, в значении родства - "мама"), так и женского органа ("матка" ). У семитов (на иврите) "мама" звучит как" имма", у шумеров - "умма" . "Умма" - одно из имён жены Шивы (дравидский пантеон); у дравидов-тамили - "амма" (мама); у белорусов - "матка" (мама); у латышей - "māte"; на санскрите "мама", - "мата" и "анна"; на нахчи "нан (н)а" (русское "няня"); на турецком - "aннe"; у алтайцев - и "умма", и "эн(н)е". В др. египетском "мама"- "мут" и "умма"; имя фракийской богини "Ma" значит "мать"; как и в случае фригийской (И.М. Дьяконов) - "Матер Кубиле (Кибела) или "Ма", есть и более, древнее - "Амма"; у хатти Каппадокии Великая богиня известна под именем Ма-Беллона ("Мать-Владычица"); в надписях из Микен богиня-мать значится как "Ма-Дивиа (Ма-Зивиа (Ма-да/ду/ди/дья-виа) ", что означает "Божья мать (мать-богиня) " (в дворцовом архиве Пилоса найден документ, содержащий наименование "Diwija" (ср. "Дивиа" и санскр. "devi" - "богиня"); одно из имён Шакти (Деви, Дурги) - "Ил-амма" (т.е. "Божья мать (Богиня-мать"), а Кали-Ма означает - "мать Кали"; имя богини кельтской (ирландской) мифологии "Дану (Д(а)-ан(н)у) " (ирл. Danu, валл. Danu, гэльск. Danu, брет. (D)Annu), где санскр. " анна" - "мама" (хеттское "мама" - "annaš"), может означать ("Danu") "Божья мать (богиня-мать) ". Заметим, что наименование этой богини в форме "Д-анна-н (D-ana-nn)" позволительно истолковать как" Мать высших богов (Высокая мать богов) ". Существенно (показательно) и то, что термин шумерское "ум(м)а" означает также и "свет" (источник света - Мать-небо), а "мма" - "начало" (начало существования, жизни), т.е. эти слова также ассоциируются с" небесными" эпифаниями Всеобщей матери (о термине "анна" уже упоминалось). Так (Б. Грозный), у хурритов понятие "божество" обозначается также и словом "Нani, которое (Нa-(a)n-(i)) может быть истолковано как " (Эта) Небесная", а в виде "Нa-(an)n-(i)" - "Это - мать".
…….
По всей вероятности, отголоски матриархата высвечиваются в таких терминах, как инд.-евр. "аn-" - "предок" ( по жен. линии (ср. санскр. "анна"); армянское "hаn" и хеттское "hаnnаs" - «бабушка»; др.-германское "аnо" - «предок вообще» (Л.А. Сараджаева "Древнейшие религиозные представления...". 1985). В таком случае др.-иран. "dan, danu" может означать "Бог-предок (по женской линии); Богиня-праматерь)". А поскольку "dan, danu" (Дон) означает и "вода, река", то имя "Дан -(а)ну" (как праарийское) позволительно истолковать и как "Вода - богиня-праматерь" (что соотносится с мифологией творения).

Михаил Зильберман, ст. "К наименованиям изначального Единого бога и его проявлений". Источник.

 

Лжица для причастия сомой?

Интересная вещица из раскопок древнего города Согда (Нахшаба) в центре Зарафшанской долины в Узбекистане. Город был обжит с IX—VIII века до н. э. по VI век н. э.


Керамическое изделие с ложчатым резервуаром и ручкой, оформленной в виде фигуры осёдланного коня, определено как "светильник".

Это изображение выпрыгивающего из "светильника" всадника на коне напомнило мне аналогичное изображение на этрусском кувшине из Тральятеллы (ок. 640 г. до н. э.).

Только на этрусском сосуде вместо горящего светильника мы видим изображение лабиринта. Случайное совпадение, или в этом что-то есть?

Да, и тут ещё интересны странные налепы на коне и всаднике. Нечто похожее мы наблюдаем на статуэтках, найденных в Междуречье (культура Эль-Убейд) и в долине реки Инд. Я уже говорил о них в записи Сома в индо-хараппской культуре? 

Что, если это был не "светильник", а сосуд для сомы? Тогда приходит на ум выражение из слэнга наркоманов: I am high, что буквально означает "я [подпрыгнул] высоко", то есть "я под кайфом". В таком случае, можно сказать "я высоко [на лошадке]". "И уносят меня..."


 
 

02 февраля 2023

Совместные трапезы и возлияния в Маргиане.

"К югу от Гонура было раскопано монументальное здание храма со строгой и чёткой планировкой (рис. 6). 

 

При раскопках было найдено несколько особых, очень характерных помещений, в которых обнаружены «тщательно изготовленные глиняные чаны». «В этих чанах, по предположению палеоботаников, размокали травы, которые затем использовались для приготовления сомы-хаомы». «Огромные конической формы чаны были найдены во многих помещениях, глубоко зарытыми в пол, причём в некоторых из них, как, например, на дне чана из «крытого дворика», были обнаружены микроскопические веточки эфедры. На полах многих помещений были найдены каменные тёрки, пестики и зернотёрки (часть их сохранила микроскопические зёрна мака, причём обнаружены они в таком количестве, что явно превышают нужды и потребности даже для обычных бытовых памятников). Итак, налицо полный набор предметов, необходимых для приготовления опьяняющих и галлюциногенных напитков. Существенно, если раньше остро дискутировался вопрос о том, какое растение употреблялось для этого, то теперь со всей определённостью ясно – для обитателей страны Маргуш это были мак и эфедра. Особый вид – эфедра-интермедиа до сих пор произрастает в предгорьях Копетдага, и можно полагать, что именно отсюда растение доставлялось в Юго-Восточные Каракумы в древности» (Сарианиди В.И. Протозороастрийский храм в Маргиане и проблема возникновения зороастризма. ВДИ, 1989, №1, стр. 158).

 

«Эти и многие другие данные свидетельствуют в пользу утверждения о том, что в храме Тоголок-21 готовили одурманивающие культовые напитки. В мировой археологической практике этот факт впервые установлен для столь древнего периода. Очевидно, что приготовленный напиток затем использовался в ритуальных храмовых церемониях» (Сарианиди В.И. Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте Мургаба. Ашгабад, 2002, стр.174-175).

Википедия сообщает, что Храмовый город просуществовал до конца XVI века до н. э., а это значит, что он был современником кносского дворца-лабиринта.

Интересно, что там, в Кноссе, тоже обнаружены огромные сосуды.

Кносс. Дворец. Западные склады с пифосами, начало II тысячелетия — XV в. до н. э.
 

Это может свидетельствовать о приготовлении какого-то "хлёбова" для больших масс людей, которые могли собираться вместе на совместные трапезы с возлияниями.

О смысле татуировки.

Ж.-П. Дозон в статье "Африканские пути смерти и потусторонья" говорит, что скарификация в традиционных обществах используется для того, чтобы  индивиды одного рода (genre) [пола] отличались от противоположного рода [пола].

Интересное истолкование. Но, если оно верно, тогда скарификация возможна лишь в тех обществах, где люди ходят нагишом, "в чём мама родила". Потому что одежда обладает бесконечным набором выразительных средств для подчёркивания своей родовой и половой идентичности.

Да, и тут, конечно, можно вспомнить про татуировки, которые также можно рассматривать как средство подчёркивания родовой исключительности. Мы знаем, например, про женские татуировки у погребённых скифов из Пазырыкских курганов, однако скифы имели одежды и не ходили голышом. 

Значит, не всё тут просто и однозначно. Видимо, скарификации и татуировки, помимо вышеозначенного, имеют и другие смыслы.
 

Казанова, Хлестаков, князь Владимир и папуас-"бигмэн".

Похоже на то, что мужское вожделение одинаково толкает их и к "покорению" женщин, и к "покорению" племён и народов.

Здесь нужно подчеркнуть, что вожделение тесно связано с эгоизмом: если я, например, вожделею курицу во время голода, то отнюдь не из стремления к благу курицы.

Соответственно, сластолюбец, вожделеющий "овладеть" красавицами, вовсе не желает осчастливить их; они ему потребны лишь в той степени, в какой изысканная пища потребна для гурмана.

Я заметил удивительное совпадение в описании Казановы Стефаном Цвейгом и Хлестакова Николаем Гоголем. Оба - совершенно примитивные типы в умственном отношении, и оба одержимы страстью: первый - страстью к женскому полу, второй - страстью "пожрать" повкуснее. И обе эти страсти коренятся в одном вожделении - насыщения и удовлетворения собственной плоти. 

Как говорится, всё познаётся в сравнении. Так вот, образ постящегося в пустыне Иисуса является диаметрально противоположным типажу Хлестакова. Если Иисус   Христос, то, значит, Хлестаков — антихрист. 

Искушение святого Иллариона. 1896

Загадка табу.

В. В. Бочаров в статье "Истоки власти" пишет:

"Многие исследователи склонны отводить запрету решающую роль в процессе становления социальности. «Можно говорить даже, что в известном смысле первое табу предопределило первого человека» [Абрамян 1979: 107]". 

Как говорится, нет ничего нового под солнцем: современные учёные повторяют своими словами то, что давным-давно известно из Библии касательно запретного плода в Эдемском саду. Но там вполне понятен и известен источник табу — Бог. А каков источник табу в архаических обществах?

Когда европейские исследователи задавали вопросы, пытаясь установить мотивы того или иного поведения, то слышали в ответ обычную формулу — «так принято», или «это закон наших предков». То есть, надо полагать, что табу были установлены предками в стародавние времена. Потомки же исполняют табу совершенно бездумно, по традиции, как бы "на автомате", машинально, инстинктивно. А. Богданов так в своё время сформулировал эту мысль: «В старые времена людям жилось лучше, т.е., собственно, не лучше, а легче. И не в том смысле легче, чтобы меньше было труда и страданий, — нет, всего этого было более чем достаточно, — а думать людям не приходилось. За них думали другие — но и эти другие, собственно, тоже не думали, потому что и за них думали третьи, а за третьих, таким же образом, четвёртые и т. д. Казалось бы, что в этой цепи "недумания" должны были на самом конце оказаться какие-то "думающие", но и этого не было. Дело в том, что цепи конца не было. Цепь живых людей в своем целом соединялась с цепью мёртвых, и за живых думали мёртвые: это называлось заветами предков».

Вот такие "чудеса в решете" получаются с этим табу. Можно сказать, что табу создало человека разумного, а кто создал табу — совершенно невозможно понять.

Художник Андреев Александр Семёнович.

 

01 февраля 2023

Цареведческое.

Мавзолей Кира Великого в Пасаргадах. Начало XX в. Источник картинки.

Иван Москвитин говорит, что сей мавзолей "послужил одним из образцов для мавзолея Ленина".

Большевики, захватив власть в России, на словах позиционировали себя "борцами с царизмом", а сами уселись в московском Кремле, на месте, пропитанном духом русских царей, и для "вождя мирового пролетариата" построили усыпальницу по образцу царского мавзолея. Типа, "Боже, царя (красного) храни...". Царебожничество большевиков просто "зашкаливает".

Игорь Сибирский пишет, что правильнее называть мавзолей Кира мавзолеем Куроша или Куреша. Так его звали. Кир - ругательство на фарси, как х*й по русски. Х*й великий - звучит смешно.

Это очень ценное примечание. Несколько лет назад в статье "К этимологии слова "хер"" я приводил мнение С. Г. Фатыхова о том, что санскритское  «кар» («кер») означает пенис, и говорил, что на цыганском языке мужской половой член называется "кар", что подтверждает теорию об "исходе" цыган из Индии. Параллель на фарси раскрывает этимологию нем. Herr - "господин" и ге́рцог (от нем. Herr и нем. zog — «потянул», от ziehen — «тянуть, тащить»).

Herzog (шутка)