Греки-ахейцы (или микенцы), обосновавшись в Элладе, принялись расширять свои владения на близлежащих островах Эгеиды; эта экспансия продолжалась около века. Главной вехой на этом завоевательском пути было покорение большинства крупных поселений на минойском Крите, завершившееся около 1450 г. до н. э. воцарением в Кноссе. Так микенцам удалось присвоить ту монополию на торговлю в Эгейском море, которая практически принадлежала минойцам. До тех пор во всём регионе сильнейшей морской державой были минойцы, но после гибели Кносса их место заняли микенцы, с невероятной быстротой создавшие повсюду свои торговые посты и вытеснив не только минойские товары, но и самих минойцев.
Микенцы образовали колонии и установили торговые связи по всему Восточному Средиземноморью. В XIV и XIII веках их сфера влияния расширилась, вобрав в себя юг Италии, Кипр, Малую Азию, Сирию и Египет. Как считает большинство специалистов, в XIV — XIII вв. до н.э. микенские купцы селились на Кипре, в Угарите и могли проявлять свою активность и в других местах, например, в Тель-абу-Хаваме возле Хайфы, в Сарафенде в Южном Ливане, где найдено поразительное захоронение того периода. На этой карте жёлтыми точками обозначены дворцы микенцев в Элладе, а красными точками отмечены их поселения на островах Эгейского моря. Синие точки указывают места, где были обнаружены следы микенского пребывания, а зелёные — расположение микенских торговых постов. Экономика того времени испытывала острую потребность в меди, приходившей с Кипра (от которого металл и получил своё название), и поэтому на протяжении всего бронзового века (а бронза — это сплав меди с оловом) Кипр имел огромное значение для Средиземноморья. Он играл роль перевалочного пункта между греками и Эгейским миром, с одной стороны, и Сирией, Угаритом и Ближним Востоком — с другой.
Так как микенцы, в результате рейдерских захватов, "прихватизировали" всю минойскую торговлю, то на этой карте мы можем видеть оригинальную крито-минойскую торговую сеть.
Карта минойских торговых маршрутов
"На западе минойцы добрались до Южной Италии и Сицилии, а на востоке основали поселения на Родосе, Косе, Самосе и даже на побережье Малой Азии и Иасосе и Милете. Последний обеспечивал минойским торговцам доступ в глубь Анатолии. Минойские купцы торговали с Сирией и Египтом, а минойские послы запечатлены в египетской настенной живописи: корабли из Кефтиу (с Крита) были, очевидно, обычным зрелищем в ближневосточных портах, а минойцы выполняли роль посредников в торговле на Западе.
Minoan galley reconstructed from a fresco at Knossos.
Тексты, найденные в Мари, городе на Евфрате, описывают критян как постоянных жителей Угарита, имевших собственных переводчиков и покупавших эламское олово при посредничестве правителя Угарита. Олово поставляли караваны, шедшие в Сирию из долины Евфрата. В Угарите были найдены прекрасные камерные гробницы, из чего можно заключить, что минойские поселенцы были людьми богатыми и утончёнными, чувствовавшими себя свободно в многонациональном, многоязычном городе" (Майкл Вуд).
Комментариев нет:
Отправить комментарий