Помнится, Иисус говорил своим ученикам: «Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить…». Почему они не могли "вместить" в себя сказанное Учителем? Да потому что его слова рвали все их шаблоны, все их привычки и "понятия", по которым они привыкли жить. Точно так же рвёт все шаблоны археология Крита. Интересно читать, как авторы разных исследований крито-минойской эпохи пытаются "натянуть сову на глобус" в своих стараниях найти там царей. "Ну как же они жили без царей?! Это же нереально! Так нельзя!" - вопит их патриархальное сознание.
Цитирую Удивительные эгейские царства / Пер. с англ. Т. Азаркович. - М.: ТЕРРА, 1997. С. 95:
"Остаётся неразрешённой загадка - кто же правил минойским Критом в пору его расцвета? Имя Минос, принадлежавшее легендарному кносскому царю, вполне могло быть титулом как «фараон». Но, может быть, Минос не был единовластным правителем всего острова. Некоторые исследователи в поисках ответа обратились к греческим мифам. Трое сыновей Зевса и Европы - Минос, Радамант и Сарпедон - традиционно связываются с дворцами в Кноссе, Фесте и Маллии, соответственно. Возможно, их родством - будь оно так на самом деле - и объяснялось дружественное распределение власти. Если миф хоть как-то связан с действительностью, то легендарные братья были добрыми царями, ибо греки «посмертно вознаградили» Миноса и Радаманта за справедливое правление, сделав их судьями в загробном мире греческой мифологии".
Но, допустим, Минос и трое его сыновей реально существовали и правили как египетские фараоны. А где же гробницы царей? А где же дворцы, в которых они жили? Вот типичный царский дворец в Микенах с "львиными" воротами:
Надо ли говорить, что на Крите ничего подобного не обнаружено? О Кносском "дворце" см. здесь. О "троне царя Миноса" см. здесь.
Читаем далее:
"Хотя из устройства и убранства минойских дворцов следует, что в них обитали цари и царицы, некоторые учёные отмечают, что в минойском искусстве отнюдь не преобладают изображения властителей - в отличие от современного минойцам искусства египтян. Вместе с тем другие археологи возражают, что правильное истолкование фигур, изображаемых в минойском искусстве, могло бы привести к совершенно противоположным выводам. Например, Эвансу казалось, что на печатях из Кносса явно изображены царь и царевич, - но, поскольку сопровождавшие портреты знаки так и не расшифрованы, никто не может с уверенностью утверждать, какими именно титулами и властью обладали в действительности эти люди. Тем не менее, Эванс заключил, что верховная власть принадлежала не «абсолютным монархам» в нашем понимании, а скорее династии царей-жрецов, правивших от имени верховного божества - богини природных сил".
Совсем не понятно, из какого устройства и убранства минойских дворцов следует, что в них обитали цари и царицы. И какие печати из Кносса с царём и царевичем имел в виду Артур Эванс, - лично я ни разу их нигде не видел.
"Так как значительное число дворцовых помещений отводилось для ритуальных надобностей, некоторые исследователи минойской культуры считают, что власть у них носила преимущественно теократический характер. Так, один учёный высказал мнение, что минойские дворцы могли быть возведены лишь при добровольном участии всего населения, которое трудилось вовсе не из страха перед кнутом тирана, а в уверенности, что они строят дом для богини, где поселится её наместник - царь".
Вот это уже ближе к истине. Однако при таком раскладе царь потребен так же, как собаке — пятая нога. Например, у древних евреев эпохи Судей не было царей, хотя власть у них носила теократический характер. В Силоме была резиденция первосвященника, там располагалась Скиния Завета (Нав. 18:1) и совершались общеизраильские праздники (Песах, Шавуот, Суккот). Замените первосвященника лицом женского пола, - и вот вам крито-минойская теократия.
"Каков бы ни был источник могущества минойских правителей, - их, вероятно, держало в узде обширное собрание советников - совет старейшин или знати, в которую входили и благородные землевладельцы, населявшие виллы, а может быть, даже и народное собрание, охватывавшее все общественные слои. Некоторые культурологи считают, что именно для проведения таких собраний возле дворцов были построены большие, «театральные», дворы. Здесь, перед толпой, и появлялась царская особа в сопровождении свиты, торжественно ступая по мощёным дорогам для процессий, ведущим от дворцовых входов".
На чём основаны эти фантазии о появлении царской особы в сопровождении свиты, - мне не понять. Крито-минойские артефакты создают совершенно иной нарратив: повсюду мы видим женщин в центре композиций.
Реконструкция фрески «Священная процессия» |
Священная процессия (Фреска, Кносский дворец) |
Нет, историки-царебожники в упор не видят (или не хотят видеть) эти артефакты и сочиняют байки про каких-то неведомых царей. Даже с т. наз. "царём-жрецом" не всё однозначно: например, М. Камерон, основываясь на том, что тело идущего окрашено в светло-розовый цвет, выделяющийся на красном фоне, считает, что данная фигура принадлежит женщине — "Царевне Лабиринта".
А сейчас я сделаю шах и мат царебожникам: на Крите ещё не раскопано ничего такого, что напоминало бы большой храм крито-минойской эпохи. При этом, всем известно, что у иудеев первый храм был построен царями Давидом и его сыном Соломоном (Источник). То есть, строительство храмов и храмовое жречество однозначно связано с царской властью: есть царь — есть храм, нет царя — нет храма. Крито-минойская эпоха изобилует святилищами, а вот храмов там нет. Значит, не было там и царей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий