16 декабря 2023

О господах-рабовладельцах раннехристианской церкви.

А. С. Волчков в статье "Рабы в общинах первых христиан" (Вестник СПбГУ. Сер. 2, 2010, вып. 2) касается одной очень "щекотливой" проблемы социального состава раннехристианских общин.

"Специфика христианского движения первых двух веков своего существования состоит в том, что основой церковной жизни служил античный domus, oikos — домовладение богатого человека, который гостеприимно принимал членов церкви у себя дома, был лидером общины и её основным спонсором. При этом членами экклесии являлись семья главы семейства и люди, связанные с ним патронатными или деловыми отношениями. Учитывая фундаментальные основы римского общества, можно определённо сказать, что этот pater familias не мог не быть рабовладельцем".

"То, что среди христиан было множество рабовладельцев, не вызывает никакого сомнения. Рабовладельцами были мученики Поликарп и Аполлоний (Euseb., Hist. Eccl., V.21.2). Согласно «Апостольским правилам», сборнику канонических постановлений III–IV вв., рабовладельцами могли быть христианские епископы (Apost. Can., 40)".

Более того, автор статьи говорит, что основой миссионерства апостола Павла и других проповедников были уже упоминавшиеся «домашние церкви», существовавшие на основе античного домовладения. То есть, ап. Павел, ап. Пётр и другие апостолы, по сути, пользовались материальной поддержкой богатых рабовладельцев.

Уже в самых ранних произведениях Нового завета мы встречаемся с такими христианами, которые, будучи христианами, принадлежали рабовладельцу — не члену церкви (1 Кор., 7:10-11,21; 1 Петр., 2:18-25; 3:1-2; 2 Tим., 1:5). И вот, автор статьи заостряет внимание на одном интересном аспекте отношений между рабовладельцами и рабами в древнеримском обществе. Дело в том, что "одной из самых мрачных сторон античного рабства является то, что тело раба не было тем, чем сам раб мог распоряжаться, но считалось собственностью господина. М. Макдональд, иллюстрируя эту составляющую античного феномена рабовладения, приводит в пример Тримальхиона, который, нисколько не смущаясь, признаётся перед своими гостями в том, что всецело «угождал» как своему господину, так и госпоже в течение четырнадцати лет просто потому, что слушался повелений своих хозяев (Petron., 75). Рабби Гиллель, иудейский законоучитель эпохи второго Храма, пишет: «Кто увеличивает число рабынь, тот увеличивает число прелюбодеяний» (m.Abot.2.8)".

И далее автор замечает, что "примерно с пятого десятилетия I в.н.э. в сочинениях христианских авторов появляются отдельные пассажи, содержащие моральные наставления членам этих домашних церквей (Col., 3.18–4.1; Eph., 5.21–6.9; Tit., 2.1–10.1; I Petr., 2.18–3.7). В этих фрагментах от рабов требуется, чтобы они «во всём повиновались господам по плоти» (Col., 3.22), своим хозяевам они должны служить с «усердием, как Господу, а не как человекам» (Eph., 6.7). Причём ожидается, что рабы-христиане будут исполнять свои обязанности несравненно более добросовестно и безропотно, чем рабы-нехристиане.

О положении женщины по адату.

Из материалов по обычному праву ингушей, собранных Б. К. Далгатом в 1891-92 гг. (Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей, стр. 186-189).

X. Отношения между супругами

а) Личные

Мужской пол считается выше женского.

Женщины всюду и везде должны оказывать почтение мужчинам. Женщина не садится при мужчине, уступает дорогу, отворачивается при встрече, скромно говорит с ним и т.д.

Жена во всём должна подчиняться мужу. Жена, и бедная и богатая безразлично, подчиняется мужу. Жена не должна учить мужа, а должна слушаться его. Если муж приказывает противозаконное по воззрениям народа, то жена вправе не исполнить приказания; во всём остальном она должна его слушаться. За непослушание муж наказывает жену, гонит её от себя прочь; её уговаривают родные жить покорно. По адату муж может выгнать жену из дома своего и не содержать, но по шариату или обязан развестись или содержать.

На самом деле не все жёны послушны мужьям; иногда, хотя очень редко, случается, что жёны командуют над мужьями, но это делается тайком от других жителей; иначе вся семья потеряет уважение общества и лишится почёта, что невыгодно и для самой жены (и мужа). 

Если жена развратна, то муж имеет право убить её; но родственники её протестуют против этого. По адату такую жену должно прогнать, а с виновника полагается обиженному мужу «барч» (3 лошади по 30 рублей каждая), и всё-таки он редко может избегнуть пули или кинжала обиженного мужа. Если мою невесту взял (похитил) другой, то он платит за то мне 90 коров, а отец её мне же ещё 40 коров, и я едва успокаиваюсь; некоторые не удовольствуются таким имущественным наказанием и ещё мстят убийством.

Муж должен печься о жене; если он не исполняет своего долга, то родные его и старики увещевают его.

15 декабря 2023

О кровной мести.

Б. К. Далгат говорит, что с исчезновением или сильным ослаблением устоев рода у чеченцев и ингушей, из родовой организации быта уцелела лишь самая дурная сторона её — кровная месть. 

"Самое же крупное зло, с которым тщетно борются теперь суд и администрация —  кровная месть с ослаблением родовой организации не только не ослабела, но даже, по свидетельству сторожилов - туземцев, — в последнее время усилилась. Не находит ли этот обломок старины при новых условиях жизни новую почву для своего развития? В период процветания родов было труднее решиться на убийство, нежели теперь, т. к. кроме смерти, ожидающей убийцу со стороны рода убитого, страсти людские сильно охлаждались огромным родовым выкупом за убитого, ложившимся тяжёлым бременем на весь род убийцы (130 коров, 3 лошади, 1 бык и проч.)".

Да, уж... Изъятие 130 коров — это весьма серьёзное наказание для всех членов рода. При таком раскладе убийца становился одинаково ненавидимым и со стороны рода убиенного, и со стороны своего собственного рода. Убийце оставалось либо наложить на себя руки, либо податься к Соловью-разбойнику, в общество таких же "извергов рода человеческого", как он сам.

Пан голова, он и в Африке пан голова.

Помнится, в одной из своих записей про австралийских аборигенов я говорил, что у них до прихода европейцев не было никаких племён. На "племена" их поделили европейцы; европейцы же выделили среди аборигенов "вождей", для удобства управления туземцами. По сути, "вожди" туземцев выполняли роль "гауляйтеров" на оккупированных европейцами территориях.

Судя по информации, собранной Б. К. Далгатом, на Кавказе — до поры, до времени тоже не было никаких племён [1]. До Шамиля люди там жили родовой жизнью, под ненавязчивым управлением родовых старейшин. Цитирую:

Б. К. Далгат

"По словам Ч. Ахриева, в горах, где ингуши жили отдельными самостоятельными родственными обществами, республиками, состоящими из 100 - 150 душ обоего пола, каждый аул, или общество, управлялся старшими членами семей; лишь при большой общей опасности все аулы соединялись под управлением старших всех аулов".

То есть, у ингушей имелись лишь старейшины родов.

И далее Б. К. Далгат говорит: "я думаю, что это старшинство не могло иметь характера княжеской власти, а давалось людям, выдающимся по своим достоинствам, и признавалось чисто-нравственною властью". Однако русские "могли принять их за каких-то народных князей, так как старшины сильных родов всегда вели внешние переговоры и сношения с русскими; принять за выборных правителей народа этих родовых начальников, представлявших от своего имени целые общества, было поверхностному наблюдателю, каковыми были все путешественники по Кавказу до его покорения, весьма нетрудно. В противном случае пришлось бы в Чечне ещё в XVIII ст. допустить существование организованного единовластного управления старшинами целыми обществами, наподобие административным порядкам царского периода, чего не знал не только быт чеченцев и ингушей, но и ни один народ, живущий родовым строем; таковых начальников не было в Чечне даже в период усиления там общественной политической жизни; Шамиль, имам Чечни и Дагестана, искусственно ввёл у чеченцев наибов, впервые познакомивших народ с понятием о власти и управлении". 

"Фрейтаг, у которого заимствовали сведения и Дубровин, и Берже и другие, говорит: «Общего правления у чеченцев до призвания ими Шамиля никакого не было. Единство, дотоле замечавшееся иногда в их действиях, происходило естественно и случайно от одинаковости выгод, места жительства и обычаев, но не было следствием какого-либо устроенного порядка. Каждый тохум, ка ждая деревня управлялась отдельно, не вмешиваясь в дела соседей. Старший в роде выбирался обыкновенно, чтобы быть посредником или судьёю в ссорах родственников; в больших деревнях, где жило обыкновенно несколько тохумов, каждый выбирал своего старика, и ссоры разбирались уже всеми стариками вместе. Впрочем, круг их действия был очень ограничен и власть почти ничтожна. Кто желал, приходил к ним судиться; но кто хотел отыскивать лично своё право, преследовал сам врага, минуя стариков; наконец, решения их были не обязательны; в большей части случаев исполнение их зависело от доброй воли тяжущихся. Суд стариков, лишённый всяких принудительных средств, однако же был постоянно уважаем чеченцами и сохранился до самого водворения Шамиля".

Снег.

С Украины надвинулся мощный циклон; со вчерашнего вечера всю ночь мело, и сейчас на улице метель; я утром отправился на работу, но оказалось, что автобусы не ходят; большегрузные "фуры" перекрыли всё движение, буксуют на подъёмах, сжигают бензин и стирают покрышки колёс... 

Вернувшись домой, я стал разгребать двор от снега. Зима в этом году выдалась снежная, как в старые добрые времена, когда я был мальчишкой и копал пещеры в сугробах...

******************************************** 

Post scriptum от 20 декабря 2023 года.

Увы, нет уже более тех зим, какие были в "старые добрые времена". После циклона "Ваня" на улице тепло, +2 градуса по Цельсию, снег тает, по дорогам текут ручейки воды, идёт дождь... Чтобы вновь вернуть прежние "русские зимы" с сугробами до весны, надо чтобы температура стала на три градуса ниже. Очевидно, за последние 50 или 60 лет средняя температура на нашей планете повысилась именно на эти три градуса. Недаром я посадил "райское дерево" - инжир - в своём саду. Глядишь, скоро и змеи приползут...

14 декабря 2023

Крито-минойские "горгоны".

Сегодня вечером, взглянув ещё раз на причёски крито-минойских модниц,


я вдруг вспомнил про «морской» стиль в вазописи Крита. Восьминоги с тентаклями, изображённые на сосудах, напоминают женские причёски с косичками.

Минойские сосуды с изображением осьминогов, созданные около 3500 лет назад. Остров Крит.
 


В продолжение темы см.: Немного о крито-минойских осьминогах.

Многоликая Дама.

Прекрасная Дама из Эльче носила удивительный головной убор и три ожерелья. Этот бюст первоначально был ярко раскрашен. 

Дама из Эльче. IV век до н. э.

 




"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас".

А, с другой стороны, даже такие мелочи, как женские причёски, доказывают наличие архетипов коллективного бессознательного, которые "проявляются" на протяжении всей истории человечества. 

И не является ли сама история "игрой" архетипов?

13 декабря 2023

Ещё одна параллель Кавказ — Крит.

Б. К. Далгат в своей монографии "Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей", ссылаясь на исследования Н. Харузина [1], говорит о молочном родстве у ингушей, устанавливаемом прикосновением губами к груди женщины из чужого рода.

А теперь, в связи с этим сообщением, ещё раз посмотрим на крито-минойские женские одежды, но уже под определённым углом зрения.


Одежды как будто специально сделаны для того, чтобы можно было легко и беспрепятственно прикоснуться губами к женской груди.

----------------------------------------------------------

[1] Харузин Н.Н. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1888. Вып. III. С. 71.

12 декабря 2023

Кавказ — Крит: родовые параллели.

"О существовании аулов, населённых одною фамилиею в Чечне, говорят почти все писатели, начиная с XVIII ст. В 1873 году такие аулы встречал в горах Чечни и Станишевский. Только в самое последнее время в горах стали селиться по несколько фамилий в одном ауле; на плоскости, наоборот, аулы — по преимуществу смешанного состава. Однако, интересно отметить, что и на плоскости отдельные роды, выселившиеся из гор, поселялись в отдельных кварталах, за малыми исключениями, и устраивали родовые, фамильные кладбища", - сообщает Б. К. Далгат в своей монографии "Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг." (М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 98).

Горные ущелья, как и острова, являются этнографическими "заповедниками" в силу своей изолированности, и они часто сохраняют древнейшие формы общественного устройства.

Сообщение Б. К. Долгата удивительным образом перекликается с тем, что нам известно о крито-минойских поселениях. Сельские поселения на Крите представляли собой своего рода хутора с большими (расширенными) семьями. К периоду Новых дворцов в сельской местности Крита преобладали обширные виллы, как, например, в Ватипетро возле Арханеса. Эти виллы состояли из домов, мастерских и трёхсторонних святилищ, соединённых между собой на небольшом участке земли.

The villa at Vathypetro today

10 декабря 2023

Размышления по прочтении "Эректуса" Р. Ферле.

Дочитал я до конца сочинение Ричарда Д. Ферле "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы". Оно перекликается с сочинением Патрика Бьюкенена "Смерть Запада: чем вымирание населения и усиление иммиграции угрожают нашей стране и цивилизации", которое я прочитал много лет назад. 

Демографические проблемы в США реально существуют. "Ни в одном штате в 2017 году общий коэффициент фертильности для белых женщин не превышал уровня воспроизводства населения - того, что необходимо населению, чтобы точно воспроизводить себя из поколения в поколение" (Источник).

Традиционно эти вопросы "педалируют" республиканцы, но, как на зло, в последнее время лидеры республиканцев один чуднее другого. 

Из этого я делаю вывод, что, вообще говоря, на самом Западе эта проблема не кажется столь уж фатальной, как она рисуется в сочинениях П. Бьюкенена и Р. Ферле. Потому что когда Западу действительно угрожала смертельная опасность, тогда правительства возглавляли такие выдающиеся лидеры как Уинстон Черчилль в Великобритании и Франклин Рузвельт в США. Значит, на Западе не боятся "смерти Запада", раз там такие потешные президенты как Буш-младший и Трамп. 

Здесь надо отметить, что как только опасность миновала и немного "отлегло от жопы", англичане на выборах проголосовали за лидера лейбористов Клемента Эттли, который обещал создать в послевоенной Великобритании государство «всеобщего благоденствия». Черчилль "напрягал" англичан, а им хотелось "расслабленной" жизни. 

Любопытно, что в Евангелии "расслабленные" часто упоминаются там же, где и "бесноватые". А жизнь христианская приравнивается к подвижничеству. 

Если взглянуть под этим углом зрения на современную западную цивилизацию, то вся она построена для расслабленного образа жизни. Кстати, в России этот тренд на расслабление тоже набирает обороты: в городских дворах яблоку негде упасть от обилия автомобилей; можно даже не утруждать себя походом в супермаркет, - только позвони, и будет тебе счастье доставка на дом; даже с деньгами не нужно возиться, - достаточно иметь банковскую карту. 

Очевидно, стремление к праздности присуще большинству людей. Но "куда приводят мечты" о праздной жизни? Это показал А. С. Пушкин в «Сказке о золотом петушке»: обленившийся царь и сам скончался, и потерял двух сыновей. 

 

Парадокс антропологии.

"Человек, несомненно, групповое животное, - пишет Ричард Д. Ферле на стр. 440 своего сочинения "Эректус бродит между нами" и чуть выше на той же страничке говорит, что "врождённое стремление" к "групповухе" "сильнее выражено у мужчин, чем у женщин, потому, что включает конкуренцию с другими группами, а физические столкновения больше подходят для мужчин. Драматическим проявлением этого стремления является «безумие толпы», когда группа людей действует так, как если бы она обладала единым разумом, совершая буйные и преступные деяния, которые люди этой группы никогда бы не совершили поодиночке. Каждый член группы чувствует, что его действия не только морально допустимы, но и ощущает воодушевление и раскованность, освобождающие его от искусственных социальных ограничений его врожденных побуждений".

Мне всегда казалось, что нормальный человек должен стыдиться и прятать импульсивные проявления своей низменной животной природы. А назвать человека "животным" сродни унижению и оскорблению. "Кипит мой разум возмущённый", но затем я вспоминаю определение Википедии: "Лю́ди — род в семействе гоминиды отряда приматов", и я понимаю, что Р. Ферле является выразителем господствующего тренда в антропологии, а мои представления о человеке являются маргинальными.

На протяжении всей книги Р. Ферле пишет о том, как белым мужчинам добиться "репродуктивного успеха", как им передать свои "аллели" следующим поколениям. Но, если белые мужчины — "групповые животные", то какой смысл в размножении животных? Может ли автор сочинения объяснить сей парадокс?

"Слушай, чувак, — хотелось бы мне сказать Ричарду Ферле, — у вас там в Штатах есть амиши, которые считают себя не "гоминидами отряда приматов" и не "групповыми животными", а людьми, созданными по образу и подобию Божию. «Амиши - одна из наиболее быстро растущих религиозных групп в Северной Америке», — отмечает Джозеф Доннермейер (Joseph Donnermeyer), профессор социологии из Университета штата Огайо. «Они удваивают свою численность каждые 21 - 22 года прежде всего потому, что они создают большие семьи, имеют огромное количество дочерей и сыновей, которые остаются в общине, став  взрослыми и заведя свои собственные семьи», - отмечает исследователь (Источник). Так вот, чувак, раскрой свои глаза и посмотри на кротких амишей, которые, согласно Евангелию, "наследуют землю" (Мф. 5:5). А твои "групповые животные" вымирают от обжорства и "белого китайца". Может всё-таки дело не в эректусе, который бродит по Европе Америке, а в чём-то другом? Может следует чему-то поучиться у амишей, вместо создания режима апартеида в США? Амиши напоминают мне старую добрую Америку, которая была прекрасна.

Американские пионеры

Немного о США.

В конце своего опуса "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014) Ричард Д. Ферле приходит к умозаключению: "перед белым большинством [США] стоит выбор: расизм или исчезновение" (стр. 435). 

Интересно, а что изменит расизм вкупе с диктатурой? Максимум из того, что он может, это "заморозить" существующий на текущий момент «статус-кво» США.

Прежде чем продолжить свою мысль, я предлагаю к просмотру музыкальный клип OTTA-Orchestra и Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии.


Я к тому клоню, что если сюда добавить несколько темнокожих девушек с барабанами, то музыка от этого не станет хуже. 

Так вот, я не слышу никакой музыки из современных США. Ни в прямом смысле, ни в переносном. Последнее "общее дело", которое объединяло США в слаженный "оркестр", была космическая программа "Аполлон" с высадкой астронавтов на Луне при Джоне Кеннеди.

Джон Кеннеди и Вернер фон Браун
 
Вернер фон Браун около американской Apollo Saturn V

А ныне Ожиревшие Штаты Америки вместо "оркестра" являют миру какую-то бессмысленную "какофонию". Так, может быть, преступность и наркомания являются следствиями потери смысла жизни? И, если это так, тогда расовая сегрегация, которую предлагает Ричард Д. Ферле, ничего не изменит.

09 декабря 2023

Культура — ничто, геном — всё? Против Р. Ферле.

Я уже неоднократно обвинял современных антропологов в "биологизме", то есть в том, что они определяют человека исключительно по "мясу". Ричард Д. Ферле, автор монографии "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014), позиционирует себя самым типичным специалистом по "мясу". Цитирую: "

"Африканцы <...>  имеют обезьяноподобную внешность и поведение.  В отличие от обитателей Евразии они всё ещё сохраняют выраженные физические и поведенческие черты эректусов. <...>
дети бушменов

Проведение политики, поощряющей распространение их аллелей, будет означать конец современной цивилизации, по крайней мере, на Западе (стр. 369-370). Что из наиболее ценного, чем обладают жизнеспособные человеческие популяции, они способны передать следующему поколению? Не богатства или даже знания. Это их геном (стр. 379)".

То есть, согласно Р. Ферле, культура — ничто, геном — всё.

А знаешь ли ты, неосновательный человек, что "эгоистичный ген" без культуры есть хам? Или может быть ты думаешь, что хамство не присуще белым людям? Что хамами могут быть только чернокожие?

"Большинству высших животных для выживания требуется территория. Поскольку для выживания и успешного воспроизводства обладание территорией жизненно важно, большинство животных яростно борются с конкурентами, отстаивая её. Каждой отличной от других популяции людей также требуется территория, отечество" (стр. 404).

Опять голый биологизм: популяции людей сравниваются с популяциями животных. Причём за образец для подражания берётся поведение животных: они "яростно борются с конкурентами", защищая свою территорию. 

08 декабря 2023

Государство и анархия как две стороны одной монеты.

belan в записи "Анархия" разместил фрагмент мемуаров А. Казанцева "Третья сила". Там описан момент оккупации Югославии немцами с 6 по 17 апреля 1941 года.

"В Белграде <...> сломались регулирующие жизнь страны рычаги. Стал транспорт, умерла торговля, исчезло всякое подобие власти как административной, так и военной. Государство как организм перестало жить.

В городах и сёлах люди чувствуют себя так, как, вероятно, чувствовали себя наши далёкие прапредки в доисторический период: все запросы сводятся к тому, чтобы быть сытым, все заботы слипаются в одну — не попасть под нож или дубину своего ближнего.

Ножей и дубин появилось больше, чем можно себе представить. Дезертиры армии, население тюрем, неожиданно обретшее свободу и полную безнаказанность, просто преступный по складу своей натуры элемент — всё то, что в нормальной, регулируемой законом и властями жизни держится в тени, всплыло на поверхность и наводит ужас на беззащитного обывателя.

По белградским улицам, компаниями по три-четыре человека бродят какие-то юноши, часто не старше 15–16 лет, как правило полупьяные, и потрошат каждого встречного и поперечного. Спрашивают документы, отбирают деньги, часы и кольца, показавшихся почему-то подозрительными расстреливают тут же на месте. <...> На улицах нередко можно видеть трупы расстрелянных «шпионов». Под патриотические мотивы грабёж стоит совершенно невообразимый. Страшна распавшаяся на составные части жизнь".

07 декабря 2023

Антропологи - фальшивомонетчики.

Я уже давно заметил для себя, что современные антропологи в своих реконструкциях древних гоминид намеренно изображают их с выражениями лиц, характерными для разумного человека. Вот один из примеров, взятый мною со страниц дзен-ресурса "АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ":

Австралопитек. Источник картинки. 

Там, на том же ресурсе, имеются ещё более симпатичные картинки гоминид, - я просто взял первую попавшуся. Я считаю изготовление подобных картинок сродни фальшивомонетничеству. Антропологи ни разу не доказали, что австралопитек - это человек, но при этом "клепают" ему человеческое лицо. Неандертальцы у них получаются такие симпатичные няшки-душки, любо-дорого посмотреть, — а ведь они занимались каннибализмом на своих стоянках, и это общепризнанный научный факт. Пожирание себе подобных характерно для разумного человека? — Никак нет. Но антропологи, изображая каннибалов людьми, принимают их в человеческое общество. "ОК. Они такие же люди, как и мы с вами. А кто против, тот расист", - говорят они. Но вот что забавно: Ричард Д. Ферле, который не скрывает своих расистских убеждений, тоже "натягивает" на обезьяну человеческое обличье. На стр. 308 своего опуса "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014) он пишет: "Взгляните на замечательную фотографию самки шимпанзе бонобо (рис. 23—14). Тело бонобо выглядит настолько по-человечески, что трудно поверить, что это шимпанзе". 

Рисунок 23—14

Мне вот что интересно: поставить, ради смеха, обезьяну у руля какого-нибудь государства, и посмотреть на реакцию антропологов. По-моему, они не смогут наступить на горло собственной песне и не станут возражать против такого политического "кульбита". Ведь обезьяны, согласно их доктрине, ничем не отличаются от людей. Они даже не заморачиваются постановкой вопроса о принципиальном различии человека от обезьяны и не ведут дискуссии на эту тему.

А мы ещё удивляемся, почему в мире столько глупости и насилия... 

05 декабря 2023

Из новостей ахреологии.

Ахреологи археологи обнаружили, что статуя моаи на о. Пасхи имеет основание глубоко в земле. 

Статуя моаи на о. Пасхи

С помощью компьютерной реконструкции они заглянули вглупь земли, и вот что у них получилось.

Реконструкция

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Серьёзное лицо — это ещё не признак ума.

The church is within the forest, the forest is inside the church.

Согласно учению эфиопской православной церкви, церковь - если она настоящая церковь - должна находиться в священной роще. Она должна напоминать Эдемский сад.

Удивительно, что эфиопская церковь стоит на защите леса. Потому что русская православная церковь, насколько мне известно, равнодушна к флоре и фауне.

Недаром А. С. Пушкин — "наше всё" — имеет эфиопские корни.

А вот русский епископ Стефан Пермский, срубивший так называемую Прокудливую Берёзу (Кудесницу), не вызывает во мне уважения.

 

Стефан Пермский и прокудливая берёза

Тут надо заметить, что в течение XX века почти все леса Эфиопии были вырублены, для того чтобы использовать очищенные от деревьев земли для сельского хозяйства и скотоводства. Остались лишь маленькие островки первобытной растительности вокруг православных храмов.

Увы, люди начинают ценить что-либо лишь тогда, когда оно находится на грани исчезновения. В России ещё много лесов, и поэтому леса беззащитны.

Документальный фильм "The Church Forests of Ethiopia" напомнил мне другой фильм — "Аватар". Особенно вот это дерево (2:37):


Это удивительно, но эфиопская православная церковь, о которой мало кто знает, являет космическое сознание, а русская православная церковь
— сознание "уездное", местечковое.

Как жаль, что я — не эфиоп!

04 декабря 2023

Кто рано встаёт, тому бог даёт. — А кто совсем не спит?

У долгопята большие глаза, так как он ведёт ночной образ жизни.


Может быть, по той же причине большие глаза и у этой женской статуэтки?

A female sumerian statue found at the Abu Temple in Tell Asmar, Iraq; 2700 BC.

С такими большими глазами можно видеть то, что не дано видеть обычным людям с обыкновенными глазами. 

При созерцании этой женской статуэтки на ум приходит образ слепой, но ясновидящей Ванги.

Только я набрал слово "мудрая" в поисковике, и сразу появилось словосочетание "мудрая сова". Ночная птица с большими глазами, как всем известно, является alter ego богини Афины, которую величают "богиней мудрости". 

В продолжение темы см.: Дополнение к "глазным идолам".