"О существовании аулов, населённых одною фамилиею в Чечне, говорят почти все писатели, начиная с XVIII ст. В 1873 году такие аулы встречал в горах Чечни и Станишевский. Только в самое последнее время в горах стали селиться по несколько фамилий в одном ауле; на плоскости, наоборот, аулы — по преимуществу смешанного состава. Однако, интересно отметить, что и на плоскости отдельные роды, выселившиеся из гор, поселялись в отдельных кварталах, за малыми исключениями, и устраивали родовые, фамильные кладбища", - сообщает Б. К. Далгат в своей монографии "Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг." (М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 98).
Горные ущелья, как и острова, являются этнографическими "заповедниками" в силу своей изолированности, и они часто сохраняют древнейшие формы общественного устройства.
Сообщение Б. К. Долгата удивительным образом перекликается с тем, что нам известно о крито-минойских поселениях. Сельские поселения на Крите представляли собой своего рода хутора с большими (расширенными) семьями. К периоду Новых дворцов в сельской местности Крита преобладали обширные виллы, как, например, в Ватипетро возле Арханеса. Эти виллы состояли из домов, мастерских и трёхсторонних святилищ, соединённых между собой на небольшом участке земли.
The villa at Vathypetro today |
И там были ещё т. наз. «квазигорода», такие как Гурния, Псира, Палекастро, Пиргос, Коммос и другие им подобные.
В крито-минойских «квазигородах», как мы знаем, существовали кварталы-"инсулы", в каждом из которых проживал отдельный род.
Ну, и на Крите существовали родовые, фамильные кладбища. По мнению исследователя заупокойных архитектурных комплексов Мессары, Кейса Брэнигэна, «гробницы Мессары были родовыми склепами эгалитарного, догосударственного сообщества». [K.Branigan. Funerary Ritual and Social Cohesion in Early Bronze Age Crete. — P.188]
Очевидно, родовая жизнь повсюду имела легко-узнаваемые, стандартные, универсальные формы. Родовая жизнь — это жизнь семейная par excellence [1]. Племена и вождества, полисы и государства появляются лишь на "изломе" родовой жизни. Патриархат всецело принадлежит к этой, более поздней, фазе общественного развития. На более ранней, родовой ступени социального бытия, вожди и цари просто немыслимы. Впрочем, своего рода "царь" мог быть внутри отдельно взятой семьи. Но в семье могла быть и "царица". В таком случае можно говорить о "семейном матриархате". Кстати, "семейный матриархат" имеет место быть и в современной России.
--------------------------------------------------------------------
[1] По его словам Ч. Ахриева, в горах, где ингуши жили отдельными самостоятельными родственными обществами, республиками, состоящими из 100-150 душ обоего пола, каждый аул, или общество, управлялся старшими членами семей; лишь при большой общей опасности все аулы соединялись под управлением старших всех аулов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий