Из материалов по обычному праву ингушей, собранных Б. К. Далгатом в 1891-92 гг. (Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей, стр. 186-189).
X. Отношения между супругами
а) Личные
Мужской пол считается выше женского.
Женщины всюду и везде должны оказывать почтение мужчинам. Женщина не садится при мужчине, уступает дорогу, отворачивается при встрече, скромно говорит с ним и т.д.
Жена во всём должна подчиняться мужу. Жена, и бедная и богатая безразлично, подчиняется мужу. Жена не должна учить мужа, а должна слушаться его. Если муж приказывает противозаконное по воззрениям народа, то жена вправе не исполнить приказания; во всём остальном она должна его слушаться. За непослушание муж наказывает жену, гонит её от себя прочь; её уговаривают родные жить покорно. По адату муж может выгнать жену из дома своего и не содержать, но по шариату или обязан развестись или содержать.
На самом деле не все жёны послушны мужьям; иногда, хотя очень редко, случается, что жёны командуют над мужьями, но это делается тайком от других жителей; иначе вся семья потеряет уважение общества и лишится почёта, что невыгодно и для самой жены (и мужа).
Если жена развратна, то муж имеет право убить её; но родственники её протестуют против этого. По адату такую жену должно прогнать, а с виновника полагается обиженному мужу «барч» (3 лошади по 30 рублей каждая), и всё-таки он редко может избегнуть пули или кинжала обиженного мужа. Если мою невесту взял (похитил) другой, то он платит за то мне 90 коров, а отец её мне же ещё 40 коров, и я едва успокаиваюсь; некоторые не удовольствуются таким имущественным наказанием и ещё мстят убийством.
Муж должен печься о жене; если он не исполняет своего долга, то родные его и старики увещевают его.
За проступки жены отвечает муж; её дела ведёт он. Даже за убийство, совершённое женою, наказывается муж; женщина у ингушей неприкосновенна и наказанию не подлежит.
Жену за дурное дело можно бить ради исправительной цели, но не на улице — публично, а дома у себя. Истязания жён редки; но по глупости мужа всё же бывают.
Жёны хорошие терпеливо переносят много обид от мужа, чтобы народ не знал о «ссоре», чтобы не позорить дом; от жалобы отчасти удерживает и безрезультатность и возможность в будущем ещё худшего.
Хуже всего бывает жене, если муж и другие (мать его) родственники не возлюбили её и притесняют её, придираются к ней; или если вся тяжесть хозяйства лежит на ней одной.
Работы, лежащие
на муже, следующие: он должен пахать, косить и исполнять прочие полевые
работы; жена должна дома хозяйничать, молоть кукурузу, жать хлеб, рубить
дрова, доить коров, бить масло, шить на всю семью, воду таскать, печь
хлеб, готовить; дрова рубят и муж, и жена.
Мужчина свободен в половых делах; лишь бы жена не баловалась и была честна,— это главное. Если муж застаёт жену в полюбовной связи, то прелюбодея убивает на месте, а ей отрезывает кончик носа (мягкую часть) и отпускает домой к отцу.
Убийство мужем жены, хотя и редко, но случается; но обратного не случалось; убивают неосторожным ударом палки в раздражении или кинжалом за неверность жены.
Шариат, с одной стороны, русская администрация — с другой, были причиною изменения в отношениях супругов; теперь не так легко убить жену, — как бывало прежде; за это сошлют теперь, а прежде иногда сходило.
*****************************************
В общем, женщина, по адату, существо несмышлённое, а потому её нужно содержать под контролем либо отца, либо мужа. Сходство женщин с детьми видится в том, что и те, и другие, в воспитательных целях, подвергаются физическим наказаниям. Кстати, непослушных детей тоже иногда убивают неосторожным ударом палки в раздражении.
Адат — это свод традиционных обычаев у народов, исповедующих ислам. Противопоставляется официальной правовой системе — шариату. Нормы адата могут значительно расходиться с шариатом. Адаты, которые противоречат исламскому праву, попадают в разряд отвергнутых, в соответствии с кораническим аятом: «Когда же они совершают какой-либо мерзкий поступок, они оправдываются так: „И наши отцы поступали так же, и Аллах велел нам [поступать] именно так“. А ты [, Мухаммад,] отвечай: „Воистину, Аллах не велит совершать поступков мерзких. Неужели вы станете возводить на Аллаха то, о чём не ведаете?“»
Стало быть, не все традиции хороши. В связи с чем возникает вопрос к самой Традиции. Как, и в соответствии с какими принципами, отбирать хорошие обычаи? Кто вообще должен разделять обычаи на хорошие и дурные?
Здесь можно было бы задать аналогичный вопрос и к современному традиционализму. Почему, например, Рене Генон в своих реконструкциях "примордиальной традиции" обратился к индуизму, а не к более древним культурам Ближнего Востока и Старой Европы? (см.: "Примордиальной традиции" Генона - без году неделя) Почему кастовую систему индусов мы должны считать проявлением изначальной духовности?
Во всяком случае, я для себя давно уже решил, что
во-первых, не следует отвергать всю Традицию "скопом", так как всегда имелись и до сих пор имеются прекрасные обычаи у многих народов мира;
во-вторых, не следует из той же Традиции делать "идола" и превозносить выше небес всё "традиционное". Как всем известно, и на Солнце есть чёрные пятна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий