20 февраля 2022

"Девушка на качелях" из Айя-Триады.

Модель "Девушка на качелях" из Айя-Триады - один из один из объектов, который больше всего восхищает посетителей Ираклионского музея.

Swing model from Ayia Triada

Композиция напоминает т. наз. "рога посвящения" с лабрисом между ними. Только здесь вместо лабриса - женщина.

В то же время, эта сцена напоминает изображение на саркофаге из Агиа-Триада, - только там священная чаша вместо девушки.

Ayia Triada sarcophagus, side A; detail

Столбы с птицами на них, безусловно, очень похожи. Над каждым столбом возвышается птица с распахнутыми крыльями. Имеются и другие схожие изображения. Одно из них приводит Nicola Cucuzza в своей статье "Minoan nativity scenes? The Ayia Triada swing model and the three-dimensional representation of Minoan divine epiphany". 

19 февраля 2022

Евангельские "овцы" и "козлища" в среде макак.

Учёные из Университета Дьюка (США) работали с популяцией макак, которых в 1938 году в научных целях поселили на одном из островов вблизи Пуэрто-Рико. Более семидесяти лет обезьян никто не беспокоил (если не считать зоологов), то есть животные могли устраивать свою жизнь, исходя из собственных соображений. Такая изолированная популяция позволяла проследить генетическую судьбу каждой особи. Учёных же в первую очередь интересовали проявления социальной жизни макак: у кого сколько врагов, у кого сколько друзей, с кем обезьяна дружит тесно, с кем — лишь обменивается формальными приветствиями и т. д. Материалом к анализу социальных взаимодействий послужили видеозаписи, сделанные на протяжении двух лет, на которых были запечатлены общающиеся друг с другом животные. В результате перед исследователями предстала весьма сложная сеть взаимодействий, где одни особи проявляли больше дружелюбия и пользовались популярностью, а другие, наоборот, в личном общении были грубы, и контакты с ними ограничивались беглыми формальностями. И когда зоологи совместили полученную «социальную сеть» с фамильными деревьями макак, оказалось, что одинаковые социальные склонности встречаются у родственных животных. В популяции доминировали две крайности: макаки были либо дружелюбны, либо агрессивны, но вот среднее значение, то есть равнодушие, игнорирование окружающих встречалось намного реже. Злые и добрые резусы объединялись по родственному признаку, в семьи, и это можно легко объяснить: репродуктивный успех сопутствует либо приятным и милым особям, либо тем, кто может подавить, принудить другого, но никак не тем, кому до других нет никакого дела. То есть естественный отбор благоприятствует в целом склонности вступать в социальные контакты, вне зависимости от того, как этот контакт эмоционально окрашен. Другими словами, фраза «Я люблю тебя!» и фраза «Ты меня бесишь!» с точки зрения эволюции одинаково благоприятны для развития вида, потому что читать их надо так: «Подойди ко мне, я скажу тебе, как я люблю тебя!» и «Подойди ко мне, я скажу тебе, что ты меня бесишь!» (Источник). 

Это, конечно, полная чушь и ахинея, что агрессия и любовь "одинаково благоприятны для развития вида". Где ныне гунны, и где воинственные готы? Они, как тучи саранчи, налетели на города Римской империи, и исчезли без следа. А сидели бы они тихо, не лезли бы на рожон, - глядишь, и сохранились бы как этносы. 

Но в другом отношении, это весьма ценная заметка. Она говорит о том, что даже среди обезьян имеются свои "овцы" и "козлища". Значит, это разделение на два "полюса" имеет дочеловеческие корни. Свой "рай", и свой "ад" есть и у животных. Причём, и "овцы", и "козлища" создают свои "междусобойчики", и наверно между ними происходит перманентная борьба. Можно предполагать, что победа "овец" означает установление либеральных матриархальных отношений, а победа "козлищ" приводит к торжеству брутально-силовых патриархальных отношений. То есть, и матриархат, и патриархат уже "запрограммированы" на дочеловеческом уровне. Кстати, может быть именно таким образом в первобытном стаде появлялись первые "очаги" матриархальных отношений? Л.Н. Толстой написал в своём дневнике: "Если люди злые объединяются, чтобы творить зло, тем более люди добрые должны объединяться для того чтобы творить добро. Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям чтобы стать силой, надо сделать то же самое". Может быть, так оно и было в истории. Пусть не везде, но где-то добрые резусы люди объединились и фраза «Ты меня бесишь!» попала в разряд табуированной лексики.


Спрашивается, почему макаки-"козлища" за более чем 70 лет не истребили всех макак-"овец"? Ведь от слов «Ты меня бесишь!» до убийства ненавистного субъекта всего один шаг. Вот это - загадка природы. Значит ли это, что "козлища" без "овец" не могут прожить и поэтому вынуждены терпеть их присутствие?

Афоризмы.

1. Демократiя работаетъ, пока ею не начинаютъ пользоваться сплочённые идiоты. Послѣ этого она начинаетъ работать на идiотовъ (А.Рондаревъ)

2. «Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо», - писал философ Дидро.

3. Этатист — это человек, считающий, что некоторые люди имеют право принуждать, подвергать насилию, порабощать, обкрадывать и убивать других людей. Чтобы воплотиться в жизнь, эта позиция должна быть укомплектована политической доктриной, признающей за правительством-государством — право первым применять физическую силу против собственных граждан. Как часто следует применять силу, против кого, до какой степени, с какой целью и в чьих интересах — это уже неважно. Фундаментальный принцип и конечные результаты всех государственнических доктрин одни и те же: диктатура и разрушение. Остальное — лишь дело времени

Айн Рэнд

4. Человек для других хочет правил, а для себя – исключений.

Михаил Анчаров

5. Так же как вода в озере портится без движения, ленивое тело разрушается от безделья.

Овидий

6. Оппозиция моя к социализму является следствием уверенности в том, что социализм остановил бы ход истории к высшему социальному состоянию и вернул бы нас к состоянию низшему. Только медленное изменение человеческой природы путем социальной жизни может произвести устойчивые перемены к лучшему.

Герберт Спенсер

Насчёт "медленного изменения человеческой природы путём социальной жизни" можно и поспорить, а так, в целом, всё верно.

7. Когда двое людей обретают прочное счастье, они обязаны им не дикой влюблённости, а тому, что они — скажу попросту — хорошие люди, терпеливые, верные, милостивые, умеющие обуздывать себя и считаться друг с другом.

Клайв Льюис. «Право на счастье»
 
8. В городе несчастным людям жить лучше. В городе человек может прожить сто лет и не хватиться того, что он давно умер и сгнил. Разбираться с самим собой некогда, всё занято.

Лев Толстой. «Крейцерова соната»
 
9.  Действительное чтение, продуктом которого является понимание, есть такой же творческий труд, как создание того, что понимается. И если это происходит, то там нет проблемы заимствования. Посредством книги, как выражался Пруст, мы читаем в самих себе. Книга, в лучшем случае, — оптический духовный инструмент, который приставлен к нашей душе, как к ней может быть приставлено увеличительное стекло, посредством которого мы начинаем двигаться в нашей душе, и если там воспроизводятся, или случаются, состояния понимания — а состояния понимания есть состояния с прогрессией, то есть состояния сходимости (отождествление), — то это есть то же самое, что быть автором (а не заимствовать мысли другого).

Мераб Мамардашвили
 
10.  Любой глупый мальчишка может раздавить жука. Но все профессора мира не способны его создать.

— Артур Шопенгауэр.
 

Полку островных цивилизаций прибыло?

На острове Гага в ОАЭ, к западу от города Абу-Даби, местные археологи обнаружили свидетельства самых ранних известных поселений на Аравийском полуострове. Возраст обнаруженных построек составляет 8500 лет. Древние сооружения представляли собой круглые хижины, стены которых были сделаны из камня и сохранились почти до одного метра в высоту.

Домики, кстати, напоминают аналогичные 8 домов неолитического поселения Скара-Брей на Оркнейских островах в Шотландии, которые были населены примерно в 3100-2500 гг. до н. э. 

Считалось, что катализатором возникновения поселений в этом районе стали дальние морские торговые пути, которые развивались в эпоху неолита, однако последнее открытие доказывает, что неолитические поселения существовали и до этого.

Говорят, что шумеры приплыли и высадились где-то поблизости от Эриду, который первоначально располагался на берегу лагуны Персидского залива. Откуда они приплыли? 

Большинство историков склоняются к тому, что родина шумеров — Дильмун это современный архипелаг Бахрейн в Персидском заливе. Археологические находки на островах архипелага относятся к III тысячелетию до нашей эры. Однако не все учёные считают, что древний Дильмун стоит искать на Бахрейне. Они думают, что Дильмун находился на кувейтском острове Файлака. Самые ранние находки датируются тоже III тысячелетием до нашей эры. Так или иначе, но острова Персидского залива отнюдь не были пустынными и безлюдными в эпоху неолита. Наоборот, возможно, в культурном отношении острова Персидского залива сопоставимы с островами Эгейского моря.

18 февраля 2022

Противостояние женского и мужского как противостояние Традиции и модерна.

В 18-й аудиолекции "Das weibliche Ich - 1" из цикла "Платонические лекции и семинары" (2020) Александр Дугин говорит:

"Лет 20 назад я получил номер журнала "Элементы", который издаёт мой друг Ален де Бенуа, - это консервативное издание, издание "новых правых", этот номер был посвящён феминизму, - и вот в этом номере описывается различие между тем, чем, как принято считать, является женщина и тем, чем, как принято считать, является мужчина. Интересно, что в этом описании сложилась абсолютно однозначная картина, что именно женщина является носительницей ценностей традиционного общества, а мужчина, как он описан в этой статье, наделён всеми признаками сознания модерна. То есть опора на имманентное, такой агрессивный рационализм, стремление присвоить, агрессивность, желание обладать, иметь... Фактически авторы описали капитализм и его разновидность - модерн, - в лице мужчины, а вот женщина, которая понимает другого, которая мыслит коллективно, которая всегда озабочена чем-то большим, чем она сама, которая в принципе допускает, признаёт и легитимизирует трансцендентное по отношению к ней измерение, - в лице Другого, в лице ребёнка, в лице мужа, в лице бога, - она становится просто таким идеальным носителем ценностей традиционного общества. Вот это меня поразило, что феноменология женской рациональности имеет удивительно много совпадений с феноменологией мышления, свойственного традиционному обществу, а феноменология мужской рациональности очень много общего имеет, напротив, с парадигмой модерна. И тут я задумался... Обычно принято считать, что любой традиционализм защищает патриархат, мужское начало... Кого защищать-то?! Вот этих буржуазных эгоистических придурков, которые хотят всем обладать, хотят делать карьеру, думают только о себе?.. Ну, это же просто свинский образ такой, весь в модерне, просто это цивилизация свиней, и на первых ролях в ней - мужчины... Если мужчина в цивилизации свиней так легко сохранял в течение последних, скажем, пятисот лет, своё центральное положение, ну, значит, что-то с мужчиной не так. Это явно. Тем более, что вдруг оказывается, что женщина и в эти века модерна продолжала сохранять некоторые элементы традиционного общества. Кто-то скажет, это потому, что женщина - консервативна, а я скажу: ну вот и отлично! это же прекрасно! Консервативность не модернистична, она архаична, и замечательно, потому что архаика - это сфера мифов, архетипов, сфера сакральных представлений; а модерн - это, наоборот, рационализация... То есть получалось так, что мужчина - это некоторый такой выродок, а женщина - человек. Потому что мужчина создал модерн, и именно тот белый, англо-саксонский, рациональный, богатый, состоятельный мужчина, который и сегодня считается воплощением консерватизма, и на него направлены все атаки либералов... Если внимательно посмотреть на этот образ состоятельного буржуа, наделённого духом предпринимательства, обладающего рациональной ответственностью, выплачивающего налоги, чувствующего себя неплохо и считающего себя центром мира в этой материальной цивилизации, законы которой он не просто признаёт, но он их и создал, потому что модерн был создан белым богатым западным человеком, - вот именно против этого направлена современная либеральная контестация, - ну стоит ли защищать вот это чудовище?! Оно не традиционное вообще ни в чём, - это буржуа, это индивидуалист, это рационалист, это материалист, это тот, кто хочет всё иметь и не способен быть, - это перверсия на самом деле. Если мужчина - белый, англо-саксонский, как правило, WASP протестантский ещё скажите, - мужчина представляет собой вот такую классическую фигуру модерна, то противоположная ему женщина, и носители других культур, - скорее они более консервативны. Сегодня вот в Америке, где идёт такой демонтаж белого человека, белого мужчины, патриархата, кажется, что дело рук каких-то маргиналов... Да, так оно и есть. Но, на самом деле, - сам-то он хорош?! Сам-то он достоин быть светом миру и солью земли? И из этого журнала "Элементы" следовал такой мягкий и осторожный вывод, что на самом деле противостояние женского и мужского - это противостояние Традиции и модерна. Очень интересное замечание. И из него вытекает, что традиционалисты должны стоять на стороне женщин, но только не на стороне носителей буржуазного либерального патриархата". 

Ну, собственно, я и всегда стоял на стороне женщин. 

Я не могу быть на стороне носителей буржуазного либерального патриархата, потому что не внушают мне доверия современные американские республиканцы, которые позиционируют себя носителями традиционных ценностей. 

трамписты


О передаче семейного "духа" в матрилинейных обществах.

Северо-восточная Индия - одно из тех немногих мест в мире, где матрилинейная культура всё ещё практикуется. В Мегхалае, одном из северо-восточных штатов, практика матрилинейности существует среди нескольких племён. В штате есть три основных племени: кхаси, джайнтия и гаро. Кхаси и джайнтия населяют восточную часть штата Мегхалая, а гаро - западную. В то время как джайнтия и кхаси принадлежат к протоавстралоидно-монкхмерской группе, гаро принадлежат к семье бодо. Матрилинейная система, которой придерживаются эти племена, вызвала большой интерес у антропологов современности.

"Среди кхаси родословная ведётся только по материнской линии. Младшая дочь в доме берёт на себя ответственность за свою мать в её отсутствие (Kothari 2019). Младшая дочь считается очень важным человеком в семье, поскольку именно она должна заботиться обо всей семье - своих родителях, детях и разведённых братьях, если таковые имеются. Если в семье нет детей-девочек, родовое имущество переходит к дочери по материнской линии, так как по обычаю племени имущество должно оставаться в семье матери", - пишут Sruthi Palliyalil и Sangeeta Mukherjee в статье "Women, Nature and Culture: An Ecofeminist Reading of the Matrilineal Culture of the Khasis, Jaintia and Garo Tribes of Meghalaya".

"Ячейкой социальной организации джайнтия является семья, которая состоит из бабушки, матери, сестёр, братьев, дядей, тётей, племянников и племянниц по материнской линии. Иногда с ними проживает дед или отец. Таким образом, это матрилинейная совместная семья. Сен (1985) считает, что семья кхаси-джайнтиа похожа на большую семью, где мать является главой и хранителем семейного имущества, а дядя по материнской линии - органом, принимающим решения. В случае смерти матери полномочия по отправлению религиозных обрядов и хранению имущества переходят к младшей дочери. Если у родителей нет дочерей, допускается усыновление ребёнка женского пола, предпочтительно из их клана, для продолжения семейной линии".

"Гаро - значительное матрилинейное племенное население Северо-Восточной Индии, занимающее в основном горный район Гаро в штате Мегхалая. Исследование матрилинейной системы среди гаро и кхаси, проведенное Ф. К. Леманом в 1969 году, показало, что хотя женщины имеют законное право на владение родовой собственностью, контрольная власть и полномочия над ней принадлежат мужчинам. В матрилинейной системе ответственность и власть над имуществом переходят от матери к младшей дочери".

17 февраля 2022

Магический жар бушменов.

У бушменов чуть ли не половина мужчин являются "обладателями целительной силы". Транс вызывается ритмичным танцем, гипервентиляцией лёгких и ритмичным повторением одних и тех же звуков, и целью его является исцеление болезней. Лорна Маршалл пишет: "... Танец представляет собой согласованный религиозный акт !Kung, и он приводит людей в такое согласие, что они становятся одним органическим существом". Танцы начинаются по вечерам и продолжаются всю ночь или дольше. Разводится огонь и женщины садятся вокруг него, образуя круг. Их пение помогает танцующим мужчинам войти в транс. !Kung говорят, что транс вызывается путём подогревания целительной субстанции в их желудках посредством танца. Целительная сила передаётся другим или чтобы вылечить их, или чтобы сделать их шаманами посредством касания их тел танцующими. 

В этой связи вспоминается Чатал-Хююк.

Реконструкция

Говорят, что вся общественная жизнь людей этого поселения проводилась на крышах домов. И далее я приведу цитату:

"На основании настенных рисунков (см. напр. Mellaart 1962: Pl. XIV, XV, XVII, XVIII) и того удивительного факта, что бедренные кости у почти половины всех жителей испытали анатомические изменения, какие могут вызывать активные танцы  (Angel 1971: 92-94), следует сделать вывод, что празднества организовывались часто. Обнаружение остатков одного из таких празднеств доказало к тому же, что праздники на крышах города удовлетворяли любым запросам (Martin and Russell 2000: 66)".

Праздненства организовывались часто и люди танцевали буквально "до упаду". Наверно, это были какие-нибудь ритуальные танцы или может быть что-то в роде "хлыстовских" радений. Но это не важно. Важно то, что все крыши поселения являлись коллективной "танцплощадкой".

С большой долей вероятности можно предположить, что у жителей Чатал-Хююка, как и у бушменов, танцы являлись "разогревающим" средством, необходимым для достижения магического жара. А где проявляется магический жар, там совершаются чудеса. 

 

Трагедия Медеи в патриархальном обществе.

В статье "Причины утраты женственности героиней античных трагедий Медеей и этическая оценка данного явления" автор, Ирина Сергеевна Иванова, ссылается на статью «Матери-детоубийцы — норма матриархата» (1993). Там говорится, что в России в 1993 году "из 1500 убитых детей 1170 убито своими матерями» [1]. 

Но позвольте задать вопрос: при чём здесь матриархат? Разве в современной России — матриархат? Ну да, некоторые полоумные представители т. наз. "мужского движения" называют современный режим в России "матриархальным" и науськивают мужчин бороться с "матриархатом", но мы же ни на йоту не верим этим насквозь лживым заявлениям. Весь политический "олимп" занят почти исключительно мужчинами, Россия на мировой сцене играет явно "мужскую", брутальную роль, в проекте «Имя Россия» 2008 года первая тройка симпатий российских телезрителей стала такой: Александр Невский – Пётр Первый – Сталин. Причём, Сталин долго лидировал с большим отрывом (Источник).

Император Иосиф Сталин

Как при всём этом называют постсоветскую Россию "матриархальной" страной, - я ума не приложу. Умом не понять эту аберрацию сознания. Так же, как совершенно непонятно сочетание советского герба с царским двухглавым орлом на вышеприведённой картинке, которую я нашёл в "Яндексе" по запросу "икона Сталина". Это не соответствует никакой исторической реальности. Это - такой же ментальный фантом, как и пресловутый "российский матриархат". 

Не было матриархата и в Древней Греции в ту эпоху, когда там жила Медея.

Как говорит И. С. Иванова, "сегодня среди психиатров есть выражение "комплекс Медеи", который применяется к разведённым или просто брошенным женщинам-матерям, стремящимся выместить обиду на мужчину на детях, причиняя им боль душевную, физическую и даже убивая своих детей, подобно этой жительнице древнего мира". 

16 февраля 2022

Женщина без жопы, что корабль без парусов.

Говорят, воины Александра Македонского, когда он завёл их в Индию, взбунтовались и наотрез отказались идти дальше. Пришлось ему повернуть назад... Если бы воины шли не за Александром, а Александрой, я уверен, они пошли бы за ней хоть на край земли, хоть за край...


Дольмен де Сото.

Среди более чем двухсот мегалитических сооружений, обнаруженных в юго-западной испанской провинции Уэльва (Huelva), есть одно особенно впечатляющее и в то же время таинственное и загадочное. Это подземный дольмен де Сото.

Dolmen de Soto in Spain. Credit: Diario de Huelva

Учёные обнаружили на камнях этого дольмена древние рисунки, на многих из которых изображены фигуры с кинжалами, посохами и топорами. Интересно, что ни одно другое мегалитическое сооружение в Европе не содержит такого количества вооружённых фигур.

Внутри кургана эксперты обнаружили мастерскую по обработке металла, датируемую 3 000 лет до нашей эры, что указывает на то, что рисунки оружия, скорее всего, связаны с открытием металлургии.

Дольмен состоит из каменного круга диаметром 65 м, который сейчас датируется 5 000 - 4 000 годами до нашей эры. Подземный ход размером 21,5 м начинается узким, затем расширяется до трёх метров в ширину и высоту, достигая задней части памятника. Внутри находится галерея, состоящая из 63 каменных столбов, фронтальной плиты и 30 других камней, покрывающих её.



Inside Dolmen De Soto. Credit: IAPH

Сам дольмен датируется 3000-2500 гг. до н.э., его стены выложены 69 гранитными столбами, а на дольмене установлена антропоморфная стела с человеческим лицом, поясом и трезубцем, похожая на дольмен, расположенный на острове Гернси в проливе Ла-Манш.

Внутри дольмена было обнаружено всего восемь тел, захороненных в семи разных местах. Тела лежали скрюченными у стены и имели ортостаты (большие каменные валуны, известные как стойки), украшенные несколькими гравировками с изображением образа умершего, его оберегающего тотемического знака или некоторых видов оружия.

Но самое интересное заключается в том, что восемь тел, похороненных в семи разных местах внутри дольмена, пропали! Тела и их вещи были изъяты из дольмена де Сото и перевезены в Великобританию. Их местонахождение неизвестно. История чем-то напоминает таинственное исчезновение кыштымского "карлика" Алёшеньки. Тут поневоле поверишь в конспирологию и в заговор учёных. Учёные, на хую верчёные...

Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба...

Лугуев С.А. и Эльмурзаева А.Д. в совместной статье "Ахвахская традиционная свадьба" пишут про то, как в Дагестане, по традиции, 

"разговоры о возможном брачном партнёрстве начинались ещё тогда, когда девочка и мальчик были подростками. Иногда намёками, а нередко откровенным текстом, такие разговоры обычно начинались бабушкой мальчика по матери, реже – по отцу, тёткой по матери, старшей замужней сестрой. <...> И молодые люди, и их родители и родственники хорошо знали друг друга, имели представления о характере и наклонностях предполагаемого брачного партнёра, о материальном положении друг друга, о перспективах его улучшения, о возможностях строительства отдельного дома для будущих молодоженов и т.д. Зная об этих разговорах, молодые люди с подросткового возраста привыкали смотреть друг на друга как на жениха и невесту".

Наверно, примерно то же самое имело место быть в XIX веке и в русской крестьянской среде. Иначе откуда взяться фразеологизму "без меня меня женили"? У крестьян всё было так же, как у царей. И при венчании в церкви они примеряли на себе короны, которые называются царскими венцами. 

Тут, конечно, есть свой "минус", так как вроде не учитывается такой "пустяк" как любовь. Но, с другой стороны, здесь имеется и свой "плюс". Я, например, вспоминаю свои самостоятельные поиски невесты не иначе как "хождение по мукам". Молодой был, глупый, неопытный, много ошибок наделал и много "дров наломал" по молодости. Может, оно и к лучшему было бы, если б бабка или тётка по матери сами подыскали мне мою "половинку", когда я был в подростковом возрасте. 

Далее авторы пишут:

"Как только девушке исполнялось 15-16, а парню 18-20 лет, в дом девушки направлялись нарядно одетые родственники жениха, чаще всего мать, тётка, замужняя сестра и др. Они приходили со сладостями, фруктами, пирогами, колбасой, курдюком, сыром и др. Тут же стороны садились за общий стол, угощались и договаривались о сроках присылки сватов".

15 февраля 2022

ИСС и мораль.

Э. Бургиньон в статье "Изменённые состояния сознания" пишет о своих гаитянских полевых наблюдениях. Они относятся к событию, которое происходило в сельской местности, когда довольно состоятельная пожилая женщина приводила в порядок свои дела, требуя от жреца вуду (хунгана) и его последователей совершать недельные серии ритуалов, которыми пренебрегали в течение ряда лет:

Афродита на козе, превратившейся в козла.

В мифе об Афродите Эпитрагии, приведённом у Плутарха (Тесей, 18), повествуется, что, когда по велению Аполлона Тесей на морском берегу принёс в жертву этой богине козу, та сама собою превратилась в козла, так что с тех пор Афродита изображается сидящей верхом на козле.

Лукшт Игорь Владимирович (род. 1950). Скульптурная композиция "На кривой козе". Бронза, литьё.
 

Тарантелла и тарантизм.

Таранте́лла (итал. Tarantella) — итальянский народный танец в сопровождении тамбурина (он же бубен) и кастаньет (в Сицилии). 


До XVIII тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом паука-волка Lycosa tarantula (в отличие от широкого класса пауков, также называемых тарантулами). Более подходящей причиной является Latrodectus tredecimguttatus, широко известный как средиземноморская чёрная вдова или степной паук, хотя никогда не было продемонстрировано связи между такими укусами и поведением тарантизма. Однако исторически этот термин используется для обозначения танцевальной мании, характерной для Южной Италии, которая, вероятно, имела мало общего с укусами пауков. Танец тарантелла предположительно развился из терапии тарантизма [1].

В связи с этим в XVI веке по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура (в ранних образцах — и в двухдольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.

Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.

Стоит отметить, что пауки почему-то кусали в основном женщин. И здесь я вижу связь с русским кликушеством и финно-угорским меряченьем (также "арктическая истерия", характерная для ряда народов Восточной Сибири - якутов, юкагиров, эвенков). Вот характерный пример описания данного эффекта при АИ (П.Рябков, 1887): "…Подпрыгивания становились так часты и сильны, старуха так грузно падала на сиденье, что можно было опасаться, что она расшибётся; руки ещё судорожнее хватались за грудь, из которой теперь беспрерывно вырывались целым потоком слова, вскрикиванья и всхлипыванья; временами казалось, она совсем задыхается; но вот она изо всей силы хватила кулаком об стену и с каким-то не то плачем, не то с диким хохотом пустилась в пляс по юрте, продолжая хохотать и стремительно произносить какую-то речь. Слова следовали со страшной быстротой, так что трудно было следить за мыслью. По временам она ржала, кукарекала или клекотала: клё-клё-клё, но ни на минуту не переставала, то понижая, то повышая голос, произносить слова, фразы […] и во всё это время больная ни разу не упала, не задела за окружающие предметы, хотя в юрте было тесно и людно… Припадок длился от нескольких минут до суток и более […] Нередко припадок одного мэнэрика вызывал аналогичные припадки и у других мэнэриков, находившихся рядом. Тогда, одинаково причитая, могла бесноваться целая группа людей".

14 февраля 2022

Коля и Нина.

 

В. Любаров. Коля и Нина, 1998 Холст, масло, 90 х 70 см


Фаворитизм как культурно-исторический феномен России.

Е. Е. Приказчикова пишет в статье "Фаворитизм как культурно-исторический и литературный феномен России второй половины XVIII века", что 

"термин «гинекократия» впервые использовал французский эмигрант и мемуарист Ш. Массон в «Тайных записках о России», написанных в начале XIX века и характеризующих культурно-историческую ситуацию екатерининской эпохи. Гинекратическое начало как нельзя лучше характеризует ситуацию «российского матриархата» (термин Н. Пушкарёвой) XVIII века, пик которого приходится на эпоху Екатерины II. В это время в России, по мнению Ш. Массона, «женщины уже заняли первенствующее место при дворе, откуда первенство их распространилось и на семью, и на общество».

Статусом удачливого мужчины в этом «женском» мире был статус фаворита. Он не имел аналогов в европейской практике. <...> В России мужчина-фаворит – это, прежде всего, «вельможа», т.е. человек, который действительно «много может». В идеале – это не только мужчина, которого допускают на ложе императрицы, но это ещё и полководец, и государственный деятель. Не глава партии, но исключительная личность, находящаяся «вне» или «над» партийными интересами.

Образ Григория Потемкина – фаворита-вельможи – в наибольшей степени воплощал собой мужской извод гинекратического мифа, каким он сложился в России во второй половине XVIII века. Хорошо знавший реалии русской придворной жизни, Ш. Массон так писал о Г. Потёмкине и Екатерине II: «Эти два великих характера казались созданными друг для друга: они любили друг друга и сохраняли взаимное уважение, перестав быть любовниками; политика и честолюбие продолжали связывать их тогда, когда страсть уже освободила их от своих уз».

Эта неизменно подчёркиваемая даже иностранцами необычность и исключительность Г. Потёмкина впоследствии приведёт к созданию так называемого «потёмкинского фольклора», которым, как известно, интересовался А.С. Пушкин. В этом «фольклоре», образцы которого приводили в своих записках Д. Давыдов и П. Вяземский, было много непристойного, но много и героически-возвышенного. Можно сказать, что в этом фольклоре перед нами в полной мере предстаёт уже мифологизированный образ светлейшего, являющегося наиболее полным воплощением «золотого века» Екатерины Великой. Таким образом, в культурном пространстве русской словесности творится миф о герое-фаворите, боге Марсе, служащем российской Минерве". 

Чёрт возьми, насколько же это напоминает "основной миф" матриархата про Богиню и её быкоголового героя!

"Женщины и власть в России: история и перспективы".

И. Н. Ионов в статье "Женщины и власть в России: история и перспективы", говоря о "волюнтаризме" Петра I, сравнивает его с самодуром Иваном Грозным, после правления которого страна, привыкшая к насилию и непредсказуемости власти, была ввергнута в Смутное время.

           "Образно говоря, Пётр оставил своим наследникам-мужчинам слишком большие и разношенные сапоги, чтобы хоть один из них мог ими пользоваться без ущерба для себя и страны. Угроза нового Смутного времени была вполне возможной, если бы на этот раз старые сапоги не отставили в сторону и не произвели самый радикальный из политических переворотов, использовав гендерную альтернативу. Опасаясь прихода к власти традиционалистов, подобных царевичу Алексею, Пётр повелел передавать её произвольно, независимо от родства и пола. Основой преемственности власти должна была стать приверженность делу европеизации России. Скорее всего, этот вариант престолонаследия был выбран случайно: женщин в роду Романовых оставалось больше, чем мужчин. Но значение сделанного поворота нельзя недооценивать. На общем фоне истории трёх четвертей XVIII века только женщины-императрицы, несмотря на все их слабости, противоречия, непоследовательность и зависимость от фаворитов, производят впечатление взрослых людей, под ногами которых, прячась за широкие юбки, бегают вечные мальчики-императоры. 

           Женщины, не только императрица Анна Иоанновна (1730-1740), но и Елизавета Петровна (1741-1761), были гораздо более богобоязненны, чем императоры-мужчины, и следили за соблюдением народом обрядов православной церкви, удерживая процесс распада традиций. С другой стороны, женщины на троне, подобно маткам-царицам у пчёл, способствовали "роению" дворянства вокруг них. Этому способствовал созданный в 1731 году Кадетский корпус, имевший хорошее финансирование и призванный выпускать офицеров. Фактически параллельно с падением интереса дворянства к военной службе, где все лучшие места занимали немцы, корпус стал приобретать значение учебного заведения, ориентированного на подготовку не столько офицеров армии, сколько галантных кавалеров. Уже при его основании было предусмотрено обучение фехтованию, иностранным языкам, истории, танцам, музыке «и прочим полезным наукам», перечисленным в популярном тогда руководстве для молодёжи «Юности честное зерцало» (1717), которое уже при Петре I выдержало три издания. В 1733 году при ревизии корпуса выяснилось, что подавляющее большинство слушателей занимается, кроме обязательных дисциплин, в основном указанными «галантными науками» - немецким языком (237 чел.), танцами (110 чел.) и фехтованием (47 чел.). Демократ Ключевский писал, что в этих условиях любой дворянин хотел «стать лощёным светским фатом и придворным пройдохой». Светская жизнь, постепенно теряя черты Петровской принудительности, приобретала характер борьбы дворянских партий за влияние на очередную императрицу, и связанная с ней система образования и воспитания выражали именно эту тенденцию, ведущую к культурной, а затем к политической и социальной модернизации.

          Правда, свобода светской жизни появилась не сразу. В годы правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны основная примета светской жизни - повиновение прихотям и слепое подражание пристрастиям императриц. Но вместе с этим в жизнь дворянства входит новая черта - относительно быстрая смена моды на одежду, популярные произведения литературы, стихи и песни, чего не было раньше. При Елизавете Петровне, обожавшей наряды и действительно менявшей платья по 4-5 раз в день, как никогда большую роль в жизни двора стали играть балы и маскарады. Присутствовать на них, по петровскому образцу, было обязательным, что проверялось гвардейцами. Придворные дамы, зачастую тоже менявшие костюм 2-3 раза в день, должны были на каждый бал являться в новом наряде.