18 февраля 2022

О передаче семейного "духа" в матрилинейных обществах.

Северо-восточная Индия - одно из тех немногих мест в мире, где матрилинейная культура всё ещё практикуется. В Мегхалае, одном из северо-восточных штатов, практика матрилинейности существует среди нескольких племён. В штате есть три основных племени: кхаси, джайнтия и гаро. Кхаси и джайнтия населяют восточную часть штата Мегхалая, а гаро - западную. В то время как джайнтия и кхаси принадлежат к протоавстралоидно-монкхмерской группе, гаро принадлежат к семье бодо. Матрилинейная система, которой придерживаются эти племена, вызвала большой интерес у антропологов современности.

"Среди кхаси родословная ведётся только по материнской линии. Младшая дочь в доме берёт на себя ответственность за свою мать в её отсутствие (Kothari 2019). Младшая дочь считается очень важным человеком в семье, поскольку именно она должна заботиться обо всей семье - своих родителях, детях и разведённых братьях, если таковые имеются. Если в семье нет детей-девочек, родовое имущество переходит к дочери по материнской линии, так как по обычаю племени имущество должно оставаться в семье матери", - пишут Sruthi Palliyalil и Sangeeta Mukherjee в статье "Women, Nature and Culture: An Ecofeminist Reading of the Matrilineal Culture of the Khasis, Jaintia and Garo Tribes of Meghalaya".

"Ячейкой социальной организации джайнтия является семья, которая состоит из бабушки, матери, сестёр, братьев, дядей, тётей, племянников и племянниц по материнской линии. Иногда с ними проживает дед или отец. Таким образом, это матрилинейная совместная семья. Сен (1985) считает, что семья кхаси-джайнтиа похожа на большую семью, где мать является главой и хранителем семейного имущества, а дядя по материнской линии - органом, принимающим решения. В случае смерти матери полномочия по отправлению религиозных обрядов и хранению имущества переходят к младшей дочери. Если у родителей нет дочерей, допускается усыновление ребёнка женского пола, предпочтительно из их клана, для продолжения семейной линии".

"Гаро - значительное матрилинейное племенное население Северо-Восточной Индии, занимающее в основном горный район Гаро в штате Мегхалая. Исследование матрилинейной системы среди гаро и кхаси, проведенное Ф. К. Леманом в 1969 году, показало, что хотя женщины имеют законное право на владение родовой собственностью, контрольная власть и полномочия над ней принадлежат мужчинам. В матрилинейной системе ответственность и власть над имуществом переходят от матери к младшей дочери".

Почему именно младшая дочь считается наследницей имущества и социального положения матери? Ведь в патриархальных обществах - всё наоборот: как повествуется в сказке Шарля Перро "Кот в сапогах", после смерти отца старший сын получил мельницу, средний - осла, а самый младший - кота.


У древних евреев первородный (старший) сын пользовался особенными правами и преимуществами перед своими братьями (Быт. 25:31). «Ты крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества» (Быт. 49:3), говорил Иаков своему первородному сыну, Рувиму. Между этими преимуществами были следующие:

  • посвящение Господу (Исх. 22:29);
  • особенное достоинство (Быт. 49:3);
  • двойная часть из имущества отца (Втор. 21:17);
  • (в царском семействе) наследие престола по смерти отца (2Пар. 21:3).

Старший сын во время отсутствия отца считался в доме его представителем. А в матрилинейных обществах северо-восточной Индии - младшая дочь.

Тут, очевидно, речь идёт о передаче семейного "духа". Хотя слово "дух" можно написать и без кавычек, в смысле домового духа. Дух семьи - это её своеобразный "почерк", комплекс тех особенностей, которые, при удачном стечении обстоятельств, образуют зачаток большого рода, перерастающего в племя. Матриархальное общество "кишит" такими "зародышами". Например, в староевропейской культуре линейно-ленточной керамики (ЛЛК) каждый "большой дом" имел свои собственные традиции изготовления керамической посуды. Это заметили археологи при раскопках. Но, наверно, свои особенности были не только в керамике, но и в одежде, языке (уникальные слова были, например, в лексическом "репертуаре" моей бабки; я по одним этим словам узнал бы её, даже не видя и не слыша), в домашнем культе (свой "иконостас", так сказать, которого нигде больше нет). И, конечно, семейный "дух" передавался младшей дочери, потому что именно она, по традиции, ухаживала за престарелой матерью и больше других "пропитывалась" этим "духом". Очевидно, таким образом осуществлялась та самая "передача дара", которая известна у шамаов и колдунов. Такое семейно-будничное, незаметное "посвящение". Впрочем, подлинное таинство и должно быть незаметным для посторонних взоров.

Посвящение

Комментариев нет:

Отправить комментарий