Э. Бургиньон в статье "Изменённые состояния сознания" пишет о своих гаитянских полевых наблюдениях. Они относятся к событию, которое происходило в сельской местности, когда довольно состоятельная пожилая женщина приводила в порядок свои дела, требуя от жреца вуду (хунгана) и его последователей совершать недельные серии ритуалов, которыми пренебрегали в течение ряда лет:
"Гаитяне верят, - говорит Э. Бургиньон, - что дух забирает тело конкретного человека, который на время перестаёт быть собой. Человек в это время - "лошадь", которая "осёдлана" духом. В описанном нами примере это верование означает, что не женщина по имени Ида, а скорее дух Ibo-Lele напал на хунгана в припадке ярости. Ида не отвечает за свои действия и её не будут осуждать за них. Фактически, как личность она отсутствует. Когда эта сцена обсуждалась присутствующими или позже теми, кому рассказали о ней, никто не спросил, почему Ида вела себя таким образом в этот день. Все вопросы сосредоточены на Ibo-Lele и на том, почему он разозлился и отверг ли он подношения, предложенные ему."
Интересно, а как же быть с берсерками? Про них говорят, что, будучи в состоянии одержимости, нападали на своих в приступе ярости. Несколько старинных ирландских документов — отчётов о битве при Клонтарфе, неподалёку от Дублина, в 1014 г. (конфликт, во время которого Ирландия викингов бросила вызов своей кельтской «сестре», которой правил король Бриан Бору) — повествуют о берсерках, бесконтрольно хозяйничающих и в ирландских, и в викингских поселениях, нанося огромный урон как чужим, так и своим. Да и дома, в Норвегии, хлопот с ними было не меньше, поскольку дружины берсерков нападали на собственные деревни, возвращаясь домой с войны (видимо, по-прежнему одолеваемые «боевой яростью»). Очевидно, берсерки тоже были "лошадьми", которых "седлал" Тор, Один или какой-то иной дух в виде медведя, волка или кабана. И, очевидно, когда на них "накатывал" дух, они в это время находились в бессознательном состоянии. Значит, получается, что если берсерк кого-то зарезал в приступе ярости, то он сам ни в чём не виноват, - его рукой двигал дух или бог. Типа, все вопросы и претензии - к Одину, а я - всего лишь подневольная "лошадка"...
Интересно, что современный УК РФ смягчает наказание за преступление, если оно было совершено в состоянии "горячки" (или аффекта), прямо как у берсерков. Например, убийство в состоянии аффекта наказывается всего-то "исправительными работами на срок до двух лет" (См.: УК РФ Статья 107).
А что этот английский Томми так негодующе смотрит на пленного немецкого офицера? Ведь на войне без "горячки" никак не обойтись. Если немец и убил кого-то, то в состоянии аффекта. Так что с него "взятки - гладки". Все претензии - к Гитлеру, сам же офицер - всего лишь солдат фюрера, "лошадь" фюрера.
Наверно, если бы Чикатило жил в 11 веке, он легко мог бы оправдаться: бес Один попутал, "оседлал" меня, и где я потом был, и что при этом делал, - не помню, "переклинило"...
Комментариев нет:
Отправить комментарий