Модель "Девушка на качелях" из Айя-Триады - один из один из объектов, который больше всего восхищает посетителей Ираклионского музея.
Swing model from Ayia Triada |
Композиция напоминает т. наз. "рога посвящения" с лабрисом между ними. Только здесь вместо лабриса - женщина.
В то же время, эта сцена напоминает изображение на саркофаге из Агиа-Триада, - только там священная чаша вместо девушки.
Ayia Triada sarcophagus, side A; detail |
Столбы с птицами на них, безусловно, очень похожи. Над каждым столбом возвышается птица с распахнутыми крыльями. Имеются и другие схожие изображения. Одно из них приводит Nicola Cucuzza в своей статье "Minoan nativity scenes? The Ayia Triada swing model and the three-dimensional representation of Minoan divine epiphany".
В данной связи Nicola Cucuzza упоминает находку в Мари в 1938 году. Там, в храме, посвящённом богине Нинхурсаг Парро нашёл каменную статуэтку женской фигуры, сидящей на троне, с двумя отверстиями, которые позволяли подвешивать её.
Но - добавлю я от себя - в музеях хранится множество статуэток с дырочками Кукутени-Трипольской культуры. Может быть, их тоже подвешивали на ниточках-верёвочках?
Я раньше высказывал своё предположение, что в эти дырочки вставлялись, для "освящения", какие-то веточки, возможно с плодами. Но, может быть, эти статуэтки использовались в магических практиках? Я имею в виду биолокацию.
Никола Кукуцца намекает на то, что у критян минойской эпохи, помимо богини-"матери", имелась ещё и богиня-"дочь". Это, наверно, нечто наподобие древнеегипетского Гарпократа, сына Осириса и Изиды, который изображался в виде голого ребёнка с локоном юности на голове и пальцем правой руки у рта. Проф. Зубов в лекции об Элевсинских мистериях говорит, что центральным актом мистерии являлось узнавание мистами самих себя в младенце на руках Деметры. Очевидно, Гарпократ также занимал центральное место в мистериях Осириса и Исиды. И мы может предположить, что девочка на качелях является крито-минойским аналогом древнеегипетского Гарпократа. Возможно, она показывалась мистам в эпифаниях (богоявлениях). Возможно, эти богоявления происходили во время танцев. Ну, а как ещё лучше изобразить "парящую" в воздухе богиню, как не представить её в образе девочки на качелях?
Комментариев нет:
Отправить комментарий