20 февраля 2022

Вьетнамские "амазонки".

История Вьетнама изобилует примерами освободительной борьбы, важными, а порой и ведущими участниками которой выступали женщины. На заре вьетнамской истории именно женщины возглавили население Северного Вьетнама в его национально-освободительной борьбе против китайских завоевателей. Сёстры Чынг (Чынг Чак и Чынг Ни) подняли в 40-43 гг. восстание против китайской администрации и на короткое время вернули стране независимость. Они провозгласили себя правителями-выонгами, став первыми женщинами во вьетнамской истории, которых народ считал правителями. Даже в отношении Ли Тиеу Хоанг (1218–1278) – единственной в истории Вьетнама правящей императрицы – в историографии не использовали термин «правительница».


Выдающийся деятель национально-освободительного движения первой четверти XX в., ставший одной из самых почитаемых во Вьетнаме исторических личностей, – Фан Бой Тяу (1867–1940) в своей статье «Кто является предками нашей страны? Люди нашей страны в истории нашей страны» задаётся вопросом, кто мог бы стать своеобразным Буддой для истории Вьетнама, и приходит к выводу, что именно сёстры Чынг являются «домашним Буддой» (Phật nhà), «предком» и даже «первопредком» (thủy tổ) вьетнамского народа. То, что первопредком вьетнамцев оказались женщины, старца Фана (как его уважительно именуют во Вьетнаме) нисколько не смущало, ведь, по его словам, «едва родившись, человек знает в первую очередь свою мать и потому именно её считает своим предком».

Важно, что в восстании 40-х гг. помимо собственно сестер приняли участие многие другие женщины-военачальницы. В исторических сочинениях и народном предании упоминаются несколько десятков таких женщин. По своим личным именам или титулам известны Ле Тян, Ву Тхи Тхук, Ле Тхи Хоа, Дык Тхань Мау и др.

В III в. дело сестёр продолжила Чиеу Тхи Чинь (в летописях она упоминается как Чиеу Ау; 225–248), вошедшая в историю как «Госпожа Чиеу» (Bà Triệu). В летописи Тоан Тхы Ба Чиеу представляется читателю следующим образом: «…Груди Чиеу Ау, длинной около трёх тхыоков [1], были перекинуты за спину. […] Носила золотое платье и сандалии с шипами. Сражалась верхом на голове слона». Ба Чиеу погибла на поле боя, «[Лу] Инь уничтожил её». В летописи Тоан Тхы нет подробностей её смерти. Зато интересная интерпретация смерти Ба Чиеу дана в книге Д. Марра «Вьетнамские традиции перед судом истории» («Vietnamese tradition on trial»), где он ссылается на вьетнамское предание: китайский военачальник приказал солдатам раздеться догола, и, не выдержав отвращения, Ба Чиеу отступила и покончила с собой, а ее армия была разбита.

Выходит, что китайцы победили своими мудями; они были столь ужасными, что Ба Чиеу не могла смотреть на них. Интересно, что китайские мудя выполняют роль "священного оружия", прямо как голова горгоны Медузы. 

Личность Ба Чиеу интересна не только образом мужественной воительницы за справедливость, любопытен и внутренний мир героини. Так, в отличии от сестёр Чынг, других не менее известных воительниц, Ба Чиеу не была замужем и, кажется, полностью поборола в себе женское начало и естественные желания. А может быть она была представительницей "третьего пола", урнингом из породы "людей лунного света", о которых писал В. Розанов. Как бы там ни было, но император династии Ли, Ли Нам Де, приказал построить храм в честь Ба Чиеу и наградить её титулом «Благороднейшая героиня-девственница».

Женщины сыграли свою роль и борьбе против, возможно, самой масштабной иноземной агрессии в истории Вьетнама – трёх войнах с китайско-монгольскими войсками династии Юань во второй половине XIII в. Во вьетнамской историографии применительно к правлению династии Чан, на которую выпало это тяжелейшее испытание, широко используется термин «женские чары» (Mỹ nhân kế). Так, в историю вошёл пример принцессы Ан Ты (дочери императора Чан Тхай Тонга), которая была отдана монголам во время войны в качестве выкупа и тем самым помогла правителю и его окружению спастись от наступавших войск неприятеля.

Женщины сыграли важную роль и в, возможно, самом известном в истории Вьетнама восстании, направленном против иноземного господства, – Ламшонском восстании во главе с Ле Лоем. В первую очередь важно отметить, что лидерство Ле Лоя было обусловлено его союзами с различными местными влиятельными родами, и традиционно эти союзы зачастую были подкреплены браком с дочерями глав этих родов. Ведущий отечественный исследователь истории Вьетнама этого периода А.Л. Федорин отмечает, что сам Ле Лой женился на принцессе Хюи Тян, дочери императрицы Бать Нгок, в пошлом третьей жены императора династии Чан – Чан Зуе Тонга (прав. 1372–1377), планируя, по-видимому, в будущем воспользоваться званием зятя императора предыдущей династии, как это уже делали основатели династий Чан и Хо. Женское участие в этом восстании, в частности, предопределило и такое важнейшее для страны с абсолютной монархией решение как выбор наследника престола. Так, Фам Нгок Чан (мать второго императора династии Ле – Ле Тхай Тонга) умерла ещё до его возведения на престол, принеся себя в жертву духам в 1424 г. во время борьбы Ле Лоя с китайскими захватчиками – в обмен на то, что именно её сын станет наследником престола.

Безусловно, вьетнамские женщины, имеющие столь богатые традиции национально-освободительной борьбы и во многом ставшие её символом, не могли не внести свой вклад в освобождение Вьетнама от колониальной зависимости и последовавших вслед за этим войнах сопротивления против Франции и США. Неудивительно, что на рубеже 1920–1930-х гг. начинается мобилизация женщин вьетнамскими революционерами – Национальной партией Вьетнама (создана в 1927 г.), а также марксистами, организационным центром которых стало Товарищество революционной молодёжи Вьетнама (Việt Nam Thanh niên cách mạng đồng chí hội), а затем созданная в 1930 г. Коммунистическая партия Индокитая (КПИК). Именно в революционной деятельности и особенно в марксизме женщины увидели шанс на избавление себя от статуса «рабынь рабов» (под которым подразумевалось, что женщины находятся в подчинённом положении у вьетнамских мужчин, в свою очередь, бывших в услужении у колониальных властей).

Важным моментом в революционной деятельности стала готовность женщин к самопожертвованию, в чем прослежива-ется параллель с древними традициями. Эта готовность к самопожертвованию ярко проявилась в ходе двух Войн Сопротивления, которые Вьетнам вёл с 1946 г. – вначале против Франции (1946–1954) за отстаивание собственной независимости, а затем против США (1965–1973) за воссоединение страны.

Войны затронули абсолютно всё население Вьетнама, при этом женщины выступали не просто как пассивные её участники, а как важный фактор проведения военно-политических мероприятий.

После войны против Франции в период борьбы за воссоединение Вьетнама (разделённого по условиям Женевских соглашений по 17-й параллели на две части) происходила дальнейшая мобилизация населения, в которую всё больше вовлекались женщины. Феминизация войны проявилась в выработке программ, ориентированных в первую очередь именно на женщин. В Северном Вьетнаме таковой стала учреждённая в 1965 г. программа «Три обязанности» (Ba đảm đang), под которыми подразумевались: забота о семье (в отсутствие мужа и взрослых сыновей), работа на производстве и борьба с врагом. Тут покрыли себя неувядаемой славой женщины-воины во главе с Нгуен Тхи Динь, которая организовала целое движение (т.н. «длинноволосое войско»), известное всей стране. 


Использован материал из статьи Сюннерберг М.А. и Марченко Е.А. "Женское лицо освободительной борьбы во Вьетнаме".

--------------------------------------------------------------------------

[1] Традиционная единица измерения длины во Вьетнаме, которая всё время менялась и в ту эпоху составляла примерно 25 см (впоследствии около 40 см).

Комментариев нет:

Отправить комментарий