17 февраля 2022

Трагедия Медеи в патриархальном обществе.

В статье "Причины утраты женственности героиней античных трагедий Медеей и этическая оценка данного явления" автор, Ирина Сергеевна Иванова, ссылается на статью «Матери-детоубийцы — норма матриархата» (1993). Там говорится, что в России в 1993 году "из 1500 убитых детей 1170 убито своими матерями» [1]. 

Но позвольте задать вопрос: при чём здесь матриархат? Разве в современной России — матриархат? Ну да, некоторые полоумные представители т. наз. "мужского движения" называют современный режим в России "матриархальным" и науськивают мужчин бороться с "матриархатом", но мы же ни на йоту не верим этим насквозь лживым заявлениям. Весь политический "олимп" занят почти исключительно мужчинами, Россия на мировой сцене играет явно "мужскую", брутальную роль, в проекте «Имя Россия» 2008 года первая тройка симпатий российских телезрителей стала такой: Александр Невский – Пётр Первый – Сталин. Причём, Сталин долго лидировал с большим отрывом (Источник).

Император Иосиф Сталин

Как при всём этом называют постсоветскую Россию "матриархальной" страной, - я ума не приложу. Умом не понять эту аберрацию сознания. Так же, как совершенно непонятно сочетание советского герба с царским двухглавым орлом на вышеприведённой картинке, которую я нашёл в "Яндексе" по запросу "икона Сталина". Это не соответствует никакой исторической реальности. Это - такой же ментальный фантом, как и пресловутый "российский матриархат". 

Не было матриархата и в Древней Греции в ту эпоху, когда там жила Медея.

Как говорит И. С. Иванова, "сегодня среди психиатров есть выражение "комплекс Медеи", который применяется к разведённым или просто брошенным женщинам-матерям, стремящимся выместить обиду на мужчину на детях, причиняя им боль душевную, физическую и даже убивая своих детей, подобно этой жительнице древнего мира". 

Об этой трагедии хорошо рассказывает Алексей Машевский (с сороковой минуты и дальше).

Он говорит о самоуправстве патриархальных властей, которые изгоняют Медею из Коринфа с малолетними детьми. 

А. Машевский говорит, что Медея доходит до детоубийства, просто копируя поступки Ясона. Она как бы говорит Ясону: "Тебе не нужны твои дети? Хорошо, я поступлю так же как ты, и посмотрим, что из этого выйдет". 

Но, как мы видим, дети Медеи не нужны не только Ясону, но и властям. Я хорошо помню 1993 год. Тогда было совершенно смехотворное пособие по родам, да и те жалкие деньги женщина не могла получить, если она была безработная. Можно представить себе психическое состояние матери с ребёнком, который вообще никому не нужен, - ни мужу, бросившему её, ни государству.

Кете Кольвиц — немецкая художница, график и скульптор.

Кете Кольвиц — немецкая художница, график и скульптор.

От матери, конечно, ожидается самопожертвование, что она не бросит ребёнка. Но почему, собственно, Медея должна одна жертвовать собою, когда вокруг неё все дуркуют? А что, если и мать станет дурковать вместе со всеми? Трагедия в том и заключается, что Медея отказалась от самопожертвования ради детей и подключилась к всеобщему дуркованию. 

И. С. Иванова пишет:

"Можно предположить, что в трагедии Еврипида этот шаг Медеи [детоубийство] продиктован желанием обиженной женщины поставить на место зарвавшегося мужчину. <...> В трагедии Еврипида деторождение представлено как подвиг женщины, причём не уступающий мужским подвигам на войне:

Три раза под щитом охотнее стояла б я, чем раз один родить.

Но сама Медея чувствует, что её подвиги не оплачены не потому, что не замечены, а потому, что она женщина, потому что таково положение женщины как представительницы своего пола [в патриархальном обществе, - добавлю я от себя].

Нас, женщин, нет несчастней. За мужей
Мы платим — и недёшево. А купишь,
Так тебе хозяин, а не раб...

Приведённый отрывок позволяет предположить, что Медея в своей ситуации видит типичное для положения женщины бесправие. Ясон для неё — не только предавший муж, худший из всех, кто когда-либо рождался на земле, но и олицетворение несправедливого уклада, в котором обыкновенная, не наделённая сверхъестественными, сверхчеловеческими способностями женщина бессильна перед властью и, увы, произволом мужчины."

Вот такие пироги... 

Quod licet Iovi (Jovi), non licet bovi (с лат. — «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку») — крылатое латинское выражение, смысл которого в том, что если нечто разрешено человеку или группе людей, то оно совершенно не обязательно разрешено всем остальным. Властям дурковать можно, а всем остальным — нельзя. Если же все станут дурковать, то получится всемирная трагедия "Медея", то есть "дурдом" и "светконец".

Медея

------------------------------------------------------------------------

[1] Статистика об убийствах детей матерями: URL: http://pro-volgograd.com/skazki/skazki-pro-zhenskuyu-dolyu/ materi-detoubiytsy-norma-matriarhata.html (дата обращения: 10.08.2013).

Комментариев нет:

Отправить комментарий