04 октября 2021

О мтДНК-"ребусе" народа мосуо.

Коллектив авторов -Yan Lu, Chuan-Chao Wang, Zhendong Qin и Bo Wen - в статье "Mitochondrial origin of the matrilocal Mosuo people in China" говорят, что народ мосуо, который в настоящее время является единственной матрилокальной популяцией в Китае, имеет наиболее близкое генетическое родство с народом пуми.

Современный язык мосуо относится к тангутско-цянской ветви сино-тибетской языковой семьи. Также и язык пуми относящимся к цянской группе тибето-бирманской подсемьи сино-тибетской языковой семьи. 

Острова как "морозильные камеры" Традиции.

 

Сардинская девочка в традиционном ритуальном одеянии. Остров Сардиния, Италия.

На островах, в силу их изолированности, очень долго хранятся "законсервированными" древние традиции. Так, на острове Крит матриархальные общества сохранялись примерно до 1500 г. до н. э., тогда как в континентальной Европе матриархату был нанесён смертельный удар ок. 3500 г. до н. э. В Исландии сохранились древнескандинавские и древнегерманские языческие мифы, которые собрал и записал Снорри Стурлусон в 1222 - 1225 годах. 


У шаманки на этом рисунке не просто так нарисован головной убор с рогами. Это реальная археологическая находка - женщина из Бад-Дюрренберга (Германия), жившая 8500 лет назад) была похоронена именно с таким инвентарём. Автор изображения - Олег Селезнёв.
Группа Олега: CelezArt.

 

О "плюсах" и "минусах" земледелия.

Зарождение земледельческой культуры двояко.

С одной стороны, земледелие способствовало возвышению женщины, о чём говорилось вчера в статье "О роли женского труда в процессе превращения первобытного стада в матриархальную общину".

Но, с другой стороны, земледелие способствовало появлению государственных структур, которые, в конечном итоге, низвели женщину до положения рабыни.

Рассмотрим этот процесс подробнее.

Женщина с зернотёркой из Лейденского музея древностей.

Из хроники текущих событий.

Полтора года назад я написал заметку "Настоящий XXl век":

"Двадцатый век, как эпоха в жизни человечества, наступил с небольшим запозданием. Ни в 1899, ни в в 1900, ни в 1901 году ничего особенного не случилось, и вплоть до первой мировой войны мир продолжал жить в стиле XlX века. Но в 1914 году Европа совершила "харакири", после которого начался процесс бурных перемен по всему миру.

Независимо мыслящие люди понимали, что «старое» кончилось уже с мировой войны, что рубежным был 1914 г. - Анна Ахматова в «Поэме без героя», где основное действие происходит в 1913 г., писала: «А по набережной легендарной / Приближался не календарный - / Настоящий Двадцатый Век».

Мне думается, что настоящий XXl век начался только в 2020-м году. Сейчас многие говорят и пишут о необратимых изменениях, которые происходят в мире. Этот коронавирус подвёл жирную черту прежнему разложению. Очевидно, что жить "как прежде" уже невозможно. Надо заботиться о чистоте. Теперь мы все станем немножно монахами-затворниками."

03 октября 2021

О роли женского труда в процессе превращения первобытного стада в матриархальную общину.

Весьма дельные мысли мне встретились у drevniy_daos в Женщина и земледелие. (с цитатой из книги Тернбула):

Зарождение земледелия способствовало возвышению женщины, то есть не увеличению власти женщины, а росту уважения к женщине. Нам это может показаться странным. Ведь работает тот, кого не уважают; и наоборот, кого уважают - тот не работает. Но это наследие рабовладельческого менталитета классической Греции. А первично вызывал уважение именно тот, кто трудится. Труд ещё не стал работой и оценивался иначе. Точнее, уважали не труд, а результат труда. Кто приносил добычу - был в почёте. Земледелие повысило статус женщины. Плодородие связывалось, конечно, с женщиной. Отсюда и почитание богинь плодородия. Женское божество плодородия становится излюбленным духом земледельцев, и бесчисленные фигурки, олицетворяющие богиню-мать, покровительницу полей, заполняют музеи, экспонирующие результаты раскопок поселений древних земледельцев" (В.М.Массон. "Возникновение и развитие земледелия". - М.,1967, с.30,32). 

Видимо, некоторое поверхностное сходство между уходом за урожаем и рождением ребенка находило воплощение в едином образе рожающей женщины. Слово "плод" даже в современном русском языке означает и ребёнка в утробе матери, и фрукт на дереве. Культура земледельцев приветствовала многодетность. Бездетность рассматривалась как проклятье.  Равно как и засуха. И от того и от другого искали избавления с помощью колдовства. Для охотника и собирателя погода не имеет особого значения. В случае отсутствия одной пищи в одном месте, первобытный человек перемещается к другому источнику пищи. Земледелец не просто привязан к земле, он зависит от неё. И от божества, дающего плодородие. В такой культуре немыслимо обидеть женщину. 

Экзогамные практики Старой Европы.

Коллектив авторов - António Faustino Carvalho, Francisca Alves Cardoso, David Gonçalves и Raquel Granja - в статье "The Bom Santo Cave (Lisbon, Portugal): Catchment, Diet, and Patterns of Mobility of a Middle Neolithic Population" рассказывают о пещере Бом Санто в Португалии, этом "моментальномй снимке" неолитического населения, проживавшего ок. 3780 - 3415 гг. до н. э., которое, в данном конкретном случае, по интересному совпадению, было сопричастно строительству первых мегалитических памятников. 

Бом Санто - это большая пещера, с сериями комнат, галерей и проходов, структурированных в трёх основных перекрывающихся, топографически дифференцированных "уровнях" внутри склона горы. Неолитический некрополь на двух верхних "уровнях" занимает площадь около 285 м2.

Сразу приходит на ум сравнение с подземными гипогеями Мальты. Там тоже использовались естественные пещеры для погребения умерших. А где не было естественных пещер, там создавались искусственные.

Мир до матриархата, по Гоббсу.

 

Сюэ Джийе, один из самых важных и знаменитых современных китайских художников, творческий художник-сюрреалист.

«Что такое естественное право (right of nature)? Естественное право,- пишет Гоббс,- есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни, и, следовательно, свобода делать всё то, что является наиболее подходящим для этого». «В естественном (животном) состоянии каждый человек имеет право на всё. Так как (животное) состояние человека есть состояние войны всех против всех, когда каждый управляется своим собственным разумом и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качестве средства для спасения от врагов, то отсюда следует, что в таком состоянии каждый человек имеет право на всё, даже на жизнь всякого другого человека».

Удивительные параллели между натуфийцами и обитателями Лепенского Вира.

Исследователи под руководством Тобиаса Рихтера из Университета Копенгагена раскопали стоянку натуфийской культуры в Иордании, известную как Шубайка 1 (Shubayqa 1), которая была обитаема между 12 600 и 10 000 годами до нашей эры. По словам Рихтера, люди, жившие в Шубайке-1, одомашнили собак ещё в 12 000 году до нашей эры. Они создавали произведения искусства в виде резных фигурок из кости и камня. Они также хоронили своих мёртвых. "Некоторые утверждают, что это свидетельствует о присутствии специалистов по ритуалам - шаманов или каких-то групповых лидеров", - сказал Рихтер.

Кстати, о шаманах. Раскопки натуфийской стоянки в пещере Хилазон Тахтит (Израиль) [1], возраст которой составляет 12000 лет до н. э., выявили захоронение, которая было построено и устроено специально для миниатюрной пожилой женщины-инвалида. Ритуалы погребения и метод, использованный для сооружения и запечатывания могилы, предполагают, что это захоронение шаманки, одно из самых ранних, известных из археологических источников. Тело похоронили в необычном положении; его положили на бок так, чтобы позвоночник, таз и правое бедро упирались в изогнутую южную стену овальной могилы. Ноги были разведены и согнуты внутрь в коленях.


02 октября 2021

Знаки времени.

 Женщины в аудитории Кабульского педагогического института, Афганистан, сентябрь 2021 года.

 

Пантеры Кибелы и царские мантии.

 

В. И. Гуляев в статье "БОГИНЯ КИБЕЛА - ВЛАДЫЧИЦА ЗВЕРЕЙ - В СКИФСКОМ ИСКУССТВЕ", указывая на это скифское зеркало, говорит, что "среди многочисленных изображений на диске (их всего 24) главным персонажем выступает крылатая женская фигура с пантерами в руках – обычными атрибутами Великой малоазийской богини Кибелы. <...> Изображения на зеркале представляют собой систему магического характера, целый пантеон божеств или демонов, подчинённых женскому божеству… В литературе за этим образом утвердилось название “Владычица зверей”. Несомненна связь этого образа с искусством и религией Передней Азии, его отождествляют с Кибелой и Артемидой. Пантеры были её наиболее древними атрибутами(курсив автора. – В.Г.)."

Вот это указание на связь Кибелы с пантерами чрезвычайно интересно. Дело в том, что сообщения о "пардусах" встречаются в летописях Древней Руси. Например, Нестор сравнивает князя Святослава с пардусом. 

"Пардус - это общеарийское название. Оно сохранилось в иранском ( «Пардука» ) и в древнеиндийском («Прдаку» ) языках и означает, помимо пантеры, пёстрое животное вообще. Более знакомое нам название «пантера» происходит от греческого «панфира» , состоящего из двух частей: «пан» - «весь» , или «всё» , «фир» - «зверь» . То есть речь идёт даже не о царице зверей, но о существе, вмещающем в себя весь животный мир" (Источник). 

 

О связи матрилокальности и первобытного земледелия.

Коллектив авторов - R. Alexander Bentley, Michael Pietrusewsky, Michele T. Douglas & Tim C. Atkinson - пишут в статье "Matrilocality during the prehistorictransition to agriculture in Thailand?":

"В Таиланде географическое распределение гаплотипов Y-хромосомы из современных популяций позволяет предположить, что самые первые земледельцы Таиланда были мигрантами из Китая (Tajima et al. 2002), в то время как данные митохондриальной (мт) ДНК указывают на то, что некоторые Тайские этнические группы имеют общих древних предков по материнской линии (Fucharoen et al. 2001). Хотя эти данные могут показаться противоречивыми, возможное объяснение заключается в том, что коренные, доаграрные общины Таиланда были матрилокальными, поэтому мужчины-мигранты вступали в брак в коренных общинах своих невест".

Далее авторы говорят, что "выводы генетики и лингвистики в целом указывают на длительную историю матрилокальности в Юго-Восточной Азии (например, Tajima et al. 2002; Fucharoen et al. 2001; Hage & Marck 2003; Burton et al. 1996; Oota et al. 2001)".

Интересно, что скелетно-биологические данные из доисторического Таиланда, показывая сходство с современными тайцами, одновременно указывают на сходство с восточноазиатскими народами, в частности с народом - носителем культуры дзёмон в Японии (Pietrusewsky & Douglas 2002: 254-5).

О погребениях культуры Винча.

Могилы культуры Винча являются частью большой "загадки" эпохи неолита в юго-восточной Европе. По сравнению с количеством и размерами поселений, могилы встречаются относительно редко. Большинство тех, которые были обнаружены, располагались под крышами домов внутри поселений, но это были лишь отдельные могилы. Тем не менее, существуют два важных некрополя, связанных с культурой Винча, это Ботош и Гомолава. В них было обнаружено 18 и 23 (соответственно) могилы со скелетами.

Значит, неолитическая культура Кукутени-Триполья вовсе не уникальна в том отношении, что при раскопках поселений этой культуры крайне редко обнаруживаются могилы со скелетами. По-видимому, во всех юго-восточных культурах Старой Европы практиковался какой-то способ погребения умерших, который не оставил археологам костей и черепов. Может быть, это было сжигание трупов и развеивание праха по ветру, может быть умерших детей оставляли в дуплах деревьев, а взрослых хоронили в некоторых подобиях шаманских аранкасов.

В данном контексте любопытно взглянуть на воздушное погребение у абхазо-адыгских народов, у древних колхов и грузин. Абхазские историки считают, что обряд воздушного погребения абхазо-адыгских народов произошёл из религиозных культов строителей дольменов. Исследования В. А. Трифонова позволяют определить погребения в дольменах как вторичные. То есть это хранилища костей или частично мумифицированных останков. Надо сказать, что вторичные погребения были очень широко распространены на Ближнем Востоке и в Анатолии - истоковых территориях неолита Старой Европы. 


 

Кроме того, некоторые предметы и технологии дольменной культуры имеют аналоги и более ранние проявления в эгейском бассейне и в Малой Азии.

01 октября 2021

Санса́ра жизни нашей.



Saṃsāra или Sansara - это санскритское слово, которое означает "блуждание", с коннотацией циклических, круговых изменений. Оно отражает концепцию перерождения и цикличности всей жизни, всей материи, всего бытия . Иногда Saṃsāra обозначается такими терминами или фразами, как трансмиграция, кармический цикл, реинкарнация и "цикл бесцельного дрейфа, блуждания или мирского существования". 

Saṃsāra или Sansara - это фундаментальное убеждение большинства индийских религий. Но вот вопрос: откуда взялось это убеждение? Не проникло ли оно в патриархальные индоевропейские культы из более древней, матриархальной культуры до-арийской Индо-Хараппской цивилизации?

Если взять гораздо более близкую к нам по времени культуру классической Эллады, то, как утверждает А. В. Лебедев, представления о реинкарнации душ были заимствованы орфиками у Эпименида Критского, а сам Эпименид "опирался на местную традицию, возможно, восходящую к позднеминойскому времени" (Источник).

Ну, а Крит, с его представлениями о душе как бабочке, "порхающей" с цветка на цветок, с его экстатическими культами и "инкубационными" практиками в пещерах, наверняка культивировал концепцию реинкарнации душ. Как он при этом её трактовал - положительно или отрицательно, - это уже другой вопрос. Но, очевидно, в экстатических религиозных культах с изменёнными состояниями сознания, где душа "выходит" из тела и "сливается" со зверями, духами, людьми и божествами, такая концепция просто не могла не возникнуть.  

 

Леопарды как знаки царской власти

Н.А.Олленну подчёркивает, что в Африке не существовало земель без владельца: земли, не используемые отдельными лицами, находились в резерве трона. Понятие «трон» в прошлом, как считает Олленну, означало племя или этническую группу. «Занимающее трон лицо или глава племени вместе со старейшинами держит землю для использования общиной, племенем или семьёй. Трон означает общину или племя в целом» [1]. 

Африканист И. Е. Синицына в монографии "В мире обычая" (М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997) пишет:
 
Действительно, в отдалённый исторический период собственность «трона» представляла коллективное владение, которое в ряде случаев принадлежало семье первопоселенцев. Видимо, поэтому Сарба и относил к одной категории «собственность трона» и «собственность предков».
 
Со временем произошла сакрализация сидений правителей - «тронов», и уже не трон служил подчёркиванию власти, а правитель говорил от имени «трона». «Трон» стал символом власти правителя, возглавляющего семью, за которой признано право на управление обществом.
 

К вопросу о землевладении в Старой Европе.

Н.А.Олленну говорил, что «среди сокровищ ганца главное - принадлежность к семье». Под понятием «семья» Олленну имел в виду родовую структуру, то есть "большую семью", линидж. И вот что интересно: согласно традиционным юридическим взглядам, семье принадлежит абсолютное право собственности на унаследованную движимость: на имущество, созданное трудом членов семьи, и на владение землёй. Олленну подчёркивает, что «основополагающая концепция землевладения в Африке, и в частности в Гане и в Нигерии, состоит в том, что абсолютное и неоспоримое владение землёй сосредоточено в руках общины». Семье принадлежит любая «реальная» собственность. К «реальной», т.е. недвижимости, он относит землю, хозяйство, плантации, строения и крупный рогатый скот. Эта «реальная» собственность, по словам Олленну, сохраняется как собственность семьи. В связи с этим, сам собою возникает вопрос о возникновении государства. Вполне очевидно, что государственные формы управления не могут утвердиться до тех пор, пока существуют "большие семьи". Конечно, государство не могло так долго утвердиться в Шотландии, и особенно в Ирландии, потому, что там существовала прочная клановая (=семейно-родовая) система. Остатки этой системы видны ещё и сегодня. В Шотландии - это традиционные костюмы, в которых отражается разделение земли на клановые территории.

Мать и дитя

"Мать и дитя!" Скульптура из дерева. г. Ярославль

Баба Яга эпохи постмодерна.

В наше время в Сети можно встретить множество ненаучных реконструкций древнего язычества. Обычно я игнорирую их, а самые "прикольные" (на мой субъективный взгляд) иногда размещаю под меткой "лжеистория". Но сегодня я увидел такую изящную и "симпатишную" реконструкцию, что был просто очарован. Этот "перл" я обнажужил у Елены Фетищевой

"А вы знаете, что первичное значение "Баба Яга" - это ПраМать, родившая Богов Яги (огня)? Позже это была богиня, которая собирала сирот и "допекала" - добаюкивала их в печи первичного огня-любви. И нам уже рассказали, что Баба Яга - это зло.

28 апреля 2021

Живущiе въ сумеркахъ исторiи воображаютъ, что начинается день, когда приближается ночь. (Nicolás Gómez Dávila)

«Cмерть» и Женщина.

 

«Cмерть», Яниc Mихайлович Розенталь (Розенталс).

Cамый известный и популярный художник Латвии Янис Розенталь изобразил встречу со Смертью будничной, но неотвратимой. Женщина в белом балахоне склонилась над больным и беспомощным ребенком, который лежит на руках матери. Малыш также изображен в белых одеждах, символизирующих смерть. Несмотря на то, что ребенок уже не в мире живых, мать не хочет его отдавать Смерти. Она смотрит на женщину с серпом (похоже, она на первых этапах принятия смерти — это отрицание и гнев), но, кажется, уже готова разжать пальцы и отдать малыша.

Cмерть изображена художником в виде высокой и тощей женщины, склонившейся над умершим ребенком. Кажется, что если она выпрямится, то не поместится на полотне, как не помещаются на картине во весь рост деревья. Смерть — неотъемлемая часть природы, как лес, из которого она вышла, в который она, по всей видимости, унесёт умершего младенца.

Янис Михайлович Розенталь (Розенталс) — один из первых профессиональных латышских художников, был в числе создателей латышской национальной школы живописи.

26 апреля 2021

Индийская поэзия
Рабиндранат Тагор
СУМЕРКИ

На нижнем этаже, с утра и допоздна,
Не разгибая стана,
Хлопочешь ты по дому неустанно.
Ты с множ еством людей делами сплетена
Узлом незримых нитей —
И не найти хозяйки домовитей.
Но день скрывается за далью золотой,
Путь уступая ночи.
Во все углы вползают мрака клочья.
Ворона спряталась под свод листвы густой,
Даль огласилась карком.
Река блестит в сиянии неярком.
Опутан ближний лес вечерней темнотой;
И в веянье прохлады
Вливается немолчный звон цикады.
Когда умолкнет мир под покрывалом тьмы,
Твои шаги я слышу —
Ты тихо поднимаешься на крышу...
Не знаю , как тебя зовут, — чужие мы.
Но в этот час безмолвный
Гляжу я на тебя, волненьем полный.
Тебе подругою — далекая звезда.

Все узы расторгая,
Стоишь — уже не ты, совсем другая.
Потом спускаешься ты вниз — и, как всегда,
Свет зажигаешь дома.
И снова все привычно и знакомо.