02 октября 2021

О связи матрилокальности и первобытного земледелия.

Коллектив авторов - R. Alexander Bentley, Michael Pietrusewsky, Michele T. Douglas & Tim C. Atkinson - пишут в статье "Matrilocality during the prehistorictransition to agriculture in Thailand?":

"В Таиланде географическое распределение гаплотипов Y-хромосомы из современных популяций позволяет предположить, что самые первые земледельцы Таиланда были мигрантами из Китая (Tajima et al. 2002), в то время как данные митохондриальной (мт) ДНК указывают на то, что некоторые Тайские этнические группы имеют общих древних предков по материнской линии (Fucharoen et al. 2001). Хотя эти данные могут показаться противоречивыми, возможное объяснение заключается в том, что коренные, доаграрные общины Таиланда были матрилокальными, поэтому мужчины-мигранты вступали в брак в коренных общинах своих невест".

Далее авторы говорят, что "выводы генетики и лингвистики в целом указывают на длительную историю матрилокальности в Юго-Восточной Азии (например, Tajima et al. 2002; Fucharoen et al. 2001; Hage & Marck 2003; Burton et al. 1996; Oota et al. 2001)".

Интересно, что скелетно-биологические данные из доисторического Таиланда, показывая сходство с современными тайцами, одновременно указывают на сходство с восточноазиатскими народами, в частности с народом - носителем культуры дзёмон в Японии (Pietrusewsky & Douglas 2002: 254-5).

Вполне возможно, что и носители культуры дзёмон в Японии, и далёкие предки современных тайцев, имели одну родину где-то на побережье Восточно-Китайского моря или на острове Тайвань. В таком случае, в эпоху неолита существовала единая культурная общность на прибрежных территориях от Сахалина до реки Меконг.

Авторы статьи измерили различные сигнатуры изотопов стронция, кислорода и углерода в зубах последовательности людей, похороненных в Таиланде в период внедрения и интенсификации сельского хозяйства. Предварительные результаты указывают на прибытие мужчин-иммигрантов, за которым последовало изменение в отношениях между полами: женщины питаются местной пищей, а мужчины имеют доступ к более широким ресурсам. Возможно, это подразумевает матрилокальную систему, когда мужчины- охотники, выросшие в других местах, вступают в брак в фермерских общинах.

Эти результаты могут отражать культурную модель матрилокальности, в соответствии с которой мужчина переселяется в место рождения женщины после вступления в брак. На самом деле, вторжения мужчин-охотников и матрилокальные браки дополняют друг друга, так как длительное отсутствие мужчин в охотничьих экспедициях способствует матрилокальности, поскольку оставляет женщинам возможность управлять домохозяйством и блюсти интересы своих родственников (Trigger 1978; Harris 1980; Hage & Marck 2003).

Конечно, здесь всё ещё имеется много неясностей, и дальнейшие исследования расставят все точки над "i", однако несомненно то, что т. наз. "неолитическая революция" могла произойти лишь в обществе, состоящем из "больших семей" - линиджей. Когда же патриархат развалил и уничтожил эти многопоколенные семьи, он стал создавать искусственные подобия тех естественных семей. Советские колхозы - наиболее знакомая нам форма подобных симулякров. Но, задолго до Сталина, в Междуречье имел место быть древнешумерский прототип сталинской колхозной системы.

Оно и понятно: "один в поле - не воин". Сельскохозяйственные работы рентабельны, когда они производятся "гуртом". Очевидно, семейный род эпохи матриархата представлял собой "мини-колхоз": бабка-матриарх + две-три-четыре дочери с мужьями + орава подрастающих внуков и внучек. Тут уж сам Бог велел рис сажать...


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий