01 октября 2021

Баба Яга эпохи постмодерна.

В наше время в Сети можно встретить множество ненаучных реконструкций древнего язычества. Обычно я игнорирую их, а самые "прикольные" (на мой субъективный взгляд) иногда размещаю под меткой "лжеистория". Но сегодня я увидел такую изящную и "симпатишную" реконструкцию, что был просто очарован. Этот "перл" я обнажужил у Елены Фетищевой

"А вы знаете, что первичное значение "Баба Яга" - это ПраМать, родившая Богов Яги (огня)? Позже это была богиня, которая собирала сирот и "допекала" - добаюкивала их в печи первичного огня-любви. И нам уже рассказали, что Баба Яга - это зло.

«Когда дева приходит к Бабе Яге и спрашивает, как ей найти суженного, Баба Яга не советует ей заиметь вечно упругую попу, губки уточкой и соблазнительную походку. Она отправляет её обнаруживать свою агрессивность, оплакивать свою боль, искать свою дорогу и за ...бусиками. Бирюзовыми. Потому что бусики - это красиво. 

Когда дева приходит к Бабе Яге и плачет о том, что все девы вокруг прекрасны и лишь она одна - ужасна, Баба Яга не даёт ей таблетки от возраста, веса, носа с горбинкой и попы с целлюлитом. Она бормочет себе под нос: «Опять девка белены объелась" и даёт ей понюхать настойку болотного багульника. От багульника сильно текут слёзы и щиплет в носу. Но зрение у девы заметно улучшается и она может теперь видеть свою прекрасность. 

Куда утекают силы? Когда измождённая дева приходит к Бабе Яге и жалуется на то, что устала, совсем нет сил, а успеть нужно много, то Баба Яга не сказывает ей как оптимизировать тайм-менеджмент, чтобы больше успевать, и не читает аффирмации от усталости. Она расплетает деве косы и ведёт её в натопленную баню. После бани укутывает в теплое одеяло, заваривает ароматный чай с лесной земляникой и расспрашивает деву о том, куда утекают её силы. И дева обнаруживает, как много добра она стремится причинить людям, как несёт она то, что должны нести другие, как старается сделать так, чтобы всем вокруг было хорошо. И какую цену она за это платит. 

Волшебный клубок. Когда дева приходит к Бабе-Яге и говорит, что заблудилась, Баба-Яга не спешит давать ей клубочек заветный, что покажет дорогу верную. Она парит деву в бане и поит душистым чаем с чабрецом. Старуха знает, что баня очищает тело, а разговор душу, поэтому она велит деве : -«Рассказывай!". И знает старая, что сначала будут слова злые, желчные, потом жалобные, и только в самой глубине отыщутся слова нежные, заветные. Заплачет дева. Со слезами спадёт с глаз пелена, а с души - морок. Теперь можно и волшебный клубочек деве отдать.

Самое время. Тёмное время. Когда дева приходит к Бабе-Яге и плачет, что забралась к ней в сердце печаль тёмная и свернулась там змеёй подколодной, старуха не предлагает ей нарядов ярких и песен разухабистых. Она разводит огонь в очаге, заваривает чай с брусникой и, под мерное потрескивание дров, спрашивает у девы про то, что давно умерло, но так и не похоронено, не оплакано. О том, что пришло время отпустить, но нет сил. Рассказывает ей про тёмное время, когда дерево теряет свой последний лист, ничего не зная о весне. Про время, когда внешняя жизнь замирает. Про холод и пустоту внутри. Про страх, что это навсегда. Про веру в то, что весна обязательно случится и новые листья вырастут там, где сброшены старые. И про бусики говорит. Бирюзовые. Ведь бусики - это красиво.» 

========================================================= 

Вот такая Баба Яга получилась - добрейшей души человек, мудрый психоаналитик, ведающий "корни жизни и смерти", и исцеляющий душевные раны глупеньких девчонок. Пусть эта Баба Яга и не во всём соответствует этнографическим описаниям, но, в конце концов, мы же теперь не можем со стопроцентной уверенностью реконструировать её подлинный облик. И даже если мы реконструируем её истинный образ, это совсем не значит, что он "оживёт" в современном неоязычестве. Увы, те древние времена с соответствующей мифологией безвозратно канули в Лету, и та Баба Яга, даже если б она воскресла, оказалась бы ныне "не ко двору" у язычников. "Древнее прошло, теперь всё новое" (2 Кор. 5:17). Сегодня творится новая мифология, применительно к новым условиям жизни. И, конечно, образ Бабы Яги тоже претерпевает трансформации. Но бывают трансформации "к худу", и бывают трансформации "к добру". По-моему, эта трансформация - однозначно - к добру.

Комментариев нет:

Отправить комментарий