Н.А.Олленну подчёркивает, что в Африке не существовало земель без владельца: земли, не используемые отдельными лицами, находились в резерве трона. Понятие «трон» в прошлом, как считает Олленну, означало племя или этническую группу. «Занимающее трон лицо или глава племени вместе со старейшинами держит землю для использования общиной, племенем или семьёй. Трон означает общину или племя в целом» [1].
Африканист И. Е. Синицына в монографии "В мире обычая" (М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997) пишет:
Действительно, в отдалённый исторический период собственность «трона» представляла коллективное владение, которое в ряде случаев принадлежало семье первопоселенцев. Видимо, поэтому Сарба и относил к одной категории «собственность трона» и «собственность предков».
Со временем произошла сакрализация сидений правителей - «тронов», и уже не трон служил подчёркиванию власти, а правитель говорил от имени «трона». «Трон» стал символом власти правителя, возглавляющего семью, за которой признано право на управление обществом.
И вот что самое интересное. И. Е. Синицына говорит, что "украшенные виртуозной резьбой со сложной символикой, инкрустированные драгоценными материалами (золотом, серебром, слоновой костью и т.д.), троны иногда изготавливались со знаками царской власти — леопардами."
В связи с этим возникает ассоциация со знаменитой статуэткой Богини-Матери из Чатал-Хююка в окружении леопардов.
--------------------------------------------------------------------------
[1] Ollennu N.A. The Principles of Customary Land Law in Ghana, c. 4, 9.
Комментариев нет:
Отправить комментарий