05 июля 2022

Амазонка с зонтиком.

A lion hunt by an Amazone who has just wounded a lion, a servant holding a sunshade to protect her from the sun. From Yakto near Harbiye, second century AD, inv. 820. Источник картинки.

Амазонка, охотясь на льва, охраняется от солнца зонтиком, который держит другая женщина.

По словам Ибн Хаммада, солнцезащитный зонт был внешним атрибутом власти, отличавшим фатимидских халифов от остальных правителей ( Historie des Rois ´Obaidides ( Les Califes Fatimides) par Ibn Hammad. Alger, Paris, 1927, стр.14). С солнцезащитным зонтом фатимидские халифы не расставались; один слуга-саклаби держал такой зонт над головой имама ал-Мансура даже во время битвы.

И ещё цитата: "С давних времён зонт, более или менее роскошно украшенный золотом, шёлком или парчой, бусами и султаном, служил в Китае знаком власти. Представители различных рангов гражданской и военной администрации обычно появлялись в сопровождении носильщиков зонта положенного вида" (Источник).

Зевс верхом на козе.

"Если говорить о ездовом животном бога грозы, сведения о котором, правда, существуют лишь в балтском, германском и греческом материале, то в повозку балтского Перкунаса впряжён козёл (ožys), в повозку скандинавского Тора — два козла, Тангниостр и Тангриснир. Зевс же описывался эпитетом αἰγίοχος, означающий «наездник на козе» (αἰξ), и действительно, в одном из орфических гимнов молодой Зевс въезжает на Олимп верхом на козе" (Источник).

С другой стороны, "козёл — постоянный спутник Афродиты Пандемос. Баран часто появляется на монетах Кипра; Афродита Эпитрагия, восседающая на козле, была известна не только в Афинах.

Светильник из Кепского некрополя

Афродиту верхом на козле можно было видеть и в Элиде - то была статуя знаменитого Скопаса" (Источник).

Очень интересны параллели между Афродитой и изображениями средневековых ведьм. Вот парочка изображений на деревянных дощечках. Ведьмы отправляются на шабаш.

Ведьма сидит на козле задом наперёд, как и положено. Её окружают четверо Путти (Амуров) с символами алхимиков.


Ещё одна ведьма на козле.

И вот одно из изображений Афродиты  на античной камее (Источник).

О женоподобии Зевса я уже много говорил, и вот, пожалуйста, - ещё одно свидетельство.

04 июля 2022

Ужас жизни.

Артемида стоит и смотрит, как Геракл ломает рога священного животного...

Очевидно, ужас неизбывен. Ужас "прописан" богами на небесах как неотъемлемая часть земной жизни. Ну, типа, как кал или моча; человек без кала и мочи не может жить, не может быть. 

Я сегодня в городе, на автобусной остановке, видел умирающую кошку. Она лежала на боку и часто дышала; её открытые глаза смотрели, как по дороге проносятся мимо машины.

Кто-то положил перед ней мороженое, которое растаяло на горячем асфальте и растеклось лужицей молока; но кошка уже не замечала это молоко.

Подойдя поближе, я увидел дырку у кошки на боку; видно, кто-то пульнул в неё из пневматического пистолета. Ну и кошка пришла на остановку, видно, надеясь на помощь добрых людей. Потому что, когда наступает естественная смерть от старости, кошки, наоборот, стараются уйти от людей и умирают где-нибудь в безлюдных местах.

03 июля 2022

О первобытном инфантициде.

В статье "Загадка происхождения древнего племени Тода" говорится, что у этого матриархального племени "необычайное для большинства народов соотношение полов: на 20 девочек рождается 100 мальчиков". 

С другой стороны, римский историк Иордан называл патриархальную Скандинавию "мастерской (officina) племён и утробой (vagina) народов", откуда извергаются и извергаются всё новые и новые массы людей (Источник).

Если брать архаические общества, сохранившие традиционный образ жизни охотников и собирателей, то, как правило, детей у них немного. Цитирую, в качестве характерного примера: "Семьи у андаманцев никогда не были большими, в них, кроме мужа и жены, входят 1–2 ребёнка и иногда кто-нибудь из одиноких престарелых родственников" (Источник).

Опять же, если брать патриархальные общества, то они плодятся и размножаются со страшной силой. Патриарх, как Цезарь в Галлии, приходит, видит женщину и побеждает её.

Agostino Carracci (1557-1602). Bedroom Scene with a Man and Woman.

Поэтому женщины в патриархальных семьях всё время ходят беременными, с карапузом на руках, и цепляющимися за юбку детьми - "мал мала меньше".

В принципе, патриархат воспроизводит естественные, природные отношения. Например, кошка ежегодно приносит по пять котят. Представьте себе, что у вас - три кошки: через год у вас - 3 + 15 кошек, ещё через год - 3 + 15 + 15 кошек. Через 10 лет вы будете работать только на кошек; они вас сожрут.

02 июля 2022

О "проявлении" архетипов коллективного бессознательного.

Карл Юнг, в своё время, много говорил и писал об архетипах коллективного бессознательного. Но как убедиться в том, что они реально существуют? Архетипы — "дело тонкое": руками их не пощупаешь, на весах не взвесишь. По-моему, лучшим доказательством правоты Карла Юнга является тот факт, что одни и те же символы "проявляются" и действуют в культурах, удалённых друг от друга на тысячи лет и тысячи километров. 

Взять, например, свастику. Она уже "проявилась" в ближневосточной самаррской культуре ок. 6300 - 6000 гг. до н. э., когда ариев ещё и в проекте не было.

Источник картинки.

Где - Ближний Восток, и где - Северная Америка? Между ними - десятки тысяч километров. Не может быть и речи о каком-либо культурном заимствовании. Тем не менее, форма свастики использовалась некоторыми коренными американцами - в частности, хопи и навахо. Кстати, "т
радиционно хопи организованы в матрилинейные кланы. Когда мужчина женится, дети брака становятся членами клана жены" (Википедия).

Ковёр навахо. Источник картинки.


Детская фотография Жаклин Бувье, будущей жены американского президента Джона Кеннеди, в платье индейцев Навахо.

Индейцы племён навахо, папаго, апачи и хопи подписывают документ, в котором они отказываются от использования символа свастики в рисунках традиционного индейского искусства - одежде, украшениях и прочих бытовых вещах. Аризона, 28.02.1940 года.

Не может быть и речи о том, чтобы индейцы заимствовали свастику у своих кровных врагов - "бледнолицых собак". Нет, свастика была у индейцев задолго до прихода европейцев в Америку. Значит, она "проявилась" у индейцев так же, как недавно "проявился" образ Богородицы на стеклянной двери в реанимацию (см. Эпифания Богини).       

Гаргулья Фрайбургского собора.

В своём желании нассать на мир она конгениальна моему отвращению от этого мира.


 

30 июня 2022

Японские «женщины моря» и крито-минойские осьминоги.

Самыми знаменитыми (ну или как бы сейчас сказали «раскрученными») ловцами жемчуга в истории считаются японские «женщины моря» - Ама.

И вот что примечательно: Ама всегда были независимыми и занимали в своей семье не подчинённое, а лидирующее положение, ведь именно женщины-ныряльщицы считались кормильцами семьи. Им за столом подавалась первая чашка риса, более того — по традиции женщина-ама сама могла выбрать себе мужа. Правда, при этом заботы по дому с них никто не снимал.

Значит, матриархат обусловлен тем, что женщины - так, или иначе - выходят на "плато" самодостаточности, и это положение позволяет им, скажем так, проводить независимую (от мужчин) политику. 

Я полагаю, что хозяйственно самодостаточная женщина - это лишь один из вариантов, приводящих в конечном итоге к матриархальным отношениям в семье. Другой вариант - молодая и сексапильная женщина, благосклонность которой мужчины стремятся заполучить ухаживаниями и служением, по типу рыцарского. Третий вариант - ведунья, авторитет которой покоится на чувствах благодарности и почтения за исцеление, страха перед сверхъестественным. 


Одержимость жизнью.


Бывает, что и люди вот так же несутся куда-то, сломя голову, не замечая ничего вокруг... Словно одержимые, они не могут остановиться и взглянуть на себя со стороны, с высоты птичьего полёта, с позиции внешнего "наблюдателя". 

В кинофильме "Война и мир" есть такая сцена, где раненый князь Андрей Болконский как бы "выпадает" из суматохи Аустерлицкого сражения и "замирает", глядя на плывущие в небе облака.


Нет никакого сомнения, что тяжёлое ранение князя Андрея подействовало на него отрезвляющим образом. 

У Гоголя Хлестаков одержим манией величия и раздувается, как мыльный пузырь. "Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш..." (поскальзывается и чуть-чуть не падает на пол, но с почтением поддерживается чиновниками). 

Надо было не поддерживать Хлестакова, а со всей силы дать ему кулаком (а лучше - сапогом) по зубам, - тогда он и сам освободился бы от морока, и не морочил бы головы другим людям. Возможно, Хлестаков при этом пережил бы нечто в роде религиозного преображения, как князь Андрей. 

Одержимость жизнью можно сравнить с "линией", а выпадение из морока "крысиных бегов" (англ. rat race) — c "точкой". Очевидно, именно с "точки" начинается духовная жизнь. Она же является и человеческой жизнью par excellence.

Минойский Крит.

Минойский Крит был большим, мирным и, возможно, матриархальным средиземноморским обществом бронзового века, которое процветало примерно с 3000 г. до н.э. до 1100 г. до н.э. Из-за преобладания женских иконок ряд учёных утверждает, что на минойском Крите было "матриархальное" общество, которое могло быть эгалитарным и основанным на консенсусе.

Некоторые ведущие учёные осторожно относятся к таким характеристикам, отмечая скудность доказательств.[1] Однако археолог Мария Гимбутас обнаружила на минойском Крите продолжение более ранней неолитической культуры "Старой Европы" - эгалитарного матрицентризма, о чём свидетельствуют экономическая децентрализация Крита, матрилокальные браки и религиозные образы, ориентированные на женщин. Отмечая неравенство в размерах гробниц, она предположила, что существовала "определённая степень социального ранжирования".[3] Совсем недавно Дэвид Грэбер и Дэвид Венгроу утверждали, что минойский Крит, вероятно, представлял собой "систему женского политического правления - фактически теократию какого-то рода, управляемую коллегией жриц."[4] Учёные говорят, что ориентированные на женщин религия и искусство сами по себе не означают гендерного равенства или матриархата в реальных социальных отношениях. Однако, отмечает Грэбер, "никому ещё не удалось привести пример патриархального общества, в котором художественные образы были бы сосредоточены почти исключительно на изображениях сильных женщин, мистических или иных"[5].

Идя дальше, археомифолог Джоан Сишон утверждает, что минойский Крит представлял собой эгалитарную форму матриархата, с децентрализованной экономикой, основанной на дарах, и управлением на основе консенсуса, которому способствовал совет женщин-старейшин.[6] Аналогично, богослов и гид по Криту Кэрол Крист описывает Крит как "общество без доминирования" и с "подлинным равенством между полами".[7] Аналогично, Питер Гелдерлоос утверждает, что у критян было безгосударственное и бесклассовое общество.[8]

Матриархат

Утверждая, что минойский Крит был матриархальной теократией, Грэбер и Венгроу указывают на то, что в минойской культуре есть изображения женских властей, но нет мужских. В отличие от женщин, которые всегда одеты, большинство изображений мужчин представляют собой обнажённых или почти обнажённых атлетов или показывают, что мужчины ведут себя раболепно перед женщинами.[10] В качестве дополнительного доказательства они отмечают, что критские торговцы, которые обычно были мужчинами, в подавляющем большинстве случаев привозили священные предметы в честь женских богинь, таких как Хатор. [11] Хотя они утверждают, что минойский Крит является редким случаем в исторической летописи фактического женского правления, они отмечают, что матриархат более распространен в истории человечества, если матриархат понимать более широко. Они определяют матриархат как общество, в котором управление строится на роли матери в семье, так же как в патриархате управление строится на главенствующей роли отца[12].

Философ Хайде Гёттнер-Абендрот также считает Крит матриархальным обществом, но она определяет матриархат как общество с "истинными гендерно-эгалитарными отношениями", в котором символически сосредоточена женская власть. Указывая на то, что "arche" может означать "начало", а не "господство", она утверждает, что матриархат показывает женщин как дарительниц жизни в контексте "гендерно-эгалитарного общества"[13].

В отличие от утверждений Грэбера и Венгроу о правлении женщин на Крите, Кэрол Крист утверждает, что между полами существовало равенство:

    Хотя Богиня находится в центре внимания, а женщины являются главными действующими лицами во многих ритуалах, изображённых на кольцах печатей и других артефактах, мужчины никогда не изображаются подневольными или подчинёнными. "[14].

Питер Гелдерлоос интерпретирует искусство минойского Крита как включающее жриц-трансгендеров: "[Критяне] были если не матриархальными, то непатриархальными, с почти исключительно женскими божествами и женскими или транс-жрицами"[15].

29 июня 2022

Голубая ель — учительница жизни.

Проходя мимо голубой ели, нельзя не заметить её новые ростки на ветках, которые выделяются цветом.


В принципе, то же самое происходит каждое лето и у всех других деревьев; просто у голубых елей это смотрится особенно красиво и наглядно-поучительно: жизнь = рост; дерево, пока живёт, растёт; прекращение роста означает смерть. 

Из этого можно развить целое натурфилософское учение, но мне - лень, да и некогда: днями занимаюсь ремонтом крыши сарая, а вечерами отдыхаю, - чай, не мальчик 20 лет!

Параллели между человеком и деревом более чем прозрачны: изверженный из рая, он упал на землю и его волосы можно считать корнями дерева, позвоночный столб - стволом, руки и ноги - ветвями, а пальцы - листьями...

Но главное, что роднит человека с деревом, это его язык. Язык подобен дереву: голубая ель живёт до тех пор, пока растёт, а язык – пока способен заимствовать лексику из иных наречий и осваивать её. Как только этот процесс прекращается, язык застывает, костенеет, что равнозначно смерти. 

Я где-то читал, что в английском языке ежедневно появляется от четырёх до шести новых слов. Значит, английский - живой язык. На латыни же новых слов не появляется, нет роста, и это значит, что латынь - не живое дерево, а мёртвое бревно. 

Чтобы быть древом живым и плодоносящим, а не дубиной стоеросовой, надо каждый день "прорастать" понемногу, как ели голубые. Собственно, этим я и занимаюсь всю свою жизнь, расширяя собственный кругозор.

Говорят, тем, кому за 50, в целях профилактики от Альцгеймера и старческого слабоумия, полезно изучение иностранных языков. Каждый день по 5 - 10 новых слов  — это, по сути, те же новые "ростки" на дереве.

Эпифания Богини.

Пишут, что в центральном военном госпитале им. Вишневского на стеклянной двери в реанимацию появился образ Пресвятой Богородицы (Источник).


Надо полагать, тот же образ являлся людям и на заре человеческой истории, в эпоху верхнего палеолита. Потому-то и встречается археологам образ Богини в самых древнейших археологических слоях, что люди старались запечатлеть и сохранить этот "нерукотворный" образ.   

 

28 июня 2022

Идеальная христианка.

Целомудренная женщина по представлению немецкого художника 16 века Антона Вонзама (Anton Woensam).

В комплекте имеются:
- ястребиные глаза, дабы неустанно бдить, высматривая желающих покуситься на её честь
- уши, дабы слушать Слово Божие
- рот на золотом замке, дабы с губ не слетало оскорбительных слов
- зеркало в правой руке, в котором отражается распятие - лучшее средство от гордыни
- кувшин в левой руке, дабы обслуживать нуждающихся
- голубка на груди, символ супружеской верности
- пояс из змей уберегает от склок, неверности и нечестивых забав
- лошадиные копыта, дабы пахать на ней дабы твёрдо стоять на стезе добродетели.

 

26 июня 2022

Афоризмы

1. "Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, быть может, и значит только — стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.

Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретённая, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей".

Фёдор Достоевский (Источник

2. Въ годъ своей смерти, въ статьѣ «Надъ могилой Пазухина», Константинъ Николаевичъ Леонтьевъ крайне пессимистически выражаетъ взглядъ на будущее: «... Русское общество и безъ того довольно эгалитарное по привычкамъ, помчится ещё быстрѣе всякаго другого по смертному пути всесмѣшенія и — кто знаетъ? — подобно евреямъ, не ожидавшимъ, что изъ нѣдръ ихъ выйдетъ Учитель Новой Вѣры, — и мы, неожиданно, лѣтъ черезъ 100 какихъ нибудь, изъ нашихъ государственныхъ нѣдръ, сперва безсословныхъ, а потомъ безцерковныхъ, или уже слабо церковныхъ, — родимъ... антихриста?» (Источник)

3. "О Русь! в предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?"

Владимир Соловьёв. Ex oriente lux (1890). Источник

 4. Прекрасное от Александра Филоненко.))

Ты - маленький ребёнок, который пришёл с мамой в парк аттракционов. Ты идёшь по парку, в кармане у тебя - заветные билетики (все аттракционы мира - в твоём кармане!), в руках - сладкая вата. Ты счастлив. И вдруг ты оборачиваешься, а мамы - нет.

И всё обрушивается мгновенно: ни вата не радует, и аттракционы уже не нужны. И вообще жизнь закончилась. И ты не знаешь, сколько тебе хватит ещё секунд, чтобы не заорать. Ты стоишь в этом пустынном космосе, забытый во вселенной, и чувствуешь нарастание внутреннего холода... И вдруг - мама выходит из-за киоска какого-то. Уфф!

И тут сразу оказывается, что она тебе снова не нужна.

Такова - краткая история отношений человечества с Богом.

5. Это страннейшая человеческая черта. Люди больше всего на свете ратуют за свободу, но стоит ей забрезжить, как сразу пытаются всучить её какому-нибудь вождю. Всегда ищут кого-то, кому бить поклоны.

Колин Уилсон (1931 — 2013)

6. Важнейшей проблемой российской цивилизации, если таковая просматривается сегодня, является взаимоотношение человека и государства.


К сожалению, в русской традиции столетиями человек видел себя ниже государства, в смиренности отдавал свою судьбу и самою Жизнь в распоряжение Государству.

Государство и Родина получили право всё решать за Человека, в том числе и пользоваться его Жизнью, как собственностью. И это стало главным поражением Человека в России. 

Александр Сокуров
 
7. Художник - существо, которым управляют демоны. Почему они выбрали его, он не знает и, как правило, слишком занят, чтобы поинтересоваться.

У. Фолкнер
 

Крито-минойские купцы в Египте.

Изображение минойцев с подношениями из гробницы Рехмира — государственного деятеля XVIII династии Нового царства, занимавшего во время правления Тутмоса III и Аменхотепа II посты "градоначальника Города", судьи и чати (визиря) Верхнего Египта. XV век до н.э. Музей Метрополитен (Metropolitan Museum of Art).

Древний Египет в течение многих лет был союзником Крита. Напротив, контакты Крита с соперниками Египта (цивилизации Междуречья, Хеттское царство) не засвидетельствованы. Часть минойцев переселилась на Кипр и Угарит, где были основаны их торговые колонии. Позднее минойцы на Кипре были подчинены тевкрами (один из "народов моря"), а в Угарите ассимилированы семитами.
 

Знание — сила.

 Скульптура "Сила книг", Китай, остров Большой Хэйхэ.


 

хорошо сказано

"Чтобы получить водительские права, надо принести справку о психическом здоровье и страховку на случай ДТП.

Чтобы взять ребёнка из приюта, надо принести справку о психическом здоровье и справку о доходе.

Чтобы нарожать детей, не нужно ничего".

Источник.

Да, приходится смиренно признать, что деторождение в современных обществах пущено на самотёк; чаще всего зачатие происходит "дуриком", как бы случайно; типа, шла девка, споткнулась и растянулась, то есть "залетела". В этом смысле, современные люди недалеко ушли от обезьян. 
 

25 июня 2022

«В ночь на Яна».

"В сёлах Ляховичского р-на Брестской обл. бытовало поверье, что знахарем можно стать (не раздобывая самого цветка), если «в ночь на Яна» пойти в лес «спать у папаращ»; переночевавший в зарослях папоротника якобы будет всё знать, понимать язык зверей и птиц и т. п. [ТМКБ 2009: 489-490]." Цит. по: Виноградова Л.Н. "Малоизвестные варианты полесских поверий о цветении папоротника".

У моей мамы в семье было 3 брата и 2 сестры. Один из братьев - Вася - был дурачком. Про него говорили, что в раннем детстве он заблудился в лесу, и нашли его лишь через пять дней. Я хорошо помню этого Васю; он говорил непонятно и многократно повторял одно и то же. Но я так и не понял, - то ли он оказался в лесу потому что от рождения был, мягко говоря, со странностями, то ли у него "крыша поехала" оттого, что он пять ночей проспал в лесу под папоротником.
 

О чём говорят большие поселения культуры Винча?

Knut Rassmann, Martin Furholt, Nils Müller-Scheeßel и Johannes Müller в статье "Социальная организация поселений культуры Винча. Новые данные магнитных и археологических раскопок" приводят схемы некоторых поселений культуры Винча на основании геомагнитных исследований. 

Надо сказать, довольно большие поселения. Особенно Беловодье, которое по размерам приближается к мегапоселениям Трипольской культуры. 

Мы, конечно, не знаем, сколько домов существовало одновременно в Беловодье. Авторы статьи говорят, что цифра в 300-350 домов (1500-1750 жителей; 5 человек на дом), кажется наиболее вероятной. Даже в наше время в России деревни в 300 домов нечасто встречаются, а то было ок. 7000 лет назад. 

24 июня 2022

Пришло на ум на крыше сарая.

Сегодня днём я перекрывал крышу сарая, и, как бы между делом, доказал бессмертие души (по крайней мере, для себя).

Железо ржавеет со временем, а человек стареет, — это общеизвестная, избитая истина. Но вот что примечательно: тело стареет и слабеет, а ум — нисколько не слабеет. Кажется, с возрастом ум становится даже острее и проницательнее; знания расширяются и углубляются; появляется то, что называется мудростью. 

То есть, я хочу сказать, что сознание не подчиняется вселенской энтропии. И в этом смысле, сознание — сверхъестественно, сверхприродно, оно "не от мира сего".

По сути, человеческое тело стареет точно так же, как какой-нибудь автомобиль. Однако мы можем пересесть со старого автомобиля на новый, а поменять свою старую "шкуру" на молодую мы не можем.

Наверно все, кто доживают до старости, проходят через этот диссонанс плоти и духа, когда на уме "планов — громадьё", а сил для их свершения уже нет. Тогда становятся как-то особенно близки и понятны слова Иисуса Христа: "Дух животворит; плоть не пользует нимало". Плоть похожа на воздушный шарик, который летал-летал по ветру, и... "сдулся"; и вот он падает на землю, испуская дух, и, если прислушаться к шипению воздуха из "горлышка", то можно услышать его заветную мечту, как он всей душой желал "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить"... 

 

23 июня 2022

"Венеры" художника Виктора Ляпкало.


"Песенка - к Богу лесенка".

Игра на музыкальных инструментах в определённых ситуациях открывает духам дорогу к человеку. Музыкант своей игрой провоцирует «иномирные» силы, навлекая их на себя.

Не случайно экстатический культ Кибелы был связан с корибантами и куретами, которые  поклонялись ей с неистовыми плясками, с дикими криками и с оглушительной музыкой литавр, цимбалов и флейт.

Андаманцы.

"Андаманцев, коренное население Андаманских островов, обычно рассматривают как остаток одного из древнейших человеческих сообществ. Они смогли донести до нашего времени (естественно, не полностью в первоначальном виде) самые ранние формы социальной организации и культуры, фиксируемые источниками.

Андаманцы — очень тёмные по окрасу кожи, курчавоволосые, крайне низкорослые (мужчины — 145 см, женщины — 138 см), с инфантильными, как отмечают антропологи, чертами лица, с отчётливо проявляющейся у женщин стеатопигией. Подчёркивается чисто азиатский характер их антропологического облика. У исследователей вызывает особенный интерес тот факт, что никакие смешения почти не нарушали чистоту их облика, — это поистине уникальный случай" (Источник).

Кстати, о стеатопигии. Говорят, что сильное развитие жировой прослойки на ягодицах генетически заложено у некоторых народов Африки. 

Эудокси Яо - самая большая задница в Западной Африке. Источник картинки.

В связи с этим припоминаются верхнепалеолитические "венеры" и высказывается предположение о том, что фигурки доисторических женщин, обнаруженные в пещерах Южной Франции и Австрии, и некоторые наскальные росписи свидетельствуют о том, что стеатопигия была широко распространена в верхнем палеолите в первобытных обществах Европы.
 

                                        Женская статуэтка из грота Гримальди, Италия.

22 июня 2022

Погребение в два этапа у андаманцев.

Племя Jarawa живёт на Андаманских островах в Индийском океане в кочевых группах по 50 человек.

Охотятся с луками и стрелами, ловят рыбу в коралловых рифах и собирают фрукты и мёд. Андаманцы очень любят пляски, сопровождаемые хоровым пением. Особенно чтят память об умерших. Спустя несколько месяцев после похорон они выкапывают труп, кости тщательно промывают и частью раздробляют, а череп на шнурке носит один из ближайших родственников покойного на груди (Источник).


Боже мой! Как это похоже на натуфийцев! Далее цитирую Марию Гимбутас: "В эпоху неолита на Ближнем Востоке превалировало погребение в два этапа.
Это означает, что разрозненные кости, в первую очередь - черепа, собирали и перезахоранивали после того, как они, в результате разложения или каким-либо другим путём, были избавлены от плоти. В ряде случаев черепа перезахоранивали отдельно, в особо отведённой части могильника, окружив их черепами и рогами оленей, челюстями кабанов, свиней и волов (подобная практика, к примеру, была характерна для культуры Хаманджия).

Убедительное и зримое свидетельство существо­вания экскарнации можно видеть на стенах храмов Чатал-Хююка, где Богиня представлена в облике гри­фа, спускающегося на обезглавленное тело. 


Судя по этой фреске, череп, считавшийся важнейшей частью тела, отделяли от туловища ещё до экскарнации. В храмах Чатал-Хююка черепа скла­дывали под букраниями, которые символически ас­социировались с маткой. В докерамическом Иерихо­не (долина реки Иордан) эпохи неолита под полом жилищ были найдены черепа, у которых лицевая часть воссоздана из гипса, а вместо глаз вставлены раковины. В Се­верной Европе покрытые слоем синей глины черепа были обнару­жены в могильнике Звейниекс (Латвия) VI-Vтыс. до н.э.; в их глазные впадины были вставлены янтарные кругляки.
О широте распространения вто­ричных захоронений свидетельст­вуют и коллективные погребения западноевропейских мегалитиче­ских гробниц, в которых обычно сложены расчленённые кости. За очень редким исключением, в них не бывает целых скелетов" (Источник).

Это очень хороший пример того, что в архаических обществах, удалённых друг от друга многими тысячами километров и многими тысячами лет, может быть один и тот же modus vivendi. В современных обществах — грызня и раздрай, мир на грани третьей мировой войны, а в архаических обществах — всё едино.

О "новом мышлении".

30 декабря 1922 года был создан СССР. Стало быть, в этом году 100 лет исполняется.

Я, как человек, увлекающийся историей, давно заметил, что советская идеология отнюдь не исчезла в 1991 году, когда в Кремле был спущен красный флаг и поднят российский "триколор". Когда читаешь книги по истории, изданные в РФ после 1991 года, очень часто ловишь себя на том, будто это было написано при советской власти. Приведу всего лишь один пример, в качестве иллюстрации:

"Аксумское царство погибло в огне войн, бушевавших на эфиопской земле начиная с VII века. С этого времени Эфиопия почти на пятьсот лет погружается во мрак. Войны, опустошавшие страну, разжигались феодалами, церковниками и племенной знатью других народов. Эти люди поступали так ради собственной наживы. Но признаваться в этом тогдашние правители не хотели, как не признаются виновники войн и нашего времени. Поэтому, чтобы обмануть народы, властители часто уверяли их, будто идут сражаться за правую веру, за религию. Причём каждый из них провозглашал правой только свою веру, а все прочие предавал проклятию" (Источник). 

Сия запись выложена в Сеть 16 ноября 2012 года, однако, не зная дату, можно было бы подумать, что это написано при Брежневе, Хрущёве или даже при Сталине. Потому что весь понятийно-смысловой аппарат статьи свидетельствует о коммунистической парадигме мышления автора.

В СССР и постсоветской России было издано превеликое множество — вагон и маленькая тележка — писанины, в которой клеймились феодалы и церковники, живущие ради собственной наживы. Казалось бы, при такой вековой обструкции богатства и богатеев, появление "новых русских толстосумов" невозможно. Ну, или, по крайней мере, у народа должно было бы появиться стойкое отвращение к "церковникам и племенной знати". На самом деле, я не вижу ничего подобного. Советская парадигма мышления очень заметна во всякого рода учёных трудах и записках по истории, но она совершенно отсутствует на уровне мышления простого народа. Не вижу я у знакомых вокруг себя неприятия богатства и богатеев. А это значит, что столетние труды по выработке советской парадигмы мышления не изменили ничего. Народное мышление осталось то ли первобытно-дремучим, то ли девственно-чистым. 

«Белая госпожа Сахары».

"Древняя танцовщица, названная «Белой госпожой Сахары», имела на руках и ногах много украшений, напоминающих те, какие можно и теперь видеть у африканцев, живущих к югу от Сахары" (Источник).