Игра на музыкальных инструментах в определённых ситуациях открывает духам дорогу к человеку. Музыкант своей игрой провоцирует «иномирные» силы, навлекая их на себя.
Не случайно экстатический культ Кибелы был связан с корибантами и куретами, которые поклонялись ей с неистовыми плясками, с дикими криками и с оглушительной музыкой литавр, цимбалов и флейт.
Погремушки-трещотки являлись принадлежностью шаманских камланий и использовались для вызова духов. Подобные погремушки были распространены среди многих народов тихоокеанского побережья Северной Америки — от нутка острова Ванкувер до эскимосов полуострова Аляска
и алеутов.
Кстати, эти шаманские бубны-трещотки напоминают античные систры.
Систр (или систрум) ассоциируется с Древним Египтом, где он использовался в религиозных церемониях, особенно в поклонении богине Хатхор. Но археологи нашли глиняное изображение систра и в слоях минойского Крита.
Он похож на детскую погремушку и был помещён в общую могилу на острове Крит почти 4000 лет назад. "Если потрясти инструмент из стороны в сторону, можно услышать лёгкий ритмичный звук от стука дисков друг о друга и о глиняную раму", - сказал Сакелларакис, директор Национального археологического музея Греции.
В Египте навершия систра обычно украшали изображением кошки с человеческим лицом, а на рукоятке — лицом Хатхор и богини-кошки Баст. Музыкантши, потрясающие систрами в ритуальных танцах, именовались sekhemyt. Этот титул носила супруга фараона Сети I Туя, участвовавшая в церемониях в честь богинь Мут и Небет-Хетепет.
Царица Нефертари Меренмут с систром в руке. Фреска в храме Абу-Симбел
По-моему, систр напоминает древнеегипетский символ (вечной) жизни - анх.
Комментариев нет:
Отправить комментарий