Knut Rassmann, Martin Furholt, Nils Müller-Scheeßel и Johannes Müller в статье "Социальная организация поселений культуры Винча. Новые данные магнитных и археологических раскопок" приводят схемы некоторых поселений культуры Винча на основании геомагнитных исследований.
Надо сказать, довольно большие поселения. Особенно Беловодье, которое по размерам приближается к мегапоселениям Трипольской культуры.
Мы, конечно, не знаем, сколько домов существовало одновременно в Беловодье. Авторы статьи говорят, что цифра в 300-350 домов (1500-1750 жителей; 5 человек на дом), кажется наиболее вероятной. Даже в наше время в России деревни в 300 домов нечасто встречаются, а то было ок. 7000 лет назад.
Возникает вопрос: что заставляло людей "кучковаться" в больших поселениях? Ведь для людей, живущих наруральным хозяйством, наиболее оптимальным является проживание на хуторах. Так, например, в Финляндии, Прибалтике, у людей испокон веков выработался "хуторской" тип жизни.
С другой стороны, в российских деревнях народ жил кучно, люди всегда стремились жить общиной.
Интересно, что общинный образ жизни предполагает религиозность. Именно религиозность даёт "устав" поведения, диктует "модус вивенди" и наделяет высшим смыслом проживание среди "своих". Всякого рода сектанты всегда стремились к общинному образу жизни.
мурашковцы |
Можно сделать предположение, что в больших поселениях культуры Винча люди вели общинный образ жизни. Скорее всего, у них там были свои религиозные идеалы, которые возвышали их в собственных глазах и противопоставляли нехристям варварам, живущим всяк сам по себе, "как звери в лесу".
Можно также предполагать, что центральной культовой фигурой в поселениях-общинах носителей культуры Винча было какое-то женское божество, т. к. именно женские статуэтки встречаются чаще всего на археологических раскопках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий