03 июля 2022

О первобытном инфантициде.

В статье "Загадка происхождения древнего племени Тода" говорится, что у этого матриархального племени "необычайное для большинства народов соотношение полов: на 20 девочек рождается 100 мальчиков". 

С другой стороны, римский историк Иордан называл патриархальную Скандинавию "мастерской (officina) племён и утробой (vagina) народов", откуда извергаются и извергаются всё новые и новые массы людей (Источник).

Если брать архаические общества, сохранившие традиционный образ жизни охотников и собирателей, то, как правило, детей у них немного. Цитирую, в качестве характерного примера: "Семьи у андаманцев никогда не были большими, в них, кроме мужа и жены, входят 1–2 ребёнка и иногда кто-нибудь из одиноких престарелых родственников" (Источник).

Опять же, если брать патриархальные общества, то они плодятся и размножаются со страшной силой. Патриарх, как Цезарь в Галлии, приходит, видит женщину и побеждает её.

Agostino Carracci (1557-1602). Bedroom Scene with a Man and Woman.

Поэтому женщины в патриархальных семьях всё время ходят беременными, с карапузом на руках, и цепляющимися за юбку детьми - "мал мала меньше".

В принципе, патриархат воспроизводит естественные, природные отношения. Например, кошка ежегодно приносит по пять котят. Представьте себе, что у вас - три кошки: через год у вас - 3 + 15 кошек, ещё через год - 3 + 15 + 15 кошек. Через 10 лет вы будете работать только на кошек; они вас сожрут.

Понятное дело, что в дикой природе процесс размножения у кошачьих как-то регулируется; наверно, далеко не все котята выживают, так как кормовая база не беспредельная. 

Безусловно, охотники и собиратели тоже зависят от кормовой базы. И, наверно, они понимают, что если эта кормовая база равняется, скажем так, числу 100, то одному человеку достаётся всё, двум людям - по 50, десяти людям - по 10, сотне людей - каждому по одному. 

А если людей окажется не 100, а 200 на одном кормовом участке? - Тогда начнутся у людей проблемы: недоедание, голод, болезни, конкуренция за еду, воровство, вражда, убийства...

Я всегда очень критически подхожу ко всем сообщениям о человеческих жертвоприношениях, но в данном контексте я всё же допускаю существование инфантицида в архаических обществах. Иначе как объяснить, что у тех же андаманцев в семьях по 1–2 ребёнка? 

Возможно, этот инфантицид обставлялся как жертвоприношение Матери-Земле. Возможно, чтобы избежать инфантицида, люди "срывались" с насиженных мест и отправлялись, "куда глаза глядят", - и таким образом человечество расселилось по всему лицу земли. Возможно, что и сельским хозяйством, и животноводством люди стали заниматься ради того, чтобы сохранить всех своих детей.

В патриархальных обществах нет инфантицида, но зато патриархальный мир, всю его историю, как тень, сопровождает война. Война неизбежна там, где рождается много сыновей, а ресурсов на всех - маловато. Собственно, войну можно охарактеризовать как оттянутый по времени инфантицид.

Василий Верещагин, «Побеждённые. Панихида по павшим воинам», после 1879.
      

Комментариев нет:

Отправить комментарий