22 июня 2022

Погребение в два этапа у андаманцев.

Племя Jarawa живёт на Андаманских островах в Индийском океане в кочевых группах по 50 человек.

Охотятся с луками и стрелами, ловят рыбу в коралловых рифах и собирают фрукты и мёд. Андаманцы очень любят пляски, сопровождаемые хоровым пением. Особенно чтят память об умерших. Спустя несколько месяцев после похорон они выкапывают труп, кости тщательно промывают и частью раздробляют, а череп на шнурке носит один из ближайших родственников покойного на груди (Источник).


Боже мой! Как это похоже на натуфийцев! Далее цитирую Марию Гимбутас: "В эпоху неолита на Ближнем Востоке превалировало погребение в два этапа.
Это означает, что разрозненные кости, в первую очередь - черепа, собирали и перезахоранивали после того, как они, в результате разложения или каким-либо другим путём, были избавлены от плоти. В ряде случаев черепа перезахоранивали отдельно, в особо отведённой части могильника, окружив их черепами и рогами оленей, челюстями кабанов, свиней и волов (подобная практика, к примеру, была характерна для культуры Хаманджия).

Убедительное и зримое свидетельство существо­вания экскарнации можно видеть на стенах храмов Чатал-Хююка, где Богиня представлена в облике гри­фа, спускающегося на обезглавленное тело. 


Судя по этой фреске, череп, считавшийся важнейшей частью тела, отделяли от туловища ещё до экскарнации. В храмах Чатал-Хююка черепа скла­дывали под букраниями, которые символически ас­социировались с маткой. В докерамическом Иерихо­не (долина реки Иордан) эпохи неолита под полом жилищ были найдены черепа, у которых лицевая часть воссоздана из гипса, а вместо глаз вставлены раковины. В Се­верной Европе покрытые слоем синей глины черепа были обнару­жены в могильнике Звейниекс (Латвия) VI-Vтыс. до н.э.; в их глазные впадины были вставлены янтарные кругляки.
О широте распространения вто­ричных захоронений свидетельст­вуют и коллективные погребения западноевропейских мегалитиче­ских гробниц, в которых обычно сложены расчленённые кости. За очень редким исключением, в них не бывает целых скелетов" (Источник).

Это очень хороший пример того, что в архаических обществах, удалённых друг от друга многими тысячами километров и многими тысячами лет, может быть один и тот же modus vivendi. В современных обществах — грызня и раздрай, мир на грани третьей мировой войны, а в архаических обществах — всё едино.

Комментариев нет:

Отправить комментарий