Минойский Крит был большим, мирным и, возможно, матриархальным средиземноморским обществом бронзового века, которое процветало примерно с 3000 г. до н.э. до 1100 г. до н.э. Из-за преобладания женских иконок ряд учёных утверждает, что на минойском Крите было "матриархальное" общество, которое могло быть эгалитарным и основанным на консенсусе.
Некоторые ведущие учёные осторожно относятся к таким характеристикам, отмечая скудность доказательств.[1] Однако археолог Мария Гимбутас обнаружила на минойском Крите продолжение более ранней неолитической культуры "Старой Европы" - эгалитарного матрицентризма, о чём свидетельствуют экономическая децентрализация Крита, матрилокальные браки и религиозные образы, ориентированные на женщин. Отмечая неравенство в размерах гробниц, она предположила, что существовала "определённая степень социального ранжирования".[3] Совсем недавно Дэвид Грэбер и Дэвид Венгроу утверждали, что минойский Крит, вероятно, представлял собой "систему женского политического правления - фактически теократию какого-то рода, управляемую коллегией жриц."[4] Учёные говорят, что ориентированные на женщин религия и искусство сами по себе не означают гендерного равенства или матриархата в реальных социальных отношениях. Однако, отмечает Грэбер, "никому ещё не удалось привести пример патриархального общества, в котором художественные образы были бы сосредоточены почти исключительно на изображениях сильных женщин, мистических или иных"[5].
Идя дальше, археомифолог Джоан Сишон утверждает, что минойский Крит представлял собой эгалитарную форму матриархата, с децентрализованной экономикой, основанной на дарах, и управлением на основе консенсуса, которому способствовал совет женщин-старейшин.[6] Аналогично, богослов и гид по Криту Кэрол Крист описывает Крит как "общество без доминирования" и с "подлинным равенством между полами".[7] Аналогично, Питер Гелдерлоос утверждает, что у критян было безгосударственное и бесклассовое общество.[8]
Матриархат
Утверждая, что минойский Крит был матриархальной теократией, Грэбер и Венгроу указывают на то, что в минойской культуре есть изображения женских властей, но нет мужских. В отличие от женщин, которые всегда одеты, большинство изображений мужчин представляют собой обнажённых или почти обнажённых атлетов или показывают, что мужчины ведут себя раболепно перед женщинами.[10] В качестве дополнительного доказательства они отмечают, что критские торговцы, которые обычно были мужчинами, в подавляющем большинстве случаев привозили священные предметы в честь женских богинь, таких как Хатор. [11] Хотя они утверждают, что минойский Крит является редким случаем в исторической летописи фактического женского правления, они отмечают, что матриархат более распространен в истории человечества, если матриархат понимать более широко. Они определяют матриархат как общество, в котором управление строится на роли матери в семье, так же как в патриархате управление строится на главенствующей роли отца[12].
Философ Хайде Гёттнер-Абендрот также считает Крит матриархальным обществом, но она определяет матриархат как общество с "истинными гендерно-эгалитарными отношениями", в котором символически сосредоточена женская власть. Указывая на то, что "arche" может означать "начало", а не "господство", она утверждает, что матриархат показывает женщин как дарительниц жизни в контексте "гендерно-эгалитарного общества"[13].
В отличие от утверждений Грэбера и Венгроу о правлении женщин на Крите, Кэрол Крист утверждает, что между полами существовало равенство:
Хотя Богиня находится в центре внимания, а женщины являются главными действующими лицами во многих ритуалах, изображённых на кольцах печатей и других артефактах, мужчины никогда не изображаются подневольными или подчинёнными. "[14].
Питер Гелдерлоос интерпретирует искусство минойского Крита как включающее жриц-трансгендеров: "[Критяне] были если не матриархальными, то непатриархальными, с почти исключительно женскими божествами и женскими или транс-жрицами"[15].
Минойские религиозные образы подчёркивали регенерацию и часто изображали богинь в окружении растений и животных, таких как львицы, птицы и змеи. Змея, которая сбрасывает кожу, возможно, была символом регенерации и связана с весенним ритуалом цветочного возрождения.[16]
Кэрол Крист называет женские фигуры, держащие змей, змеиными богинями и говорит, что они "вызывают в памяти времена, когда женщины не боялись, когда наша сила вызывать жизнь из тьмы была признана священной"[17].
Религиозные святилища находились на горах и в пещерах[18].
Брак
Гимбутас писала:
Брак на Крите был матрилокальным, и этот обычай сохранялся до конца исторического периода. Матрилокальный брак описан Страбоном в I веке до н.э. и засвидетельствован законами, начертанными на стенах храма Гортины. Из них мы узнаём, что женщина после замужества сохраняла полный контроль над своим имуществом и имела право на развод по своему желанию. Кроме того, брат матери занимал важное положение и отвечал за воспитание её детей[19].
Игра
По словам Грэбера и Венгроу, минойское искусство сосредоточено на "сценах игры и внимании к удобствам". Позже они добавляют: "В минойском искусстве нет героев - только игроки. Крит дворцов был царством Homo ludens. Или, возможно, лучше сказать, Femina ludens - не говоря уже о Femina potens."[20] Отмечая минойские изображения игривых женщин, Джон Янгер сообщает, что "минойские женщины редко изображаются за работой"[21].
Решения
Кишон утверждает, что Крит принимал решения через "советы консенсуса, которым способствовали женщины - старейшины общества."[23] Её доказательства включают:
"децентрализованное ведение записей и управление; отсутствие пространственного разделения между монументальными и обычными зданиями; отсутствие укреплений в целом; свидетельства скамеек в Айя-Триаде и Кноссе; общинный, а также священный характер храмов-дворцов"; новое понимание минойских вилл как центров поселений, где происходило производство, управление и церемонии, а не как мест обитания аристократии; и археологические, а также мифологические и иконографические свидетельства матрилинейности и матрилокальности[24].
Хотя на Крите были большие здания, иногда упоминаемые в научной литературе как "дворцы", эти здания на самом деле служили, по словам Питера Гельдерлооса, "складами, центрами перераспределения, коллективным жильём для жриц и администраторов, архивами и религиозными местами."[25] Гельдерлоос пишет, что критяне были "по всей вероятности, народом без гражданства"[26].
В одном из таких зданий была комната, которую определили как "тронный зал", с креслом и каменными скамьями, чтобы все могли видеть друг друга, и с прилегающей купальней. Первоначально она считалась местом монарха, но впоследствии её стали уподоблять аналогичной комнате в Акротири, которая изображает женскую церемонию инициации, вероятно, связанную с менструацией.[27] Грэбер и Венгроу интерпретируют предполагаемый тронный зал как "не место монарха-мужчины, а скорее место главы совета, и его обитатели, скорее всего, были последовательностью женщин-советников"[28].
На Крите существовала письменность, но в расшифрованных документах на этом языке не упоминаются законы, правители или другие элементы государственного устройства. Почти во всех государствах одной из основных функций письменности было документирование законов и летопись жизни и карьеры элиты. В отличие от этого, письмена с Крита, похоже, сосредоточены в основном на торговле и немного на религии[29].
Экономика
Крит имел экономику, основанную на торговле, с большой сетью людей, которые торговали за границей. Продовольствие они получали от "многокультурного сельского хозяйства, пчеловодства, шелководства, аквакультуры, рыболовства и охоты"[30].
Археологи Дриссен, Жюссере и Летессон отметили "замечательное отсутствие или скудость традиционных показателей земельной собственности ... границы полей, наскальные рисунки, сельскохозяйственные террасы или чёткие естественные границы, совпадающие с различиями в материальной культуре."[31] Этот вывод предполагает отсутствие частной собственности на землю.
Некоторые археологические данные свидетельствуют о том, что ремесленники и жрицы пользовались большим количеством предметов роскоши, чем земледельцы и скотоводы. Тем не менее, есть свидетельства того, что минойский Крит мог быть относительно эгалитарным или даже бесклассовым обществом. Как отмечает Кишон, даже основной археолог Роберт Кель "признаёт, что Крит представляется относительно эгалитарным обществом, где даже в позднеминойские времена, LM I, 1580-1450 гг. до н.э., "богатство всё ещё было широко распространено""[33].
Кишон утверждает, что минойский Крит имел эгалитарную, сбалансированную, основанную на дарах экономику. Гельдерлоос также не считает, что существовало классовое расслоение. Он утверждает, что крестьяне и пастухи имели слишком разнообразный рацион питания и слишком высокий уровень здоровья, чтобы быть работящим, эксплуатируемым классом. Он также отмечает, что нет никаких доказательств существования полиции, которая могла бы навязывать работу:
С одной стороны, критская диета была слишком богатой, слишком разнообразной, чтобы предположить наличие гиперэксплуатируемого, порабощённого низшего класса. Также нет свидетельств существования критской армии или других механизмов, способных навязать экономику типа "работай или голодай", столь распространённых в других городах-государствах. Само разнообразие критского производства продуктов питания (охватывающее многокультурное сельское хозяйство, пчеловодство, шелководство, аквакультуру, рыболовство и охоту - разнообразие, которое было бы невозможно наблюдать и контролировать слабому государству), в сочетании с отсутствием свидетельств существования полиции или военной структуры делает предложение о принудительном или зависимом крестьянском населении смехотворным. В худшем случае купцы-священники, контролирующие дворцы, могли навязать неблагоприятный обменный курс, затрудняющий или делающий невозможным приобретение крестьянами предметов роскоши, но крестьяне всё равно были более или менее самодостаточны, автономны и здоровы"[35].
Окружающая среда
Религиозные образы почитали животных и растения как священные. Минойцы охраняли некоторые горы и пещеры как святыни[36].
Преступность
Нет никаких свидетельств того, что на Крите существовала полиция[37].
Соседние общества
Крит был "мирным обществом с минимальной оборонительной инфраструктурой и отсутствием сведений об участии в наступательных войнах"[38].
Комментариев нет:
Отправить комментарий