22 ноября 2022

Medusa strikes back

В 2020 году напротив здания уголовного суда в манхэттенском сквере установили статую Медузы Горгоны, победившую Персея вопреки известному древнегреческому мифу.

Скульптура обрела большую популярность в 2018 году после того, как её изображение с подписью "Будьте благодарны, что мы хотим только равенства, а не расплаты" растиражировали тысячи пользователей социальных сетей.

Первоначально её автор Лучиано Гарбати называл свою работу переосмыслением знаменитой скульптуры Бенвенуто Челлини "Персей", где знаменитый греческий герой стоит с отрезанной головой Медузы Горгоны.

После всплеска популярности Лучиано поддержал ценительниц своего творчества, и вскоре с известным фотографом Беком Андерсеном предложил установить статую возле здания суда, где рассматривались, как отметил сам скульптор, "преступления, связанные с насилием в отношении женщин", намекая на шумный процесс над Харви Вайнштейном.


 Источник - Terra Feminarum

Мне за женщину обидно...

На дзен-канале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ появилась статья "Тело этой женщины около 600 тысяч лет назад притащили в пещеру гиены". Нет бы сказали "тело этой гоминины", или "тело этой гоминиды", а то прям сразу "тело женщины". Хотя в тексте статьи упоминаются "гоминины из Нанкина", но там же авторы говорят о реконструкции «девушки из Нанкина». 

Здесь сразу узнаётся почерк "сказочника" Станислава Дробышевского (см.: Сказочник Станислав Дробышевский и его "байки"), который видит "трогательное лицо" у обезьяны-австралопитека, жившей в Южной Африке 2,7 миллиона лет назад, и называет её "женщиной". 

Какие основания у авторов, чтобы кости гоминины из Нанкина называть "женщиной"? Женщина, по всем понятиям, это существо разумное. У животных нет "женщин", у них есть самцы и самки. Может ли Дробышевский доказать, что нанкинская гоминина (или гоминида) обладала человеческой речью и хотя бы какими-то зачатками культуры, которые определяют существо человека? Или он руководствуется одним лишь "мясом"? Типа, вот, у этой гоминины строение тела похоже на человеческое, значит, она - "женщина". Ну, тогда, и это - тоже "женщина".


Проблески матриархального сознания у наших современников.

Мама мылила Раму.
Кришну и Браму мыла.
Заваривала густо кашу.
Мягко постель стелила.
Штопала мирозданье.
Нитки вдевала в иглы.
Иглы втыкала в ели,
ели роняли шишки.
Мама вязала месяц,
солнце и все планеты.
Мама сшивала время,
чтобы не бегало где-то.
Мама, конечно, устала
и отдохнуть присела.
Рама, Кришна и Брама
ударились вдруг в веселье.
Перевернули время,
рассыпали души по свету.
Что с них возьмёшь - боги.
А боги - всё те же дети.
Мама, не спи, замёрзнешь.
Мама, замёрзнем все мы.
Мама, замёрзнут звёзды,
души и все планеты.
Вот, уже остывают.
Время течёт сквозь пальцы.
Мама, возьми корзинку,
вышей меня на пяльцах.
Чтоб мне не видеть смерти,
чтоб мне не ведать горя.
Чтоб “мама
мыла
раму”
и ничего другого.


17.11.20 Ирина Окунева. Источник

21 ноября 2022

"Оленья страна".

Восточные ветви скифских племён, проживавшие в I тыс. до х. э. в степях к востоку от Каспийского моря, имеют собирательное название са́ки. Название восходит к скифскому слову saka — ‘олень’.

Значит,  саки — это "олени". Может быть, так же, как христиане называются по имени Иисуса Христа, так и саки назывались по имени какого-то мифического Оленя?

Вообще говоря, изображения оленей находят на всей территории проживания скифов.

курган Толстая Могила

Но, чем далее на восток, тем чаще встречаются олени.

древнее святилище Калбак-Таш («плоский висячий камень») на Алтае
 
оленные камни в Монголии

20 ноября 2022

К этимологии имени Прометей.

"Одно из прозвищ Агни — "Прамати": согласно индийским текстам, деревянный стержень, вращением которого добывали священный огонь, назывался pramantha" (Ариэль Голан).

Добывание священного «Живого огня». Реконструкция

Прамати, pramantha... Может быть и Прометей стоит здесь где-то рядом?

В записи "Гестия" говорилось, что, согласно одному из вариантов древнегреческого мифа, титан Прометей украл огонь у Гестии, чтобы передать его людям.

Гестия и Веста — это одна и та же богиня. Авгу­стин при­во­дит цита­ту из Варро­на, в кото­рой Веста высту­па­ет как ипо­стась Зем­ли, и Лак­тан­ций при­пи­сы­ва­ет языч­ни­кам взгляды на Весту как на вопло­ще­ние Зем­ли (II, 6). Земля — "Мати". 

Интересно, что центральная потолочная балка в русских избах называлась матицей. Матица располагалась перпендикулярно к оси «вход — красный угол». У славян считалась оберегом и хранительницей дома. Посторонним не полагалось пересекать эту границу без приглашения хозяев.

 

Снизу — "мати", сверху — "матица", а трущийся вертикальный стержень промеж ними — как называется? "Промежник"? Или может быть Прометей? Так или иначе, его фаллическая форма вполне очевидна.

Остроумная женщина.

Агата Кристи говорила: "Я вышла замуж за археолога, чтобы не бояться возраста. Для любителя древностей, чем старше предмет, тем интереснее".

Яномамо.

Яномамо живут в джунглях Амазонии в высокогорных районах Бразилии и Венесуэлы.

До 60-х годов прошлого века яномамо жили в постоянной войне между поселениями, изредка объединяясь деревнями против общего врага.

Все жители деревни, а их, как правило, от 40 до 300 человек, живут в одной общей овальной хижине без перегородок – шабоно. У каждой семьи есть свое место, костровая яма и гамаки.

Самые уважаемые люди в любом индейском племени – шаман и вождь. У яномамо эти функции выполняет один человек. Его выбирают по умениям решать споры, готовить лекарственные и галлюциногенные снадобья и общаться с духами. Избранным на уважаемую должность быть никто не хочет. Вождь первым идет в бой, последним ест и, несмотря на политический и религиозный авторитет, имеет меньше всего имущества и привилегий.

Маленькими детьми, в том числе мальчиками в возрасте до 8 лет, занимаются исключительно матери. Они берут подрастающее поколение на работу в поле, ловлю рыбы и сбор плодов. Повзрослев, девочки так и остаются с матерями перенимать женское ремесло, в то время как воспитанием мальчиков начинают заниматься мужчины.

Яномамо не курят табак, а жуют, причём все без исключения. Он, говорят яномамо, настоящий спаситель: подавляет голодные спазмы и придаёт сил. Нередко на торжествах воины племени принимают галлюциногены: грибы «екуана», семена «йопо» или внутреннюю часть коры одурманивающих деревьев, стёртую в порошок и смешанную с золой. Последний галлюциноген, влияющий в первую очередь на слух, вдыхают через полый побег бамбука до появления первых признаков тошноты и сильной головной боли. 


Языческие корни футбола.

Ариэль Голан, реконструируя неолитический миф, объясняющий восход и заход солнца (олень похитил солнце-деву в подземном мире и бежал с ней на небо, а разгневанный владыка преисподней погнался за оленем, сразил его и вернул свою пленницу обратно), предполагает, что, видимо, существовали обрядовые действа, иллюстрировавшие соперничество с целью обладания солнечной девой, борьбу за солнце. "Отсюда, наверное, происходят различные игры с мячом: ацтекская ритуальная игра в мяч, весенняя ритуальная игра в мяч, известная в Германии и Англии (эти ритуальные игры с мячом со временем превратились в спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, гандбол). Если читатель сомневается в том, что футбол - игра по происхождению не английская и что возникла она из мистерии, представляющей миф о борьбе за солнце, то пусть обратит внимание, например, на тот факт, что в Индонезии играют в футбол с незапамятных времён и что при этом играют горящим мячом".


В Мезоамерике возрождается доиспанская традиция игры в мяч.
 

 
 
Как видно, традиционные игры отличаются от современных аналогов тем, что в них заложен элемент преодоления боли, что равносильно победе духа над материей (телом, "плотью"). 

19 ноября 2022

Насильники не являются более успешными в продолжении рода.

"Существует миф, что более жестокие и агрессивные люди должны быть более успешными в продолжении рода, так как это выгодная стратегия поведения. Можно привести пример исследований антрополога Наполеона Шаньона, по которым больший репродуктивный успех в сравнении с соплеменниками своего возраста имеют те мужчины индейского народа Яномамо, проживающего в Бразилии и Венесуэле, которые совершают убийства. Как утверждается, у них в 2,5 раза больше жён и в 3 раза больше детей.

Как считают Шаньон и некоторые другие исследователи, успешность агрессивных мужчин в продолжении рода является правилом для примитивных обществ. По их эволюционной логике, убийцы отстраняют от продолжения рода своих соседей, имеют больше потомства, а значит убийство становится наследственной чертой. Поэтому люди в ходе эволюции стали прирождёнными убийцами", - пишут Волюнтарист, Битарх. - "Но если исследовать такой вывод более детально, то окажется, что против него можно выдвинуть 6 аргументов". И они приводят эти аргументы, с которыми можно ознакомиться здесь. Я же к этому добавлю свои "5 копеек".

Да, конечно, русский ("русский" в контексте истории IX века не значит "славянский") князь Владимир имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но! Тут есть одно большое "но". Владимир был государем, то есть он имел дружину головорезов, репрессирующих и терроризирующих туземное население, то есть он имел в своих руках пресловутый "аппарат насилия". Но ведь "крутой" мужик из племени Яномамо не имеет "аппарата насилия", он полагается лишь на силу своих мышц. Поэтому, Quod licet Iovi, non licet bovi (с лат. — «Что дозволено князю Владимиру, не дозволено простому мужику с яйцами»).

Антрополог Наполеон Шаньон почему-то совсем упустил из виду, что в архаических обществах люди живут большими семьями (линиджами) или родами, и эти общества живут по закону талиона: "око за око, зуб за зуб". Соответственно, убийство одного члена рода требует убийства убийцы; вершителями правосудия выступают родичи убитого; это называется "кровной местью", если кто забыл. На Северном Кавказе раньше строили вот такие башни и сидели в них годами, опасаясь кровной мести.


"В боевых башнях укрывались жители в периоды бесконечных распрей между фамилиями, главной причиной которых являлась кровная месть. Потерпевшие родственники убитого собирались воедино, образуя своеобразное войско, а затем двигались к дому убийцы. Осаждённые укрывались в боевой башне", - сообщает the_dark_spirit в записи "Архитектура средневековой Ингушетии. Часть 3. Селения и замковые комплексы". Ну и какая жизнь у "крутого" мужика с яйцами? Об этом свидетельствует анекдот про хевсура:

«Понедельник — я печален;
Вторник — я печален;
Среда — пришёл Асланбек, убил моего брата;
Четверг — пошёл я, убил отца Асланбека;
Пятница — пришёл Асланбек, убил моего отца;
Суббота — пошёл я, убил его сына;
Воскресенье — я печален» (Источник).

Вероятные "жертвоприношения" на канале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Древние египтяне, по сообщению Ариэля Голана, в мумию умершего клали на место сердца скарабея.

А вот выдержка из статьи про следы крупнейшего в мире жертвоприношения, обнаруженные в Перу на канале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ:

"Устрашающая археологическая находка не для слабонервных: несколько лет назад на северном побережье Перу были обнаружены следы, вероятно, крупнейшего массового жертвоприношения детей в мире. Более 140 детей и 200 молодых лам были убиты в ходе события, которое произошло около 550 лет назад на берегу Тихого океана <...> На скелетах детей и животных имеются следы порезов грудной клетки, а рёбра вывихнуты. Вероятно, грудную клетку жертв вскрывали, чтобы извлечь сердце".

Несмотря на дважды повторенное "вероятно", авторы канала трактуют археологическую находку как "детское жертвоприношение". Типа, вероятно, грудную клетку вскрыли, а затем, вероятно, извлекли сердце. "Состояние скелетов говорит о том, что сердца детей были удалены, сказал антрополог Габриэль Прието, руководящий раскопками в Пампа-ла-Крус, где были найдены останки" (Источник). Хотя всё "вилами по воде писано".

Вообще, на канале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ очень тенденциозная подача информации. Вот вчерашняя запись: "7500 лет назад эту женщину, вероятно, съели, вместе с 40 другими несчастными". Опять - "вероятно". Там рассказывается про «Яму смерти» шириной 3 м и глубиной 1,5 м. "Нижний её слой содержал кости животных - коров и собак, оставшихся, вероятно, от большого пира. А выше залегали перемешанные остатки около 40 человек, включая многочисленные черепа и длинные кости, вместе с костями животных. Среди погребённых – мужчины и женщины, возрастом от новорожденных до пожилых. Скелеты были расчленены, но при этом сохранность костей хорошая. Анализ, проведённый в 2010 году, выявил на скелетах следы зубов и признаки расщепления костей для получения костного мозга, что говорит о вероятном каннибализме в Домузтепе".

В комментах ендрей ы удивляется: "это где они в те времена столько водки взяли? за пару недель съесть сначала коров и собак, а потом приняться друг за друга".

Но больше всего мне понравился коммент от Primorecz:

Разговаривают троглодит и европеец.
Троглодит :
- У нас тут недавно война была . Пять человек убили . И съели .
Европеец :
- Херня какая ... У нас в прошлом веке война была - 50 миллионов убили .
Троглодит удивленно :
- 50 миллионов ??? А съели-то как ??? )))

Дробышевский & Co выглядят как евангельские фарисеи: ищут "соломинку" в глазу архаических обществ, а "бревно" в глазу современного общества не замечают.

Священное рукопожатие.


Обручальное кольцо. Такие кольца были распространены не только в Византии, но и в Древней Греции и Риме. На них изображён момент единения двух рук мужчины и женщины во время церемонии бракосочетания (dextrarum iunctio).

Всё предельно просто: раз девушка подала руку мужчине (при свидетелях), значит она его жена.

Отсюда следует, что до брака девушка была "неприкасаемой", или, точнее, "неприкосновенной" (untouchable). Потому что если б она дружила и "гуляла" с мальчиками, как ныне делают, - какой тогда смысл в рукопожатии? Десятки парней жмут руки (и не только руки) современных девчонок до брака, - не считать же их всех "мужьями" и "супругами"...

18 ноября 2022

Семейная подоплёка мифа о Персефоне.

"В египетской мифологии матерью солнца считалась "небесная корова" — олицетворение богини неба. Коль скоро богиня неба — мать солнце-девы, которую держит в плену бог преисподней, становится понятным происхождение древнегреческого мифа о том, что владыка подземного царства Гадес, или Аид, похитил дочь Деметры Персефону, которая затем должна была пребывать поочерёдно у мужа в подземном мире и у матери в небе", - сообщает Ариэль Голан. 

Да, конечно, у древних египтян была небесная корова Нут.


А вот, например, в индуизме в форме коровы выступает богиня земли При́тхиви.

Притхиви в образе коровы, за которой гонится Притху

Так что, корова — она не только "небесная", но и "земная". Посему, в равной степени можно сказать, что Персефона должна была пребывать поочерёдно у мужа в подземном мире и у матери на земле.

Но, я полагаю, по сравнению с преисподней, хороши и небо, и земля. Поэтому не столь уж и важно, куда направляется Персефона из подземного мрака, ибо оба направления - земное и небесное - вертикальны по отношению к Аиду. 

Здесь меня интересует совсем иной аспект мифа. Поскольку этот миф имел хождение в патриархальной Элладе, не родился ли он из слёз дочерей, тосковавших по своим матерям в древнегреческих гинекеях? Можно себе представить, как молодая жена говорит своему мужу: "Смотри, даже урод Аид отпустил Персефону повидаться с матерью, - неужели ты хуже Аида и не отпустишь меня погостить у матери?!"

Эволюция "венеры".

Эта фигурка изображает беременную женщину эпохи раннего неолита (6 500 - 5 800 лет до н.э.). Найдена в доисторическом поселении Анаргири (XIIIa) на территории совр. Греции.


Интересно, что фигурки с таким же "рептилоидным" разрезом глаз археологи находят и на Ближнем Востоке. Похоже на то, что в VII - VI тысячелетиях до х. э. они были таким же универсальным явлением, как верхнепалеолитические "венеры". Только те были безликие, а после них появились вот такие статуэтки с "рептилоидными" глазами.

Танцующее солнце.

Ариэль Голан говорит, что "у хеттов и грузин божество солнца было женским. Солнце считалось женщиной у австралийцев, малайзийцев, эскимосов, у некоторых индейских племён. У близких соседей раннеземледельческих племён Передней Азии - семитов - божество солнца тоже было женским (лишь во 2 тыс. до х. э. у северных семитов оно превратилось в мужское). У древних германцев не отмечено бога солнца, но упоминается богиня солнца Сунна (это слово - древняя форма современного Sonne). В немецком языке die Sonne 'солнце' - слово женского рода; "Фрау Зонне" - персонаж немецкого фольклора. В староанглийском языке слово 'солнце' было женского рода. У скандинавов средневековые источники упоминают богиню солнца Сол. В фольклоре славян солнце зачастую представлено в женском образе, а луна - в мужском ("месяц"). В Ригведе есть мотив женитьбы бога луны Сомы на богине Солнца Суриа. Литовское saule - слово женского рода. Литовский фольклор богат песнями, в которых солнце представляется девушкой, невестой".

Сауле и Менулис — солнце и луна в литовской мифологии.

Также Ариэль Голан высказывает интересное предположение, что древние танцы были связаны с мифологией солнца. Когда Персефона узнала, что будет отпущена из подземелья к своей матери, она заплясала от радости; видимо, эта сцена имитировалась в культовых ритуалах, особенно весенних. Риталы неолитической религии, дошедшие до античного времени, характеризовались неистовыми плясками. Этнографически фиксируемые "народные танцы" реконструируются как реликт древней обрядности. 

Вполне может быть. Если целью неистовых плясок являлось распаление "магического жара" в танцующих, это прекрасно коррелирует с жаром солнца.

--------------------------------------------------------------------

[1] Может быть, с этим связано поверье, что на Пасху солнце "играет" или "танцует" в небе.


17 ноября 2022

«Пепел и снег»

На YouTube можно посмотреть гениальный фильм Грегори Кольбера «Пепел и снег».


Вполне ожидаемо, что этот шедевр за 5 лет набрал лишь 2,6 тыс. просмотров. Люди предпочитают смотреть всякую дребедень, типа Crazy Frog (3,5 миллиарда просмотров). 

Ну, собственно, отсюда уже понятно, почему на земле никогда не будет рая: потому что таких людей, как Грегори Кольбер, - раз, два, и обчёлся. Грегори Кольбер снял фильм про рай, но он почти никому не нужен. 

Это — первый магический кадр фантастического фильма. Лодка движется вперёд, слоны медленно-медленно поднимаются из вод безграничного океана… Слоны играют главную роль в этом фильме, а мы знаем, что у слонов - матриархат. Человечество в фильме представлено бирманскими монахами, профессиональными танцорами и детьми. И на протяжении всего фильма демонстрируются гармонические отношения между людьми и животными, как в раю.

Ясновидение во сне?

xi11zang44 приводит отрывок из рассказа "Женщины-монахини", входящий в книгу "Женщины Тибета", от современной писательницы Келъян, этнической тибетки, про тибетскую монахиню-посредницу, которая посещала потусторонний мир:

"На моей родине, в одной ничем не примечательной захолустной деревушке, некогда жила одна пожилая монахиня. Скорее всего, она родилась в самом конце XIX века. Когда началась культурная революция, ей уже было более 70 лет. Ребёнком её отправили в местный маленький женский монастырь, и она приспособилась к монастырской жизни. После 1959 года,  вернувшись домой, она сохранила свои монашеские привычки: каждый день читала сутры и молилась, иногда при поддержке членов семьи уходила в затворничество на различные периоды времени. Эта монахиня обладала некой особенностью, сильно отличавшей её от обычных людей. Она могла проспать несколько дней, и тогда её нельзя было беспокоить. Проснувшись, она часто говорила людям, которые были возле неё, что вернулась с того света. Ещё она могла передать устное  сообщение соседям от близкого человека, который уже умер. Иногда ей поручали передать устное сообщение от умершего его родственникам, жившим очень далеко. Хотя у пожилой женщины болели ноги, она всегда сама отправлялась в путь. Так как в этих посланиях она передавала точную информацию, то даже люди, которые никогда никому не доверяют, постепенно перестали сомневаться в её словах. Сосед семьи моей бабушки, проверив её сообщение, под бревном амбара нашёл большую сумму денег, спрятанных родственником, не успевшим сообщить о них перед кончиной. А самым удивительным было то, что эта монахиня могла предсказывать смерть людей и скота. Обычно она сообщала другим людям только о гибели скота. Говорят, она видела животное, которое должно вот-вот умереть, без головы. Людей, которые вот-вот должны были скончаться, она видела такими же. Её предсказания сбывались, поэтому люди не могли в них не верить. Только в самом начале некоторые считали, что она «кошка, которой посчастливилось случайно найти дохлую мышку». Но раз за разом, убеждаясь в точности её слов, люди только разводили руками от удивления" (Источник).

По следам Учителя.

Внизу - долина Армагеддона. Место грядущей Последней Битвы. Дьякон Андрей Кураев — на краю пропасти.

Кажется, на этом месте дьявол искушал Христа. Он показал все царства мира и сказал Иисусу: "Всё это дам Тебе, если Ты, пав, поклонишься мне".

Гюстав Доре. "Искушение Христа"

16 ноября 2022

Попытка реконструкции "основного мифа" неолита.

Ариэль Голан, делая попытки реконструировать неолитический "основной миф" земледельцев, обращает внимание на следующие опорные точки:

1. Олень — существо мужского пола, как и владыка преисподней.

2. Солнце в мифологии раннеземледельческих культур (в отличие от индоевропейских мифологических представлений) считалось существом женского пола.

3. Женский образ солнца — это именно девушка, а не женщина.

Для реконструкции неолитического мифа можно использовать отдельные сюжеты древнегреческой мифологии, которая, конечно, содержит в себе осколки-"пазлы" более древней крито-минойской и - шире - пеласго-эгейской мифологии. 

Мы возьмём два хорошо известных сюжета - похищение Персефоны и похищение Европы - и соединим их в одну сюжетную линию.

Сначала владыка преисподней похищает Деву,

а затем Дева бежит из преисподней, причём её "спасителем" выступает олень или бык (о тождестве этих мифологических персонажей мы уже говорили).

И ещё о корнях новогодней ёлки.

Развивая тему, начатую в записи "Корни новогодней ёлки".

"В ряде языков оленьи рога, даже сам олень (или лось) обозначаются словом, происходящим от названия древесных ветвей: например, русское сохатый 'олень, лось', скифское sāka 'олень' являются параллелью санскритскому sakha 'сук, ветвь', а литовское šaka означает 'сук, ветвь' и 'олений рог'. Есть древние рисунки, на которых оленьи рога трактованы в виде растительных форм.

Петроглифы грота Куюс на Алтае. Источник картинки.

Такая ассоциация могла возникнуть и из-за сходства оленьих рогов с ветвями, и потому, что олень сбрасывает рога осенью, а новые у него отрастают весной подобно ежегодному возрождению растительности", - сообщает Ариэль Голан. 

В записи "Мифологические параллели между оленем и быком" говорилось о том, что оленьи (и лосиные) рода связаны со световыми эффектами.

15 ноября 2022

Мифологические параллели между оленем и быком.

Оленя можно сравнить с быком в том отношении, что оба они являются жертвенными животными. 

"На стенах святилищ ранненеолитического (7 тыс. до х. э.) поселения Чатал-Гуюк в Малой Азии есть изображения оленей, а также сцен охоты на оленя.

Характер этих сцен свидетельствует, что они представляют не реальную охоту, а какое-то обрядовое действо: охотники танцуют, на них леопардовые шкуры (кошачьи хищники, как явствует из некоторых данных, в древности соотносились с божеством преисподней), среди танцующих есть обнажённые акробаты, барабанщик, безголовые фигуры", - пишет Ариэль Голан.

Эдем на востоке, а Элизий на западе.

"И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал", - повествует Библия (Быт. 2:8). Значит, рай — где-то на востоке. Соответственно, восток в христианской традиции воспринимается как светлое, благое направление. И, наоборот, запад понимается как направление, ведущее ко всеобщей погибели.

Но интересно, что Гомер помещает Элизий (Элизиум, Елисейские поля) на западном краю света, у берегов мировой реки Океан, омывающей (окружающей) землю и море. Также и Авалон, мифический "яблочный" остров кельтских легенд, находится в океане, на Священных Островах Запада. Антон Платов говорит: "Быть может, древняя память предков — память о прекрасной стране, что прекрасней всего прекрасного, — иногда просыпается в ком-то из нас? Иначе откуда это:

Быть может, в Западной Стране теперь цветёт весна,

Поют ручьи, и в тишине трель зяблика слышна,

А ночь роняет звёздный звон, и чистый небосклон

Алмазной россыпью вплетён в убор полночных крон.

Мой путь угас в Стране Теней, но знаю: с давних пор

Превыше чёрных крепостей, превыше чёрных гор

Лучится свет, бессмертен край, цветущий по весне,

И я не говорю "прощай" ни солнцу, ни звезде...

Дж.Р.Р.Толкиен"

Огонь преисподней.

капище

Ариэль Голан говорит, что ритуальные огни возжигали при каком-либо бедствии, очевидно, чтобы умилостивить бога, воплощавшегося в огне и считавшегося источником этих бедствий. При этом полагалось целесообразным, чтобы в обрядовом костре горело девять различных пород дерева и чтобы в операции участвовали девять человек; а число 9 связывалось с богом преисподней. Далее, считалось полезным, чтобы верёвка, которой вращали механизм для добывания ритуального огня трением, была той, посредством которой была совершена казнь повешением (это, видимо, потому, что умерщвлением путём повешения приносились человеческие жертвы богу преисподней), и чтобы дерево, предназначавшееся для этого огня, было срублено братьями-близнецами (а близнецы считались сыновьями бога преисподней). В древности по всему Средиземноморью, от Сардинии до Иудеи, было принято, как только человек умер, зажигать в доме огонь; это потому, что огонь считался атрибутом загробного мира. В Танахе (еврейское название Ветхого Завета) сказано, что жертвы, приносимые богу, надо сжигать, ибо "пища огня есть жертва Господу"; это явно констатация традиции тех времён, когда Господом считался бог преисподней, владыка огня. Старый русский обычай осенять себя крестным знамением, если в комнату вносят зажжённую свечу или если прозвучит гром, основан на почитании божества огня и молнии (молния - это огненный змей, бог преисподней, поднявшийся в небо). На Руси в старину огонь называли богач, а в украинском языке костёр - багаття [1]; если эти слова происходят от "бог", то это потому, что огонь считался воплощением божества; если же они родственны слову "богатство", то это потому, что змей преисподней обладал несметными богатствами. На этих примерах видно, что огонь считался олицетворением бога преисподней, - заключает Ариэль Голан. 

14 ноября 2022

Солнечное пекло.

Ариэль Голан говорит, что в неолитической мифологии солнце считалось детищем бога преисподней, атрибутом которого был огонь. 

Ну да, если сначала посмотреть на огнедышащую лаву вулкана, а затем взглянуть на солнце, сходство прямо бросается в глаза.

Мы, люди, живём на поверхности Земли как бы между двух огней. Один огонь - подземный - пылает у нас под ногами, а другой огонь - небесный - пылает у нас над головами. Адское пекло - внизу, и адское пекло - вверху. 

Согласно реконструкции А. Голана, неолитические земледельцы представляли солнце частицей подземного, адского огня, временно попавшей на небо.

В данной связи надо отметить, что в традиционных обществах кузнецов, имеющих дело с раскалённым железом, повсюду считали если не колдунами, то, по крайней мере, людьми, знающимися с чертями. Это народное поверье сохранилось в творчестве Н. В. Гоголя. Старый Пацюк отвечает кузнецу Вакуле на вопрос о дороге к чёрту: "Тому не надо далеко ходить, у кого чёрт за плечами сидит". 

К истолкованию образа "рептилоидных" женщин Убейда.

В. Гуляев размышляет по поводу загадочных фигурок женщин с головами рептилий из неолитической культуры эль-Убейд (около 6500 до 3800 г. до н.э.)


"По-видимому, - говорит он, - перед нами — образ ящера-варана, которого древние шумеры боялись, но почитали как символ плодородия. Думузи — шумерский бог стад —- в III тысячелетии до н. э. имел второе имя — Ама-Ушумгал, что означает «Его мать — дракон». А драконом в Древней Месопотамии называли полутораметрового варана, который по поверью стал матерью Думузи, а в представлениях убейдцев превратился в женщину с головой варана".

А что, если к этим "рептилоидным" женщинам присовокупить, так сказать, египетских фараонов? Мы знаем, что принадлежностью царского убора фараонов был урей, представлявший собой крепившееся на лбу  стилизованное изображение богини-кобры Уаджит. 

Фараоны считали источником своей царской власти покровительство богини  Уаджит. Фараона узнавали только по ношению Урея, что придавало правителю легитимность. Есть свидетельства существования этой традиции даже в Древнем царстве в третьем тысячелетии до нашей эры.

Почему бы не считать, что и в древнем Междуречье имелась похожая "рептилоидная" богиня, которая наделяла властными полномочиями своих избранниц и избранников? Ну а "рептилоидная" форма изображений демонстрирует примерно ту же самую "инаковость", то самое "иночество", когда говорят о христианских святых, что они "не от мира сего". (Кстати, и Христос говорил Своим ученикам: "будьте мудры как змеи".) Мы, дескать, не от похоти мужской, а от Матери нашей родились. А кто она там была - дракон, варан или кобра, - дело десятое.